Инновации в реформе права определяют содержание права, развитие правовой системы, и, самое главное, отражают происходящие изменения в государственном строе. В то же время, не каждая политически вынужденная реформа, заявленная как инновационная, соответствует этому определению.
Инновация не должна опровергать действующее право. Наиболее оптимальный процесс реформации – пошаговый, или эволюционный, впротивовес революционному. Кроме того, реформа права не синонимична эндогенной инновации права и рецепции права, поскольку реформа права меняет процессы и традиции реформируемой правовой системы.
Основу правовой реформы составляют преобразования ради обновления правовой системы.
В классификации правовых реформ по источнику реформирования выделяются четыре варианта, среди которых - реформы, представляющие собой эксперимент по созданию инновационных правовых норм и институтов, не имеющих аналогов.
Правовая реформа в РСФСР в 1917–1923 гг. может служить примером эксперимента по созданию инновационных правовых норм и институтов, не имеющих аналогов. Беспрецедентные для того времени национализация частной собственности, отмена наследования в 1918–1922 гг., исчезновение из признаков преступления вины, разработка социально-экономических прав и свобод, равенство мужчины и женщины в политической сфере, разработка новой концепции международного права социалистических стран и многие другие нововведения представляли собой попытку создания новой правовой системы революционными методами.
Применительно к правовым отношениям понятию «реформа» присуща специфика, которая выражается в наличии инновационного процесса права. Инновационность заключается не столько в том, что в период реформ критикуется действующее законодательство или другие элементы правовой системы, осуществляется поиск им замены, сколько связана с упорядочением и систематизацией имеющегося нормативного материала.
Инновации в рамках реформы права исторически влияли не только на содержание права, развитие правовой системы, но и отражали перемены в государственном строе.
Следствием реформы права в рамках инновационного развития являются более перспективные виды организации правовой материи и правовой жизни, в результате которых позитивное право в большей степени должно находить точки соприкосновения с индивидуальным и профессиональным правосознанием и предоставлять возможность человеку при многократном соприкосновении с правом, чувствовать свободу, истину и справедливость.
Основные признаки и направления реформы права
Реформа права имеет следующие признаки:
· Продолжается борьба традиций и инноваций (В условиях, когда в правовой системе не создан механизм эндогенных и рецепционных инноваций, право достигает состояния, при котором только целенаправленные, сконцентрированные усилия способны приспособить право к меняющимся экономическим и социально-политическим условиям).
· Реформа права предполагает продуманную, тщательно спланированную и долговременную деятельность по внесению изменений в действующее право
· В рамках реформы права инновационному развитию подвергаются позитивное право, с одной стороны, и правосознание с другой. С учетом этого не случайно И.А. Ильин отмечал: «Ни одна реформа невозможна до тех пор, пока не назреет известный сдвиг в правосознании; и всякая реформа, несоразмеренная с состоянием народного правосознания, может оказаться нелепою и гибельною для государства. Единственно верный путь ко всяким реформам есть постепенное воспитание правосознания».
· Инновации в ходе реформы права — кардинальные изменения, которые затрагивают не только право, но и социально-экономическую, социально-политическую сферу.
Направления:
· законодательное закрепление прав человека, способов их защиты
· формирование правового государства
· влияние на правосознание (реформирование общества посредством права)
· развитие правосудия
Реформа права должна приводить к изменению с обязательным улучшением и повышением эффективности тех правовых порядков, институтов или учреждений, которые не соответствуют реальностям данного исторического отрезка времени.