Тема 1.5 Трубопроводы и рукава

Запорно-регулирующая арматура трубопроводов: задвижки, вентили, краны: конструкция, работы, маркировкаю

План:

1. Арматура трубопроводов, ее классификация.

2. Запорно-регулирующая арматура трубопроводов.

 

1. Трубопроводной арматуры предназначена для регулирования потоков жидкости, газов, транспортируемых по трубопроводу. Она является неотъемлемой частью трубопроводных систем. Затраты на трубопроводную арматуру составляет от 10 до 12 % от общих капиталовложений эксплуатационных затрат на трубопроводную систему.

Трубопроводной арматуры эксплуатируется в различных условиях:

· при высоких и низких температурах

· перепадов давления

· вибрации

· агрессивного воздействия перекачивающий среды

· наличие коррозионных процессов

 

Поэтому к арматуре предъявляются требования, которые во многом являются противоречивыми и не могут быть реализованы в каждом изделии, основными из которых являются:

· надёжность в работе

· долговечность

· технологичность изготовления

· не высокая стоимость

· взрывобезопасность

 

Классификация трубопроводной арматуры осуществляется по девяти признакам:

 по целевому назначению подразделяется на следующий группы:

· промышленных

· сантехническая

· лабораторная

 

по области применения:

· пароводяная

· газовая

· нефтяная

· энергетическая

· химическая

· Судовая

· Резервуарные

  по принципу управления и действия:

· управляемая (с ручным приводом, с механическим приводом, под дистанционный расположенными привод

· автоматически действующая автономная

 

по функциональному назначению:

· запорная

· регулирующая

· распределительная

· предохранительное

· защитная

· фазоразделительная

 

по материалу корпуса:

· стальная из углеродистой стали

· коррозионно-стойких стали

· титана

· чугунная из серого чугуна

·  из ковка чугуна

· из цветных металлов

· из пластмасс

· из керамики

· чугуна защитным покрытием резины

 

по конструкции корпуса:

· проходная

·  угловая

 

по конструкции присоединительных патрубков:

· муфтовая

· фланцевой

· цапковая

· штуцерная

· под приварку

 

по способу герметизации:

· сальниковая

· сильфонная

· мембранная

· шланговая

 

по способу расположения:

· только на горизонтальных трубопроводах с вертикальном положении шпинделем или крышкой вверх

· на горизонтальных и вертикальных трубопроводов в любом положении

·  только на вертикальных трубопроводах

 

 

2. Задвижки – это один из основных видов запорной трубопроводной арматуры. Задвижки предназначены для перекрытия потока рабочей среды в трубопроводе. Задвижка представляет собой запорное устройство, в котором запирающий элемент перемещается перпендикулярно оси потока среды, и имеет два положения «закрыто» или «открыто». Управление задвижкой осуществляется в основном вручную с помощью штурвала, но иногда задвижки оборудуются электроприводами, гидроприводами и пневмоприводами для управления, а на трубопроводах большого диаметра задвижка оборудуются редуктором, что облегчает ручное открытие и закрытие задвижки. Задвижки по своему диаметру проходного отверстия как правило производятся полнопроходными, в редких случаях, при проектной необходимости возможно производство неполнопроходных суженных задвижек.

Достоинства: простота конструкции, сравнительно небольшие размеры, малое гидравлическое сопротивление.

Недостатки: быстрый износ рабочих поверхностей шиберов и седел, т.к. при открытии и закрытии они касаются друг друга; недостаточная герметизация.

 

Вентили отличается от задвижек тем, что седла с его рабочей поверхностью расположены внутри корпуса в центре глухой перегородки горизонтально. В закрытом положении к рабочей поверхности седла плотно прижат клапан, закрепленный на шпинделе. В конструкции также имеется уплотнение сальникового типа, оно расположено в верхней части съемный крышки корпуса.

Достоинства:

· простота конструкции,

· небольшие размеры,

· более компактны, чем задвижки,

· герметичность

Износ рабочих  поверхностей при открытии/закрытии не происходит.

Недостатки: недостаточная герметизация сальника, вентили создают гидросопротивление.

 

Краны имеет затвор в форме тела вращения поворачивающейся вокруг своей оси, перпендикулярной оси потока среды. Затвор крана часто называют пробкой. Пробка крана имеет отверстие перпендикулярно оси тела вращения, служащая для прохода потока. Если пробка крана повёрнута так. что ось отверстия совпадает с осью трубопровода, то кран находится в открытом положении, так как поток может протекать через отверстия. Если же пробку повернуть на 90°, то ось отверстия станет перпендикулярна оси трубопровода и кран будет закрыт. Таким образом, в отличие от вентилей и задвижек, для того, чтобы открыть и закрыть кран, требуется совершить несколько оборотов шпинделя, а всего один поворот пробки на 90°. Поэтому краны как правило снабжают не маховиком, а рукояткой.

 

Тема 1.5 Трубопроводы и рукава


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: