Вопрос № 8. Искусство звериного стиля сарматской культуры

Тема 6. Савромато-сарматская культура

Среди древнего прикладного искусства Евразии, так называемого скифо-сибирского звериного   стиля, довольно четко выделяется его поволжско-уральский вариант, связанный в основном с ирано-язычными кочевниками — носителяма савроматской археологической культуры. Создателями его были савроматы Геродота, кочевавшие в степях Задонья. Поволжья и родственные им племена Южного Приуралья. В дальнейшем на базе обеих групп сложились различные собственно сарматские племена аорсов, сираков, роксоланов и аланов.
Поволжско-Уральский вариант скифо-собирского звериного стиля окончательно сложился, судя по археологическим материалам, не позже середины VI в. до н. э. Он не имел корней у непосредстенных предместненников и предков - племен позднесрубной и позднеандроновской культур. Конечно, зооморфные представления, пережитки тотемизма и легенды, связанные с животным миром, существовали у этих предков: они были свойственны всем древним народам. Однако в их материальной культуре, во всяком случае на предметах, дошедших до нашего времени, не сохранилось ни одного зооморфного изображения, которые можно было бы
рассматривать, хотя бы частично, как прототипы для савроматского звериного стиля. Он вырос, вероятно,из тех же источников, что и звериный стиль Скифия, Северного Кавказа, Южной Сибири и Средней Азии, так как в его основе лежат общие зооморфные образы, мотивы и приемы стилизации. Промежуточное положение Поволжско-Уральских степей определило его тесные связи и зависимость, с одной стороны, от зооморфного  искусства Скифии и Прикубанья, с другой стороны — от аналогичного стиля Казахстана и Южной Сибири.
Савромато-сарматский звериный стиль делится на два основных этапа: I этап (VI – IV вв.до н.э.) связан с савроматами; II этап (III в. до н.э. II в.н.э.) относится ко времени сложения новых военно-политических союзов сарматов и их расселения на запад вплоть до Дунайских провинций Римской империи.

Савроматы украшали свои вещи (костюм, оружие и конскую сбрую, предметы туалета и каменные жертвенники) стилизованными изображениями животных. Образы животных, без сомнения, навеяны пережитками тотеммических представлений, но главный смысл савроматского зверинoтo стиля, как, впрочем, и скифо-сибирского звериного стиля — сакрально-магический. Савроматский мастер особо выделяет и подчеркивает те оргады животных, которые символизировали зоркость и остроту слуха, силу, ловкость и смелость в борьбе - глаз, ухо, рога, зубастую пасть, клюв. Тело зверя иногда заполняется фигурами животных или их частями и схематичной головой хищной птицы, отмечаются мускулы щек и плеча.

Довольно часто отдельные части животного или птицы (лапа, коготь, рога с копытом, клюв, хвост птицы) воспринимались как целое - символизируя определенное качество. Они изображались как отдельный предмет (подвеска, бляшка и так далее).

На местной почве этот стиль, приобрел уже в VI в. до н.э. своеобразные черты, когда использовались образы животных местной фауны. В результате стилизации часто бывает трудно распознавать вид животных. Среди зооморфных изображений первое место занимают хищники кошачьей породы, особенно часто волк и медведь, а также хищная птица орлиной породы или фантастический орлиноголовый грифон, а затем уже олень, кабан, лошадь. Черты этих животных придаются и частым фантастическим образам.

Животные трактовались с большой экспрессией: свирепые, оскаленные морды у хищников с когтистыми лапами и грозные массивные клювы у орлов-грифинов часто изображенные с зубами, свернувшиеся в кольцо хищники или припавшие к земле, как бы что-то вынюхивающие и готовые к прыжку. Последняя поза весьма характерна на савроматских предметах. Фигуры травоядных (копытных) переданы в позе стоящих, как иногда передана и поза хищников, или лежащих животных, но в ряде случаев им придаются черты хищника. Так, некоторые травоядные имеют когтистые лапы, вытянутые вперед, как у лежащих хищников. Признаки полиморфизма присутствуют и в трактовке образов хищников (рогатые волк и медведь) и особенно фантастических драконообразных существ. Иногда животные изображены в борьбе или представлены сцены терзания и борьбы животных, что известно лишь на предметах из Южного Приуралья: два борющихся верблюда и I Пятимаров, орел, терзающий травоядное животное из Нового Кумака, близкие в виде двух голов хищников, один из которых заглатывает другого.

Кроме изображения отдельных фигур животного или его частей, в южноуральской группе известно и несколько композиций из ряда животных. Более поздние сарматские мастера обычно успешно справлялись с подобными композициями, где переплетенные в борьбе животные представляли единое целое и очень удачно вписывались в форму предмета. Однако на савроматских композициях этого еще нет.

Савроматские мастера достигли большого искусства и художественной обработки кости и рога. Резьба по этим материалам – характернейшая черта местных мастеров зооморфного искусства. Некоторые бронзовые предметы звериного стиля выявляют их прямую зависимость от косторезного мастерства. Искусно вырезаные кабаньи клыки-подвески с изображением хищников и с геометрическими мотивами – лучшие образцы зооморфного стиля савроматов Поволжья, они в основном определяют особенности поволжского локального варианта. Кроме того, в зверином стиле поволжской группы есть мотивы и особенности трактовки, связанные с Северным Кавказом и Скифией, особенно со Среднем Доном.

В Приуральской группе звериного стиля, близкой к сако-массагетской,

представленной вещами из Тагискена, а также родственной Казахстанской (тасмолинская культура) и Алтайской (пазырыкская культура), звериный стиль разнообразнее Поволжской группы по набору фауны, позам и приемам стилизации. Среди животных здесь хорошо представлены верблюд, горный козел, архар и сайгак, нехарактерные для поволжских савроматов. Мотивы архара и козла, преимущественно выраженные в бронзе и золоте, безусловно, заимствованы с юга, из горных областей Южной Сибири и Средней Азии.

Для Приуральской группы также характерны контурные схематичные изображения ноги лошади, головых орла и его когтя, представленные на золотых обкладках деревянных кубков из І Пятимаров и на бляшках от конской уздечки (голова орла) из ряда южно-уральских могильников ранних кочевников.

Некоторое своеобразие савроматского звериного стиля определялось также его тесной связью с зооморфными изображеннями ананьинской культуры Прикамья и Среднего Урала, что особенно хорошо представлено железным колчанным крючком из Любимовки с плоским изображением головы хищной птицы, с  бронзовой инкрустацией ее деталей (Приуральская группа) или изображением головы медведя в фас, с когтями передних лап около морды животного на кабаньем клыке из Ново-Привольного.

Наблюдается значительная преемственность между савроматским звериным стилем и зооморфным стилем более поздних сарматских племен.  В прохоровской культуре зооморфизм на вещах представлен значительно слабее, наступает как бы его временный упадок. Он явно зависим от предшествующего стиля, судя по зооморфным мотивам, представленным на бронзовых и костяных бляшках, подвесках и навершиях, на туалетных ложках. Здесь мотивы близки савроматским, но значительно беднее.
В прикладном искусстве сарматов по-прежнему практикуются зооморфные мотивы. Они представлены чаще всего на предметах торентики — в золоте и серебре: на браслетах и гривнах, пряжках и бляшках от одежды, на предметах конского убора — пселиих и конских фаларах, а также на алебастровых туалетных сосудиках и па ручках металлических сосудов — на золотых кубках.

В украшении предметов торевтики предпочтение отдается хищникам и драконообразным существам с сильно по изогнутыми телами, часто с «вывернутым задом», как это представлено
в более раннем искусстве древнего Алтая пазырыкской культуры. Мускулы животных часто подчеркнуты цветными вставками (пастой и другими камнями), представляя изумительную игру цвета. Сцены борьбы животных, терзания хищниқов травоядных исключительно динамичны. Они ярко представлены в Сибирской золотой коллекции Петра I, где содержатся, вероятно, и предметы сарматского производства. Эти сцены терзания и борьбы восходят еще к савроматскому времени Южного Приуралья и, вероятно, связаны с эпическими сказаниями, отражающими активную межплеменную борьбу и постоянные войны между сарматскими племенными объединениями

В течение первых веков н. э. capматский звернный стиль, восходящий к савроматской эпохе, заменяется полихромным стилем, в котором зооморфнные мотивы постепенно вытесняются геометрическими, хотя зооморфнность сохраняется до конца самостоятельного политического господства сарматов в степях Восточной Европы.

Литература:

1. Троицкая Т.Н., Новиков А.В. Скифо-сибирский мир. Новосибирск, 2007.

2. Скифо-сибирский звериный стиль в искусстве народов Евразии. М., 1976.







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: