Тема 2.5. Автоматизированное рабочее место (АРМ) специалиста в Мiсгоsоft Ассеss

Деятельность работников сферы управления (бухгалтеров, специалистов кредитно-банковской системы, плановиков, технологов, руководителей, конструкторов и т.д.) в настоящее время ориентирована на использование развитых технологий. Организация и реализация управленческих функций требует радикального изменения, как самой технологии управления, так и технических средств обработки информации, среди которых главное место занимают персональные компьютеры. Они все более превращаются из систем автоматической переработки входной информации в средства накопления опыта управленческих работников, анализа, оценки и выработки наиболее эффективных экономических решений.

Автоматизированное рабочее место (АРМ) определяется как совокупность информационно-программно-технических ресурсов, обеспечивающую конечному пользователю обработку данных и автоматизацию управленческих функций в конкретной предметной области.

Создание автоматизированных рабочих мест предполагает, что основные операции по "накоплению, хранению и переработке информации возлагаются на вычислительную технику, а работник сферы управления (экономист, технолог, руководитель и т.д.) выполняет часть ручных операций и операций, требующих творческого подхода при подготовке управленческих решений. Персональная техника применяется пользователем для контроля производственно-хозяйственной деятельности, изменения значений отдельных параметров в ходе решения задачи, а также ввода исходных данных в АИС для решения текущих задач и анализа функций управления.

Анализируя сущность АРМ, специалисты определяют их чаще всего как профессионально-ориентированные малые вычислительные системы, расположенные непосредственно на рабочих местах специалистов и предназначенные для автоматизации их работ.

Для каждого объекта управления нужно предусмотреть автоматизированные рабочие места, соответствующие их функциональному назначению. Однако принципы создания АРМ должны быть:

– системность;

– гибкость;

– устойчивость;

– эффективность;

– максимальная ориентация на конечного пользователя;

– проблемная ориентация на решение определенного класса задач;

– эргономичность;

– принцип соответствия информационных потребностей пользователя используемым техническим средствам;

– принцип творческого контакта АРМ и их потенциальных пользователей.

Согласно принципу системности АРМ следует рассматривать как системы, структура которых определяется функциональным назначением.

Принцип гибкости означает приспособляемость системы к возможным перестройкам благодаря модульности построения всех подсистем и стандартизации их элементов.

Принцип устойчивости заключается в том, что система АРМ должна выполнять основные функции независимо от воздействия на нее внутренних и внешних возможных факторов. Это значит, что неполадки в отдельных ее частях должны быть легко устранимы, а работоспособность системы - быстро восстановима.

Эффективность АРМ следует рассматривать как интегральный показатель уровня реализации приведенных выше принципов, отнесенного к затратам по созданию и эксплуатации системы.

Функционирование АРМ может дать численный эффект только при условии правильного распределения функций и нагрузки между человеком и машинными средствами обработки информации, ядром которых является ЭВМ. Лишь тогда АРМ станет средством повышения не только производительности труда и эффективности управления, но и социальной комфортности специалистов.

АРМ как инструмент для рационализации и интенсификации управленческой деятельности создается для обеспечения выполнения некоторой группы функций. Наиболее простой функцией АРМ является информационно-справочное обслуживание. Хотя эта функция в той или иной степени присуща любому АРМ, особенности ее реализации существенно зависят от категории пользователя.

АРМ имеют проблемно-профессиональную ориентацию на конкретную предметную область. Профессиональные АРМ являются главным инструментом общения человека с вычислительными системами, играя роль автономных рабочих мест. АРМ выполняют децентрализованную одновременную обработку информации на рабочих местах исполнителей в составе распределенной БД. При этом они имеют выход через системное устройство и каналы связи в ПЭВМ и БД других пользователей, обеспечивая таким образом совместное функционирование ПЭВМ в процессе коллективной обработки.

Локализация АРМ позволяет осуществить оперативную об работку информации сразу же по ее поступлении, а результаты обработки хранить сколь угодно долго по требованию пользователя.

Целью внедрения АРМ является усиление интеграции управленческих функций, и каждое более или менее “интеллектуальное” рабочее место должно обеспечивать работу в многофункциональном режиме.

АРМ выполняют децентрализованную одновременную обработку экономической информации на рабочих местах исполнителей в составе распределенной базы данных (БД). При этом они имеют выход через системное устройство и каналы связи в ПЭВМ и БД других пользователей, обеспечивая таким образом совместное функционирование ПЭВМ в процессе коллективной обработки.

АРМ, созданные на базе персональных компьютеров, — наиболее простой и распространенный вариант автоматизированного рабочего места для работников сферы организационного управления. Такое АРМ рассматривается как система, которая в интерактивном режиме работы предоставляет конкретному работнику (пользователю) все виды обеспечения монопольно на весь сеанс работы. Этому отвечает подход к проектированию такого компонента АРМ, как внутреннее информационное обеспечение, согласно которому информационный фонд на магнитных носителях конкретного АРМ должен находиться в монопольном распоряжении пользователя АРМ. Пользователь сам выполняет все функциональные обязанности по преобразованию информации.

Создание АРМ на базе персональных компьютеров обеспечивает:

  • простоту, удобство и дружественность по отношению к пользователю;
  • простоту адаптации к конкретным функциям пользователя;
  • компактность размещения и невысокие требования к условиям эксплуатации;
  • высокую надежность и живучесть;
  • сравнительно простую организацию технического обслуживания.

Эффективным режимом работы АРМ является его функционирование в рамках локальной вычислительной сети в качестве рабочей станции. Особенно целесообразен такой вариант, когда требуется распределять информационно-вычислительные ресурсы между несколькими пользователями.

В наиболее сложных системах АРМ могут через специальное оборудование подключаться не только к ресурсам главной ЭВМ сети, но и к различным информационным службам и системам общего назначения (службам новостей, национальным информационно-поисковым системам, базам данных и знаний, библиотечным системам и т.п.).

Возможности создаваемых АРМ в значительной степени зависят от технико-эксплуатационных характеристик ЭВМ, на которых они базируются. В связи с этим на стадии проектирования АРМ четко формулируются требования к базовым параметрам технических средств обработки и выдачи информации, набору комплектующих модулей, сетевым интерфейсам, эргономическим параметрам устройств и т.д.

Информационное обеспечение АРМ ориентируется на конкретную, привычную для пользователя, предметную область. Обработка документов должна предполагать такую структуризацию информации, которая позволяет осуществлять необходимое манипулирование различными структурами, удобную и быструю корректировку данных в массивах.

Техническое обеспечение АРМ должно гарантировать высокую надежность технических средств, организацию удобных для пользователя режимов работы (автономный, с распределенной БД, информационный, с техникой верхних уровней и т.д.), способность обработать в заданное время необходимый объем данных. Поскольку АРМ является индивидуальным пользовательским средством, оно должно обеспечивать высокие эргономические свойства и комфортность обслуживания.

Программное обеспечение прежде всего ориентируется на профессиональный уровень пользователя, сочетается с его функциональными потребностями, квалификацией и специализацией. Пользователь со стороны программной среды должен ощущать постоянную поддержку своего желания работать в любом режиме активно либо пассивно.

В последнее время создаются унифицированные АРМ, обслуживающие несколько предметных областей. Например, комплекс “Экспресс-анализ при заключении договоров, заказов, контрактов” обеспечивает процесс управления аналитической информацией о себестоимости, цене, возможных объемах производства отдельных видов продукции. Комплексы “Анализ формирования, распределения и использования прибыли”, “Анализ материально-технического и финансового состояния предприятия”, “Анализ труда, оплаты и социального развития”, “Анализ выполнения госзаказов и хозяйственных договоров” соответствуют структуре действующего законодательства о предприятии. Комплексы “Анализ и прогнозирование динамических рядов”, “Корреляционно-регрессионный анализ”, “Выборочный метод” дают возможность автоматизированно осуществлять социально-экономический анализ с использованием статистических методов. Комплекс “Сервисные программы” позволяет получать обработанную информацию в виде графиков и схем, редактировать входную информацию, корректировать хранящиеся в файлах АРМ данные.

Разрабатывается огромное количество различных АС: автоматизированные сис­темы научных исследований (АСНИ), системы автоматизированного проекти­рования (САПР), системы управления базами данных (СУБД), автоматизиро­ванные системы управления предприятиями (АСУП) и другие.

Внедрение сетевых технологий привело к возможности установления тесных взаимосвязей и дальнейшего слияния ИПС с АСУ. Тем более что порой бывает очень сложно определить, к какому классу систем (ИПС, АСУ или СУБД) сле­дует отнести ту или иную систему, внедряемую или внедренную, например, в фир­ме, и имеющую одинаково развитые возможности как по поиску информации, так и по ее аналитической обработке. В качестве мостика между этими система­ми может выступать информационное и программное обеспечение АС.

Одной из центральных задач, которые необходимо решить для создания инте­гральных или комплексных систем (на базе имеющихся ИПС и АСУ), становит­ся задача одноразового ввода информации в такие системы и многократного ис­пользования этой информации в работе самых различных подсистем и модулей.

Иными словами, в такой интегральной системе документ (как один из основных элементов информации) должен быть сложным и составным, позволяющим про­водить с ним самые различные процедуры. В связи с этим последнее время ши­рокое распространение получил такой класс АС, как системы управления доку­ментами (или системы автоматизации делопроизводства).

На отечественном рынке сегодня представлено много подобных систем. Их мож­но разделить на три большие группы.

· Собственные разработки отечественных фирм: «Дело-96» (компания «Элек­тронные офисные системы»); система «Золушка-WIN», «Служебная коррес­понденция» (НТЦ ИРМ, Москва), система «Кодекс: Документооборот», раз­работанная ГП «Центр компьютерных разработок» (консорциум «Кодекс», Санкт-Петербург) в целях реализации проекта Единой системы электронного делопроизводства и документооборота Администрации Санкт-Петербурга.

· Русскоязычные версии популярных разработок западных фирм (например, DocsOpen (PC DOCS) и LinkWorks (DEC)).

· Системы, созданные российскими компаниями на основе разработок западных фирм (например, система Office Media московской компании InterTrust (Lotus Notes), система «Ирида» московской компании IBS (Lotus Notes) и комплекс программ «Делопроизводство» челябинской фирмы ИнТорКон (Lotus Notes).

Состав и принципы организации таких систем рассмотрим на примере системы «Кодекс: Документооборот». Система позволяет:

- автоматизировать процесс делопроизводства;

- организовать электронное сопровождение бумажного документооборота;

- создать хранилища электронных текстов документов;

 

- повысить оперативность и качество принятия управленческих решений и т. п.

Функциональное построение системы основывается на нормативно-правовых актах Российской Федерации, нормативах и стандартах, устанавливающих правила делопроизводства для организаций и органов государственной власти. В основу системы заложен принцип модульности, который позволяет наиболее полно реа­лизовать функциональные потребности участников документооборота. Система включает функциональные подсистемы, показанные на рисунке

 «Служебная корреспонденция» автоматизирует следующие функции делопро­изводства по работе со служебными документами:

- регистрация входящих и исходящих документов организации (подразде­ления);

- формирование соответствующего дела на основе номенклатуры дел данно­го подразделеня;

- организация движения документов по исполнителям и контроль их испол­нением;

- постановка документов на централизованный контроль с передачей дан­ных в подсистему «Контроль исполнения документов». Данная подсистема предназначена для учета входящей, исходящей корреспон­денции и контроля за ее движением.

«Контроль исполнения документов» автоматизирует следующие функции де­лопроизводства по работе с контрольными документами:

- регистрация контрольных документов, заданий, исполнителей, рассылка контрольных карт по исполнителям;

- регистрация переносов сроков заданий;

- автоматическое и ручное снятие с контроля полностью отработанных кон­трольных документов;

- формирование соответствующего дела на основе номенклатуры дел данно­го подразделения;

- автоматическая перерегистрация документов при передаче контрольных документов в подведомственные подразделения, работающие с аналогич­ной подсистемой.

Подсистема «Контроль исполнения документов» является, прежде всего, сис­темой поддержки административного управления и целесообразна в органи­зациях, имеющих в структуре внутреннего управления выделенную функцию централизованного контроля исполнения поручений и документов.

«Система подготовки документов» позволяет создать электронный полнотек­стовый архив документов (банк документов) в процессе подготовки докумен­тов. Система интегрирована с продуктами MS Office. Документы готовятся на стандартных электронных бланках, содержащихся в библиотеке базы данных «Кодекс». Форма этих бланков соответствует стандартным бланкам пред­приятия или организации, где внедрена система. Система осуществляет учет использования бланков, требуемый по правилам делопроизводства. Тексты документов записываются в полнотекстовую базу данных, что дает дополни­тельные возможности при дальнейшей работе с документами. Просмотр базы полнотекстовых документов возможен с любого компьютера при наличии прав доступа.

Данная система применима в любой организации, где стоят задачи:

- создания корпоративного банка документов, предназначенного для опера­тивного информационного обеспечения сотрудников организации;

- электронного опубликования документов в сети.

«Система регистрации нормативных и распорядительных документов» ин­тегрирована с системой подготовки документов (на рис. обе системы представлены одной «Системой регистрации и подготовки документов»). Обес­печивает регистрацию документов организации, рассылку текстов документов в электронном виде для их исполнения, а также создание электронного хранилища полнотекстовых документов организации.

«Справочная система документооборота» обеспечивает доступ к базам доку­ментов и позволяет оперативно получать информацию о документообороте с любого удаленного компьютера.

Подсистема «Обмен документами» осуществляет обмен документами между подсистемами как в рамках локальной компьютерной сети, так и между тер­риториально удаленными подсистемами. При этом поддерживается механизм гарантированной доставки и подтверждения получения сообщений.

Подсистема «Учет кадров» предназначена для автоматизации кадрового де­лопроизводства и реализует следующие функции:

- ведение штатного расписания;

- регистрация фактов приема, увольнения, перевода сотрудников посредст­вом приказов;

- подготовка, учет и печать кадровых документов;

- ведение кадрового учета по категориям сотрудников;

- регистрация информации о персонале (трудовая деятельность, перемеще­ния по службе, образование, стаж общий и т. п.);

- контроль истекающих контрактов и другие.

«Оперативный контроль для руководителя» — подсистема автоматизации про­цессов управления. Позволяет быстро, без затрат времени на составление за­просов, отобразить оперативную информацию о фактическом состоянии дел по исполнению/рассмотрению всех находящихся в работе документов организа­ции, зарегистрированных с помощью данной системы. Руководителю предо­ставляется возможность контролировать работу каждого исполнителя, полу­чая при этом объективную информацию в реальном масштабе времени.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: