Руководство курсовыми работами

Тема 5.1. Курсовые работы

План

Как выглядит курсовая работа, ее главные части.

IV. Основная часть

V.    Заключение

VI.   Список использованной литературы

VII.  Приложения

Руководство курсовыми работами

IV. Основная часть курсовой работы включает в себя содержание нескольких пунктов плана. В них раскрывают историю и теорию исследуемого вопроса, дают критический анализ литературы, излагают позицию автора. Далее освещаются методы, организация и результаты самостоятельно проведенного фрагмента исследования.

С чего начинать. Работу следует начинать с подбора литературы по теме исследования.

Выделяют три источника библиографической информации:

-первичный (статьи, диссертации, монографии и т.д.);

-вторичный (библиография, реферативные журналы, сигналь­ная информация и т.д.);

-третичный (обзоры, компилятивные работы, справочные кни­ги и т.д.).

Необходимо различать библиографическую информацию (где, в каких источниках содержатся нужные сведения) и собственно научную — о самом содержании уже известных знаний.

При написании курсовой работы следует просмотреть общепедагогические журналы: «Педагогика», «Народное образование», «Дошкольное воспитание», «Мир образования», «Магистр», «Обруч» и др. Тематические указатели статей за год печатаются в последних номерах журналов.

Полезно также ознакомиться с обзорами литературы по определенным темам.

В результате сбора информации по теме исследования должны быть получены следующие сведения (приведенные в публикациях И.В.Усачевой, И.И.Ильясова) [25, с. 14]: какие исследователи, в каких научных центрах уже работали и работают по теме исследования? где (в каких источниках) опубликованы результаты этой ра­боты)? в чем конкретно они состоят?

Вся добытая студентом информация фиксируется в виде записей. В соответствии с принятой классификацией научной информации материалы, которые собирает и обрабатывает студент в процессе информационного поиска, относят к первичным, вторичным или третичным.

Первичные материалы — записи на библиографических карточках, выписки, прямые цитаты, ксерокопии, микрофильмы, алфавитный каталог по проблеме исследования и т.д.

Вторичные материалы — записи, являющиеся продуктом аналитико-синтетической переработки информации, содержащейся в одном научном документе: планы (простые и сложные), схемы, самостоятельно составленные предметные указатели, аннотации, тезисы, конспекты и т.д.

Третичные материалы — записи, обобщающие первичные и вторичные. Их представляют в виде содержательного обзора, в котором фиксируют полученное знание об уже известных в науке фактах, закономерностях, теориях, объяснениях по теме исследования.

Перед составлением обзора необходимо определить основные понятия по теме исследования. Это означает, что то или иное понятие, которое в педагогике разными авторами может трактоваться по-разному (например, воспитание в «широком» и «уз­ком» смыслах) должно во всем тексте данной работы, от начала до конца, иметь лишь одно, четко определенное автором значе­ние. Толкование выделенных понятий можно найти в следующих источниках:

- энциклопедии: общие (БСЭ, МСЭ и др.) и специальные (например, педагогическая, психологическая, философская и др.);

-толковые словари: общие (С.И.Ожегова, В.И.Даля и др.) и специальные (например, педагогический, психологический, социологический);

- оглавления и предметные указатели основных учебников и монографий по теме исследования.

Найденные определения понятий фиксируют на отдельных карточках и подвергают анализу, сравнению, классификации, обобщению и др.

Для упорядочения работы нужно представить результаты проведенного поиска и обработки в виде совокупности записей [см., например: 25, с. 18].

Текст 1 (констатирующий, текст-рассуждение). Выделяются основные понятия исследования и определяются логические связи между ними, т. е. создается понятийный аппарат будущей работы.

Текст 2 (констатирующий). Дается толкование основных по­нятий различными авторами (с указанием сносок), но без ана­лиза.

Текст 3 (творческий текст). Анализируются, сравниваются, сопоставляются различные толкования одного и того же понятия. Классифицируются понятия по выбранному параметру. Делается предварительный вывод о тех толкованиях терминов, которые будут приняты за основу в данном исследовании, или о собственных толкованиях основных понятий работы.

Именно текст 3, как итог работы над понятиями, входит в основную часть курсовой разработки.

Как показала практика, для написания обзора по теме исследования необходимо использовать не менее 30 источников.

Опытная работа. Далее следует описание опытно-экспериментальной работы.   В курсовой работе может, быть, может, не быть. Дают подробную характеристику испытуемых с указанием их возраста и количества, характеризуют материал, используемый в опытной работе, и если он представляет собой изображение предметов, то его описание включают в текст или приложение. Здесь указывают, какое оборудование (приборы, аппаратура) использовалось; необходимо описать и весь ход работы, включая инструкцию, которая давалась испытуемым. Следует упомянуть, каким способом обрабатывались полученные данные.

Результаты опытно-экспериментальной работы могут быть представлены в таблицах, графиках, диаграммах и т.д. К таблицам, рисункам нужно сделать краткие, но понятные подписи, под рисунками поместить пояснения, расшифровку сокращений. Все иллюстрации следует выполнять аккуратно. Здесь же можно привести выдержки из словесных отчетов.

Обсуждение результатов — следующий важный этап работы, в ходе которого необходимо ответить на вопросы: почему так получилось? В чем причины? Как можно объяснить тот или иной факт? На этом этапе необходимо привлечь теоретические и практиче­ские данные, полученные другими авторами, проанализировать соответствие или несоответствие собственных данных результатам других исследователей, дать интерпретацию, охарактеризовать полученные данные. Делать это целесообразно в той же последовательности, в какой представлены результаты исследования в тексте. Это обеспечивает стройность и логику изложения. Необходимо выяснить, подтвердилась или нет гипотеза исследования (если она была).

Что нужно знать о тексте. Текст курсовой работы составляет 25 — 30 напечатанных на компьютере страниц. Обычно текст рукописи печатается шрифтом Times New Roman, размер 14 на одной стороне стандартного листа бумаги (210x300 или 210x297 мм), через полтора интервала. По ГОСТу к рукописи предъявляются следующие требования: количество строк на каждом листе не должно превышать 30, а в строке содержится до 60 знаков (считая пробелы между словами и знаки препинания). Следует соблюдать поля: слева — 3, справа — 1,5 сверху — 2, снизу — 2,5 см. Текст не печатается абзацами. Заголовки и подзаголовки отделяются от основного текста сверху и снизу пробелом и печатаются строчными буквами.

Материал должен быть изложен логически последовательно, литературным языком. Не нужно употреблять как излишне пространных и сложно построенных предложений, так и чрезмерно кратких, лаконичных фраз, слабо между собой связанных, допускающих двойное толкование, и т. п.

Не рекомендуется вести изложение от первого лица единственного числа: «я наблюдал», «я считаю», «по моему мнению» и т.п. Корректнее использовать местоимение «мы», но желательно обойтись и без него. Допустимы обороты с сохранением первого лица множественного числа, в которых отсутствует местоимение «мы», т.е. фразы строятся с употреблением слов: «наблюдаем», «уста­навливаем», «имеем». Можно использовать выражения: «на наш взгляд», «по нашему мнению», — однако предпочтительнее пи­сать: «по мнению автора» (курсовой работы) или выражать ту же мысль в безличной форме: «изучение педагогического опыта сви­детельствует о том, что...», «на основе выполненного анализа можно утверждать...», «проведенные исследования подтвердили...» и т.п.

В курсовой работе необходимо соблюсти единство стиля изложения, обеспечить орфографическую, синтаксическую и стилистическую грамотность в соответствии с нормами современного русского языка и еще раз проверить однозначность трактовки ключевых для данной работы понятий.

V. Заключение содержит итоги работы, важнейшие выводы, к которым пришел автор; в нем отмечается их практическая значимость, возможность внедрения результатов работы и дальнейшие перспективы исследования темы. Важнейшее требование к заключению — его краткость и обстоятельность. Не следует повторять содержание введения и основной части работы. В целом заключение должно давать ответы на следующие вопросы:

· С какой целью предпринято студентом данное исследование?

· Что сделано?

· К каким выводам пришел автор?

VI. Список использованной литературы составляется в алфавитном порядке фамилий авторов или названий произведений (при отсутствии фамилий авторов).

В список включают все использованные в процессе работы литературные источники независимо от того, где они опубликованы (в отдельном издании, в сборнике, журнале, газете и т.д.), а также от того, имеются ли в тексте ссылки на не включенные в список произведения или последние не цитировались, но были использованы автором.

В списке применяется общая нумерация литературных источников.

При оформлении исходных данных источника указывают: фамилию и инициалы его автора, название работы, место и год издания, общее количество страниц. Например:

Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. — М., 2001. — 596 с.

Если это коллективный сборник, то оформлять его нужно следующим образом:

Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В. И.Журавлева. — М., 1988. — 239 с.

Статья оформляется так:

Трофимова Н.М., Еремина Е.И. Самообразование и творческое развитие личности будущего специалиста // Педагогика. — 2003. — № 2. — С. 42—47.

Если журнал не является центральным московским изданием, то указывается место издания. Например:

Куликова СВ. Интеллигенция как образовательный феномен // Извес­тия Волгоградского государственного педагогического университета. — Волгоград, 2003. — № 1. — С. 38—41.

При оформлении газетной статьи, после номера газеты пишутся три начальные буквы названия месяца, в котором вышла газета. Например:

Царегородцева С. Уроки доброты для всей России // Учительская газе­та. — 2003. — 1 дек. — № 49. — С. 6.

Ссылки на интернет источники оформляются следующим образом:

Хадаев А. С. Социальное проектирование как фактор формирования российской гражданской идентичности сайт «Учительский портал». - https://www.uchportal.ru/publ/26-1-0-10453

 

 

VII. Приложения обычно оформляются на отдельных листах, причем каждое из них должно иметь свой тематический заголовок и в правом верхнем углу надпись «Приложение» с указанием его порядкового номера; если приложений несколько, то «Приложение 1», «Приложение 2» и т.д.

В приложении помещаются анкеты (составленные самостоятельно), с помощью которых осуществляется сбор эмпирического материала, конспекты НОДов, игр или воспитательных мероприятий, протоколы наблюдений, сценарии праздников, детские рисунки, фотографии и т.д.


 

3 Руководство курсовыми работами осуществляют преподаватели колледжа, участвующие в исследовательской работе.

Курсовую работу студент выполняет самостоятельно, пользуясь консультациями руководителя и отчитываясь перед ним по мере выполнения ее отдельных частей и работы в целом.

Руководитель курсовой работы выполняет следующие функции:

· помогает студенту определить круг вопросов по изучению избранной темы и методы исследования, наметить план подготовки и план изложения работы;

· консультирует студента в ходе курсовой работы, проводит поэтапную аттестацию (не менее двух раз в семестр) и информирует об этом зам. директора по НМР, руководителя специальности, зав.отделением, классного руководителя;

· проверяет и рецензирует курсовую работу.

Курсовая работа подлежит публичной защите. Лучшие работы, прошедшие предзащиту, представляются студентами на студенческую конференцию. Студенты объединяются в группы по близкой тематике. Автор работы выступает с коротким сообщением (до 10 мин) и отвечает на вопросы преподавателей и студентов. Сообщение включает в себя состояние проблемы, результаты опытно-экспериментальной работы (если она проводилась), выводы и предложения, перспективы исследования.

В итоговой оценке руководитель курсовой работы учитывает не только окончательный результат, но и степень самостоятельности студента, что отмечается в отзыве.

Отзыв на курсовую работу отражает:

· актуальность темы;

· глубину изучения специальной литературы;

· объективность методов исследования и достоверность результатов;

· -обоснованность выводов;

· стиль и оформление работы;

· предложения и выводы.

По итогам защиты за курсовую работу выставляется оценка в зачетную книжку студента.

Курсовую работу не возвращают студенту, она храниться в архиве 3 года. Но работа может стать основой для будущей выпускной квалификационной работы. Лучшие курсовые могут храниться в методическом кабинете в качестве образцов для других студентов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: