Цель. Знакомить детей с последними буквами алфавита, которые не обозначают звуков; упражнять в нахождении этих букв в словах и тексте; учить читать слова с новыми буквами.
Оборудование. Панно букв; демонстрационные буквы ь и ъ; красиво оформленный алфавит.
Ход занятия
1. 1. Педагог произносит разные звуки ([а], [т], [т'], [л], [л'], [ы]). Спрашивает детей: «Что я сейчас произнесла? (Звуки.) Можно ли увидеть звуки речи? (Нет. Звуки мы только слышим и произносим.) Что можно увидеть и написать?» (Буквы.)
2. — Я буду показывать буквы, а вы — называть звуки (звук), которые эти буквы обозначают.
Педагог демонстрирует разные буквы (используя панно букв), дети произносят звук (звуки, если есть твердое и мягкое произношение).
3. Упражнение «Буква — звук» (проводится в парах).
Дети делятся на пары (как сидят за столами) и выходят к панно букв. Один ребенок показывает на панно любую букву, другой называет звук (звуки), который обозначает указанная буква. Затем дети меняются. Остальные контролируют выполнение заданий.
|
|
II. 1. Педагог обращает внимание детей, что почти все квартиры в домике букв (панно букв) заняты. И только две квартиры на нижнем этаже пустуют.
— Сегодня мы с вами познакомимся с последними двумя буквами нашего алфавита. Это буквы необычные. Я раскрою вам их секрет. Но сначала вспомните и скажите, что такое буква. (Буква — это значок, который замещает какой-то звук, представляет его нам.) Буквы, с которыми мы познакомимся сейчас, тоже значки, но особые. Они не обозначают звуков.
2. Демонстрация буквы ь.
— Это мягкий знак, он указывает, что буква перед мягким знаком произносится мягко.
3. Упражнения в чтении слов с ь. — Читаем слова: ел, кон, бан-ка.
А теперь добавим ь и получим новые слова: ель, конь, банька.
Если мягкий знак встанет между согласной и гласной, то он покажет, что эти звуки не сливаются: Коля — колья; семя — семья; Дарья, братья, льют, пьют.
Дождик льется, вьюга вьется. Как им это удается? Это знак старается, Мягким называется.
4. Коллективное чтение слов ноль, роль, пыль, боль.
Затем воспитатель читает стихотворение, а дети договаривают его, используя слова, написанные на доске: день — тень, прочь — ночь, спать — опять, звенеть —- сеть.
Тень
Вот уходит день.
Вырастает тень.
Свет уходит прочь.
Вырастает ночь.
Все зверята, спать!
Будет день опять!
Будет все звенеть —
Золотая сеть.
(Г. Сапгир.)
Дополнительное задание:
Прочти слова и объясни их значение: мел - мель, угол - уголь мол — моль, стал — сталь, шест- шесть, брат — брать.
5. Демонстрация буквы ъ.
— Эта буква (твердый знак) стоит только в середине слова и показывает, что согласный звук не сливается с
|
|
• гласным. Твердый знак в силу своего твердого характера разделяет их.
Воспитатель предлагает детям самим прочитать слова сел — съел.
6. Упражнения в чтении слов с ъ: съем — съел — объел; съезд — въезд — подъезд.
III. Чтение слов с ь и ъ знаками.
спать играть отъезд поезд спеть плясать объезд подъезд Мягкий и твердый знаки
Мягкий знак и твердый знак
Разговаривали так:
— Сколько я пирожных съем?
Мягкий знак ответил:
— Семь.
(А.Шибаев.)
2. Анализ и синтез образов букв (работа с буквенным конструктором).
IV. Заключение.
Педагог поздравляет детей с тем, что они познакомились со всеми звуками и буквами русского языка.
— Домик заселен. Пора справлять новоселье. А новоселье — это веселый праздник.
Внимание! В заключение пройденного курса по постижению основ грамоты проводится праздник (например, «От звука к букве»), на который желательно пригласить родителей воспитанников.
.