Функции государства делятся на внутренние и внешние.
К внутренним функциям государства относятся следующие:
1. Государственное регулирование экономики посредством налоговой, кредитной, инвестиционной, таможенной политики.
2. Социальная функция, которая включает в себя следующие подфункции:
— регулирование социальных отношений посредством национальной, демографической, религиозной и т.п. политики, а также политики в области занятости населения;
— создание государственной системы социального обеспечения;
— создание условий для нормальной жизнедеятельности общества посредством жилищной, экологической политики, создания государственной системы услуг.
3. Культурно-воспитательная функция, которая реализуется посредством создания государственной системы учреждений образования, науки, культуры.
4. Охрана общественного порядка и поддержание дисциплины граждан в рамках существующего права.
5. Защита существующего общественного строя от внутренних деструктивных сил.
К внешним функциям государства относятся следующие:
1. Защита страны от внешней агрессии.
2. Защита государственных интересов на международной арене посредством дипломатической деятельности.
3. Развитие сотрудничества с другими странами мира в целях обеспечения благоприятных условий для развития национальной экономики и для интеграции в мировую экономику.
Для осуществления этих функций создаются специальные государственные органы, в совокупности образующие структуру государства. Итак, в структуру государства входят:
1. Органы государственной власти – законодательной и исполнительной. Часто говорят о триаде властей: законодательной, исполнительной и судебной. Однако в строгом, формально-юридическом смысле судебная власть (в лице министерства юстиции) входит в структуру исполнительной власти. Выделение судебной власти из структуры исполнительной обусловлено тем значением, которое придается в либерально-демократической традиции судебной власти: она рассматривается как один из важнейших механизмов обеспечения контроля со стороны общества над государством.
2. Органы охраны правопорядка и органы правосудия. Сюда относятся милиция, внутренние войска, суд, прокуратура.
3. Органы, обеспечивающие внутреннюю безопасность страны. Сегодня в нашей стране это ФСБ – Федеральная служба безопасности.
4. Органы, обеспечивающие внешнюю безопасность страны (армия, управление внешней разведки, таможенная служба, федеральная пограничная служба).
Статья 1 Конституции РФ говорит, что Россия – это правовое, федеративное, демократическое государство с республиканской формой правления.
Правовое государство представляет собой такую форму организации деятельности государственной власти, при которой само государство, все социальные общности, отдельные индивиды уважают право и находятся в одинаковом отношении к нему. Право в этом случае выступает способом взаимосвязи государства, общества и индивида.
Принципы правового государства:
1) создание законодательной системы, соответствующей объективности права;
2) закрепление в законодательстве широкого комплекса естественных неотчуждаемых и демократических прав человека, их обеспечение реальными материальными и иными гарантиями, надежной защитой от каких-либо посягательств;
3) разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную: ветви власти должны быть независимы друг от друга и должны действовать в соответствии с конституционно закрепленными полномочиями;
4) верховенство закона, на основе и во исполнение которого создаются и реализуются все подзаконные акты;
5) при федеративном устройстве государства демократическое распределение компетенции между субъектами федерации.
Основу модели правового государства составляет совокупность нескольких положений:
= признание человека высшей ценностью и целью государства, а не средством решения тех или иных государственных проблем;
= реальность и приоритет прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, обеспечение свободного развития личности: «Не человек существует для государства, а государство существует для человека»;
= демократизм законотворчества, обеспечивающий закрепление в праве воли большинства с учетом интересов меньшинства;
= верховенство и прямое действие конституции и закона во всех сферах общественной жизни. «Закон строг, но это закон»;
= внешний и внутренний суверенитет государства;
= соответствие внутреннего законодательства общепризнанным принципам и нормам международного права (либо прямое действие международных норм);
= народ, его суверенная воля - единственный источник государственной власти;
= сосредоточение всех государственно-властных полномочий в системе государственных институтов, созданных на основе всеобщих, равных и прямых выборов всего населения;
= взаимная ответственность государства и личности;
= связанность государства правом, его статус как субъекта права и равенство в этом качестве с другими субъектами, в первую очередь с гражданином;
= разделение властей в организации государственного управления;
= высокий авторитет суда, реальные возможности суда обеспечить права и свободы граждан;
= наличие эффективных организационно-правовых средств контроля и надзора общества за деятельностью органов государственной власти всех уровней и за осуществлением законов;
= недопущение монополизма в политике и. экономике;
= единство прав и обязанностей граждан;
= наличие развитого гражданского общества.
Социальное государство – это наивысшее достижение человеческой цивилизации в сфере государственного строительства и реализации гуманистических ценностей.
Понятие «социальное государство» впервые употребил в 1850 году Лоренц фон Штейн немецкий философ -гегельянец, правовед, историк, экономист. Государство, согласно Штейну, «обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо в конечном счете развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве».
Согласно наиболее общему определению, социальное государство – это особая форма организации государственной власти, которая опирается на определенную модель социальных отношений и преследует цель устойчивого социального совершенствования общества[1].
Идеология гуманизма в рамках социального государства базируется на признании неотъемлемых фундаментальных прав граждан на человеческое достоинство и свободное развитие личности, самоопределение, личную и общественную (солидарную) ответственность граждан за свое материальное благополучие[2].
В основном законе Российской Федерации зафиксировано, что цель политики нашего государства - это создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека[3]. При возникновении у гражданина проблем, связанных с бедностью, здоровьем, утратой трудоспособности и т.д., государство берет на себя обязательства по оказанию необходимой помощи через систему социального страхования, государственного контроля за качеством реализации социальных программ.
[1] Дахин А.В., Воробьев С.А. Основы социального государства: Учебное пособие.- Нижний Новгород: Изд-во НИУ РАНХиГС, 2013. - С. 5.
[2] Сидорина Т.Ю. Два века социальной политики.-М.: Изд-во РГГУ, 2005.-С. 165.
[3] Конституция Российской Федерации. Глава 1, статья 7.






