Взаимодействие и общение актёров на сцене

Конспект занятия по актерскому мастерству.

Тема: «Работа над созданием сценического образа»
Цель: Формирование навыка перевоплощения в художественный образ через элементы актерского мастерства.
Задачи:
Знакомство с элементами актерского мастерства.
Развитие индивидуальных способностей.
План проведения занятия:
2. Введение в тему.
3.Элементы актерского мастерства для создания сценического образа.
4. Индивидуальные этюды.
Ход занятия.
Пластическая разминка.
Речевая гимнастика.
Введение в тему.
Элементы актерского мастерства для создания сценического образа. Знакомство с определениями.
МИМИКА - (греч.подражатель) — выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека — радости, грусти, разочарования, удовлетворения и т. п.
Типы мимики:
a) непроизвольная (рефлекторная) бытовая мимика;
b) произвольная (сознательная) мимика, как элемент актерского искусства, состоящая передавать душевное состояние персонажа выразительными движениями мышц лица. Она помогает актёру в создании сценического образа, в определении психологической характеристики, физического и душевного состояния персонажа.
c) мимика, так же, как и речь, может использоваться человеком для передачи ложной информации (то есть для того, чтобы проявлять не те эмоции, которые человек реально ощущает в тот или иной момент).
ЖЕСТЫ и ПЛАСТИКА – знаковые элементы поз и движений различных частей тела, при помощи которых, как и при помощи слов, структурно оформляются и кодируются мысли и чувства, передаются идеи и эмоции. Техника тела, в которые входят такие незнаковые движения:
a) как мимические жесты
b) жесты головы, рук и ног
c) походка
d)различный поворот корпуса тела.


  Практическая работа.
1 Задание. Создайте пластику пожилого человека.
Мимика:
Боль ноющая, непрерывная. Лицо старого человека (характерные черты – морщины, глаза прищурены, искаженный рот).
Жесты: Пальцы максимально напряжены, при этом трясутся и постоянно ищут опору. Руки старого человека – корявые и некрасивые.
Пластика: Голова трясется, сгорбленная спина, согнутые в коленях ноги, корпус постоянно наклонен вперед, руки широко расставлены в стороны.
ВЫВОД: Все эти элементы характерны для образа – старого человека.
2 Задание. Создайте пластику хищного животного.
Мимика: Показать маску «Ужасающий страх» (характерные черты – глаза и рот предельно широко раскрыты).
Жест: Руки в позиции – «Опасность» (руки напряжены, но гибкие, готовые к атаке).
Пластика: Корпус в позиции «Ожидание» (шея вытянута вперед, плечи приподняты, корпус напряжен и поддался вперед, ноги расставлены широко, готовые к прыжку).
ВЫВОД: Все эти элементы характерны для образа – хищное животное..

 

Человек всегда действует. В действии объединяются в одно непрерывное целое мысль, чувство, воображение и физическое (телесное, внешнее) поведение актера-образа. А между тем в этюдах мы часто заменяем действие простыми движениями, изображениями. Например: если надо показать радость мы просто пользуемся маской - мимикой или позой.

А теперь давайте представим такую ситуацию: «Мы в лесу! Идем по лесу, собираем к примеру, ягоды, любуемся красотой…. И, наконец, мы устали… Видим впереди пенёк. Что мы дальше делаем? Ваши предложения? Для чего мы сели на пенек? (Чтобы отдохнуть.) Что у нас появилась? Правильно - цель или конечный результат. Движение-это только перемещение в пространстве, видоизменение положения. А действие – это деятельность, направленная на достижение какой-либо цели. Каждое животное может выполнять движения, но оно не может действовать.

А как мы можем достигать цель? Через задачи, через элементы, через сценические задачи, через шаги: их три. Три шага к достижению цели.

1 первый шаг – отвечает на вопрос, что я делаю? Это элемент действия: что я делаю – открываю дверь, прыгаю, вхожу в комнату.)

2 шаг отвечает на вопрос – для чего я это делаю? Это элемент хотения: для чего я это делаю? – чтобы спастись, чтобы встретить друга – ваши варианты?

3 шаг – как я это делаю? Правильно – элемент приспособления: через что? – это уже ваше творчество, ваш талант. Через эмоции. Через словесные действия, через внутренние или внешние действия.

С внешними действиями мы знакомы, а есть еще внутренние действия. Например, я буду называть, а вы выполняйте.

Сидите: чтобы спрятаться, затаиться, чтобы не нашли; чтобы слушать, что делается во дворе, чтобы наблюдать, что делает котенок; чтобы ожидать своей очереди к мед. сестре, чтобы вспомнить таблицу умножения.

 



































Практическая часть. Выполнение упражнений.

 

«Войди в образ»

Нужно пройти по сцене и сесть, потом встать и пройти уже в образе того или иного человека: очень старого, больного, раненого, к кому-то подкрадывающегося, что-то ищущего, от кого-то спасающегося и т.д.

«Профессионалы»

Вообразить себя представителем той или иной профессии и при помощи искусства пантомимы показать его в работе. Вспомнить, кто по профессии родители или знакомые. Зрители должны догадаться, кого участник изобразил

Встреча двух детёнышей»

Представить себе, что детёныши двух разных животных первый раз вышли на прогулку и встретились. Они ещё не знают, с кем произошла встреча, поэтому стараются узнать друг о друге всё: кто он, где живёт, чем питается, кого опасается и т.д. Прежде чем войти в образ, нужно продумать все эти вопросы.

 

«Животные во дворе»

Сначала нужно вспомним, какие домашние животные обитают на деревенском дворе... У них у всех разные характеры. Даже животные одного вида этим отличаются друг от друга. Каждый ребенок получает карточку, где написано, кого он будет изображать, а остальные отгадывают, что это за животное, и определяют его характер.

Карточки: надменный индюк, трусливый кролик, голодный

поросёнок, злобный гусь, красавец павлин, бодливый козёл, рассерженный петух, ленивый кот, крикливый щенок, наглая ворона, юркий воробей и т.д.

Взаимодействие и общение актёров на сцене

  • Надо воспринимать действия партнёра,
  • Ставить себя в зависимость от партнёра,
  • Быть чутким, податливым и отзывчивым ко всему, что исходит от партнёра,
  • Радоваться неожиданностям, возникающим при наличии настоящего общения.

Вопрос: В чём проявляется общение?
Ответ: Во взаимозависимости актёрских приспособлений: в изменении интонаций, в музыкальной связи реплик, во взаимосвязи мимики, жестов, пластики и движений.
Вопрос: Что «убивает актёрское общение?»
Ответ: Притворство, искусственность и «внешность» оценок; если нарушена органика поведения, хотя бы одним из партнёров.
Вопрос: Что рождает настоящее взаимодействие?
Ответ: Подлинное внимание и органическое действие со стороны обоих.







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: