Обратная сторона власти. Прощание с Карнеги, или Революционное руководство для марионетки

Клод Штайнер

 

    Американский кошмар [1]

  

Когда я начинал писать эту книгу тридцать лет назад, в 1970 году, отмечался наплыв интереса к проблеме власти. Холодная война была в полном разгаре, и Америке противостоял устрашающий и, как тогда казалось, вечный противник. Создавалось впечатление, что, несмотря на всю свою мощь, нация беззащитна. Естественно, американское общество заинтересовалось проблемами власти, силы и бессилия на национальном и индивидуальном уровне.

Всего за несколько лет был опубликован целый ряд книг, посвященных этим вопросам, в число которых входили: «Торговец властью» Роберта Каро (The Power Broker, Robert А. Caro); «Цена власти» Арнольда Хакшиекера (The Price of Power, Arnold Hucschnecker); «Злоупотребление властью» Ньюфилда и Дю Брилла (The Abuse of Power, Newfield and Du Brill); «Корпорация власти» Минца и Коэна (Power, Inc., Mintz and Cohen); «Власть и невинность» Ролло Мэя (Power and Innocence, Rollo May); «Сказки о власти» Карлоса Кастанеды (Tales of Power, Carlos Castaneda); «Власть как внутренний опыт» Дэвида МакКлелланда (Power, the Inner Experience, David McClelland); «О личной власти» Карла Роджерса (On Personal Power, Carl Rogers) и многие другие.

Из всех книг, посвященных власти, книга Майкла Корды «Власть! Как ее добиться, как ее использовать» (Michael Korda, Power! How to Get It, How to Use It) была наиболее целесообразной, удобочитаемой и интеллектуальной. Она стала общенациональным бестселлером. В ней прямо и ясно описывались реалии феномена власти в том виде, в каком она функционирует в главной артерии американской жизни — в мире бизнеса. Опубликованная почти одновременно с работой Корды, мгновенно стала бестселлером и книга Роберта Рингера «Как победить посредством устрашения» (Robert Ringer, How to Win Through Intimidation). Книга Рингера была менее изощренной и глубокомысленной, более приземленной — своего рода популяризированной версией книги Корды для обывателя. Обе книги откровенно описывали отношения власти, в которые оказываемся вовлечены мы все, к какой бы сфере мы ни обратились.

Книга Корды представляла собой энциклопедию наблюдений за поведенческими проявлениями власти, и поскольку она стала национальным бестселлером, я полагаю, она оказала определенное влияние на властные формы поведения в сфере индустрии и коммерции. Корда указывал на значимую роль портфелей, часов, ботинок и костюмов, которые носят люди. Он утверждал, что наши уши, носы, глаза и ноги столь же важны, как и наше место в собственном или чужом офисе, маршруты, по которым мы курсируем на деловых приемах, или наша манера отвечать на телефонные звонки. По мнению Корды, все эти элементы связаны с нашим положением на лестнице власти.

В интервью, взятом репортером журнала «Mainliner» Джозефом Пойндекстером в марте 1977 года, Корда дает крайне узкое определение власти как «способности контролировать людей, события, и самих себя… Иными словами, власть — это контроль». Он также продемонстрировал свое хотя и не афишируемое, но несомненное преклонение перед злоупотреблением властью: «Мне импонирует следующее представление о власти: это та степень, в которой вы можете заставить других прислуживать вам, вместо того чтобы прислуживать им».

В своем определении власти как исключительно вопроса контроля над другими людьми, Корда придерживается наиболее широко распространенных взглядов. Большинство авторов, освещающих данный вопрос, разделяют это общее представление: власть определяется степенью контроля, который мы имеем над окружающими. Создается впечатление, что единственным предметом разногласия по вопросу о власти является то, насколько власть (то есть контроль над другими людьми) хороша или плоха, желательна или нежелательна.

Корда, судя по всему, преклоняется перед людьми, обладающими властью, но использующими эту власть над другими людьми мягко и элегантно. В частности, он чуть ли не с любовью отзывается о своем шефе Дэвиде Махони (David Mahoney), генеральном директоре Norton Simon, Inc., находящемся в то время в возрасте 52 лет, чей офис «казалось, был спроектирован таким образом, чтобы служить воплощением власти и денег, в спокойном, уверенном в себе стиле, столь характерном для Америки конца XX столетия». Он описывает хромированную сталь и кожаную мебель, огромные абстрактные картины; все выглядит очень солидно и дорого, «…здесь все решают деньги».

Корда описывает глаза Махони: большие, умные, гипнотизирующие, немигающие, холодные, проницательные. Для Корды Махони олицетворяет собой идеалы власти и успеха. Внушительные офисы, лимузины, послушные и эффективные сотрудники, крупные банковские счета, прислуга — короче, максимум контроля при минимальных усилиях. Приводимые в книге Корды многочисленные примеры свидетельствуют об одобрении им любых маневров, служащих достижению одной и той же цели — контроля, — лишь бы эти маневры являлись тонкими, изящными, ненасильственными и скрытными. Он идеолог искусного злоупотребления властью; обладать властью хорошо, как и использовать ее с целью контроля над другими, лишь бы это делалось элегантно. Верхом элегантности, безусловно, является способность производить впечатление, что ты вовсе не обладаешь властью, оставаясь при этом всемогущим: «Современный американский тип власти состоит в том, чтобы делать вид, будто у тебя ее нет».

В противоположность завуалированной поддержке злоупотребления властью со стороны Корды, Роберт Рингер в своей книге «Как победить посредством устрашения» выступает ее обличителем. В самом начале своего повествования он объявляет нам, что существует лишь три типа людей, и все они пытаются облапошить нас, так что любые угрызения совести по поводу собственного хищнического поведения излишни.

Тип номер 1 с самого начала дает вам понять, что он собирается отобрать у вас все фишки (chips), и именно это он и пытается делать.

Тип номер 2 уверяет вас, что не претендует на ваши фишки, и делает вид, что он с вами справедлив. Но затем осуществляет свои замыслы, и в результате опять-таки пытается отобрать у вас все фишки.

Тип номер 3 уверяет вас, будто вовсе не заинтересован в том, чтобы отбирать у вас фишки, и говорит совершенно искренне. Но в конце концов в силу целого ряда причин он, как и номер 1 и номер 2, все равно пытается сделать то же самое. Его девиз: «Я вовсе не хотел отрубать вам руку по локоть, но, когда вы потянулись к своим фишкам, у меня не было другого выбора».

