ТЕМА 16. Государство и право Франции в XVIII-XIXвв
Рабочий лист 1
Чем отличались по своей структуре новые Генеральные Штаты от тех, которые созывались в средние века?
Для организации взимания дополнительных поборов на расширенные заседания королевского (герцогского) совета стали приглашать наряду с феодалами представителей городских верхов.
Периодичность созыва Генеральных штатов не была установлена.
До середины 15 века Генеральные штаты созывались часто (по инициативе короля), отдельно для Лангедойля (север) и Лангедока (юг).
В 16 - начале 17 веков инициатива созыва Генеральных штатов принадлежала феодальной знати, находившейся в оппозиции к абсолютной власти короля.
Генеральные штаты этого периода отличались от предшествующих Генеральных штатов и по форме. Депутаты избирались от всех сословий. Благодаря системе многостепенных выборов среди депутатов третьего сословия по-прежнему преобладали городские верхи. Не только основная масса населения не была представлена, но и зарождающаяся буржуазия почти не имела доступа на Генеральные штаты, так как обычно большинство депутатов третьего сословия составляло чиновничество.
Какие функции возлагались на короля, правительство и Национальное собрание в соответствии с Конституцией 1791 г.?
Король
1. Высшая исполнительная власть сосредоточивается исключительно в руках короля. Король — верховный глава общего управления королевством; заботы об охране общественного порядка и спокойствия вверены ему. Король — верховный главнокомандующий сухопутных и морских военных сил. Королю вручена охрана внешней безопасности королевства, охрана его прав и владений.
2. Король назначает послов и прочих агентов международных сношений, командующих армией и флотом, возводит в достоинство маршала Франции и адмирала, назначает две трети всего числа контр-адмиралов, половину генерал-лейтенантов, генерал-майоров, капитанов кораблей и полковников национальной гвардии, одну треть состава полковников и подполковников и одну шестую флотских лейтенантов. Во всех таких назначениях он сообразуется с законами о чинопроизводстве. Король назначает по гражданскому управлению флота распорядителей кредитов, контролёров, казначеев арсеналов, начальников работ, смотрителей гражданских сооружений, половину начальников и смотрителей сооружений. Он назначает судебных комиссаров, главноуправляющих косвенными налогами и национальными имуществами. Он наблюдает за выделкой монеты и назначает должностных лиц, на которых возлагается осуществление такого надзора в главной монетной комиссии и на монетных дворах. На всех монетах королевства чеканится изображение короля.
3. Король распоряжается выдачей патентов, грамот и полномочий государственным должностным лицам и прочим лицам, которым выдаются таковые документы.
4. Король даёт распоряжение о составлении списка пенсий и наград для представления законодательному корпусу в каждую его сессию и для принятия последним соответствующего постановления, если это потребуется.
Национальное собрание
Законодательная власть вверяется Национальному собранию, в состав которого входят представители, свободно избранные народом на определённый срок Избиралось на 2 года, не могло быть распущено королем, состояло и 745 депутатов.
Правительство
Положение правительства осталось в Конституции не проясненным. Должностные лица считались «агентами народа», избранными на срок и подлежащими ответственности, в том числе уголовной, перед законодателями.
Какие органы создали якобинцы, придя к власти?
Реальная власть сосредоточилась в руках чрезвычайных органов, созданных при конвенте: Комитет общественного спасения (фактическое правительство революционной Франции); Комитет общественной безопасности (руководил борьбой с внутренней контрреволюцией, имел право ареста всех лиц, подозреваемых во враждебных отношениях к якобинской республике, направлял деятельность местных органов безопасности и, в частности, наблюдательных комитетов); специальные комиссии во главе со специальными комиссарами Конвента, наделенными чрезвычайными полномочиями. Под их руководством проводились мероприятия по повышению боеспособности армии, ликвидации мятежей, обеспечению страны продовольствием и т.д. Часто комиссары брали на себя фактическое командование отдельными армиями.
В марте 1793 г. был учрежден Революционный трибунал для борьбы с контрреволюционерами. В июне 1794 г. он получил право выносить обвинительные приговоры без заслушивания свидетелей и исследования доказательств на основе нравственного убеждения судей; защита устранялась.
С работой судебных учреждений была тесно связана деятельность национальных агентов. Им вменялось в обязанность требовать исполнения законов и доносить о небрежности должностных лиц, проявленной при применении закона.
Каковы причины падения якобинской диктатуры?
● Массовый террор, который был санкционирован введением Революционного трибунала. Люди устали от постоянно проходящих казней. Причем эти казни происходили не только в Париже, но и по всей стране, и стали носить тотальный характер. Все это заставляло каждого человека опасаться за свою жизнь, в том числе и ближайших соратников М. Робеспьера, что в дальнейшем привело к заговору против него.
● Регламентация цен на продукты наибольшего спроса вызвала недовольство буржуазии, особенно крупной. Кроме того, представителей этого класса раздражал всеобщий культ бедняка-революционера, которому согласно идеалу достаточно только рубахи, чтобы одеться, сапог, чтобы обуться и ружья, чтобы защитить свою свободу.
● Утрата поддержки низов. Во-первых, Якобинская диктатура не принесла ожидаемого улучшения жизни беднейших слоев населения. Во-вторых, отрицательно была воспринята проводимая реквизиция продавольствия в деревнях. В-третьих, широкие слои крестьянства были недовольны политикой дехристианизации (хотя городские низы в большинстве своём её поддерживали).
● Проводимая скупка национального имущества.
● Заговор против М. Робеспьера.