Методы определения себестоимости продукции в авиапредприятиях

Тема: Себестоимость продукции авиапредприятии.

Авиационные тарифы

Цель темы: раскрыть сущность себестоимости,рассмотреть методы ее формирования в авиапредприятиях, а также сущность ценообразования.

Издержки (себестоимость) – это денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления производственной и коммерческой деятельности предприятия.

В каждом предприятии формирование затрат производится в соответствии с законодательными и нормативными актами РФ.

Согласно «Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), утверждённому Постановлением Правительства РФ от 05.08.92 в себестоимость продукции включается:

· затраты на подготовку и освоение производства;

· затраты, связанные непосредственно с производством продукции;

· затраты на оплату труда;

· затраты, связанные с улучшением качества продукции;

· затраты, связанные с рационализаторством и изобретательством;

· затраты по обеспечению нормальны условий труда;

· затраты, связанные с управлением производством;

· затраты на подготовку и переподготовку кадров;

· затраты на воспроизводство ОПФ (амортизация);

· единый социальный налог;

· платежи по страхованию имущества;

· затраты по обслуживанию производственного процесса (текущий, капитальный ремонт) и др.

В себестоимость продукции (работ, услуг) не включаются:

· премии, выплачиваемые за счёт средств специального назначения и целевых поступлений;

· материальная помощь;

· оплата дополнительных отпусков;

· надбавки к пенсиям;

· оплата проезда к месту работы транспортом общего пользования;

· оплата путёвок на лечение, отдых и др.

Каждое предприятие стремиться минимизировать издержки производства, поэтому необходима их классификация.

Для предприятий всех отраслей существует классификация издержек по экономическим элементам:

· материальные затраты;

· затраты на оплату труда;

· социальные расходы;

· амортизация ОПФ;

· прочие затраты.

 

Любое предприятие воздушного транспорта производственного процесса должно четко представлять финансовый результат своей деятельности. В связи с этим необходимо знать те расходы, которые
предстоит затратить предприятию. Текущие расходы, связанные с объемом выполняемых работ или услуг в
единицу времени, называются эксплуатационными расходами. Эксплуатационные расходы, отнесенные на единицу продукции или услуги, называются себестоимостью.

В каждом предприятии формирование затрат производится в соответствии с законодательными и нормативными актами РФ.

3.1. Классификация эксплуатационных расходов
Планирование, учет и анализ эксплуатационных расходов осуществляется двух основных аспектах:

по экономическим элементам и по калькуляционным статьям затрат.
Это обеспечивает полноту и правильность этой работы на предприятиях.
Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), группировка расходов по экономическим элементам и формирование финансовых результатов деятельности предприятий определяются методическими положениями по планированию, учету и калькулированию
себестоимости продукции (работ, услуг) воздушного транспорта, а состав и содержание затрат по калькуляционным статьям, группам и подгруппам расходов определяются нормативно-методическими
материалами соответствующих отраслей и подотраслей РФ. Таким образом, одни и те же затраты по основной деятельности каждого предприятия должны быть представлены в двух указанных аспектах.
Группировка по экономическим элементам включает следующие затраты:
- фонд оплаты труда, т.е. трудоемкость производства в стоимостном выражении;

- отчисления на социальные нужды, т.е. это специальные бюджетные фонды денежных средств, предназначенные для восстановления живого труда. Средства направляются в следующие фонды; пенсионный, социального страхования и обязательного медицинского страхования. Размер средств определяется от оплаты труда.

- амортизация основных производственных фондов, т.е. это та доля стоимости средств труда, используемых в производстве, которая отнесена на себестоимость продукции в отчетном периоде;
- материальные затраты - это материалы и предметы труда, стоимость которых переносится на себестоимость производства по мере выполнения работ (услуг);
- прочие затраты
- денежные средства, различные производственного назначения, объем которых также включается
себестоимость продукции по мере ее выполнения.

В себестоимость продукции (работ, услуг) не включаются:

· премии, выплачиваемые за счёт средств специального назначения и целевых поступлений;

· материальная помощь;

· оплата дополнительных отпусков;

· надбавки к пенсиям;

· оплата проезда к месту работы транспортом общего пользования;

· оплата путёвок на лечение, отдых и др.

Каждый из экономических элементов имеет специфическое содержание.
Учет затрат по экономическим элементам единообразно осуществляется на всех без исключения предприятиях РФ на основе нормативно-методических документов. Его наличие дает возможность определить объем затрат по основным видам используемых ресурсов (трудовых, материальных, финансовых и т.п. в стоимостном выражении), характеризовать трудоемкость, материалоемкость и фондоемкость производства.
Однако для анализа результатов производственно-хозяйственной деятельности, планирования затрат, ценообразования на этой основе, как на уровне предприятия, так и на отраслевом уровне, этой информации явно недостаточно, так как затраты на производство различаются не только по виду используемых ресурсов, но и по степени их зависимости и связи с видами и объемами выполняемых работ. Все затраты на производство должны быть возмещены доходами от реализации продукции и, следовательно, для разработки стоимостной основы цен на основные виды работ, а также анализа фактических затрат производства и доходов от реализации в их взаимосвязи, необходимо распределение затрат по видам выполняемых работ. В качестве объектов калькуляции на воздушном транспорте могут
выступать единица транспортной работы (тоннокилометраж, пассажирооборот), час полета ВС, один парный рейс по видам перевозок, типам ВС и воздушных линий.

Существует следующая классификация затрат:
- по степени участия в производственном процессе они делятся на основные и накладные затраты.
Основными называются расходы, непосредственно связанные с производственным процессом, а накладными – расходы по управлению и обслуживанию этого процесса:
- по способу их включения в себестоимость перевозок (услуг, работ) различают прямые и косвенные затраты.
К прямым относятся расходы, которые непосредственно связаны с производством определенного вида работ (объекта калькуляции) и могут быть полностью прямо отнесены на себестоимость продукции этого объекта.
Косвенные расходы имеют отношение к нескольким видам продукции, и поэтому их необходимо распределять между объектами калькуляции пропорционально различным измерителям, характеризующим
процесс формирования данных расходов:
- по степени зависимости от объемов авиатранспортных работ затраты делятся на постоянные и переменные.
К постоянным относятся затраты, которые не меняются с изменением объемов, например, амортизация ВС, повременная составляющая заработной платы летного состава и т.д. К переменным относятся затраты, величина которых изменяется с изменением объемов (например, авиаГСМ, сдельная зарплата летного состава, аэропортовое обслуживание).
Критериями отнесения затрат к зависящим и не зависящим от объемов работ является степень изменения общей суммы расходов данного вида при изменении объемов производства. Поэтому возникает необходимость организации учета затрат на производство более детально:
по калькуляционным статьям, группам и подгруппам расходов.

Формируются они следующим образом. Из экономических элементов расходов по каждому
объекту калькуляции в качестве калькуляционных групп и подгрупп выделяются указанные выше составляющие затрат производства, учет которых организован на предприятии.
Формирование калькуляционных статей осуществляется путем объединения выделенных групп и подгрупп затрат, единообразных по своей функциональной роли в производстве.
Поскольку авиапредприятия непосредственно осуществляют перевозки пассажиров, почты и груза, что является основным видом их деятельности, то целесообразно представить группировку расходов по следующим статьям калькуляции:
Затраты на оплату труда летного состава, бортпроводников, наземного персонала авиакомпаний (авиапредприятий).
Отчисления на социальные нужды.
Стоимость авиационного топлива и смазочных материалов.
Амортизационные отчисления на восстановление ВС и авиационных двигателей.
Платежи за аренду и лизинг ВС.
Затраты на оперативное и периодическое техническое обслуживание ВС и авиационных двигателей, выполняемое сторонними предприятиями и собственными силами.
Затраты на капитальный ремонт авиационной техники в АРЗ и отчисления на капитальный ремонт.
Затраты на аэропортовое обслуживание сторонними авиапредприятиями и собственными силами.
Затраты на аэронавигационное обслуживание в воздушном пространстве и в зоне аэродромов.
Сборы за метеорологическое обеспечение полетов.
Затраты на обязательное страхование ВС, летного и инженерно- технического состава, страхование ответственности перед пассажирами, за груз, ответственности перед третьими лицами.
Затраты на агентское обслуживание сторонними предприятиями и содержание собственных агентств и касс по реализации перевозок.
Прочие производственные и общехозяйственные расходы (расходы на аренду, содержание и ремонт производственных фондов; командировки;

рекламу в пределах установленных норм; платежи за лицензии;

затраты, связанные с сертификацией; налоги, сборы, платежи, другие обязательные отчисления и т.д.).

3.2. Определение себестоимости перевозок
В основе учета перевозок лежит количество выполненных рейсов по каждой воздушной линии на конкретном типе ВС.
Себестоимость рейсов воздушных судов является основным показателем эффективности их эксплуатации на воздушных линиях. Себестоимость рейсов применяется для экономической оценки планируемых рейсов, для анализа эффективности эксплуатации ВС на существующей сети маршрутов, для обоснования тарифов.

 

В ГА продукция и услуги разнообразны, рассчитывается себестоимость:

· авиаперевозок;

· лётного часа;

· авиарейса;

· нетранспортных работ т т.д.













































Методы определения себестоимости продукции в авиапредприятиях.

1. Себестоимость лётного часа:

()

Где:

 - сумма эксплуатационных расходов по ВС данного типа за конкретный период времени (у.е.).

 - налёт часов по ВС данного типа за тот же период времени (час.)

2. Себестоимость авиаперевозок по типам ВС:

()

3. Себестоимость пассажирских авиаперевозок по типам ВС:

()

Где:

 - сумма эксплуатационных расходов по ВС данного типа, связанны с пассажирскими перевозками (у.е.)

4. Себестоимость продукции в целом по ЭАП:

Где:

 - сумма эксплуатационных расходов;

 - доходы ЭАП.

Для российских авиакомпаний ввиду недостаточно высокой платежеспособности населения, высокого уровня конкуренции со стороны иностранных авиакомпаний, огромных затрат на содержание ВС и высокими ценами на авиаГСМ многие рейсы могут иметь отрицательный итоговый результат, что, в свою очередь, скажется на принятии неправильного
управленческого решения (например, закрытие рейса в связи с его убыточностью).





double arrow
Сейчас читают про: