double arrow

Программное обеспечение

4

Программные пакеты, позволяющие производить трёхмерную графику, то есть моделировать объекты виртуальной реальности и создавать на основе этих моделей изображения, очень разнообразны. Последние годы устойчивыми лидерами в этой области являются коммерческие продукты:

  • Autodesk 3DS Max;
  • Maya;
  • Newtek Lightwave;
  • SoftImage XSI;
  • Rhinoceros 3D;
  • Cinema 4D;
  • ZBrush.

Кроме того, уверенно набирают популярность и открытые продукты, распространяемые свободно, например:

  • полнофункциональный пакет Blender (позволяет и производство моделей, и последующий рендеринг);
  • Wings3D (только создание моделей с возможностью последующего использования их другими программами).

 

 

Графический редактор Paint

Графический редактор Paint входит в состав стандартных программ операционной системы Windows. По своим возможностям он значительно уступает профессиональным графическим редакторам, однако располагает необходимым минимумом средств для освоения приемов работы с графической информацией.

 

Назначение редактора. Программа Paint представляет собой простейший редактор растровой графики, позволяющий создавать черно-белые и цветные рисунки, сохранять их в файлах. Рисунки можно выводить на печать, вставлять в другие документы, использовать в качестве фона Рабочего стола. Редактор Paint можно использовать для просмотра и правки снятых с помощью сканера и фотокамеры фотографий. Paint может использоваться для работы с точечными рисунками формата JPG, GIF, TIFF, PNG и BMP.




 

Запуск и окно программы. Графический редактор запускается командой Пуск, Программы, Стандартные, Paint.

 

После запуска на экране открывается рабочее окно программы, имеющее стандартный интерфейс Windows-приложения (рис. 8.1).

 

Значение команд на ленте программы в следующем.

 

Файл. Содержит команды создания, открытия, сохранения, закрытия, печати документа и др.

 

Главная. Команды работы с выделенным фрагментом файла и др.

 

Вид. Команды установки панелей инструментов, палитры, масштаба.

 

Рисунок. Команды трансформации рисунка, задания его размеров, установка прозрачности фона.

 

Палитра. Позволяет изменить палитру цветов.

 

Основную часть окна составляет рабочая область. Рисунок может занимать часть рабочей области окна или всю, и даже выходить за ее пределы. В последнем случае но краям рабочей области появляются полосы прокрутки. На границах рисунка располагаются маркеры изменения размера (темные точки в середине сторон и по углам рисунка).

 

Слева от рабочей области панель инструментов содержит кнопки инструментов рисования. При выборе инструмента в нижней части панели может появиться окно дополнительной настройки его свойств. При медленном перемещении указателя мыши вдоль панели инструментов успевает появиться этикетка с названием кнопки панели.



 

Ниже рабочей области располагается палитра. Она содержит набор цветов, которые можно использовать при рисовании. Если необходимый цвет в палитре отсутствует, его можно создать и заменить им любой из цветов палитры.

 

Сохранение рисунка. Как и в других приложениях Windows, сохранение выполняют командой Paint, Сохранить или Paint, Сохранить как. Paint сохраняет рисунки в формате BMP. Файлы этого формата отличаются боль-

 

Окно редактора Paint 2007

 

Рис. 8.1. Окно редактора Paint 2007

 

шими размерами, но зато с ними работают все приложения Windows. Для веб-страниц Paint позволяет сохранять изображения в форматах GIF, JPG, TIFF и PNG, дающих меньшие размеры файлов.

 

Чертежно-графические инструменты. Рисунок создается с помощью различных инструментов. Для выбранного щелчком мыши инструмента следует указать цвет в палитре и при необходимости настроить свойства. Различают основной и фоновый цвета. Основной цвет используется при работе с инструментами, фоновый – в качестве цвета холста-подложки. Все инструменты редактора, кроме Ластика, выполняют рисование основным цветом.

 

Ластик стирает изображение, заменяя его фоновым цветом (выбирается щелчком правой кнопки мыши в палитре красок).

 

Линия предназначена для вычерчивания прямых при протягивании мыши. Толщину линии задают в настройке. Чтобы линия получилась строго вертикальной, горизонтальной или наклонной под углом 45°, при вычерчивании следует держать нажатой клавишу Shift.



 

Карандаш предназначен для рисования произвольных линий. Толщину задают в настройке.

 

Кривая служит для построения гладких кривых линий. Толщину выбирают в настройке. Построение производится в три приема: проводят прямую линию, затем щелчком и протягиванием в стороне от линии задают первый и второй радиусы кривизны.

 

Кисть используется для свободного рисования произвольных кривых, а также для рисования методом набивки. Сначала выбирают форму кисти в палитре настройки, а потом щелчками левой кнопки мыши наносят оттиски на рисунок.

 

Распылитель применяют для свободного рисования и рисования методом набивки. Форму пятна выбирают в настройке.

 

Прямоугольник необходим для рисования прямоугольных фигур протягиванием мыши. Если держать нажатой клавишу Shift, строится квадрат. Можно выбрать метод заполнения прямоугольника: без заполнения, заполнение основным и фоновым цветом.

 

Скругленный прямоугольник аналогичен прямоугольнику, но со скругленными углами.

 

Многоугольник предназначен для рисования произвольных многоугольников, создаваемых серией щелчков с протягиванием. Замкнутая фигура может автоматически заливаться краской в соответствии с вариантом заполнения, выбранным в настройке.

 

Эллипс позволяет изображать эллипсы и окружности (с нажатой клавишей Shift).

 

Инструмент Выделение формирует прямоугольную выделенную область, а Выделение произвольной области – произвольную. С выделенной областью можно поступать так, как во всех приложениях Windows: ее можно удалить, копировать и вырезать в буфер обмена, вставить из буфера обмена. Для размножения повторяющихся фрагментов применяют копирование и вставку выделенной области. Два режима вставки: с сохранением фоновой графики или без нее (точки фонового цвета во вставляемой области игнорируются). Переключение режима выполняют в настройке.

 

Операции с цветом. Для работы с цветом предназначены инструменты Заливка и Выбор цветов, используется палитра цветов.

 

Заливка служит для заполнения замкнутых контуров основным или фоновым цветом. Заливка основным цветом выполняется щелчком левой кнопки мыши, а заливка фоновым цветом – щелчком правой кнопки. Если контур не замкнут, инструмент работает неправильно; в этом случае следует выполнить команду Правка, Отменить.

 

Выбор цветов позволяет выбрать основной или дополнительный цвет не из палитры красок, а непосредственно из рисунка. Это важно, когда требуется обеспечить тождественность цвета в разных областях изображения. После выбора инструмента указатель наводят на участок рисунка с нужным цветом и щелкают кнопкой мыши. Щелчок левой кнопкой устанавливает текущий цвет основным, а правой – фоновым.

 

Палитра цветов содержит небольшой набор разных цветов для выбора, а также особое окно слева с двумя наложенными квадратами. Верхний квадрат соответствует цвету переднего плана, нижний квадрат определяет фоновый цвет. Программа Paint позволяет в большинстве операций использовать по своему выбору как цвет переднего плана, так и фоновый цвет. Если операция выполняется с помощью левой кнопки мыши, применяется цвет переднего плана. При использовании правой кнопки применяется фоновый цвет. Это относится к операциям свободного рисования, создания прямых и кривых линий и заливки. Инст румент Ластик всегда заполняет очищаемую область фоновым цветом. Стандартные геометрические фигуры также заполняются фоновым цветом. Чтобы выбрать цвет в качестве цвета переднего плана, следует щелкнуть на нем в палитре левой кнопкой мыши. Правый щелчок выбирает данный цвет в качестве фонового.

 

Если необходимый цвет в палитре отсутствует, следует дважды щелкнуть на любом цвете палитры или дать команду Палитра, Изменить палитру. Диалоговое окно Изменение палитры позволяет формировать произвольный цвет.

 

В диалоговом окне команды Рисунок, Атрибуты можно назначить один цвет (например, белый) для использования в качестве "прозрачного". Прозрачность цвета означает, что если данный рисунок будет отображаться поверх другого рисунка (фонового), то нижний рисунок будет виден сквозь верхний в тех точках, которые имеют цвет, назначенный "прозрачным". Свойство прозрачности сохраняется в файле рисунка только в тех случаях, когда при сохранении выбран графический формат .GIF. Рисунки с прозрачным фоном широко используют для создания веб-страниц и в электронных изданиях.

 

Масштаб рисунка. Для задания размера рисунка служит команда Вид, Масштаб. По этой команде открывается диалоговое окно, в котором можно выбрать размеры рисунка, установить единицы измерения (пикселы для подготовки экранных изображений, дюймы или сантиметры – для печатных документов) и выбрать палитру (черно-белую или цветную). Для изменения масштаба применяют команду Вид, Масштаб и инструмент Масштаб.

 

Работа с текстом. Для ввода текста в рисунок используется инструмент Текст. Щелчком мыши на рисунке открывается поле ввода текста. Размер поля ввода изменяют перетаскиванием маркеров области ввода – небольших прямоугольных узлов, расположенных по сторонам и углам области ввода. Задание формы шрифта, его начертания и размера устанавливают с помощью панели атрибутов текста по команде Текст, Инструменты ввода текста. Следует избегать применения мелкого текста.

 

Трансформация изображений – автоматическое изменение формы, расположения и размеров графических объектов. Команда Главная, Отразить/повернуть вызывает диалоговое окно, содержащее элементы управления для симметричного отображения рисунка относительно вертикальной или горизонтальной оси симметрии, а также для поворота на фиксированный угол, кратный 90°. Команда Главная, Растянуть/наклонить вызывает диалоговое окно, чтобы растянуть рисунок по горизонтали и вертикали, наклонить относительно горизонтальной или вертикальной оси. Параметры растяжения задают в процентах, а параметры наклона – в угловых градусах.

 

Команда Главная, Обратить цвета действует как переключатель. Цвет каждой точки изображения меняется на цвет, дополняющий его до белого.

 

Работа с объектами. Для копирования фрагмента рисунка фрагмент следует выделить, используя инструменты Выделение и Выделение произвольной области. После этого можно копировать или переместить объект перетаскиванием. Если при перетаскивании удерживать нажатой клавишу Ctrl, происходит копирование объекта. При нажатой клавише Shift перетаскиваемый фрагмент оставляет за собой "след", что позволяет создавать орнаменты, бордюры и другие эффекты.

 

В окне под панелью инструментов можно выбрать режим совмещения объектов. Он определяет поведение фонового цвета объекта. В одном случае фоновый цвет сохраняется, а в другом – рассматривается как "прозрачный". При конструировании рисунка из нескольких объектов предпочтительнее второй вариант.

 

Чтобы создать законченный рисунок методом монтажа, удобно открыть сразу два окна программы Paint. В одном окне создается итоговый рисунок, а другое используют для подготовки объектов, накладываемых друг на друга. Нарисовав нужный объект в одном окне и выделив его, применяют команду Правка, Копировать. В другом окне выполняют команду Правка, Вставить. При вставке в другой рисунок объект остается выделенным и его можно перетащить в требуемое место.



4




Сейчас читают про: