Тема 3. Психология общения. Конфликты и пути их разрешения.
Понятие и виды общения
Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредствованным речью.
В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства.
Содержание — это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому.
Содержанием общения могут быть сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии живого существа, информация о состоянии внешней среды, знания о мире, знания, способности, умения и навыки.
Цель общения — это то, ради чего у человека возникает данный вид активности.
В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов.
Среди видов общения можно выделить также деловое и личностное, инструментальное и целевое.
1. Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир.
|
|
2. личностное общение, напротив, сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека: поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта и т. п.
1. Инструментальным можно назвать общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения.
2. Целевое — это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае потребности в общении.
Средства общения - способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения одного живого существа другому.
Средства общения могут быть вербальными и невербальными.
1. Вербальные средства общения: язык и другие знаковые системы, письменность в ее разнообразных видах и формах (тексты, схемы, рисунки, чертежи), технические средства записи, передачи и хранения информации (радио- и видеотехника; механическая, магнитная, лазерная и иные формы записей).
2. Невербальное общение — это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты. Исследования показали, что во время презентации перед группой людей 55% воздействия определяется языком ваших телодвижений: позы, жесты и контакт глазами, 35% определяется тоном вашего голоса и лишь 7% -содержанием того, о чем вы говорите (М. Арджайл, 1970).
|
|
Если содержание сообщения передается словами, то жесты, позы, мимика и тон голоса создают контекст сообщения. Невербальные средства общения
· создают и поддерживают психологический контакт,
· регулируют течение процесса общения,
· придают смысловые оттенки словесному тексту,
· выражают эмоции, оценки, принятую роль и смысл ситуации
Несовпадение или противоречие между вербальным и невербальным сигналом носит название неконгруэнтности.
Конгруэнтность (синхронность, симметричность) означает, что человек внутренне неконфликтен в данный момент. Внешне конгруэнтность проявляется в следующем:
· полной согласованности невербальных сигналов между собой. Это выражается в симметричности мимики и позы по вертикальной оси тела. Несоответствие сигналов правой и левой сторон тела выдает внутренний конфликт.
· полной согласованности невербальных и вербальных сигналов. Человек неконгруэнтен, если наблюдается несоответствие его невербалики (поза, жесты, мимика и т.п.) произносимым словам.
Неконгруэнтность - индикатор наличия внутреннего конфликта, сигнал об отсутствии равновесия эмоциональной сферы и сферы контроля.
Психология конфликта.
Конфликт — столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или субъектов взаимодействия.
Конфликтное взаимодействие — вид взаимодействия при кортом двое или более людей вступают во взаимодействие и ощущают несовместимое отличие друг от друга и угрозу своим целям, задачам, стремлениям, потребностям, ценностям.
В ответ на эту угрозу изменяется их поведение.
Структура конфликта.
· конфликтная ситуация: — участники конфликта;
— условия протекания конфликта;
— предмет конфликта;
— образы конфликтной ситуации у участников;
их адекватность, совмещение образов;
— референтная группа.
· конфликтное взаимодействие: - приёмы; - принципы; - способы:
Способы взаимодействия в конфликте:
1. Соперничество или борьба (активная форма) — стремление добиться своего в ущерб интересам другого (реакция первична, устойчивая нервная система, умение за себя постоять; биологически заданная позиция; ситуативно вынужденная позиция).
2. Избегание или уход (эгоизм, пассивная форма) — не даёт развернуться конфликту, стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая её, не уступая своего, но и не настаивая на своём (неустойчивость нервной системы; суть, предмет конфликта не очень важны; понимание правоты соперника, но не озвучивается признание этого).
3. Приспособление или уступка (альтруизм, пассивная форма) — тенденция сглаживать противоречия, поступаясь своими интересами (слабый тип нервной системы; ситуативно выверенная позиция сознательно уступить, промолчать).
4. Сотрудничество (обнажение целей, активная форма) — поиск решения, полностью удовлетворяющего интересы сторон (для устойчивых типов нервной системы; с его помощью из конфликта выходят равные по статусу; с равной долей ответственности; когда есть достаточное количество времени для понимания позиции оппонента).
5. Компромисс (уступка не в главном, сохранение стратегической цели) —урегулирование разногласий через взаимные уступки (можно отчасти решить проблему на какой-то срок; служит для прекращения дальнейшего развития К).
|
|
Этапы разрешения конфликтов.
· отделить проблему от персоналий (людей);
· сосредоточиться на устранении противоречий в позиции оппонента в его интересах;
· вскрыть глубинные интересы оппонентов, а не их провозглашаемые позиции;
· разработать несколько вариантов разрешения конфликта;
· продумать объективные критерии разрешения конфликта.