Цель: выявить условия успешной адаптации ребёнка к ДОУ.
Задачи:
1. Изучить теоретические подходы к проблеме социально - психологической адаптации в психологии;
2. Рассмотреть психологические особенности детей раннего возраста.
. Выявить особенности социально - психологической адаптации детей раннего возраста к ДОУ.
. Провести исследование, направленное на выявление условий успешной адаптации ребёнка к ДОУ.
Гипотеза:
Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, необходимо следующее:
. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
. Работа с родителями, которую необходимо начинать до поступления ребенка в сад.
. Правильная организация игровой деятельности в адаптационный период, направленная на формирование эмоциональных контактов "ребенок - взрослый" и "ребенок - ребенок".
Методы:
беседа;
анализ документов;
метод включенного наблюдения;
метод для определения степени социальной адаптации ребенка в ДОУ В. Н. Меркуловой и Л. Г. Самоходкиной;
|
|
методика диагностики уровня психического развития детей Е.А. Стребелевой.
Выборка: в исследовании принимали участие 30 детей </authors/103-584-939/> в возрасте 2- 3 лет - две ясельные группы ДОУ.
Характеристика методик
Метод для определения степени социальной адаптации ребенка в ДОУ В. Н. Меркуловой и Л. Г. Самоходкиной
Наблюдая за процессом адаптации и внося данные в специальную таблицу, педагог - психолог сможет сделать вывод о результате адаптации каждого ребенка. Успешность адаптации проявляется в поведенческих реакциях и в продолжительности адаптационного периода.
Можно выделить четыре основных фактора поведенческой адаптации:
· эмоциональное состояние ребенка;
· социальные контакты ребенка;
· послеполуденный сон;
· аппетит ребенка.
Каждый из факторов может оцениваться от +3 до -3, т.е. от отличной адаптации до полной дезадаптации. Для удобства обработки данных и во избежание субъективного толкования приводим ниже краткие характеристики разных оценок (+1, +2, +3, 0, -1, -2, -3). Суммарно по всем четырем факторам можно получить +12 или -12, в интервале чего и определяются уровни адаптации.
Продолжительность процесса адаптации может ограничиваться одним днем (когда ребенок в первый день социализируется в ДОУ) или быть сколь угодно долгой.
Уровень, т.е. успешность адаптации, выводится из взаимосвязи продолжительности адаптационного периода (А) и поведенческих реакций (П).
ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ ТОГО, ЧТО РЕБЕНОК АДАПТИРОВАЛСЯ:
· хороший аппетит;
· спокойный сон;
· охотное общение с другими детьми;
· адекватная реакция на любое предложение воспитателя;
|
|
· нормальное эмоциональное состояние.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С ОЦЕНКОЙ ФАКТОРОВ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА В ДОУ
Эмоциональное состояние ребенка
(+3) Весел, жизнерадостен, подвижен, активен.
(+2) Улыбается, настроение хорошее, спокоен.
(+1) Иногда задумчив, замкнут.
(-1) Легкая плаксивость, хныканье.
(-2) Плачет за компанию; плач приступообразный.
(-3) Сильный, профилактический плач; подавленное настроение.
Социальные контакты ребенка
(+3) Много друзей, охотно играет с детьми.
(+2) Сдержан, просится на руки; неохотно играет с детьми.
(+1) Безразличен к играм, отстранен, замкнут.
(-1) Невесел, с детьми не контактирует, даже если вовлечен в игру.
(-2) Проявляет тревогу, бросает начатые игры.
(-3) Недружелюбен, агрессивен, мешает детям играть.
Сон ребенка
(+3) Сон спокойный, глубокий, засыпает быстро.
(+2) Сон спокойный.
(+1) Засыпает не скоро, спит спокойно, но недолго.
(-1) Засыпает с хныканьем, тревожен во сне
(-2) Засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне.
(-3) Отсутствие сна, плач.
Аппетит ребенка
(+3) Очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием.
(+2) Нормальный аппетит, ест до насыщения.
(+1) Аппетит выборочный, но насыщенный.
(-1) Отвергает некоторые блюда, капризничает.
(-2) Приходится следить за тем, чтобы ел; ест долго, неохотно.
(-3) Отвращение к еде, кормление мучительно.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С ОЦЕНКОЙ ФАКТОРОВ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА В ДОУ
Адаптация | Сроки (А) | Поведенче - ские реакции (П) | Уровни адаптации |
Легкая | До 5 дней -1 неделя | +12…+8 | А1 и П1 высокий А1 и П2 |
Средняя | До 15 дней - 3 недели | +7…0 | А1 и П3 средний А2 и П2 |
Усложненная | До 25 дней - 5 недель | -1…-7 | А2 и П4 сложный А3 и П3 |
Дезадаптация | Более 5 недель | -8…-12 | А3 и П4 дезадаптация А4 и П4 |