Теории возникновения государства: (показать презентацию)

ТЕМА 2: Государство как универсальный политический институт: теории происхождения, функции и типы государственного устройства.

Пожалуй, нет в политологии более запутанного вопроса, чем о природе государства, его роли в общественной жизни. Государство - это прежде всего исторически сложившаяся, сознательно организованная социальная сила, управляющая обществом. Это, фактически, первая сознательно созданная обществом организация и планомерно функционирующая организация, оказывающая огромное воздействие на жизнь индивидуумов.

Переход к государству совершался в различных исторических формах. Первые известные человечеству государства возникли от 6 до 2 тысяч лет назад в различных географических регионах независимо друг от друга (как правило, в долинах крупных рек) и стали центрами самостоятельных культурных цивилизаций.

Большинство ученых отмечают наиболее характерными первыми государствами:

~ Древний Египет;

~ государства древней Месопотамии (Междуречье Тигра и Евфрата);

~ Шумер и Аккад;

~ Ассирия;

~ Вавилон;

~ государства долин Инда и Ганга (территория Индии);

~ Древний Китай;

~ древнегреческие полисы;

~ Древний Рим;

~ государства коренных народов Америки (майя, инки, ацтеки).

 

Слово «государство» в русском языке происходит от древнерусского «государь» (так называли князя -правителя на древней Руси), которое, в свою очередь, связано со словом «господарь» (давшее «господарьство»).

Древнерусское «господарь» происходит от «господь». Таким образом, практически все исследователи сходятся на связи слов «государство» и «господь». Точная же этимология слова «господь» неизвестна.

Теории возникновения государства: (показать презентацию)

1. Теологическая теория о возникновении государства. Согласно ей утверждается, что происхождение государства и каждый акт государственной власти санкционируется волей сверхъестественного существа (волей Бога). Главная суть: на все воля Божья. Человек исключается из общественной жизни, роль человека в общем процессе не учитывается

2.  Патриархальная концепция происхождения государства. По этой концепции государство возникло в процессе механического соединения: род – племя - большие общности вплоть до государственных образований. При этом на всех этапах сохраняется принцип патриархальной опекунской власти и эта власть осуществляется во имя общего блага. Патриархальная концепция исходит из трактовки государства как одной большой патриархальной семьи, в которой вся полнота власти принадлежит правителю – отцу.

3. Теория общественного договора, т. е. государство- результат общественного договора, который заключается между властителями и подданными. Подданные сами добровольно пришли к необходимости передачи власти тому, кто обеспечивал бы нормальную жизнь, безопасность, неприкосновенность их собственности.

4. Теория насилия. Государство возникает как результат завоевания одних народов другими, после чего завоеватели для того, чтобы держать в покорности завоеванное население создают особый аппарат власти и подавления, с помощью которого и управляют покорным народом.

5. Органическая теория - государство возникает и развивается подобно живому организму, то есть люди образуют государство, как клетки - живой организм (правители – это головной мозг, транспорт – кровеносная система). Как и в живой среде идет борьба за выживание и естественный отбор, так и среди государств идет конкуренция – войны, соперничество.

6. Психологическая – сторонники данной теории доказывают, что государство возникает благодаря особым свойствам психики человека, то есть желания большинства населения быть защищенными и подчиняться воле более сильных, желания сильных повелевать и стремления части общества сопротивляться воле.

7. Марксистская теория происхождения государства исходит из того, что государство возникает в результате деления на господствующие и угнетенные классы, владеющие собственностью и неимущие. Для поддержания и защиты интересов господствуцющего класса и его собственности и возникают специальные социальные институты в виде государства.

 

Государство -это политико-территориальная организация общества, выступающая в интересах всех членов общества на равноправной основе.

Понятие «государство» употребляется в нескольких смысловых значениях. В широком смысле – это общность людей, проживающая на определенной территории, представляемая и организуемая высшим органом власти. В этом случае государство представляет все общество в совокупности и отождествляется с понятием «страна», «отечество», «нация» и др. В узком смысле – это особая политическая структура, многоуровневая система органов и учреждений, обладающих верховной властью на определенной территории.

 

Когда мы говорим о государстве, то подразумеваем три основных взаимосвязанных блока:

- форму правления - структура высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними

 

Различают 2 основные формы правления: монархию и республику.
В общем виде монархия — это такая форма правления, где глава государства обладает особым юридическим статусом, его полномочия носят первичный непроизводный характер, он приобретает свой пост по наследству и занимает его пожизненно.
Республика представляет собой такую форму правления, в которой высший орган государства - президент, парламент и правительство, являющиеся выборными и сменяемыми населением.

Та или иная форма правления складывается исторически под влиянием целого комплекса факторов экономического, социального, национально-этнического, культурного и религиозного характера, также могут оказывать свое влияние и природно-географические факторы.

Монархия как форма правления на сегодняшний день сохраняется по двум основным причинам: в странах западной цивилизации она сохраняется благодаря историческим традициям, в государствах ближнего Востока монархия является следствием либо значительных пережитков феодализма в общественной жизни либо в силу исключительно благоприятных для политической стабильности общества природно-географических условий, связанных с колоссальными доходами от экспорта нефти.

Монархия подразделяется на 2 разновидности: на абсолютную и конституционную. Абсолютная монархия характеризуется:

-- всевластием главы государства. (Монарх - источник любой власти, в основе законов лежит воля монарха)

--самостоятельно издает законы и при этом никакого парламента, как органа законодательной власти, не существует

--монарх является главой исполнительной власти, которая формирует свой кабинет министров и может лично возглавить его

-- монарх - глава судебной власти. Он назначает на все судебные должности. Правосудие осуществляется от его имени.

На сегодняшний день такая форма правления существует в Саудовской Аравии, Аман, Катар.

Конституционная монархия - такая форма правления, при которой власть монарха осуществляется на основе и в рамках Конституции. В зависимости от степени ограничения власти монарха конституционная монархия подразделяется на дуалистическую и парламентскую. Мы рассмотрим парламентскую конституционную монархию.

Парламентская монархия на сегодняшний день является очень распространенной формой правления и существует в Великобритании, Нидерландах, Бельгии, Швеции, Испании и пр. данная форма правления характеризуется тем, что монарх не обладает никакими реальными полномочиями по управлению государством.

Самой распространенной формой правления является республика. Известны 3 ее основные разновидности:

- президентская республика;

- парламентская республика;

- смешанная (президентско-парламентская) республика.

Выделяют еще суперпрезидентскую, монократическую и теократическую.

- форму национального и административно-территориального устройства - административно-территориальное деление и национальное строение государства, раскрывающее характер взаимоотношений между его субъектами

УНИТАРНОЕ (фр. unitarism от лат. unitas — единство):

Одна система высших органов представительной, исполнительной и судебной власти.  

Одна конституция, одна система законодательства, одна финансовая, налоговая система, единые вооруженные силы.                                 

Составными частями государства на местах являются местные (муниципальные) органы, не обладающие признаками суверенитета.

 

ФЕДЕРАТИВНОЕ (фр. federation, от позднелат. foederatio — объединение, союз):

Две системы законодательной, исполнительной и судебной власти: федеральная, от каждого субъкта федерации

Территория федерации состоит из территорий отдельных ее субъектов, в то же время территория всех субъектов составляет единую территорию страны.

Каждый гражданин федерации является одновременно гражданином всей страны.

Федерация имеет единые вооруженные силы, финансовую, налоговую, денежную системы.

Субъекты федерации имеют собственные войсковые формирования.

Основную внешнеполитическую деятельность осуществляют федеральные органы.

- политический режим - совокупность способов и методов осуществления политической власти государством.

Демократический:

· Социально-демократический;

· Либерально-демократический.

Антидемократический:

· Аристократический;

· Олигархический;

· Авторитарный;

· Деспотический;

· Тиранический;

· Тоталитарный.

 

 

Общие признаки государства:

1. Население. К населению относятся граждане государства, лица без гражданства (апатриды), иностранные граждане, находящиеся на территории, лица с двойным гражданством (бипатриды), специальные субъекты (дипломаты).

2. Территория. К территории относятся: поверхностный слой почвы, недра, воздушный столб, границы государства, водные ресурсы, территориальные воды; территории посольств, консульств, посольских машин, расположенных на территории других государств, а также территория воздушных, надводных и подводных судов, находящихся под флагом этого государства; космические объекты.

3. Государственный аппарат. Государственный аппарат отделён от населения и делится на две разновидности:

аппарат управления (парламент, правительство, министерства не силового характера и т.д.);
аппарат принуждения (полиция, армия, суды, министерства силового характера, исправительные учреждения, спецслужбы и т.д.).

Чиновники в государственном аппарате получают заработную плату за определённый характер своей действительности.

4. Налоговая система. Налоговая система обеспечивает функционирование госаппарата и реализует функции государства.

 

Специфические признаки государства:

 

5. Государственный суверенитет. Это характеризуется верховенством власти внутри государства и за его пределами. Государственный суверенитет бывает как внешний, так и внутренний:

внутренний суверенитет - верховенство и независимость государственной власти на всей территории государства и распространение государственно-властных велений на всех находящихся на территории этого государства. Ни одна международная организация или государство не имеет право вмешиваться во внутренние дела суверенного государства.
внешний суверенитет - независимость государства, как субъекта международно-правовых отношений (внешняя политика, вступление в международные организации).

6. Система права. Наличие системы законодательства, регламентирующего общественные отношения.

7. Признание. Наличие признания со стороны иностранных государств.

8. Символика государства. Флаг, гимн, государственный язык.

 








double arrow
Сейчас читают про: