Внести в этот список, чтобы его дополнить, уточнить?

Погружение в проблему: 

Дайте толкование понятиям «коммуникация»

«общение»

Ответ: Коммуникация –1. это путь сообщения, линия связи.

2.Общение (словарь Ожегова)

 

Общение – обмен мнениями людей, заинтересованных в точке зрения друг друга.

Материал для осмысления.

Главной коммуникативной нормой общего характера, определя-

ющей весь процесс коммуникации, является установка на комму-

никативное сотрудничество, реализующее принцип кооперации.

    В торым по значимости можно назвать принцип целесообраз-

ности, который проявляется на всех уровнях общения.

    Принцип гармоничности общения предусматривает гармо-

низацию как целей общения, так и средств достижения этих целей

на всех уровнях речи.

    Принцип структурирования пронизывает все общение:

как на уровне выделения из потока общения определенных комму-

никативных ситуаций, так и на уровне структуры самой ситуации

и структуры каждого высказывания в рамках этой ситуации.

 

Задание 1. Представьте себя на месте того, к кому обращаются

С речью, используя рекомендации Б. Паскаля. Каким обра-

Зом этот совет философа соотносится с принципом гармо-

Ничности общения? Можно ли сказать, что он соотносится

С этическими и коммуникативными нормами в целом? Как вы

Считаете, актуальны ли эти советы и в наши дни?

Когда вы хотите принести пользу и доказать другому,

что он ошибается, надо иметь в виду, с какой стороны он смотрит

на вещи, ибо с этой стороны он бывает прав, и признать его право-

ту в этом, но показать ему ту сторону, с которой он заблуждается.

Он будет доволен, потому что увидит, что не ошибался, а просто

видел не все стороны. А на это люди не сердятся, но ошибаться

они не хотят – потому, может быть, что человек по природе своей

не может увидеть всего и по природе же не может ошибаться в том,

что видит, ибо наши чувственные восприятия всегда верны…

 ( Паскаль Б. Мысли / Пер. с фр., вступ. статья, коммент.

Ю. А. Гинзбург. – М.: Изд-во имени Сабашниковых, 1995.)

Ответ (в форме тезисов):

1.Филосов дает нам понять то, что люди смотрят на вещи по–разному, поэтому и мнения будут разными. Бывает так, что люди часто вступают в агрессивный спор,чтобы доказать свою правоту. Но разве спор можно решить агрессией? Думаю, нет. Поэтому, для того чтобы показать ошибки других нужно иметь ввиду с какой стороны он смотрит. Найти в высказывании собеседника не только отрицательную, но и положительную сторону. Таким образом, гармонизируя общения. 

2. Совет Паскаля посвящен, по моему мнению, проблеме норм, лежащих в основе оценки культуры речи. Философ затрагивает этические и коммуникативные нормы. Именно они отвечают за наше общение. Нормы речи помогают нам наладить контакт с собеседником, сделать общение приятным, т.е гармонизировать его

3.Конечно, советы Паскаля актуальны и в наши дни.Для того, чтобы уважали ваше мнение, нужно уметь уважать мнения других.

 

 Задание 2. Ознакомьтесь с основными условиями соблюдения логич-

Ности на уровне текста, чтобы использовать их в своей речи

И при анализе чужих высказываний. Что вы считаете нужным

внести в этот список, чтобы его дополнить, уточнить?

1. Текст должен иметь продуманную, строго организованную

структуру.

2. В тексте должна быть ясно выражена связь предложений,

при этом логика речи должна отражать логику мысли.

3. В тексте должны быть обозначены переходы от одной мысли

к другой.

4. Каждая новая мысль должна быть обозначена, для этого текст

должен быть верно разделен на части (на абзацы, параграфы,

главы и т. д.).

5. Объем предложений в тексте должен быть адекватен их содер-

жанию.

6 В тексте должны отсутствовать лексические повторы.

7. Нарушать логичность могут как неоправданное дроб­ление мысли (через выражение ее преимущественно простыми предложениями), так и ее излишняя услож­ненность (немотивированное стягивание в одно слож­ное предложение группы законченных предложений).

8. Логичность на уровне целого текста (а не его ча­стей) зависит от его композиции, от метода организа­ции излагаемого содержания.(Вступление, проблемный вопрос, аргументы, вывод).

 

Задание 3. Помехи (затруднения, препятствия) в общении  принято назы-

вать коммуникативными барьерами (проверьте себя!).

К ним могут относиться:

-погрешности в процессе передачи информации вследствие плохой дикции говорящего или неструктурированности, нелогичности, неточности или неконкретности его речи;

-у слушателя могут возникнуть собственные психологические

барьеры, вызванные какими-либо сильными эмоциями или физи-

ческим состоянием, из-за которых он теряет способность адекват-

но воспринимать речь;

-иногда взаимопониманию мешают барьеры, связанные с отно-

шениями между коммуникантами.

Не менее существенные помехи в общении могут быть обуслов-

лены ощущением известности и/или излишней легкости (трудно-

сти) воспринимаемой информации.

    Для тех людей, у которых приоритетным является зритель-

ный канал получения информации, трудности понимания могут

быть вызваны отсутствием (недостаточностью) визуального ряда, а для тех, кто привык воспринимать информацию преимущественно на слух, сложным будет демонстрация, например, учебного видеоматериала.

 

Проблемные  вопросы:

1.Кто из коммуникантов и как должен предупреждать (нивелировать) возникновение тех или иных барьеров?С какими барьерами чаще всего сталкиваетесь вы? Как их преодолеваете? Каким образом барьеры общения связаны с нормами речи?

1.Барьеры в общении – это трудности психологического характера, появляющиеся во время общения, которые служат причиной конфликтов и мешают взаимопониманию собеседников. У каждого человека причины этих трудностей разные. Если между собеседниками возник барьер, то в первую очередь его замечает тот, к кому обращаются, так как он может и вовсе не понять, о чем идем речь. Поэму адресат должен в первую очередь оповестить о том, что ему стало непонятно, и почему это произошло. А вот адресуемый должен стараться устранить проблему, с целью донести информацию до собеседника. 

2. Я отношусь к такому типу людей, у которых приоритетным является зрительный канал получения информации. Поэтому сталкиваюсь с трудностями получения информации на слух. Для того чтобы устранить такой барьер стараюсь записывать нужную информацию в блокнот. Думаю, что в современном обществе уже нет трудностей решить эту проблему, так как многие учителя и преподаватели используют ИКТ, для объяснения темы (показывают презентации). Хорошим решением являются и изложения, а также заучивание стихотворений, которые способны улучшать память.

 

 2. Общение будет носить смысл, когда оба участника общения будут обладать  единой или схожей системой кодирования и декодирования. В обыденной речи: «Все должны изъясняться на одном языке». В этом нам помогают нормы речи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: