История создания Союзного государства

Введение

 

Данная курсовая работа об истории создания, развитии и проблемах функционирования Союзного государства. В ней представлены исследование экономического, политического состояния Союзного государства, а также состояние и принципы формирования органов Союзного государства. Республика Беларусь выстраивая приоритеты национальной политики, определила один из приоритетов - взаимовыгодное сотрудничество, тесный союз с Россией.

Чем же объяснить желание обеих сторон на соединение в единое государство? Нужно определить, что конкретно позитивного получит каждая из сторон. Для Белоруссии - это огромный финансовый и ресурсный потенциал России; приток инвестиций, так как Белоруссия становится своего рода «окном в Европу». Для России - решение проблемы «изоляции» России, в связи с расширением НАТО и ослаблением влияния России в Европе.

Необходимость развития интеграционных процессов между Беларусью и Россией предопределено достигнутой в предшествующие десятилетия экономической и технологической взаимозависимостью народнохозяйственных комплексов двух стран. Именно распад СССР и разрыв налаженных хозяйственных связей между Беларусью и Россией привели к спаду производства. Поэтому необходимость восстановления и развития этих связей является важнейшим стимулом интеграции. Такая интеграция, способствуя оптимизации использования человеческого потенциала и материальных ресурсов, расширению рынка сбыта продукции, более эффективному отстаиванию общих интересов на международной арене, позволит быстрее и эффективнее решать различные задачи.

Уровень интеграции России и Беларуси достаточно высок, партнеры выходят на решение таких задач, которые и по существу, и по содержанию являются на постсоветском пространстве уникальными.

Таким образом, объектом данной курсовой работы является союз России и Беларуси, а предметом - его значение, функции, перспективы развития.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что российско-белорусские отношения играют значительную роль в интеграционных связях в рамках как СНГ, так и мирового сообщества в целом.

Целью данной работы является раскрытие сущности союза России и Беларуси, изучение истории становления Союзного государства, рассмотрение перспектив экономического и политического развития российско-белорусских отношений.

Исходя из целей курсовой работы, задачами являются исследования:

истории формирования союза;

органов власти Союзного государства;

проблем развития интеграционных связей.

Данная курсовая работа состоит из: введения, основных глав, заключения, списка литературы. Для ее написания использовались такие источники как законы. Основное значение уделялось:

Договору об образовании Сообщества Беларуси и России (2 апреля 1996 г.);

Договору о Союзе Беларуси и России (2 апреля 1997 г.).

 

 



История создания Союзного государства

 

Изучая многовековую историю, русский и белорусский народ не раз находились в рамках одного государства. Исторически первым государственным образованием, объединяющим русских и белорусов, была Киевская Русь. Это государство просуществовало недолго, и распалось в период раздробленности. За многие столетия государственные образования русского и белорусского народов взаимодействовали в экономической, культурной и внешнеполитической сферах. В XVIII веке Российская империя укрепилась и вместе с Австрией и Пруссией совершили раздел Речи Посполитой, в состав которого входило Великое княжество литовское, охватывавшее и белорусские земли. А именно, после разделов 1772, 1793, 1795 белорусский и русский народы опять находились в составе одного государства очень долгое время. Почти столетие эти народы находились под объединением такого государства, как СССР - Союз Советских Социалистических Республик. После распада Советского Союза и получения независимости в Беларуси был кризис. Промышленность и сельское хозяйство пришли в упадок. Белорусские власти во главе с премьер-министром Кебичем в условиях сильнейшего экономического кризиса повернулись в сторону России, ожидая от неё экономической поддержки. Бывший премьер-министр Беларуси Кебич (1990-1991 гг.), активно выступавший против политики центра при Горбачёве за экономическую самостоятельность и за суверенные права Беларуси, после распада Союза, когда положение Беларуси значительно ухудшилось, стал выступать за белорусско-российскую интеграцию, считая, что Белорусская Республика не сможет выжить без России в экономическом плане. Создание Союзного государства - процесс длительный и трудный. Уже за 1992-1993 гг. было заключено 31 соглашение, в частности, соглашение о снятии ограничений в хозяйственной деятельности от 27 января 1992 г. Затем следовало соглашение о принципах сотрудничества и взаимоотношений в области транспорта от 20 июля 1992 г., а также соглашения о координации деятельности железнодорожного транспорта, о сотрудничестве в области воздушного транспорта, об основных принципах и условиях взаимоотношений в области транспортировки нефти, о взаимодействии при эксплуатации магистральных нефтепродуктов, о транспортировке природного газа через территорию Беларуси и поставке его потребителям Республики (все подписаны 20 июля 1992 г.). Устоявшейся практикой двух стран стало заключение, как правило, в начале календарного года, соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве. Значительные меры к облегчению торговых отношений были предусмотрены в соглашении о создании свободной торговли от 15 апреля 1994 г.

Интеграционные объединения начали складываться в 1990-е гг.: Содружество Независимых Государств, Таможенный союз, Евразийский экономический союз, Союз Беларуси и России. Союз России с Беларусью базируется на нормативно-правовых актах, а именно на положениях Конституции Российской Федерации. А именно в статье 79 закреплено, что Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации. Нет препятствий для интеграции и в Конституции Республики Беларусь. Правовой основой интеграции для Беларуси являются результаты референдума 14 мая 1995 г., на который был вынесен вопрос об экономической интеграции с Российской Федерацией, где 82,4% от участвовавших в голосовании дали утвердительный ответ. В Конституции Республики Беларусь в статье 8 также закреплено положение об интеграции: «Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Республика Беларусь в соответствии с нормами международного права может на добровольной основе входить в межгосударственные образования и выходить из них.

Не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции».

Ботнев В.К. выделил несколько этапов интеграции Беларуси и России, которые были закреплены следующими документами:

.   Соглашение между Россией и Беларусью о Таможенном союзе (6 января 1995 г.);

.   Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (21 февраля 1995 г.);

.   Договор между Россией, Беларусью, Казахстаном и Кыргызстаном об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях (29 марта 1996 г.);

.   Договор об образовании Сообщества Беларуси и России (2 апреля 1996 г.);

.   Договор о Союзе Беларуси и России (2 апреля 1997 г.);

.   Устав Союза Беларуси и России (23 мая 1997 г.);

.   Декларация о дальнейшем единении России и Беларуси, Договор о равных условий субъектам хозяйствования (25 декабря 1998 г.);

.   Договор о создании Союзного государства (8 декабря 1999 г.).

Договор о дружбе, добрососедстве, и сотрудничестве между Россией и Беларусью от 21 февраля 1995 г. подвел некоторые итоги сотрудничества и наметил перспективы на будущее. В результате договоренностей между двумя странами 26 мая 1995 г. у белорусской деревни Речка, расположенной на границе Витебской и Смоленской областей, был торжественно выкопан из земли пограничный столб, что стало символичным началом движения к союзу двух государств. Особый динамизм получило это двухстороннее сотрудничество после подписания в том же году Договора о Таможенном союзе. На его основе правительства двух стран в короткий срок проделали огромную работу по унификации тарифного законодательства, денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики.

Следующим последовательным шагом в этом направлении стал заключенный 2 апреля 1996 г. договор об образовании Сообщества Беларуси и России. Именно в этот день в обоих государствах стал отмечаться день единения народов. Развитие отношений между двумя странами в рамках сообщества показало, что такая форма сотрудничества отвечала в тот период жизненно важным интересам обоих народов. Это послужило не только хорошей правовой основой для дальнейшего белорусско-российского сотрудничества, но и способствовало более динамичному развитию каждой из стран. Целью договора стало объединение материального и интеллектуального потенциалов Беларуси и России. Перед Сообществом поставлена задача формирования единого экономического пространства, синхронизации экономических реформ. Предусмотрено формирование единой законодательной и нормативно-правовой базы. В договоре сказано, что Россия и Беларусь согласовывают свою внешнюю политику, позиции по основным международным вопросам, взаимодействует в обеспечении безопасности, охране границ и борьбе с преступностью. Наиболее четко в этом договоре прорисована организационная структура сообщества: Высший совет, Парламентское собрание и Исполнительный комитет. Все органы имеют представительный характер и формируются на паритетной основе. Функции органов Сообщества не имеют конкретной привязки к отдельным положениям договора.

Ровно через год, 2 апреля 1997 г., Сообщество было преобразовано в Союз Беларуси и России. Договор о Союзе основан на договоре об образовании Сообщества от 2 апреля 1996 г. 23 мая 1997 г. был подписан Устав Союза, который в соответствии со ст. 3 договора от 2 апреля 1997 г. составляет его неотъемлемую часть. 47 статей, входящих в договор 1997 г. и Устав Союза, в значительной мере повторяют Договор 1996 г. о Сообществе: только 17 из них новые, да и те в большей части носят уточняющий характер. По договору каждое государство-участник Союза охраняет государственный суверенитет, независимость и территориальную целостность, конституцию, государственный флаг, герб и другие атрибуты государственности. Новым является введение института гражданства Союза. По ст. 2 каждый гражданин Российской Федерации и каждый гражданин Республики Беларусь является гражданином Союза. В ст. 18 уточняется, что кроме прав и обязанностей, вытекающих из гражданства соответствующего государства-участника Союза, граждане Союза имеют право на свободное передвижение и постоянное проживание в пределах территорий двух стран, также право на защиту на территории третьей страны, где нет представительства государства-участника Союза, гражданином которого он является, со стороны дипломатических представительств или консульских учреждений другого государства-участника Союза, имеют право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления на территории этого государства.

Для придания всей интеграционной работе большей целеустремленности и организованности была утверждена Программа первоочередных действий по реализации положений Договора о Союзе и Устава Союза Беларуси и России. В программе особое внимание обращалось на решение вопросов, связанных с синхронизацией экономических реформ, формированием равных условий для деятельности хозяйственных субъектов, введением систем государственной поддержки и защиты интересов товаропроизводителей, стимулированием развития малого и среднего бизнеса, также выработки единых подходов к взаимодействию во внешнеэкономической сфере, образованием общего рынка в области энергетики, транспорта и связи, подготовкой и реализацией совместных программ и созданием условий для реального обеспечения взаимной конвертируемости национальных валют.

декабря 1998 г. была подписана Декларация о дальнейшем единении Беларуси и России. В ней президенты заявили о решимости продолжить поэтапное движение к добровольному объединению в Союзное государство при сохранении суверенитета государств-участников Союза. Это было объективно необходимым и логическим завершением очередного этапа взаимоотношений между двумя суверенными и равноправными государствами. Такое преобразование было для того, чтобы в максимальной степени придать импульс уже созданным институтам межгосударственной интеграции и повысить ее эффективность, учитывая и используя потенциал двух народов и их стремление к более тесному сотрудничеству, не теряя вместе с тем их государственного суверенитета. Причем оно базировалось на ясно выраженном стремлении к интеграции народов двух стран. Об этом стремлении свидетельствуют результаты референдумов, проведенных в Беларуси в 1995 и 1996 гг., а также итоги всенародного обсуждения проекта Устава Союза России и Беларуси. Так в 1995, 80% белорусов высказалось за политику дальнейшего сближения с Россией. В ноябре 1996 г. более 89% граждан Беларуси, принявших участие в голосовании по новой редакции Конституции, поддержали ее. Аналогичная картина выявилась в ходе всенародного обсуждения Устава Союза.

Одновременно с Декларацией были заключены межгосударственный Договор о равных правах граждан и межправительственное Соглашение о создании равных условий деятельности субъектам хозяйствования. Все эти документы имели большое значение для восстановления на новой основе и развития тесных политических и экономических отношений между двумя государствами. Они явились своеобразными этапами на пути объединения. Их реализация обеспечила формирование своеобразного фундамента для последующих шагов навстречу друг другу.

Выход Беларуси и России на качественно новый уровень союзных отношений ознаменовал договор о создании союзного государства. В начале 1999 г. российские и белорусские эксперты приступили к работе над текстом проекта договора о создании Союзного государства. Его концепция в апреле 1999 г. была одобрена президентом России. В начале октября 1999 г. проекты обоих документов были опубликованы для всенародного обсуждения в российской и белорусской печати. В ходе продолжающегося около полутора месяцев обсуждения договора российской и белорусской общественностью было внесено около 1300 замечаний и предложений. В компании приняло участие свыше полутора миллионов граждан двух стран. Наибольший интерес как российских, так и белорусских участников обсуждения, вызвали разделы 5 («Органы союзного государства») и 1 («Общие положения») проекта документа. По указанным двум разделам поступило около 70% всех предложений и замечаний. Весьма активно обсуждалась глава «Цели и принципы Союзного государства». Авторы предложения высказались за более четкое определение формы государственного устройства Союзного государства, считали необходимым шире изложить вопросы сохранения суверенитета государств-участников, предлагали варианты названий Союзного государства. Значительная часть предложений касалась формы устройства Союзного государства (федерация, конфедерация), а также необходимости принятия Конституции Союзного государства. Одна из главных особенностей Союзного государства состоит в том, что оно не будет ни унитарным, ни федеративным. Это модель нового типа, объединяющая в одно государство ассиметричные составляющие - федерация (Россия) и унитарное государство (Беларусь), которые сохраняют свое внутренне государственное устройство. Она оптимально соответствует потребностям и возможностям нынешнего этапа интеграции России и Беларуси и обеспечивает возможность поэтапного дальнейшего саморазвития дальнейшего государства. Закономерным результатом всей этой работы стало подписание 8 декабря 1999 г. Договора о создании Союзного государства. В договоре цель поставлена так: объединить Россию и Беларусь в союзное государство с общим экономическим, правовым, таможенным, оборонным пространством, общим бюджетом и единой денежной единицей, союзными государственными органами, единой внешней политикой.

Объединившись в Союзное государство, Беларусь и Россия сохраняют свой государственный суверенитет. На территории государств-участников продолжают действовать конституции и национальные законодательства, сохраняется система государственных органов власти, управления, судебные и надзорные органы. Государственную власть в государствах-участниках осуществляют образованные ими в соответствии с их конституциями государственные органы. Каждый из учредителей Союзного государства сохраняет свою территориальную целостность, государственное устройство, конституцию, государственную символику и другие атрибуты государственности, а также членство в ООН и других международных организациях. За каждым участником сохраняется право свободного выхода из Союзного государства. Предусмотрена возможность присоединения к Союзу новых членов при условии полного принятия ими всех вытекающих из договора обстоятельств и с согласия государств-участников. Соответствие его стандартам европейской интеграции создает возможность для расширения числа государств-участников.

Основными принципами Союзного государства являются суверенное равенство и учет взаимных интересов, демократия и уважение прав и свобод человека, сотрудничество и взаимопомощь, добровольность, включая части делегирования полномочий государств-участников в ведение Союзного государства, добросовестное выполнение взаимных обязательств и другие принципы международного права. В основе целей Союзного государства заложено следующее:

обеспечение мирного и демократического развития народов государств-участников;

повышение благосостояния и уровня жизни;

создание единого экономического пространства для обеспечения социально-экономического развития на основе объединения материальных и интеллектуальных потенциалов государств-участников;

использование рыночных механизмов функционирования экономики;

неуклонное соблюдение основных прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепризнанными нормами международного права;

проведение согласованной внешней политики.

Для реализации целей Союзного государства в Договоре предусмотрено создание Высшего Государственного Совета, Парламента, Совета Министров, Счетной палаты и Суда Союзного государства. Учреждается также комиссия по правам человека.

С подписанием договора «О создании Союзного государства России и Беларуси» стороны договорились о совместной подготовке Конституционного акта Союзного государства и его вынесение на всенародное обсуждение в обеих странах. Договор вступил в силу 26 января 2000 г. К новому Договору прилагалась «Программа действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства».

Продолжая сотрудничать, оба государства уделяют внимание общей хозяйственной деятельности - создание единого экономического пространства, единой денежной системы, общего бюджета, единого таможенного пространства, транспортной системы и общего информационного пространства. Союзным государством решаются проблемы охраны окружающей среды, защиты экологии. Серьёзные проблемы существуют в области унификации законодательства, в оформлении единого экономического и таможенного пространства. В решении всех этих проблем, конечно, нельзя торопиться, но нельзя и затягивать их. Хорошо бы трезво посмотреть на все эти проблемы, не обвинять друг друга в каких-то злонамерениях, а чаще встречаться и вместе пытаться решать проблемы, идя порой на компромиссы, но решать проблемы так, чтобы жизнь наших людей от их решения и выполнения становилась лучше. Много проблем в Союзном государстве, но радует то, что есть и положительные моменты в наших отношениях: граждане наших стран имеют равные права в образовании, в трудоустройстве, в получении медицинской помощи, между нашими странами безвизовый въезд, что даёт возможность чаще встречаться со своими родственниками и друзьями. Значительно увеличился товарооборот между нашими странами. Особенно растут региональные связи.

Но в целом в Союзном государстве остаётся ещё много проблем. И важнейшей из них является проблема различного видения цели интеграции: Беларусь больше заботят экономические связи и сохранение государственного суверенитета. Россия же смотрит на Союзное государство больше как на государственно-политическое объединение, в котором она бы играла доминирующую роль. Но Беларусь никогда не откажется от своего государственного суверенитета, который она уже испытала. По-видимому, многие проблемы объясняются существованием этой важнейшей проблемы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: