Методика диагностика уровня психического развития детей определялся с помощью методики Е.А. Стребелевой

С целью выяснения причин, лежащих в основе различных вариантов дезадаптации ребенка раннего возраста к ДОУ, была проведена диагностикауровня психического развития детей определялся с помощью методики Е.А. Стребелевой.

Проводился сравнительный анализ детей по следующим показателям:

) развитие общения и речи;

) познавательная активность;

) игровая деятельность;

) целенаправленность и самостоятельность в предметной деятельности; умственное развитие (по методике Е.А. Стребелевой).

В соответствии с используемой диагностикой, параметрами уровня развития общения являются:

− инициативность,

− чувствительность к воздействиям взрослого,

− ориентация на образец и реакция на оценку взрослого.

− инициативные действия с предметами;

− степень развития активной речи, любые речевые обращения, просьбы, требования, называние предметов, речевое сопровождение действий в репертуаре коммуникативных средств ребёнка;

− степень развития пассивной речи - понимание значения слов,

предложений, различных частей речи (предлогов, наречий, союзов);

− способность выполнять речевые инструкции взрослого.

Показателями самостоятельности и целенаправленности в предметной деятельности выступают:

− способность принимать предметную задачу;

− способность находить способы действия;

− самостоятельность, проявляемая ребенком в ходе осуществления

действия;

− особенности самооценки;

− поиск оценки взрослого.

Анализ игровой деятельности детей проходит по четырем ее важнейшим составляющим:

. Наличие у ребенка потребности в игре с сюжетными игрушками.

. Владение игровыми навыками: умением выполнять игровые действия, варьировать их, действуя в рамках несложного сюжета, подбирать для него игрушки.

. Воображение, благодаря которому ребенок придумывает или принимает предложенную взрослым игровую ситуацию или сюжет, развивает их, использует в игре предметы-заместители.

. Зона ближайшего развития процессуальной игры

При анализе познавательной активности следует учитывать следующие показатели:

. Интерес к действию с незнакомым предметом.

. Характер ориентировочной деятельности и особенности предметных манипуляций.

. Наличие обращений за помощью к взрослому.

. Умение самостоятельно воспроизводить образец нового действия в независимых пробах с аналогичным предметом.

Основными параметрами оценки умственного детей раннего возраста можно считать:

− принятие задания;

− способы выполнения задания;

− обучаемость в процессе обследования;

− отношение к результату своей деятельности.

Результаты исследования

Метод для определения степени социальной адаптации ребенка в ДОУ В. Н. Меркуловой и Л. Г. Самоходкиной.

Определение степени социальной адаптации ребенка в ДОУ было проведено с помощью анализа адаптационных карт детей из четырёх групп, в которых работают опрошенные педагоги (Образец адаптационной карты см. в Приложении 1).

Среди детей 1 группы (см. таблицу в Приложении 2) 20 % детей характеризуются дезадаптацией и усложнённой адаптацией к условиям ДОУ; 67 % средней; 13 % - лёгкой адаптацией.

Во 2 группе детей 20 % детей с усложнённой адаптацией; 54 % - со средней; 26 % - лёгкой адаптацией.

В целом 20 % детей характеризуются дезадаптацией и усложнённой адаптацией к условиям ДОУ; 60 % - средней; 13 % - лёгкой адаптацией.

Сравнительные результаты исследования представлены в нижеследующей таблице.

 

Таблица 1

Группы Дезадаптация (в %) Усложнённая Средняя Лёгкая
1. Группа 1 7 13 67 13
2. Группа 2 _ 20 54 26

 

Таким образом, уровень адаптации детей к условиям ДОУ в обеих группах примерно одинаков, во 2 группе он несколько выше.

Далее мы провели исследование психического развития детей разных уровней адаптации.

Методика диагностика уровня психического развития детей определялся с помощью методики Е.А. Стребелевой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: