О силе духа, героизме, целеустремлённости, мечте

 

Приближалось время старта. Вот-вот нас должны были отправить на космодром Байконур, расположенный в широкой, как океан, казахской степи. Ожидание было тягостно. Я знал, что корабль, на котором предстояло лететь, получил название «Восток». Видимо, нарекли его так, потому что на востоке восходит солнце.

На космодром летело несколько космонавтов. Достаточно было соринке попасть в глаз первому кандидату для полета в космос - и его надо было заменить другим человеком. Мои товарищи были так же готовы к полету, как я. Старт должен был состояться в назначенный день и час.

На космодроме нас ждали. Зашел Главный Конструктор. Как всегда, внимательный, добрый. Я не уловил в нем и тени тревоги. Он был уверен во мне так же, как был уверен в себе.

И вот момент взлёта. «Восток» мчался над просторами Родины, и я испытывал к ней горячую любовь. «Красота-то какая!» — не удержавшись, воскликнул я и тут же осекся: моя задача — передавать деловую информацию, а не любоваться красотами природы. Вспомнилось, что американцы писали: «Никто не в состоянии точно предсказать, каково будет влияние космического пространства на человека. Известно только одно — человек в космосе будет ощущать скуку и одиночество». Нет, я не ощущал скуки и не был одинок. Радио, как пуповина, связывало меня с Землей.

«Восток» шел со скоростью 28000 км/час. Такую скорость трудно представить на Земле. Я не чувствовал ни голода, ни жажды. И хотя было известно, что за поведением моего организма наблюдают с Земли, я прислушивался к собственному сердцу.       

Наступал заключительный этап полета - возвращение на Землю. До сих пор в космическом полёте все проходило примерно так же, как мы отрабатывали это во время тренировок на Земле. А как будет всё происходить в реальности?

В 10 часов 25 минут произошло автоматическое включение тормозного устройства. Корабль стал входить в плотные слои атмосферы. Его наружная оболочка быстро накалялась, и сквозь шторки иллюминатора я видел жутковатый багровый отсвет пламени, бушующего вокруг корабля. Но в кабине было всего +20, хотя я и находился в клубке огня. Невесомость исчезла, нарастающие перегрузки прижали меня к креслу. Было ясно, что все системы сработали отлично и корабль точно идет в заданный район приземления. От избытка счастья я запел.

Внизу блеснула лента Волги. Я сразу узнал великую русскую реку и берега, над которыми я учился летать. Все было хорошо знакомо: и широкие окрестности, и поля, и рощи, и дороги, и Саратов, дома которого, как кубики, громоздились вдали…

В 10 часов 55 минут «Восток», облетев земной шар, благополучно опустился в заданном районе на вспаханном поле. Случилось, как в хорошем романе: мое возвращение из космоса произошло в тех самых местах, где я впервые в жизни летал на самолете.

В волнующие первые часы возвращения на Землю из космоса произошло много радостных встреч. Все люди были для меня близкими и родными. Особенно трогательным было свидание с Космонавтом Два, который прилетел на реактивном самолете с космодрома в район приземления. Мы горячо обнялись и долго от избытка чувств дружески мяли друг друга кулаками:

— Доволен? — спросил он меня.

— Очень, — ответил я, — ты будешь так же доволен в следующий раз…

(Выдержки из книги «Дорога в космос».

Из воспоминаний Юрия Алексеевича Гагарина; 490 слов)

Обратить внимание!!! Формировать навык пересказ текста с изменением лица повествователя.

Дайте аргументированный ответ на вопрос: «Кого, по Вашему мнению, можно назвать героем?»

ТЕКСТ 11.

ОБ ИСКУССТВЕ

 

Это было в Бонне. Однажды в лунный весенний вечер я зашел к Бетховену. Я хотел прогуляться с ним. Вскоре мы шли по темной и узкой улице. Вдруг Бетховен неожиданно остановился. «Подожди, - сказал он, - что это за звуки? Кто-то играет мою сонату и как хорошо играет!» Мы стояли около бедного маленького домика и слушали с восхищением. Через некоторое время музыка оборвалась, и мы услышали сдержанное рыдание. «Я не могу больше играть, - говорил чей-то голос, - это слишком прекрасно. Я понимаю, что играю не так, как следует. Если бы когда-нибудь услышать мне это в исполнении настоящего большого музыканта!»

- Перестань, сестра, - возразил другой голос, - зачем мечтать о невозможном. Наших средств не хватает на самое необходимое в жизни.

- Я знаю.

- Войдем, - сказал Бетховен, и голос его дрогнул. - Я буду играть, и меня поймут здесь, я это чувствую.
      Он отворил дверь, и мы вошли. У стола сидел молодой человек. Он чинил старый сапог. У старомодного рояля сидела девушка.

- Извините, - сказал Бетховен, - я слышал здесь музыку, и мы вошли; я тоже музыкант. Я слышал, что вы говорили; вам хочется музыки, я поиграю вам.

В неожиданном появлении нашем было много странного, и хозяин бедного жилища желал, по-видимому, избавиться от нас.

- Спасибо, - сказал он, - но инструмент наш слишком плох, и у нас нет нот.

- Нет нот, - повторил Бетховен, - но как же вы играете? - Он взглянул в глаза девушке, и только тут мы заметили, что она была слепа.

- Извините, - сказал Бетховен, - но где вы слышали то, что вы сейчас играли!

- Несколько лет назад около нас жила дама, она очень хорошо играла, и я много запомнила.

 Бетховен ничего не сказал, сел за рояль и заиграл. Никогда и ни перед кем не играл Бетховен так, как играл в жилище бедного сапожника и его слепой сестры. Брат и сестра слушали, затаив дыхание. Единственная свеча, освещавшая комнату, вдруг вспыхнула и погасла. Бетховен остановился, а я отворил ставни, и лунный свет вливался в комнату. Голова Бетховена опустилась на грудь, руки неподвижно лежали на коленях, он казался погруженным в глубокое раздумье.

Молодой человек подошел к Бетховену.

- Кто вы? - спросил он медленно и тихо.

- Слушайте, - также тихо сказал Бетховен и заиграл ту самую сонату, которую играла слепая девушка.

Крик восторга вырвался у брата и сестры. Они бросились к Бетховену и припали к его рукам. - Мы узнали! Вы - Бетховен! - повторяли они.

Он встал и собрался уходить, но они удержали его.

- Поиграйте еще, - говорили они.

Он не протестовал и снова сел за рояль. По-прежнему спокойно и ясно светил месяц и освещал величавую голову Бетховена, его мощную и благородную фигуру.

- Я хочу, - проговорил он, - написать новую сонату и посвятить ее лунному свету.

Он глядел в окно, где плыла луна и мерцали далекие звезды.

- До свидания, - сказал Бетховен, отодвигая стул и направляясь к двери. - До свидания.

- Вы придете к нам еще когда-нибудь? - спросили разом брат и сестра.

Он остановился и взглянул на слепую девушку сострадательным и нежным взглядом.

- Да, да, - поспешно ответил он. - Я приду, непременно приду и дам вам несколько уроков...

Мы вышли.

- Мне надо домой, - сказал Бетховен, - мне надо написать мою лунную сонату, пока я слышу её.

Он просидел за этим делом всю ночь и следующее утро. Так создавалась «Лунная соната», которой мы восхищаемся, которой будут наслаждаться люди, пока стоит мир.

(570 слов)

Обратить внимание!!! Отработать правила перевода прямой речи в косвенную. Вспомнить правила оформления на письме диалога и предложений с прямой речью. Вспомнить правила оформления на письме сложного предложения.

 

Дайте аргументированный ответ на вопрос: «Что, по Вашему мнению, вдохновляет человека на создание произведений искусства?»

 

ТЕКСТ 12.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: