Погружение в проблему:
Дайте толкование понятиям «коммуникация»
«общение»
Ответ: Коммуникация –1. это путь сообщения, линия связи.
2.Общение (словарь Ожегова)
Общение – обмен мнениями людей, заинтересованных в точке зрения друг друга.
Материал для осмысления.
Главной коммуникативной нормой общего характера, определя-
ющей весь процесс коммуникации, является установка на комму-
никативное сотрудничество, реализующее принцип кооперации.
В торым по значимости можно назвать принцип целесообраз-
ности, который проявляется на всех уровнях общения.
Принцип гармоничности общения предусматривает гармо-
низацию как целей общения, так и средств достижения этих целей
на всех уровнях речи.
Принцип структурирования пронизывает все общение:
как на уровне выделения из потока общения определенных комму-
никативных ситуаций, так и на уровне структуры самой ситуации
и структуры каждого высказывания в рамках этой ситуации.
Задание 1. Представьте себя на месте того, к кому обращаются
|
|
С речью, используя рекомендации Б. Паскаля. Каким обра-
Зом этот совет философа соотносится с принципом гармо-
Ничности общения? Можно ли сказать, что он соотносится
С этическими и коммуникативными нормами в целом? Как вы
Считаете, актуальны ли эти советы и в наши дни?
Когда вы хотите принести пользу и доказать другому,
что он ошибается, надо иметь в виду, с какой стороны он смотрит
на вещи, ибо с этой стороны он бывает прав, и признать его право-
ту в этом, но показать ему ту сторону, с которой он заблуждается.
Он будет доволен, потому что увидит, что не ошибался, а просто
видел не все стороны. А на это люди не сердятся, но ошибаться
они не хотят – потому, может быть, что человек по природе своей
не может увидеть всего и по природе же не может ошибаться в том,
что видит, ибо наши чувственные восприятия всегда верны…
( Паскаль Б. Мысли / Пер. с фр., вступ. статья, коммент.
Ю. А. Гинзбург. – М.: Изд-во имени Сабашниковых, 1995.)
Ответ (в форме тезисов):
1.Филосов дает нам понять то, что люди смотрят на вещи по–разному, поэтому и мнения будут разными. Бывает так, что люди часто вступают в агрессивный спор,чтобы доказать свою правоту. Но разве спор можно решить агрессией? Думаю, нет. Поэтому, для того чтобы показать ошибки других нужно иметь ввиду с какой стороны он смотрит. Найти в высказывании собеседника не только отрицательную, но и положительную сторону. Таким образом, гармонизируя общения.
2. Совет Паскаля посвящен, по моему мнению, проблеме норм, лежащих в основе оценки культуры речи. Философ затрагивает этические и коммуникативные нормы. Именно они отвечают за наше общение. Нормы речи помогают нам наладить контакт с собеседником, сделать общение приятным, т.е гармонизировать его
|
|
3.Конечно, советы Паскаля актуальны и в наши дни.Для того, чтобы уважали ваше мнение, нужно уметь уважать мнения других.
Задание 2. Ознакомьтесь с основными условиями соблюдения логич-
Ности на уровне текста, чтобы использовать их в своей речи
И при анализе чужих высказываний. Что вы считаете нужным
внести в этот список, чтобы его дополнить, уточнить?
1. Текст должен иметь продуманную, строго организованную
структуру.
2. В тексте должна быть ясно выражена связь предложений,
при этом логика речи должна отражать логику мысли.
3. В тексте должны быть обозначены переходы от одной мысли
к другой.
4. Каждая новая мысль должна быть обозначена, для этого текст
должен быть верно разделен на части (на абзацы, параграфы,
главы и т. д.).
5. Объем предложений в тексте должен быть адекватен их содер-
жанию.
6 В тексте должны отсутствовать лексические повторы.
7. Нарушать логичность могут как неоправданное дробление мысли (через выражение ее преимущественно простыми предложениями), так и ее излишняя усложненность (немотивированное стягивание в одно сложное предложение группы законченных предложений).
8. Логичность на уровне целого текста (а не его частей) зависит от его композиции, от метода организации излагаемого содержания.(Вступление, проблемный вопрос, аргументы, вывод).
Задание 3. Помехи (затруднения, препятствия) в общении принято назы-
вать коммуникативными барьерами (проверьте себя!).
К ним могут относиться:
-погрешности в процессе передачи информации вследствие плохой дикции говорящего или неструктурированности, нелогичности, неточности или неконкретности его речи;
-у слушателя могут возникнуть собственные психологические
барьеры, вызванные какими-либо сильными эмоциями или физи-
ческим состоянием, из-за которых он теряет способность адекват-
но воспринимать речь;
-иногда взаимопониманию мешают барьеры, связанные с отно-
шениями между коммуникантами.
Не менее существенные помехи в общении могут быть обуслов-
лены ощущением известности и/или излишней легкости (трудно-
сти) воспринимаемой информации.
Для тех людей, у которых приоритетным является зритель-
ный канал получения информации, трудности понимания могут
быть вызваны отсутствием (недостаточностью) визуального ряда, а для тех, кто привык воспринимать информацию преимущественно на слух, сложным будет демонстрация, например, учебного видеоматериала.
Проблемные вопросы:
1.Кто из коммуникантов и как должен предупреждать (нивелировать) возникновение тех или иных барьеров?С какими барьерами чаще всего сталкиваетесь вы? Как их преодолеваете? Каким образом барьеры общения связаны с нормами речи?
1.Барьеры в общении – это трудности психологического характера, появляющиеся во время общения, которые служат причиной конфликтов и мешают взаимопониманию собеседников. У каждого человека причины этих трудностей разные. Если между собеседниками возник барьер, то в первую очередь его замечает тот, к кому обращаются, так как он может и вовсе не понять, о чем идем речь. Поэму адресат должен в первую очередь оповестить о том, что ему стало непонятно, и почему это произошло. А вот адресуемый должен стараться устранить проблему, с целью донести информацию до собеседника.
2. Я отношусь к такому типу людей, у которых приоритетным является зрительный канал получения информации. Поэтому сталкиваюсь с трудностями получения информации на слух. Для того чтобы устранить такой барьер стараюсь записывать нужную информацию в блокнот. Думаю, что в современном обществе уже нет трудностей решить эту проблему, так как многие учителя и преподаватели используют ИКТ, для объяснения темы (показывают презентации). Хорошим решением являются и изложения, а также заучивание стихотворений, которые способны улучшать память.
|
|
2. Общение будет носить смысл, когда оба участника общения будут обладать единой или схожей системой кодирования и декодирования. В обыденной речи: «Все должны изъясняться на одном языке». В этом нам помогают нормы речи.