В общении родителей с детьми

Способы разрешения конфликтных ситуаций

Самоизоляция – это обстоятельство, в условиях которого у людей возрастает уровень напряжения, раздражения и тревоги. Но необходимо понимать, что весь этот дискомфорт испытываете не только вы, но и все члены семьи. А дети особенно чувствительны к любым изменениям в окружающем мире и в большинстве случаев уровень их напряжения напрямую зависит от уровня напряжения родителей. Родственники сейчас длительный период времени находятся на одной территории без возможности уйти от неприятной ситуации на улицу, прогулку, фитнес или к друзьям. В связи этим возрастает необходимость оптимизировать атмосферу дома и научиться решать конфликты и разногласия более продуктивным способом. Об этом пойдёт речь сегодня.

    С какими ситуациями-провокаторами конфликта вы сталкиваетесь в сложившейся ситуации? Возможно, это – отсутствие возможности побыть наедине с собой, необходимость постоянно находиться с детьми и решать их проблемы без помощи педагогов, вести домашнее хозяйство и организовывать досуг членов семьи, не выходя из дома, разбирать ссоры детей, контролировать выполнение уроков. Наверно, вы сможете назвать ещё больше. Возникает вопрос, а как вести себя в таких ситуациях, какую занять позицию, выбрать стратегию, чтобы избежать конфликта или разрешить его.

    Представляю вашему вниманию рекомендации психологов для родителей по профилактике и разрешению конфликтных ситуаций с детьми в семье. А также приглашаю к обсуждению всех, кому интересна и актуальна данная тема.

1. Находиться в четырех стенах непросто, поэтому специалисты считают важным договориться с близкими о личном пространстве. Уважение к одиночеству очень важно. Чередуйте семейные ритуалы, такие как совместный ужин или просмотр кино, с моментами, когда каждому надо побыть наедине с собой.

Обговорите график пользования вещами или комнатами, которые востребованы для многих членов семьи. Можно назначить для каждого четкое время, в основу чего рекомендуется взять приоритетность. Внимательно выслушайте доводы всех родственников, постарайтесь принять решение совместно и единогласно.

2. Когда эмоции берут верх, трудно избежать конфликта. Важно научиться фиксировать свою «эмоциональную температуру» и отслеживать её в течение дня и особенно во время общения с близкими. Возьмите любую удобную для вас шкалу: от 0 до 10, где 0 – это полное спокойствие, а 10 – это точка наивысшего эмоционального напряжения; или вы можете представить себе обычный ртутный термометр, на котором вместо температуры тела отображается ваш эмоциональный заряд. Детям помладше это можно преподнести как игру, а тем кто постарше объяснить, насколько важно в жизни уметь отслеживать свои эмоции и их интенсивность. Самое время создать полезную семейную традицию: совместное чаепитие, семейный совет, обмен комплиментами. Интересная практика – это создание своеобразной анонимной почты. Берутся две банки или два ящика, коробки: одна емкость для жалоб, а вторая для комплиментов. Озвучивается условие: в течение какого-то времени можно анонимно писать жалобы и недовольства на кого-то из семьи, но при этом обязательно написать и что-то положительное о том человеке, на которого есть жалоба. Это учит ребенка учитывать плюсы и минусы и смотреть на личность человека шире, а не в контексте только своего недовольства. Зачитывать содержимое емкостей можно в конце недели на совместном чаепитии, а сами ёмкости можно красиво оформить, что привлечет ребенка к процессу творчества.

3. Не взваливайте все обязанности по дому и организации досуга семьи на себя. Объясните свои чувства, потребности, ведь вы не робот, обслуживающий всех. Распределите обязанности и задачи между всеми членами семьи. Соберите семейный совет и договоритесь, кто за что ответственен в доме (своевременный вынос мусора, походы за продуктами, влажная уборка, забота о животных и т.д.). Постарайтесь решить все это в продуктивном диалоге, а не в приказном порядке, так как авторитарный тон и давление могут спровоцировать негативные чувства у детей, вызвать протестную реакцию и снизить мотивацию на выполнение обязанностей. Повышенный контроль как компенсация собственной тревожности. В сложившихся обстоятельствах пандемии человек очень явно сталкивается с тем фактом, что он не может контролировать все в этой жизни. Неопределенность будущего, кардинальные изменения в укладе жизни, финансовые сложности и другие факторы могут вызвать у родителей чувство безысходности или страха. Отсутствие контроля в одних сферах может стать причиной чрезмерного контроля в других. Поэтому важно отслеживать, чтобы забота о близких и поддержание порядка дома не превращались в тиранию.

 

4. Следующий важный пункт – это дистанционное обучение.

Чтобы повысить мотивацию подростка на обучение можно обсудить с ним все плюсы подобной учебной формы: отсутствие затрат времени на длительную дорогу, возможность вкусно и быстро покушать, удобная одежда, комфортная обстановка, отсутствие острых конфликтов со сверстниками.

- Для создания подходящей атмосферы можно приобрести прикольные наборы статусов для рабочего стола или табличку-банер на дверь, чтобы ребенок мог обозначить начало учебного процесса.

- Следует также помочь ребенку составить определенный временной распорядок, чтобы избежать бесконечных перекусов и приходов на кухню за едой, что отвлекает от процесса учебы.

- Чаще обсуждайте с ребенком его взгляд на различные предметы и систему образования, терпеливо выслушивайте его доводы, даже если они кардинально отличаются от ваших. Позвольте ребенку рассуждать, сомневаться; спросите, какие есть альтернативные взгляды. Поинтересуйтесь, какие ваш ребенок может предложить варианты для улучшения ситуации, проанализируйте его аргументы без гнева и обвинений.

- Помогите ребенку понять, что, не смотря на неординарную ситуацию, школьные обязанности и последствия за их невыполнение все равно остаются. Итоговые работы могут перенести на более поздние даты, но эти процедуры все равно состоятся и к ним нужно готовиться.

5. Если все-таки конфликт неизбежен, и вы пытаетесь разобраться в нём, разрешить ситуацию, начните конструктивный диалог. Первое — нужно выслушать, что хочет сказать другая сторона. Неважно, родитель это или ребенок. В медиации это называется техника активного слушания. Выслушать внимательно, не отвлекаясь и не перебивая, даже если вы не согласны с тем, что говорит собеседник. Попробуйте — и вы почувствуете, что, возможно, здесь вообще нет никакого конфликта. Учите детей и учитесь сами внимательно слушать, а главное — слышать. Это первая прививка от конфликта. Но только активного слушания иногда не хватает. Поэтому можно использовать еще одно — технику задавания вопросов. Как вы зададите вопрос, с какой интонацией, с каким посылом — таким будет и ответ. Поэтому вопрос должен быть задан доброжелательно, с посылом помочь другой стороне разобраться, в чем на самом деле конфликт. Может быть, вы сможете вместе с вашим собеседником решить задачу, и выяснится, что никакого конфликта вообще нет. А если конфликт есть, то — объединиться с противоположной стороной для победы над ним. То есть мы "воюем" не с человеком, а с предметом конфликта.

6. Остановимся на стиле поведения, которого должен придерживаться взрослый, наблюдающий ситуацию ссоры между детьми.

Правило 1

Не всегда следует вмешиваться в ссоры между детьми. Ведь как в любой другой деятельности, можно научиться решать конфликты только путем участия в них. Не мешайте детям получать такой жизненно важный опыт.

Правило 2

Вмешиваясь в детский конфликт, никогда не занимайте сразу позицию одного из ребят, даже если вам кажется очевидным, кто здесь прав, а кто виноват. Ведь для ребенка, ведущего себя неправильно, это совсем не так просто.

Правило 3

Разбирая конкретную ситуацию ссоры, не стремитесь выступать верховным судьей, определяя правых и виноватых и выбирая меру наказания. Лучше не делать из личных конфликтов аналог юридического разбирательства. Попробуйте приучить детей к мысли, что, кто бы ни начал ссору, ответственность за дальнейшее развитие событий несут всегда двое.

Правило 4

Помогая детям выйти из конфликта и освободиться от накопившейся обиды и злости, следите за тем, чтобы они не переходили на личности.

Правило 5

Если вы стараетесь помочь урегулировать конфликт между детьми, вы можете сказать им, что вы очень любите их обоих, и поэтому их ссоры очень вас огорчают.

 

По подсчетам ученых, человек почти треть своего времени проводит в конфликтах. Только представьте, сколько это потерянных часов вашей жизни. Поэтому первое, чему нужно учиться, — это перестать бояться конфликтов как чего-то таинственного и неуправляемого.

На самом деле конфликты сами большие трусишки. Больше всего они боятся открытости, честности, недвусмысленности, простоты.

Главное, что точно убережет вашего ребенка от конфликтов, — это доверие между вами и вашими детьми. Когда ребенок знает, что его выслушают, дадут высказаться, поймут и, главное, что его любят, — это самая сильная профилактика от конфликта с окружающими.

 

Источники:

1. Как выстраивать взаимоотношения с ребенком в период самоизоляции. М. Гудзенко https://www.b17.ru/article/279237/


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: