double arrow

Дополнение к библиографии, помещенной в первом томе. (Из второго тома «Жизни Пушкина» А. В. Тырковой-Вильямс.)

 

А. В. Литературные воспоминания. – Москвитянин. 1851. № 12.

И. С. Аксаков. Письмо о Пушкинском празднике. – Русский Архив. 1890.

Альбом Пушкинской Юбилейной Выставки в Имп. Академии наук. СПб., 1899.

Альбом Московской Пушкинской выставки 1880 г. Изд. Любителей Российской словесности. М., 1882.

Альбом. Пушкинский уголок. В. П. Острогорский. М., 1899.

Митрополит Анастасий. Пушкин в его отношении к религии и православной церкви. Белград, 1937.

Арзамас. – Современник. 1851. Январь.

А. П. Арапова. H. H. Пушкина-Ланская. Приложения к «Новому Времени». 1907–1906.

A. С. Архангельский. Пушкин в Казани в 1833 году. 1899.

B. Брюсов. Письма Пушкина и к Пушкину. Изд. Скорпион. М., 1903.

Его же. Лицейские стихи Пушкина. СПб., 1907.

Е. Г. Вейденбаум. Путешествие в Арзрум. – Русский Архив. 1905. Кн. 4.

Временник Пушкинской Комиссии. Академия наук СССР. М.; Л., 1936.

А. Н. Вульф. Дневник. М., 1929.

М. О. Гершензон. Образы прошлого. М., 1912.

М. Л. Гофман. Пушкин Дон Жуан. Париж, 1935.

Н. Греч. Записки о моей жизни.

К. К. Данзас, В. И. Даль и В. А. Соллогуб. Последние дни жизни и кончина Пушкина. 1863.

Г. Р. Державин. Записки. М., 1860.

К. П. Зеленецкий. Сведения о пребывании Пушкина в Кишиневе и Одессе. – Москвитянин. 1854. № 9.

Звенья. Сборники. М., 1933 и 1935.

А. П. Каратыгин. Воспоминания. – Русская Старина. 1880. Июль

Бар. М. А. Корф. Записки.

H.Кулишер. Пушкин и Нащокин. – Русская Старина. 1880.

В. К. Кюхельбекер – Русская Старина. 1875 и 1883.

Его же. Дневник. Предисловие Ю. Н. Тынянова. М., 1923.

Barry Cornwell. Dramatic Scenes.

Летопись Гос. Литературного Музея. Под ред. М. Цявловского. М., 1936.

В. В. Ленц. Приключения финляндца. – Русский Архив. 1878. Кн. 4.

Н. И. Лорер. Записки декабриста. Госиздат. М., 1934.

Литературное наследство. Госиздат. М., 1934.

Б. Модзалевский. Керн. Л., 1924.

Его же. Пушкин. Труды Пушкинского Дома. Л., 1929.

Московский Журнал. 1801–1803.

Московский Пушкинист. Под ред. М. Цявловского. М., 1927.

B. Нащокин. – Русский Архив. 1887. Кн. 1.

Б. Л. Недзельский. Пушкин в Крыму. Крымское изд., 1929.

А. В. Никитенко. Дневник. СПб., 1905.

Николаевская эпоха. Сборник.М., 1911.

Кн. А. П. Оболенский. Из архива кн. Оболенского-Нелединского-Мелецкого. М., 1876.

А. А. Оленина. Дневник. 1828–1829 гг. Париж, 1936.

Отчет Имп. Публичной библиотеки. Описание бумаг Пушкина. 1889.

Павлов-Сильванский. Пестель. – Русский Биографический словарь.

Памяти Пушкина. Изд. СПб. Университета. 1900.

Письма женшин к Пушкину. М., 1828.

М. Погодин. Воспоминания. – Русский Архив. 1865. N° 1.

M. M. Попов. А. С. Пушкин. – Русская Старина. 1874. Т. X.

Потокский. Воспоминания. – Русская Старина. 1880. Т. VII.

Пушкинские дни в Одессе. 1900.

Пушкинский сборник. СПб., 1899.

М. И. Пущин. Записки. – Русская Старина. 1881 и Русский Архив. 1908.

Др. Рудыковский. Встречи с Пушкиным. – Русский вестник. 1841. № 1.

Рукою Пушкина. М. Цявловскии и Л. Б. Модзалевский. 1935. Academia.

Рукописи Пушкина, хранящиеся в Пушкинском Доме. Л. Модзалевский и Б. Томашевскии. 1937.

Н. А. Саввин. Болдино и Пушкин. Нижний Новгород, 1929.

Д. Сапожников. Ценная находка. Вновь найденные рукописи Пушкина. СПб., 1899.

А. О. Смирнова. Записки, дневники, воспоминания. Прим. Л. В. Крестовой. Изд. Фед. М., 1925.

C. А. Соболевский. Переписка с А. С. и Л. С. Пушкиными. – Русский Архив. 1878.

М. И. Сухомлинов. Император Николай I, критик и цензор Пушкина. – Исторический Вестник. 1884. № 1.

Его же. Исследования и статьи по русской литературе. Тайные общества в России в начале XIX столетия. М., 1926. А. Г. Фомин. Пушкиниана. Изд. Академии наук. 1929.

П. Я. Чаадаев. Сочинения и письма. М., 1913.

П. Е. Щеголев. Дуэль и смерть Пушкина. 1928.

Thomas В. Shaw. Pushkin, the Russian Poet. – Blackwood's Magazine. 1845. VII, VIII.

В. А. Яковлев. Отзывы о Пушкине с юга России. Одесса, 1887.

В. Е. Якушкин. О Пушкине. М., 1899.

Его же. Рукописи Пушкина, хранящиеся в Румянцевском Музее.

И. Д. Якушкин. Воспоминания. – Русская Старина. 1884. Кн. II–XII.

 

ИЛЛЮСТРАЦИИ

 

 

ПОДПИСИ К РИСУНКАМ ПУШКИНА

 

к Части первой. Пейзаж с домами и церковью. 75 сентября 1833.

к Части второй. Автопортрет в виде всадника в бурке и с пикой. 1829.

к Части третьей. Портрет H. H. Гончаровой (?). «Медный всадник». 6 октября 1833. Болдино.

к Части четвертой. Пейзаж с рекой. Вторая половина ноября 1833 (?). Санкт-Петербург (?).

к Части пятой. Похоронная процессия. «Гробовщик». Около 9 сентября 1830. Болдино.

 

 

НА ПЕРЕПЛЕТЕ

 

Портрет А. С. Пушкина (гравюра Т. Райта. 1836).

Рукопись «Повестей Белкина» (фрагмент фотоиллюстрации Е. Кассина).

«Скамья Онегина» в Тригорском (фрагмент фотоиллюстрации Е. Кассина).

 

 

ФОТОИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ РЯД ОТКРЫВАЮТ:

 

в 1-м томе – портрет А. С. Пушкина работы неизвестного художника (С. Г. Чирикова?). 1810-е гг.

во 2-м томе – портрет А. С. Пушкина работы В. А. Тропинина. 1827.

 

 

Михайловское. Вид усадьбы. П. А. Александров с оригинала И. С. Иванова. 1837.

 

 

Алексей Никитич Пещуров, сосед Пушкиных. П. Ф. Соколов. 1830-е гг.

 

 

Арина Родионовна. Рельеф Я. П. Серякова. 1840-е гг.

 

 

Иван Иванович Пушкин.

 

 

Антон Антонович Дельвиг. Рисунок В. Лангера. 1830.

 

 

Кабинет Пушкина в Михайловском.

 

 

Анна Петровна Керн. Миниатюра. 1820–1830-е гг.

 

 

Евпраксия Николаевна Вревская, урожд. Вульф. А. А. Багаев. 1841.

 

 

Анна Николаевна Вульф. Силуэт. 1820-е гг.

 

 

Алексей Николаевич Вульф. А. И. Григорьев. 1828.

 

 

Николай Михайлович Языков. Р. Гундризер с оригинала Хринкова. 1829. Литография. 1850-е гг.

 

 

Тригорское. Скамья Онегина.

 

 

Вильгельм Карлович Кюхельбекер. Гравюра И. Матюшина.

 

 

Кондратий Федорович Рылеев. 1824–1825.

 

 

На Сенатской площади 14 декабря 1825. К. И. Кольман. 1830-е гг.

 

 

Император Николай I.

 

 

Адам Мицкевич. Литография В. М. Ваньковича. 1828.

 

 

Дмитрий Владимирович Веневитинов. Неизвестный художник. 1820-е гг.

 

 

Дом Д. В. Веневитинова в Кривоколенном переулке, 4. Здесь 12 октября 1826г. Пушкин читал «Бориса Годунова».

 

 

Александр Христофорович Бенкендорф. Литография И. И. Разумихина с оригинала П. Н. Орлова. 1839.

 

 

Максим Яковлевич фон Фок. Литография И. П. Фридрица. 1828.

 

 

Приемная графа А. Х. Бенкендорфа. Неизвестный художник. Конец 1820-х гг.

 

 

Гостиная в доме Олениных в Приютине. Ф. Г. Солнцев. 1834.

 

 

Петербург. Невский проспект (фрагмент панорамы). В. С. Садовников. 1830-е гг.

 

 

Алексей Николаевич Оленин. Я. Г. Варнек. 1820-е гг.

 

 

Анна Алексеевна Оленина.

 

 

Екатерина Николаевна Ушакова. Неизвестный художник. Конец 1820-х – начало 1830-х гг.

 

 

Елизавета Николаевна Киселева, урожд. Ушакова. Ж. Вивьен. 1833.

 

 

Александра Осиповна Смирнова-Россет. А. Реми. 1835 (?)

 

 

Вера Александровна Нащокина. Неизвестный художник. 1830-е гг.

 

 

Павел Воинович Нащокин. К. П. Мазер. 1839.

 

 

Зинаида Александровна Волконская. Портрет Мюнере. 1814.

 

 

Аграфена Федоровна Закревская. Литографи с портрета. 1828 г.

 

 

Дарья Федоровна Фикельмон. Т. Ювинс. 1826.

 

 

Елизавета Михайловна Хитрово. Портрет Ф. Шевалье с оригинала В. Тау. Конец 1830-х гг.

 

 

Наводнение в Петербурге.

 

 

Перт Александрович Плетнев. А. В. Тыранов. 1836.

 

 

Михаил Петрович Погодин. Литография А. Мюнстера по рис. П. Бореля.

 

Фаддей Венедиктович Булгарин. Неизвестный художник. 1841.

 

 

Николай Александрович Полевой. В. А. Тропинин (?). 1840-е гг.

 

 

Пушкин. Гравюра Т. Райта. 1836.

 

 

Наталья Ивановна Гончарова. Неизвестный художник. 1800-е гг.

 

 

Николай Афанасьевич Гончаров. Неизвестный художник. 1810-е гг.

 

 

Церковь Большого Вознесения.

 

 

Наталья Николаевна Гончарова. А. И. Брюллов. 1831–1832.

 

 

Дмитрий Николаевич Гончаров. Неизвестный художник. 1835.

 

 

Екатерина Николаевна Геккерн, урожд. Гончарова. Ж-Б. Сабатье. 1838.

 

 

Александра Николаевна Гончарова. Неизвестный художник. Конец 1830-х – начало 1840-х гг.

 

 

Наталья Кирилловна Загряжская. П. Ф. Соколов. 1820-е гг.

 

 

Екатерина Ивановна Загряжская. А. П. Брюллов. 1820-е гг.

 

 

Царское Село. Вид на Камеронову галерею и Фрейлинский садик. Неизвестный художник. 1820-е гг.

 

 

Пушкин и Хвостова на балу. Карикатура неизвестного художника. Конец 1820-х гг.

 

 

Бал у Княгини М. ф. Барятинской. Г. Г. Ганарин. 1834.

 

 

Литературный обед в книжной лавке А. Ф. Смирдина. Эскиз титульного листа альманаха «Новоселье». А. П. Брюллов. 1832–1833.

 

 

Женский веер 1830-х гг.

 

 

Дом-музей Пушкина в Болдине. Фотография.

 

 

Чернильница из вотчинной конторы Пушкиных.

 

 

Василий Алексеевич Перовский, оренбургский военный губернатор. В. Гау. 1841.

 

 

Оренбург. А. Чернышев. 1830-е гг.

 

 

Сергей Семенович Уваров. Н. И. Уткин. 1836.

 

 

Карл Васильевич Нессельроде. С гравированного портрета Гоффмейстера.

 

 

Владимир Александрович Соллогуб.

 

 

Григорий Александрович Строганов.

 

 

Барон Геккерн. Гравюра. 1843.

 

 

Жорж Дантес-Геккерн. Портрет Бенара с оригинала неизвестного художника. 1830-е гг.

 

 

Анонимное письмо, полученное Пушкиным 4 ноября 1836 года.

 

 

Кондитерская Вольфа в Петербурге. Раскрашенная гравюра.

 

 

Константин Карлович Данзас. Неизвестный художник.

 

 

Дуэльные пистолеты системы Лепажа.

 

 

Кабинет Пушкина на Набережной Мойка, 12.

 

 

Пушкин в гробу. Рис. В. А. Жуковского. Карандаш. 1837.

 

 

Конюшенная церковь. М. Н. Воробьев. 1830-е гг.

 

 

Николай Федорович Арендт. Литография О. Эстеррайха. 1822.

 

 

Владимир Иванович Даль. Неизвестный художник.

 

 

Святые ворота Святогорского монастыря.

 

 

Памятник Пушкину в Лицейском саду. Скульптор Р. Бах. 1899.

 

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru

Оставить отзыв о книге

Все книги автора


[1] Вне закона (фр.).

 

[2] Дорожную (фр.).

 

[3] Дорожную лампу (фр.).

 

[4] Сорочки (фр.).

 

[5] Перстень (фр.).

 

[6] Простой медальон (?) (фр.).

 

[7] Здесь, очевидно, экипировки для верховой езды (фр.).

 

[8] Беседы Байрона! Вальтер Скотта! (фр.).

 

[9] Но все, что относится к политике, писано только для черни (фр.).

 

[10] У Пушкина был французский перевод «De la littérature dramatique» Sismondi. 1814, издание 1814 года. (Прим. авт.).

 

[11] Беседы Байрона, мемуары Фуше… Сисмонди (литература)… Шлегель (драматургия)… Сен-Флорана (фр.).

 

[12] Последним доводом в пользу освобождения (лат.).

 

[13] Обедню Фридриха II за упокой души г-на Вольтера (фр.).

 

[14] Внезапно (лат.).

 

[15] А роль змеи, как видно, предназначается этому господину (фр.).

 

[16] Эти слова относятся не к А. П. Керн, а к адресату письма Анне Николаевне Вульф.

 

[17] Письмо от… (фр.).

 

[18] 19/7 апр. смерть Байрона (фр.).

 

[19] Не знаю, опубликовали ли пушкинисты советской республики все варианты «Бориса Годунова». В издании Императорской академии их нет. Мне пришлось пользоваться отрывистыми текстами, опубликованными отдельными исследователями. (Прим. авт.)

 

[20] «Состояние Российской Империи…» (фр.).

 

[21] Шедевр (фр.).

 

[22] Здесь кое-что было… (фр.).

 

[23] Нет никакого спасения, кроме английской литературы (фр.).

 

[24] Глупый (нем.).

 

[25] Тетрадь № 2368 одна из немногих пушкинских тетрадей, которые я успела внимательно осмотреть в Румянцевском музее в январе 1918 года. Я позволяю себе утверждать, что Венгеров ошибся, говоря, что Пушкин всегда писал длинное Т. К сожалению, все еще не опубликовано давно обещанное фототипическое издание пушкинских рукописей и черновиков. Это беднит и затрудняет работу тех, кому сейчас недоступны музеи и книгохранилища Москвы и Петрограда. У нас даже нет полного издания текста. Приходится разыскивать отрывки вариантов в отдельных изданиях и трудах. Характеризуя работу Пушкина в Михайловском, я, кроме издания Венгерова, пользовалась больше всего академическим изданием сочинений и Анненковым, в особенности его «Матерьялами для биографии Пушкина». Но ведь эта работа была напечатана в 1873 году, с тех пор собрано много нового. (Прим. авт.)

 

[26] Дружеская влюбленность (фр.).

 

[27] Ты знаешь край… (нем.).

 

[28] Бальная записная книжка, в которую записываются танцы и кавалеры (фр.).

 

[29] Plus-que-parfait – давно прошедшее время (фр.).

 

[30] «Красный гребец… Дикий овес» (англ.).

 

[31] Деликатность джентльмена (англ.).

 

[32] Но да поберет их дьявол и да благословит их Господь (фр.).

 

[33] В зале для игры в мяч (фр.).

 

[34] «Белая дама» (фр.).

 

[35] Инцеста (фр.).

 

[36] Вы всегда на больших дорогах (фр.).

 

[37] Бонвиван (фр.).

 

[38] Дело чести (фр.).

 

[39] Как добрый мещанин (фр.).

 

[40] Франция, назови мне их имена! Я не вижу их начертанными на этом надгробном монументе: они победили так быстро, что ты стала свободной прежде, чем их узнала (фр.).

 

[41] Светские львицы (фр.).

 

[42] Совсем как доброе дитя (фр.).

 

[43] Живость ума (фр.).

 

[44] Так как он женат и небогат, надо ему помочь сводить концы с концами (фр.).

 

[45] Невмешательство (фр.).

 

[46] Салон Рамбуйе (фр.).

 

[47] Тетушка (фр.).

 

[48] Здесь: наставницами (фр.).

 

[49] Его мысль, к несчастью, абстрактна (букв.: не имеет пола) (фр.).

 

[50] Пристойно… пошло… (фр.).

 

[51] На сердце всякого мужчины написано: самой доступной (фр.).

 

[52] Измене (фр.).

 

[53] Известный английский политик, тогда морской министр, сэр Самуэль Хор, теперь лорд Тэмпльвуд, подготовляя речь, сказанную им в Лондоне, на торжественном собрании по случаю столетней годовщины со дня смерти Пушкина, говорил мне, что эта повесть дала ему более ясное представление о Петре, чем длинные исторические рассуждения. – Прим. авт.

 

[54]  Маркиз де Данжо (1638–1720) – приближенный Людовика XIV, автор мемуаров, сообщавших повседневные подробности частной жизни короля и придворного быта.

 

[55] Надеюсь, что Пушкин хорошо отнесся к своему назначению. До сих пор он исполнял данное мне слово, и я им был доволен, и т. д. (фр.).

 

[56] Мог бы побеспокоиться, поехать надеть фрак и потом опять приехать. Покорите его (фр.).

 

[57] Почему ваш муж прошлый раз не был, из-за сапог или из-за пуговиц? (фр.).

 

[58] «…узнав от портного о продаже нового мундира князя Витгенштейна, перешедшего в военную службу, и что он совершенно будет в пору Пушкину, я ему послал его, написав, что мундир мною куплен для него, но что представляется его воле взять его или ввергнуть меня в убыток, оставив его на моих руках. Пушкин взял мундир и поехал ко двору» (Смирнов H. M. Из памятных заметок // Русский архив, 1882, I, с. 239).

 

[59] Я предпочитаю, чтобы меня публично высекли (фр.).

 

[60] Император Николай человек более положительный. У него тоже есть ложные идеи, как у его брата, но он менее фантастичен! (фр.).

 

[61] В нем много от прапорщика и немного от Петра Великого! (фр.).

 

[62] Буквально (фр.).

 

[63] По здравом рассуждении (фр.).

 

[64] Завоевание Англии норманнами (фр.).

 

[65] Вчера госпожа такая-то решительно была всех красивее и всех наряднее на балу (фр).

 

[66]  К. С. Сербинович (1796–1874) был «всесторонним цензором» Петербургского цензурного комитета с августа 1826-го по июль 1830 года.

 

[67] Гурвицем.

 

[68] Вы обманули (доверие) (фр.).

 

[69] Мне известно только одно исключение – князь Д. П. Святополк-Мирский издал в 1925 году по-английски книгу о Пушкине, где отозвался о нем неблагосклонно, свысока. – Прим. авт.

 

[70] Вольнодумец (фр.).

 

[71] «Чтобы порвать эту несчастную связь» (фр.).

 

[72] Книга П. Е. Щеголева «Дуэль и смерть Пушкина» вышла первым изданием еще при старом режиме, потом была переиздана в Москве в 1928 году. В ней полная, хорошо документированная картина событий. Тем неприятнее читать в такой серьезной работе клевету на Пушкина, «по царственной линии», вставленную во второе издание. – Прим. авт.

 

[73] В книге П. Е. Щеголева эта фраза приводится в следующем контексте:

«Нарышкин – великий магистр ордена рогоносцев – стал рогоносцем по милости императора Александра, пошел, так сказать, по царственной линии. И первую главу в истории рогоносцев историограф должен был начать с императора Александра. Начать… а продолжать?

Мне думается, составитель диплома и продолжения хотел бы тоже по царственной линии. Если достопочтенный великий магистр был обижен в своей семейной чести монархом, то его коадъютору, его помощнику г-ну Александру Пушкину, историографу ордена, кто нанес такую же обиду, кто сделал его рогоносцем? Надо поставить вопрос точнее: в кого метил составитель пасквиля, на кого он хотел указать Пушкину, как на обидчика его чести? На Дантеса ли? Полно, так ли это? Не слишком ли мелко после пышного начала, после именования величавого рогоносца по высочайшей милости, кончить указанием на Дантеса!» (Щеголев П. Е. Дуэль и смерть Пушкина. М., 1987. С. 369.)

 

[74] Когда справляли столетие со дня смерти Пушкина, его внук, Николай Александрович Пушкин, встретился в Париже с внуком Дантеса, своим троюродным братом по бабке. Передавая об этой встрече парижскому корреспонденту издававшейся в Риге газеты «Сегодня», Н. А. Пушкин сказал: «Мой троюродный брат рассказывал мне, как перед смертью его дед, Дантес, сказал ему и его отцу: «Из всех женщин, которых я любил, Н. Н. Гончарова-Пушкина была единственная, которая мне не принадлежала» («Сегодня». 20 марта 1937 г.).Прим. авт.

 

[75] Что тело м-м Пушкиной красивее, чем тело моей жены (фр.).

 

[76] Теперь я знаю, что ваше тело красивее, чем тело моей жены (фр.).

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: