Рисунок 1 - Функции рынка

Ценообразующая (или эквивалентная) функция - это установление ценностных эквивалентов для обмена продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, т.е. соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и с какой пользой.

Информационная функция. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребном количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на рынки. Высокие цены свидетельствуют о недостаточном предложении, низкие цены - об избытке благ по сравнению с платежеспособным спросом.

Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации, выдающий обобщенные данные по всему хозяйственному пространству, которое он охватывает. Концентрируемая рынком информация позволяет каждому участнику хозяйственной деятельности сверять собственное положение с рыночной конъюнктурой, приспосабливая к запросам рынка свои расчеты и действия.

Информационная функция дает участникам рынка через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит объективную информацию о спросе и предложении товаров и услуг на рынке. Современный рынок превращается в гигантский компьютер, собирающий и обрабатывающий огромные объемы информации и выдающий обобщенные данные о состоянии рынка и условиях реализации товаров и услуг.

Регулирующая функция предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, сбалансированность спроса и предложения по цене, объему и структуре, пропорциональность в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики. Рынок дает ответы на вопросы: Что производить? Для кого производить? Как производить? На рынке действует регулирующая «невидимая рука», о которой писал А. Смит, что предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им». Современный рынок регулируется не только «невидимой рукой», но и государством [14, 19].

Посредническая функция обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда. Без рынка невозможно определить, насколько взаимовыгодна та или иная экономическая и технологическая связь между участниками общественного производства. Потребитель имеет возможность выбора оптимального продавца-поставщика, а продавец - наиболее подходящего покупателя.

Санирующая функция. Рыночный механизм - это достаточно жесткая, в известной мере жестокая система. Он постоянно проводит «естественный отбор» среди участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективно функционирующих предприятий. И напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и активным. В результате селекционной работы рынка повышается средний уровень эффективности, поднимается устойчивость национального хозяйства в целом.

К вышеуказанным функциям рынка можно добавить нижеследующие функции [16, 31].

Интегрирующая функция - состоит в соединении сферы производства (производителей), сферы потребления (потребителей), а также торговцев-посредников, включение их в общий процесс активного обмена продуктами труда и услугами. Без рынка производство не может служить потреблению, а потребители не смогут удовлетворить свои потребности. Рынок содействует углублению общественного разделения труда и росту интеграционных процессов в экономике. Эта функция актуальна сейчас для России и может служить важным аргументом в пользу заключения между республиками и регионами экономического соглашения по созданию условий для функционирования единого российского рынка. Стимулирующая функция состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, необходимых товаров с наименьшими затратами и получению достаточной прибыли; стимулировании научно-технического прогресса и на его основе - интенсификации производства и эффективности функционирования всей экономики. Выполнение рынком стимулирующей функции очень важно для развития экономики. «Без давления рынка работники предприятия будут избирать директорами не лучших специалистов, а наиболее популярных и менее требовательных людей» (О. Шик), а в результате - падение объемов производства и уровня индивидуального материального благосостояния.

Контролирующая функция рынка выполняет роль главного контролера конечных результатов производства. На рынке выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует не только количество, но и качество товаров и услуг.

Функция экономичности предполагает сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на покупку товаров) и соразмерности спроса населения с заработной платой.

Функция реализации интересов рыночных субъектов обеспечивает взаимосвязь этих интересов по принципу, сформулированному А. Смитом: «Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно...». Экономический интерес продавцов состоит в получении большего дохода, а покупателя - в удовлетворении потребности с наименьшими затратами. Соединение этих интересов предполагает обмен нужными друг другу полезностями и эквивалентность рыночной сделки.

Классификация рынков

 

Рынок - это система организационно-экономических отношений, осуществляемая через куплю-продажу во всех звеньях воспроизводства: в сфере производства, распределения, обмена и потребления [12, 23].

Рынки классифицируют по разным признакам, важнейшими из которых являются:

По организационному признаку (степени ограничения конкуренции) рынки подразделяются на:

Рынок совершенной (свободной) конкуренции;

Рынок монополистической конкуренции - это такая рыночная структура, когда множество фирм, выпускающих дифференцированный продукт, конкурирует между собой, но ни одна из них не обладает полным контролем над ценами.

Олигополистический рынок - это рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм, т.е. несколько продавцов противостоят множеству покупателей.

Монополистический рынок - это рынок, на котором товар, у которого нет близких заменителей, продает один продавец, т.е. один продавец противостоит множеству покупателей.

По пространственному признаку рынки подразделяются на:

- Местный рынок (в пределах села, города);

-  Региональный рынок (в пределах одного региона);

-  Национальный рынок (внутренний);

-  Мировой рынок;

-  Рынок покупателей;

-  Рынок продавцов;

-  Рынок государственных учреждений;

-  Рынок промежуточных продавцов-посредников.

По объектам купли-продажи рынки подразделяются на:

- Рынок товаров и услуг (потребительский рынок) - включает в себя потребительский рынок (рынок предметов потребления) и рынок средств производства (товаров, предназначенных для производственного потребления);

-  Рынок труда - на этом рынке осуществляется купля-продажа рабочей силы.

- Информационный рынок - поставщиками информации выступают институты и учебные заведения, научно-технические сообщества;

-  Рынок капиталов - состоит из рынка денег и рынка ценных бумаг.

-  Рынок ценных бумаг. Основные виды ценных бумаг - это акции и облигации.

-  Рынок инноваций, т.е. рынок нововведений, изобретений, рационализаторских предложений, практически также отсутствовал в нашей экономике.

-  Рынок лицензий - это торговля технологией.

- Рынок жилья - до недавнего времени в нашей стране существовал в виде купли-продажи частных домов, дач и других владений подобного рода, а также кооперативных квартир, которые могли быть проданы и куплены.

Помимо перечисленных признаков рынки делятся:

По степени развития:

- Неразвитый рынок - характеризуется тем, что рыночные отношения носят случайный, чаще всего товарный (бартерный) характер;

-  Свободный рынок - характеризуется следующими чертами:

− неограниченное число участников рыночных отношений и свободная конкуренция между ними;

− абсолютно свободный доступ к любой хозяйственной деятельности всех членов общества;

− абсолютная мобильность факторов производства;

− неограниченная свобода передвижения капитала;

− наличие у каждого участника абсолютно полной информации о рынке (о норме прибыли, спросе, предложении и т.д.);

− абсолютная однородность одноименных товаров (отсутствие торговых марок и т.д.);

− ни один участок свободной конкуренции не в состоянии оказать непосредственное влияние на решение другого неэкономическими методами;

− цены устанавливаются стихийно в ходе свободной конкуренции;

− отсутствие монополии (один производитель), монопсонии (один покупатель) и государственного регулирования.;

- Регулируемый рынок - это рынок, подчиненный определенному порядку, который закреплен в правовых нормах и поддерживается государством.

-  Деформированный рынок.

По характеру ассортимента товаров:

- Замкнутый рынок, на котором представлены товары только первого производителя;

-  Насыщенный рынок, на котором представлено множество сходных товаров многих производителей;

-  Рынок широкого ассортимента, на котором есть ряд видов товара, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей;

-  Смешанный рынок, на котором имеются разнообразные товары, не связанные между собой.

По характеру продаж:

- Оптовый рынок;

-  Розничный рынок.

По уровню насыщения:

- Равновесный рынок;

-  Избыточный рынок;

-  Дефицитный рынок.

По соответствию законодательным нормам:

- Легальный рынок;

-  Нелегальный рынок - включает теневую торговлю и «черный» рынок.

По товарным группам:

- Рынок товаров производственного назначения;

-  Рынок потребительских товаров (например, продовольствия);

-  Рынок сырья и материалов и т.д.

По отраслевому признаку:

- Рынок автомобилей;

-  Рынок нефти;

-  Рынок компьютерной техники

-  Текстильный рынок;

-  Рынок сельхозпродукции и т.д.

В зарубежных странах выделяют также аукционы, долгосрочные контракты, телефонно-телексный рынок, разовые сделки, биржевую торговлю.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: