С целью выяснения причин, лежащих в основе различных вариантов дезадаптации ребенка раннего возраста к ДОУ, была проведена диагностикауровня психического развития детей определялся с помощью методики Е.А. Стребелевой.
Проводился сравнительный анализ детей по следующим показателям:
) развитие общения и речи;
) познавательная активность;
) игровая деятельность;
) целенаправленность и самостоятельность в предметной деятельности; умственное развитие (по методике Е.А. Стребелевой).
В соответствии с используемой диагностикой, параметрами уровня развития общения являются:
− инициативность,
− чувствительность к воздействиям взрослого,
− ориентация на образец и реакция на оценку взрослого.
− инициативные действия с предметами;
− степень развития активной речи, любые речевые обращения, просьбы, требования, называние предметов, речевое сопровождение действий в репертуаре коммуникативных средств ребёнка;
− степень развития пассивной речи - понимание значения слов,
|
|
предложений, различных частей речи (предлогов, наречий, союзов);
− способность выполнять речевые инструкции взрослого.
Показателями самостоятельности и целенаправленности в предметной деятельности выступают:
− способность принимать предметную задачу;
− способность находить способы действия;
− самостоятельность, проявляемая ребенком в ходе осуществления
действия;
− особенности самооценки;
− поиск оценки взрослого.
Анализ игровой деятельности детей проходит по четырем ее важнейшим составляющим:
. Наличие у ребенка потребности в игре с сюжетными игрушками.
. Владение игровыми навыками: умением выполнять игровые действия, варьировать их, действуя в рамках несложного сюжета, подбирать для него игрушки.
. Воображение, благодаря которому ребенок придумывает или принимает предложенную взрослым игровую ситуацию или сюжет, развивает их, использует в игре предметы-заместители.
. Зона ближайшего развития процессуальной игры
При анализе познавательной активности следует учитывать следующие показатели:
. Интерес к действию с незнакомым предметом.
. Характер ориентировочной деятельности и особенности предметных манипуляций.
. Наличие обращений за помощью к взрослому.
. Умение самостоятельно воспроизводить образец нового действия в независимых пробах с аналогичным предметом.
Основными параметрами оценки умственного детей раннего возраста можно считать:
− принятие задания;
− способы выполнения задания;
− обучаемость в процессе обследования;
− отношение к результату своей деятельности.
|
|
Результаты исследования
Метод для определения степени социальной адаптации ребенка в ДОУ В. Н. Меркуловой и Л. Г. Самоходкиной.
Определение степени социальной адаптации ребенка в ДОУ было проведено с помощью анализа адаптационных карт детей из четырёх групп, в которых работают опрошенные педагоги (Образец адаптационной карты см. в Приложении 1).
Среди детей 1 группы (см. таблицу в Приложении 2) 20 % детей характеризуются дезадаптацией и усложнённой адаптацией к условиям ДОУ; 67 % средней; 13 % - лёгкой адаптацией.
Во 2 группе детей 20 % детей с усложнённой адаптацией; 54 % - со средней; 26 % - лёгкой адаптацией.
В целом 20 % детей характеризуются дезадаптацией и усложнённой адаптацией к условиям ДОУ; 60 % - средней; 13 % - лёгкой адаптацией.
Сравнительные результаты исследования представлены в нижеследующей таблице.
Таблица 1
Группы | Дезадаптация (в %) | Усложнённая | Средняя | Лёгкая |
1. Группа 1 | 7 | 13 | 67 | 13 |
2. Группа 2 | _ | 20 | 54 | 26 |
Таким образом, уровень адаптации детей к условиям ДОУ в обеих группах примерно одинаков, во 2 группе он несколько выше.
Далее мы провели исследование психического развития детей разных уровней адаптации.
Методика диагностика уровня психического развития детей определялся с помощью методики Е.А. Стребелевой.