По мнению Рингера, типа номер 4 не существует; вы относитесь либо к первому, либо ко второму, либо к третьему типу. Иными словами, не существует человека, который не пытался бы отхватить все фишки — есть только различные степени самообмана.

Рингер называет эти три описанных им типа профессорами по «облапошиванию вас». Я думаю, что, если бы Корду спросили, какой из этих трех типов ему больше всего по душе, он не смог бы однозначно ответить на этот вопрос. Рингер же в своем ответе уверен абсолютно. Тип 1, честный (поскольку откровенный) стервятник, является его безусловным фаворитом, поскольку он предпочел бы иметь дело с прямолинейным соперником, а не с типом 2, изо всех сил стремящимся ободрать вас, но прикрывающим свои намерения достаточно успешно, чтобы ввести в заблуждение свою жертву. Симпатии Корды, возможно, снискал бы тип 3, — хищник, запутывающий свои следы, поскольку Корда, вероятно, считает, что вся прелесть состоит в том, чтобы «заставлять людей делать то, что вы хотите, и при этом убеждать их, что они сами хотят того же, чего и вы». Однако несмотря на свои различия, представители всех трех типов заслуживают одинакового обращения: «Хватайте их фишки, прежде чем они схватят ваши».

Корда и Рингер основывали свои положения на том, что происходило в те годы и происходит до сих пор, в весьма обширном и очень влиятельном секторе мира бизнеса. В этом мире:

  

В любой конкретной ситуации и в конкретный момент существует ограниченное количество ресурсов, и то, что достается вам, уменьшает объем ресурсов, доступный для кого-то другого. Ваша добыча это чья-то потеря, ваше поражение это чья-то победа.

Интервью журналу «Mainliner»

  

Разумеется, многим людям трудно понять, что плохого в этом подходе. Контроль, власть и деньги кажутся чертовски привлекательными, разве не так? Что еще может позволить нам так прекрасно себя чувствовать? Кто посмеет возразить, что без них жить лучше? Чего еще нам желать? Любовь, справедливость и щедрость — все это звучит восхитительно, но сможем ли мы прокормить этим наших детей?

И все же идеалы сотрудничества, взаимопомощи, доброты и сострадания не менее привлекательны, и несмотря ни на что продолжают жить в нашем обществе. Дело в том, что, следуя вышеописанному образу жизни, люди в ходе конкурентной игры отказываются от всех остальных возможных вариантов достижения власти, не умаляющих власти других и не ставящих под угрозу их собственную силу. Бессердечное отношение к людям и к их чувствам имеет немало хорошо известных, хотя и замалчиваемых последствий: разбитые семьи, скандальные разводы, разрушение дружеских отношений, угрюмые и злые дети-наркоманы, а также язвы, стрессы и сердечно-сосудистые заболевания.

По иронии судьбы Роберт Рингер, автор так называемого «Метода Рингера» по продажам автомобилей, где он подробно описывает, как запугать и облапошить покупателя, становится самообращенным философом «свободного предпринимательства». В своей более поздней книге: «Возрождение американской мечты» (Restoring the American Dream) он «подчищает» свои прежние взгляды и перепродает их в упаковке крайне правого манифеста свободы, индивидуализма и американской мечты. По словам Рингера: «Америка не может позволить себе не иметь богатых людей, ибо они составляют хребет всеобщей производительности, занятости и лучшей жизни». Самоуверенность, с которой Рингер выдвигает свои заявления, можно понять, если вспомнить, что по своей сути и в первую очередь он не кто иной, как продавец. Однако его мнение отчасти звучит правдоподобно. Как же богатые сделались хребтом производительности? Что стало с рабочими и их спинами?

Сегодня, вступив в XXI век, Соединенные Штаты, не встречая сколько-нибудь серьезного сопротивления в сфере борьбы за мировое господство, настолько прочно усвоили подобные представления о власти, что они превратились в национальные цели Америки. Джордж В. Буш закрепил их в качестве руководящей линии своей страны проводимой им политикой национальной обороны. Согласно этой политике, позиция США состоит в том, чтобы сохранять свое превосходство и препятствовать, даже в случае неизбежной войны, любой угрозе в адрес этого превосходства со стороны любой иной нации. Если следовать этому курсу, американская мечта может обернуться глобальным кошмаром.

Суть политики составляют власть и использование различных средств, чтобы получить желаемое. Индивидуальная сфера это та же политика; в основе личного соперничества лежат те же методы и те же мотивы, что и наблюдаемые нами в местной, региональной, национальной и мировой политике.

А теперь давайте перейдем от борьбы за мировое господство к межличностному соперничеству. Могу сказать, что в моей личной биографии власть всегда занимала центральное место. Мое детство и отрочество были насквозь пропитаны борьбой за власть с братьями, сестрами, родителями и учителями. Еще на заре моей самостоятельной карьеры я чрезвычайно гордился своими достижениями. Я написал несколько пользовавшихся успехом книг, имел доходную психотерапевтическую и преподавательскую практику и сколотил хотя и скромный, но надежный капитал. Мне, как и прочим счастливчикам, казалось, что, приложив некоторые усилия, каждый сможет достичь такого же успеха.

Однако я не осознавал того, что занимаю привилегированное положение, будучи белым мужчиной, воспитанным в интеллигентной семье и живущим в богатом краю в эпоху изобилия. Я не осознавал, что многие другие люди трудятся в два раза усерднее меня, не достигнув никакого успеха. Я не понимал, что люди, не менее способные и трудолюбивые, чем я, всю жизнь борются, не имея возможности удовлетворить свои насущные потребности и проводя свои «золотые» годы в убогой нищете, если только им удается дожить до «золотых» лет. Мне посчастливилось оказаться в числе одной десятой процента привилегированных членов глобальной пирамиды, которая, как воронка, направляла все свои ресурсы в мою сторону, но я этого не осознавал.

В то время я не видел, сколь многие из моих достижений обязаны были ресурсам, которые принадлежали не мне. Иными словами, моя власть, в сущности, не была моей. Значительная часть ее источников находилась вне меня, но я ошибочно полагал, что она целиком исходит от меня самого. Я не имел права на то ощущение своего господства и власти, которым я наслаждался в соответствии со своими убеждениями. И по мере того как я все больше осознавал реалии моего истинного положения на «лестнице успеха», мне становилось все труднее и труднее претендовать на свои привилегии, поскольку я видел, что моя власть базировалась на безвластии других.

Первые проблески реального понимания моего счастливого сна пришли ко мне под влиянием движения за гражданские права, развернувшегося в пятидесятых. Разумеется, я знал, что цветные терпят притеснения в этой стране, но я не мог перестать думать о том, как их угнетение идет на пользу мне лично. Борьба чернокожих непосредственно не затрагивала меня, и теоретически я сочувствовал их целям. Много лет спустя, в шестидесятых, полное осознание незаслуженности моих личных привилегий пришло ко мне благодаря движению за права женщин. Женщины вокруг меня переставали готовить, мыть посуду, ухаживать за детьми. Вместо этого они принялись обсуждать и оспаривать право мужчин всецело подчинять себе любую ситуацию одним своим присутствием и высказыванием своих мнений. Мне стало ясно, что, если я собираюсь серьезно заботиться о правах людей, мне придется пожертвовать частью своих привилегий.

К своему удивлению, я обнаружил, что пойти на это нелегко. Мои приятельницы говорили мне, что меня приходится силой заставлять ослабить ту мертвую хватку, которая была мне свойственна — отцеплять один за другим мои когтистые пальцы. Однако каждая уступка с моей стороны приносила с собой и вознаграждение, и вместе с вознаграждением подавала мне новые и назидательные уроки. Я обнаружил, что отказ от своих привилегий, сколь бы дискомфортным и пугающим он ни был, является также и захватывающим переживанием. Я начал замечать, что, поступая справедливо, я часто чувствовал себя лучше, чем когда любыми средствами добивался своего, и что радость, приносимая возможностью делиться с другими тем, что я имел, окупала собой необходимость довольствоваться меньшим. В конце концов я также заметил, что в результате моего отказа от власти люди начинают относиться ко мне с большей любовью и уважением.

После этого мне уже не составило труда понять, что мои привилегии простираются намного дальше, чем привилегии над чернокожими и женщинами. Я имел ничем не обоснованные преимущества перед совсем еще молодыми и перед пожилыми людьми, перед гомосексуалистами, перед инвалидами, перед страдающими от ожирения, перед одинокими, но прежде всего — перед той огромной армией бедных людей, которые населяли эту страну и весь мир. Иллюзии, что я имею право на эти преимущества, рассеялись, и мое новое осознание радикальным образом изменило мои взгляды на себя самого и окружающий мир.

Давайте признаем: мы, представители процветающего «первого мира», долгое время катались за чужой счет, и нашу бесплатную прогулку обеспечивал прежде всего тяжелый труд людей, живущих в других странах мира. В той же степени эта бесплатная прогулка обеспечивалась и богатствами нашей щедрой Земли, которые мы, представители первого мира, жадно поглощали, не встречая сопротивления, и лишь немногие дальновидные пророки предупреждали нас о последствиях. И скоро — уже очень скоро — буквально завтра эти незаконно присвоенные нами природные ресурсы перестанут кормить нас. Дешевая нефть, а следовательно, и дешевая энергия иссякает. То же самое касается леса, металлов и многих других даров нашей планеты. Возобновляемые мировые ресурсы перестают возобновляться, а невозобновляемые портятся, несмотря на все усилия по охране природы, направленные на то, чтобы ограничить масштабы экологической катастрофы. С другой стороны, непривилегированные слои общества все активнее борются за свои права; женщины требуют власти и уважения, расовые меньшинства хотят получать то, что им причитается, рабочие хотят иметь справедливую зарплату, достойные жилищные условия, образование и медицинскую помощь. Все больше и больше людей хотят получить заслуженную порцию мечты о процветании. Однако пока богатые у нас, как и везде, богатеют, а бедные — беднеют.

В конце концов лишь немногим из нас удастся сохранить свои все более и более незаслуженные преимущества — это всегда удается лишь немногим. Остальным придется устраиваться на второсортную работу, использовать бывшие в употреблении товары, экономить, совместно использовать автомобили или пользоваться общественным транспортом, ходить пешком или ездить на велосипедах, заниматься тяжелым физическим трудом, стоять в очередях, делиться, голосовать, терпеть поражение, организовываться, снова голосовать, бороться за свои права и защищать права других. Короче, нам придется работать усерднее и, вероятно, обходиться меньшим.

Разумеется, нас преследует страх того, что если мы упустим наши преимущества, мы потеряем все, что имеем, и все это попадет в жадные руки других. В конце концов, мы боимся того, что власть — это игра с нулевым исходом, и все, что получит другой, будет украдено с нашей тарелки.

 Однако нам не нужно бояться, поскольку власть — это не игра с нулевой суммой. Иными словами, когда мы сотрудничаем с другими, мы не просто отдаем часть нашей власти, но укрепляем как власть других, так и свою собственную, что я собираюсь неоднократно продемонстрировать в данной книге. Как выразился один мой друг: «Власть присутствует во всем, она вездесуща, заключена в каждой клетке, в каждой молекуле и в каждом атоме. Она буквально излучается всеми формами материи. Мы лишены власти лишь потому, что мы отказываем себе в ней и не верим в самих себя и друг в друга».

В этом мире существует не только власть, но и удовольствие, которое мы не можем увидеть, пока глаза нам застилает жадность. Возможна сила без злоупотребления. Власть заключена в сотрудничестве между людьми, и, помогая друг другу, мы вместе становимся сильнее. Власть заключена в любви, страсти, общении, разуме и духовности. Ни одно из этих проявлений не отнимает власти у других, и каждое из них может развиваться лишь в условиях сотрудничества с другими.

Я не хочу обращаться ни с одним человеком, ни с одним живым существом, ни с одной пядью Земли как со своей исключительной собственностью, которой бы я своевольно пользовался в своих эгоистических интересах. Я хочу обладать властью, брать и отдавать и вкладывать столько же, сколько я извлекаю из каждой ситуации. Я хочу власти близких любящих друзей и членов семьи. Я хочу быть справедливым, заботливым и дружелюбным. Я хочу испытывать окрыляющее ощущение того, что руководствуюсь своей совестью в своих поступках. Я хочу, чтобы, когда я стану старым и немощным, меня уважали за мой образ жизни и мои дела. Я хочу, чтобы меня ценили мои коллеги, соседи и деловые конкуренты. Я хочу полноценно использовать свои способности и ту часть земли, на которой я живу. Я хочу всей этой власти без злоупотребления властью, хочу, чтобы вы тоже обладали ею. И не только вы, но и все жители нашей планеты.

Альтернатива, предлагаемая в этой книге, — обратная сторона власти — базируется на убеждении, что возможно обладать властью, не злоупотребляя ею; быть счастливым и жить полноценной жизнью, и в то же время оставаться справедливым, внимательным и сотрудничать с другими людьми. В этой книге я предлагаю вам практические соображения и рекомендации, которые позволят достичь именно такой власти в мире.

 

    Глава 1

Игры власти в повседневной жизни

  

  Эта книга о власти. В нашей повседневной жизни власть связана с умением достичь того, чего мы хотим, и избежать того, чего мы не хотим. Рассмотрим случай Марка и Джоанны, пытающихся контролировать ту сферу, которую они считают ключевым аспектом своей жизни: любовь и секс.

  

       Марк

   

Пока автомобиль Марка, возвращающегося с работы, еле ползет по забитому машинами шоссе, мысли Марка вертятся вокруг жизнерадостного ток-шоу, женского голоса, раздающегося по радио, и он вдруг ловит себя на том, что снова думает о… сексе.

В последнее время его сексуальную жизнь с женой, Джоанной, нельзя назвать удовлетворительной. В течение последнего года она все больше и больше теряла интерес к нему. При мысли об этом он испытывает чувства тоски и сексуального желания, смешанные с чувством унижения. Ему было неприятно «выпрашивать» близость, и он страшно злился.

Казалось, Джоанна твердо решила не вступать с ним в сексуальные отношения тогда, когда ее что-то не устраивало; вся посуда должна быть перемыта, ей нужно дать время, чтобы расслабиться, ничто не должно портить ее настроения. Когда они встретились два года назад, их секс был спонтанным: до обеда, после обеда, даже во время обеда, у телевизора, посреди ночи, перед выходом на работу. Быть может, сегодня ночью…

Входя в дом, он напомнил себе, что нужно быть осторожным. Она стояла около плиты, помешивая еду в кастрюле. Он твердо решил не касаться ее притягивающих как магнитом таких сексуальных эрогенных зон. «Привет, дорогая», — сказал он, подходя к ней сзади, кладя ей руки на плечи и легонько целуя ее в щеку. Не отрываясь от своих дел, она ответила на его поцелуй.

Он знал, что она любит поболтать о том о сем. Он тоже это любил. Сидя за кухонным столом, он завел разговор на второстепенные темы. Как поживает мама? Он рассказал ей, как прошел рабочий день. А как у нее идут дела на новой работе? Он удержался от искушения включить телевизор и посмотреть вечерние новости Во время разговора, забывшись, он подошел к Джоанне, обнял ее сзади и нежно обхватил руками ее груди. И почти сразу же понял, что допустил ошибку. Он почувствовал, как она напряглась. «Черт! Ну почему она такая недотрога?»

Он отпустил ее. Придется подождать, пока они закончат ужинать. Он напомнил себе, что нельзя делать никаких сексуальных жестов.

После ужина Марк включил телевизор; он смотрел новости и мыл посуду, пока Джоанна разговаривала по телефону с приятельницей. Затем, когда в доме наконец наступило спокойствие, и они, сидя на диване, смотрели телевизор, он повернулся к ней и спросил:

— Хочешь чего-нибудь выпить?

Она повернулась к нему и на секунду задумалась: «Нет, спасибо. Можешь выпить, если хочешь».

Прилив гнева. «Все, хватит! Больше не хочу и пытаться. Если сегодня между нами и будет секс, ей придется самой проявить инициативу». Глядя одним глазом в телевизор, он потянулся за газетой, потягивая пиво. Через полчаса, не говоря ни слова, он встал.

— Пошел спать? — воркующим голосом спросила она.

— Да, устал, пока… — ответил он.

Вскоре, только он начал засыпать, она тоже легла в постель. Он притворился спящим, когда она погладила его лицо; кажется, она смягчилась. Он заметил, что она обнажена, и в его сердце забрезжила надежда. А вдруг… Он сонно повернулся и просунул ногу между ее бедер. Ах ты, черт! Определенно неверный ход. Ее ноги резко сомкнулись, и она улеглась животом вниз. Его ослепил хаотический наплыв чувств, и он подскочил, сев на постели.

— Да что с тобой такое, черт возьми? — требовательным голосом произнес он.

— В каком смысле? — испуганно ответила Джоанна.

— Ты прекрасно знаешь, в каком смысле. Ты что, фригидна?

— Нет, я просто не хочу такого секса, — на сей раз рассерженно парировала она.

— Почему не хочешь?

— Секс это все, что тебе от меня надо. Мне нужно большее, а ты не можешь дать мне того, что я хочу.

— Господи, да я из кожи вон лезу, чтобы делать все, как ты хочешь. Чего тебе еще надо, в конце концов?

— Я хочу, чтобы ты меня любил, а не просто трахал.

— О Боже, все, я сдаюсь. Я не знаю, что я такого должен сделать, чтобы убедить тебя, что я тебя люблю. Я хочу тебя, и я все время о тебе думаю. Чего еще тебе надо?

Он отвернулся от нее и накрылся с головой одеялом.

— Спокойной ночи и приятных сновидений, — проворчал он. В его голове пронеслись мысли о том, чтобы взять ее силой, но он отмахнулся от них.

Джоанна больше ничего не сказала и потушила свет. Они оба заснули, а над их постелью сгустились черные тучи.

  

       Джоанна

   

Нарезая овощи для ужина, Джоанна поняла, что Марк с минуты на минуту вернется домой. Она была уставшей и несколько раздраженной: дела на новой работе шли не очень хорошо; в принципе, дело было в том, что ей не нравился ее новый шеф.

Она с нетерпением ждала возвращения Марка, но наряду с приятными ожиданиями она испытывала и сопровождающее их чувство тревоги. Она не придала этому чувству серьезного значения, но едва уловимое неприятное ощущение охватывало ее всякий раз, когда она думала о близости с Марком. И все же она искренне предвкушала увидеть его добродушную улыбку и услышать его глубокий, звучный голос. Она слышала, как машина заехала на стоянку, звук захлопнувшейся двери: через несколько мгновений Марк стоял в дверях.

Здороваясь с Марком, она почувствовала радость при виде его, но не сдвинулась с места ему навстречу. Она надеялась, что он сам подойдет и поцелует ее, но пока он приближался к ней, она снова испытала это закрадывающееся в нее чувство, слегка омрачавшее ее радость. Когда он подошел, она ощутила его легкое прикосновение и нежный поцелуй, и с радостью ответила ему тем же. Она с удовольствием отметила, что он собирается сесть и поболтать с ней. Ей нравилось, когда он смотрел на нее, пока она была чем-то занята. Она была рада, что решила приготовить сегодня одно из его любимых блюд. Это будет хороший ужин. Они будут болтать, смеяться и хорошо проведут время.

Помешав грибы в соусе, он поднялся и направился к ней. Она надеялась, что он сейчас подойдет и коснется ее. Но вдруг она застыла; предвкушаемое ею объятие обернулось грубым лапаньем ее грудей. Преследовавшая ее едва ощутимая тревога перешла в настоящую панику. «О Боже, опять начинается», — подумала она. Ее сознание и тело онемели, и все ее мысли сконцентрировались на соусе.

Дальше она помнила только то, как Марк ушел. Она слышала, как он возится в столовой. Ее охватил явный испуг и тревога. Что-то страшное произошло с ее чувствами к Марку. Нельзя сказать, чтобы она разлюбила его; казалось, она просто не хотела с ним секса, а он с каждым днем становился все настойчивее. Ей не нравилось, как он обращается с ней: он был груб, неэмоционален и полностью лишен романтики. Зачастую такое обращение убивало в ней всякое сексуальное желание, а порой ее просто коробило. Марку больше не хотелось просто сидеть, разговаривать, смотреть телевизор, держа друг друга в нежных любовных объятиях. Все, чего он хотел, — только секса, секса и секса. Всякий раз, когда она пыталась сделать так, чтобы они просто побыли вместе, он либо спешно уходил из комнаты, либо включал телевизор, либо начинал к ней приставать. Она осознавала, что всю вину нельзя сваливать на него. Быть может, все еще можно исправить. Она хотела попробовать идти навстречу всем его попыткам заняться сексом.

Во время и после ужина Марк казался отстраненным. Джоанна попыталась завести дружеский разговор, и он откликнулся на это, но в его голосе не было тепла. Может быть, он был рассержен или ему надоело казаться сексуальным? Возможно, она придала этому слишком большое значение. Быть может, на самом деле с ним было все в порядке. Она решила не беспокоиться и расслабиться. Сидя рядом с ним на диване, она почувствовала некоторый прилив сексуального желания. Ей действительно нравился Марк, и она вспомнила, как страстно они занимались любовью в прошлом. Марк многозначительно взглянул па нее. «Хочешь чего-нибудь выпить?»

Его взгляд застал ее врасплох. У него были какие-то задние мысли, а ей это не нравилось. Она задумалась на мгновение, но ей не понравилось скрытое ожидание, содержавшееся в его вопросе. «Давай напьемся и трахнемся, — подумала она, — как это банально». Не раздумывая дальше, она отклонила его предложение.

Она обратила внимание на его уязвленный вид и поколебалась в своем решении. Если он спросит еще раз, она согласится. Но теперь Марк казался совершенно отчужденным. Он достал пиво из холодильника и выпил всю банку, ни разу не предложив ей, а затем резко поднялся. Она притворилась, будто удивлена. «Пошел спать?» — «Да, устал, пока…» — ответил он.

Когда он уходил в спальню, его слова отдавались в ее голове. Было ли это язвительной репликой, печальной констатацией факта или полным надежды приглашением? Она решила не делать слона из фразы, которая показалась ей всего лишь бессмысленной ехидной издевкой.

Досмотрев передачу, Джоанна выключила телевизор, потушила свет и на цыпочках пробралась в спальню. Быть может, Марк еще не спит. Быть может, у них завяжется милая беседа. Она взглянула на лежащего в постели Марка. Ей показалось, что он уже заснул.

«Ну и хорошо, — подумала она, — Мы можем спать прижавшись другу к другу всю ночь, и я буду ощущать свою любовь и физическую близость к нему. А утром мы сможем заняться сексом, прежде чем он уйдет на работу, как бывало в прошлом».

 Она разделась и решила не надевать ночную рубашку. Проскользнув под одеяло, она легла рядом с ним, но он внезапно обернулся. Джоанна испугалась, поскольку думала, что он спит, и ее колени инстинктивно сомкнулись, когда он просунул между ними свою ногу.

  Прежде чем она успела оправиться от неожиданности, он сел на постели. Его лицо было перекошено от ярости и он что-то прокричал на нее, на что она ответила, не подумав. Ее охватила паника. Затем она вдруг сделалась холодной и расчетливой; она начала отвечать на его обвинения машинально, из защитной реакции; ее решение быть милой покинуло ее и сменилось гневом и обидой.

Когда Марк в конце концов накрылся одеялом, она была рада возможности поспать. Ей стало жалко их обоих. «Может, мне нужно обратиться к сексопатологу», — подумала она. Среди ночи они постепенно придвинулись ближе, касаясь друг друга здесь и там, сначала легко, а потом крепко обнявшись. Ей снилось, что она занимается с Марком любовью.

  

  Этот пример является характерной иллюстрацией типичных проявлений борьбы за власть между двумя людьми. Дело не в том, что Джоанна и Марк больше не любят друг друга. Они испытывают взаимное чувство любви и сексуальное влечение. Но что-то между ними идет не так. Поток любви, которой они когда-то предавались легко и радостно, оказался перекрыт. И теперь оба они испытывают замешательство, обиду и гнев. И обоим кажется, что виноват, главным образом, другой. Прежде чем начались неприятности, они были влюблены друг в друга. Джоанна никогда прежде не испытывала такого сексуального возбуждения, а Марк никогда прежде не был так нежен и заботлив. Теперь же они оказались сцепившимися в разбивающей их сердца схватке за секс и любовь.

Поначалу они не замечали своей проблемы в череде заполненных делами дней и усталых ночей. Но в течение последнего года у них постепенно сформировались поведенческие паттерны, которых ни он, ни она ясно не осознавали. В свободный поток взаимной любви начали примешиваться эпизодические контролирующие транзакции. Однажды вечером, когда они лежали в постели, Марк проигнорировал тот факт, что Джоанна не была заинтересована в сексе, и настоял на половом акте. Она особенно не сопротивлялась, однако решила для себя лишь минимально отвечать на его ласки.

В следующий раз, когда они лежали в постели, она отодвинулась от него и свернулась в плотный непроницаемый клубок. В конце той же недели Джоанна планировала провести спокойное воскресное утро в постели. Она представляла себе, как они будут лежать рядом и просто разговаривать; как он встанет, сварит кофе и приготовит им сдобные булочки с вареньем. Но еще прежде, чем она успела проснуться, он был уже на ногах и работал в саду, а потому и ей пришлось вскоре встать.

На протяжении следующих ночей, когда Джоанна спала, Марк ласкал и целовал ее, и она почувствовала возбуждение. И прежде чем она успела понять, в чем дело, они уже занимались любовью. Их секс был ей наполовину приятен, а наполовину отвратителен. И в следующий раз, когда он начал ласкать ее посреди ночи, она проснулась, перевернулась на живот и снова заснула. На протяжении последних месяцев Марк активизировал свои манипуляции, направленные на то, чтобы склонить Джоанну к сексу, и параллельно она активизировала свои маневры к сопротивлению. Все усилия Джоанны по созданию условий для свободной от секса близости были одинаково безрезультатными.

Я являюсь последователем транзактного анализа. Власть в межличностных отношениях выражается посредством социальных транзакций, которые поддаются объяснению и анализу. Давайте рассмотрим под микроскопом контролирующие интеракции Марка и Джоанны, имевшие место описанным выше вечером.

Марк предпринимает целый ряд контролирующих, властных маневров. Во-первых, придя домой, он скрывает свои сексуальные желания, что является формой лжи. Он полагает, что если бы Джоанна узнала, что он хочет секса, она отказала бы ему. Таким образом, он контролирует свои собственные слова и действия с целью контролировать ее. Хотя на самом деле ему хочется посмотреть телевизор, он заводит разговор с женой, что является попыткой дать ей то, чего хочет она, — не из чувства заботы о ней, а в ожидании того, что это позволит ему получить желаемое.

Итак, он снова пытается контролировать ее. Затем он забывает о своем решении и ведет себя импульсивно, лаская ее груди. Когда он видит, что его импульсивное поведение отталкивает Джоанну, он пробует иную тактику. Он решает вообще не трогать ее, надеясь, создав дистанцию, пробудить интерес с ее стороны. Этой тактики он придерживается на протяжении всего ужина. Затем ему приходит в голову новая идея: «Быть может, если она захмелеет, она станет более раскованной». Но она понимает его намерения и отказывается от предложения выпить. Тогда он принимает уязвленный вид; может быть, это заставит ее почувствовать себя виноватой. Когда она тоже ложится в постель, он решает притвориться спящим: это докажет ей, что ему все равно. Может, это подействует. Но он действительно засыпает и, когда кажется, что она сама проявляет к нему теплые чувства, он опять забывает о своем решении и начинает к ней приставать. Увидев, что он снова потерпел неудачу, Марк прибегает к более грубой тактике. Он оскорбляет ее и обвиняет во фригидности. Он пытается вызвать в ней чувство вины. Пытается, напугав ее, добиться от нее покорности. В конце концов он опять обижается и уходит в себя, воображая, как он прибегнет к крайним силовым проявлениям игр власти.

Когда же мы переходим к анализу тех чувств и переживаний, которые испытывает Джоанна, перед нами предстает совершенно иная картина. У Джоанны выработался затаенный, почти инстинктивный страх перед сексуальными домогательствами Марка. Серия из почти одинаковых вечеров породила в ней ожидание неприятностей. Ее охватывает тревога каждый раз, как он начинает с ней заигрывать. В результате его шаги к сближению, будь то контролирующие и манипулятивные или прямые и честные, наталкиваются на одну и ту же реакцию, напряжение, отстраненность, блокирование каждого его действия, пассивное сопротивление. Она уже не решается проявлять в своем поведении какие-либо признаки любви из страха, что они будут расценены как стремление к сексу. Она ждет от него проявления инициативы, так чтобы она могла отвергнуть те шаги, которые ее не устраивают. Теперь уже она полна решимости не терять контроля над собой, не поддаваться на манипуляции; она не знает другого способа добиться того, чего хочет, как не знает и он. Оба они оказались в ловушке борьбы за власть, и не знают, как оставить свои боевые позиции. Он постоянно ловит себя на том, что пытается манипулировать ею в надежде получить желаемое, а она ловит себя на том, что чисто машинально отказывается идти ему навстречу.

В прошлом маневры Марка приносили ему успех. Ему удавалось притупить бдительность Джоанны, или заставить ее нуждаться в нем, или принудить ее подчиниться ему из чувства вины или страха. Но все эти приемы больше не работают. Они почти всегда перестают работать через какое-то время. Люди не любят, когда их контролируют, и в конце концов манипуляции порождают сильное чувство протеста. Далее следует борьба, энергия тратится впустую, и в результате наступает бессилие — отсутствие власти. Ситуация Марка и Джоанны — лишь частный пример игр в борьбе за власть друг над другом.

Марк хочет секса. А Джоанна не хочет, по крайней мере, так он это воспринимает. Он может пытаться добиться своего прямым и грубым способом, просто начав ее лапать, а может, либо в другие моменты, либо даже одновременно, действовать и значительно более тонко. Мы видели, как он пытается подкупить Джоанну, часами подготавливая почву для того, чтобы перейти к сексу. Мы видели, как он скрывает свои чувства, пытается вызвать у нее чувство вины, прикидывается заинтересованным в ее делах, пытается напоить ее и начинает на нее дуться. Когда и тонкие маневры Марка не срабатывают, он вынужден рассматривать более грубые меры, как в случае его фантазии об изнасиловании той ночью, или как в тех случаях, когда он сжимает кулаки и кричит на нее.

Если у вас есть буханка хлеба, которую я хочу заполучить, я могу просто выхватить ее у вас и, прижав вас к земле, съесть ее. Это грубый подход. Я также могу заполучить эту буханку другими средствами. Я могу убедить вас, что она моя и что у меня больше прав на нее, чем у вас. Я могу воздействовать на вас, притворившись, что я безумно голоден, так что вы отдадите ее мне из чувства вины или стыда. Я могу запугать вас, угрожая вам словесно и описывая, что произойдет с вами, если вы ее не отдадите. Я могу с улыбкой на лице выцыганить ее у вас. Все те же маневры применимы и к сексу.

В повседневной жизни нас чаще всего контролируют тонкими методами. Мы лишь в редких случаях ясно осознаем, как эти методы достигают своей цели, несмотря на то что сами применяем их к окружающим. Физическая сила не является той непосредственной базой, на которой основан их успех. Все те маневры, что используют Марк и Джоанна, будь то грубые или тонкие, психологические или физические, наступательные или оборонительные, подпадают под определение игр власти и являются основным предметом этой книги. Игры власти это инструменты контроля и конкуренции. Когда эти игры вторгаются в отношения любви и сотрудничества, они кардинальным образом трансформируют их.

Давайте рассмотрим еще одну ситуацию, где игры власти используются систематически — на работе.

  

       А тем временем в офисе…

   

Сейчас четыре часа пополудни — до окончания работы остается час. Вы усердно трудились весь день; вы позволили себе лишь два пятнадцатиминутных перерыва на кофе и получасовой перерыв на обед. Пока вы с нетерпением ожидаете окончания рабочего дня, ваша начальница входит к вам в офис, кладет на ваш стол папку, улыбаясь, смотрит на вас и говорит: «Это нужно сделать к завтрашнему утру. О’кей?» Вы колеблетесь, но автоматически отвечаете: «О’кей». — «Спасибо», — отвечает начальница, быстро поворачивается и уходит.

Вы открываете папку и смотрите, что находится внутри. Судя по всему, вам предстоит еще полтора часа работы. Вы знаете, что не сможете закончить все к пяти. Это означает, что вы должны будете задержаться, не успеете уехать до часа пик и будете торчать в пробке. У вас мало бензина, и вы рискуете тем, что он кончится посреди дороги. Вам придется в самый разгар движения заезжать на станцию и заправляться.

Вы в замешательстве и ярости. Однако вас спросили: «О’кей?» и вы согласились. Начальница сказала: «О’кей?», и вы ответили: «О’кей». Как после этого вы можете пойти на попятную и устроить скандал? Вас захлестывают эмоции и вы не в состоянии ясно мыслить. Все, что вам ясно, это что вам предстоят полтора часа работы, которую нужно сделать к завтрашнему утру. И вы говорите себе: «Ладно, чем быстрее я примусь за работу, тем быстрее с ней разделаюсь. К чему попусту тратить время. Придется уж задержаться, раз надо».

Итак, с вами сыграли в игру власти. Вашей начальнице удалось заставить вас делать нечто, чего вы не хотели делать, нечто такое, чего она не имела права ожидать от вас. И это было сделано безо всякого применения силы, да к тому же еще и с улыбкой. Ваша начальница сыграла на вашем послушании, нежелании вступать в разногласия, на вашей услужливости, чтобы заставить вас выполнить какое-то, как она прекрасно знала, необоснованное требование.

Если представить себе идеальную рабочую ситуацию, в которой вы сумели бы проявить находчивость, вы могли бы сказать: «Постойте, я не уверен, что „о’кей“. Дайте подумать». И немного подумав, вы могли бы возразить: «Почему вы принесли мне эту работу так поздно? Почему ее обязательно нужно сделать к завтрашнему утру? Вы что, не могли попросить кого-нибудь еще мне помочь?» А может быть, и так: «Я не обязан работать после пяти часов. Если это так важно, вы должны были дать мне это раньше. Почему бы вам не нанять временных служащих? За это мне нужно платить в полтора раза больше». Или даже: «А почему бы вам самой это не сделать?»

Очевидно, что такое поведение рассматривалось бы как неповиновение, несоблюдение субординации, отказ от сотрудничества, и что большинство людей не способны на такие агрессивные проявления. Кроме того, если бы данную вам работу легко мог бы выполнить кто-то другой, ваша начальница могла бы подумать о том, а не уволить ли вас, и не взять ли на ваше место человека, более склонного к «сотрудничеству». Оказывается, выбор не так прост. Так что же вам делать?

Замешательство, которое мы испытываем в подобных ситуациях, вполне объяснимо. Мы стремимся к сотрудничеству и хотим пользоваться репутацией хороших работников и разумных людей. Но нас часто просят поступаться своими интересами те, которые думают только о себе и которые без колебаний будут контролировать нас во имя собственной выгоды. Единственный способ принять разумное и ответственное решение — это лучше понять ситуацию, расширив свои знания о власти: как люди злоупотребляют ею с помощью грубых и тонких игр власти и, напротив, как можно использовать ее взаимовыгодно и гуманно, избегая оказаться жертвой игр власти. Лишь после этого мы сможем понять, действуем ли мы из послушания и покорности или на основе свободного выбора и стремления к сотрудничеству.

Люди имеют право работать в атмосфере, в которой игры власти, как и принуждение к сверхурочной работе, не используются и в которой как работники, так и работодатели имеют право просить того, чего они хотят, и вести переговоры на справедливой и разумной основе. Работникам нужна гарантия того, что их готовностью усердно трудиться не будут злоупотреблять, а также принимать ее как должное, а руководители должны быть уверены, что работники готовы выполнять работу тогда, когда ее нужно выполнить, и делать это максимально продуктивным способом. Создание таких рабочих условий возможно. И в такой деловой среде ваша начальница обращалась бы с вами совершенно иначе. Она могла бы зайти в ваш офис и вежливо подождать, пока вы закончите выполняемую работу и посмотрите в ее сторону. В этот момент она могла бы сесть на стул и сказать: «Извините, что отвлекаю, но я бы хотела спросить вас, не могли бы выполнить сверхурочную работу сегодня, прежде чем покинете рабочее место? Это займет примерно полтора часа».

Если бы вы выразили недовольство ее просьбой, она могла бы сказать: «Это действительно важно, давайте попробуем договориться. Возможно, вы хотели бы взять отгул завтра утром». Или: «Быть может, вы согласитесь сделать работу в виде исключения, в качестве услуги. Я сделаю вам ответное одолжение, когда вам это понадобится». Такая взаимовыгодная просьба, свободная от игр власти, могла бы побудить вас принять решение выполнить эту работу, и согласиться на это с улыбкой. А если нет, то вы с вашей начальницей могли бы обсудить возможные творческие подходы к разрешению проблемы, такие как обращение к другим лицам, перенесение сроков сдачи работы или выполнение ее дома. В результате между вами сформировались бы более эффективные деловые отношения, основанные на взаимном уважении. Уже доказано, что такая рабочая обстановка намного более продуктивна, и большинство современных предприятий заинтересованы в том, чтобы найти средства создать такую среду. Однако лишь глубокое понимание проблемы злоупотребления властью и ее обратной стороны — готовности сотрудничать — может обеспечить реализацию этих устремлений.

Два этих подхода: режим контроля, игр власти и конкуренции, а также обратная сторона власти — доброжелательный, взаимовыгодный и кооперативный режим, и являются основным предметом данной книги. Давайте начнем наше обсуждение с анализа того, как мы относимся к контролю над нами со стороны других людей.

  

 

    Глава 2

Покорность, или почему мы допускаем контроль со стороны других

  

  Тонкие игры власти строятся на нашей покорности, которую часто путают с сотрудничеством. Сотрудничество очень часто означает, что нам следует соглашаться, не вступать в разногласия, поступать так, как говорят нам те, кто лучше нас знает, что делать. В период президентского правления Никсона, когда начиналась работа над этой книгой, Никсона очень раздражали пресса, студенчество и американская общественность, не желающие «сотрудничать» и участвовать в его планах. Вьетнамцы не хотели участвовать во «вьетнамизации» Вьетнама, к великому раздражению американского военного командования.

Американские колонисты отказывались платить налоги и «сотрудничать» с Великобританией. В течение многих лет американская общественность противилась участию в ядерной программе, а сегодня она сражается против экономической глобализации, неспровоцированных войн и контроля со стороны правительства. Далее я подробно опишу, чем сотрудничество и покорность отличаются друг от друга. А пока позвольте мне привести пример, свидетельствующий о том, насколько часто нас склоняют к сотрудничеству, представляющему собой не что иное, как покорность.

Вы сидите в парке на скамейке солнечным, но прохладным весенним днем, наслаждаясь утренним солнцем.

Ваши глаза закрыты, и вы чувствуете, как тепло, идущее от солнечного света, разливается по всему вашему телу. Вы счастливы и довольны, а ваше сознание уносится в счастливые мечты. Внезапно над вами нависает тень. Вам сразу становится холодно, вы открываете глаза и видите мужчину, который загораживает от вас солнце. Он в изящном, но не деловом костюме и галстуке, симпатичный, непринужденный, с седеющими висками. Вы улыбаетесь и говорите: «Добрый день».

— Добрый день, — отвечает мужчина, но не сходит с места.

Его лицо повернуто к вам против солнца, поэтому вы не можете разглядеть черты его лица. «Он, вероятно, не осознает, что перекрывает солнечное тепло», — думаете вы про себя.

— Извините, но вы загораживаете мне свет.

— Я знаю, — отвечает он.

Вы в недоумении и решаете разглядеть его повнимательнее. Он выглядит учтивым, но серьезным, и кажется, не стремится спровоцировать вас. Теперь вы видите его лицо; он разглядывает вас с отстраненным интересом. Он меняет позу и снова загораживает вам свет. Ваша растерянность все увеличивается.

«Почему он так себя ведет?» — спрашиваете вы себя. Вы предполагаете, что у него есть на то веская причина, и что от вас, вероятно, ускользает смысл его поведения. Вы не хотите обижать этого миловидного человека. Вы не хотите никаких проблем. Он выглядит дружелюбным, но вы немного испуганы. Должно быть, здесь какая-то ошибка. Возможно, вы реагируете чересчур возбужденно. В конце концов, он всего лишь загородил вам свет. Вы снова закрываете глаза, но вас начинает охватывать раздражение.

Спустя несколько секунд, пытаясь выглядеть спокойным, вы спрашиваете:

— Почему вы загораживаете мне свет?

На что мужчина вполне серьезно отвечает:

— Я рад, что вы задали этот вопрос. То, что я это делаю, имеет очень большое значение. Более того, вы уж меня извините, но я должен сделать по отношению к вам и еще кое-что.

Он подходит к вам и наступает каблуком вам на ногу. Вы шокированы; он, несомненно, вас с кем-то путает. Безусловно, он не мог намеренно наступить вам на ногу.

Подавляя стон, вы кричите:

— Вы стоите на моей ноге!

— Да, я знаю, — отвечает он.

— Но почему? — взываете вы к нему снова, тщетно пытаясь скрыть раздражение.

На это он с совершенно серьезным видом отвечает:

— Наверное, вам трудно в это поверить, но причина, по которой я стою на вашей ноге, слишком сложна для вашего понимания. Я могу лишь вам сказать, что она имеет решающее значение для безопасности и экономического процветания страны. Если нам запретят делать это, страна погрязнет в хаосе террора. Уверяю вас, вы не пожалеете, если позволите мне продолжать без всякого сопротивления. Все остальные именно так и поступают, и мы не можем позволить вам подрывать наши усилия по защите наших национальных интересов.

Мужчина выглядит одновременно серьезно и зловеще. Вы считаете себя добропорядочным гражданином. Но в то же время у вас мало опыта; вы не слишком искушены в вопросах политики. Собственно говоря, вы чувствуете себя полным профаном в этих делах. Вы подавляете желание задать ему несколько вопросов из страха обнаружить свое невежество. Этот человек выглядит образованным. Он явно лидер по своей натуре. Судя по его манерам и одежде, он, скорее всего, успешный бизнесмен или профессор колледжа. «Если бы ты не бросил учебу, ты, возможно, не оказался бы в этой ситуации, — думаете вы. — Ты всегда был лентяем. Взгляни на себя, как ты развалился в парке на скамейке… Пожалуй, стоит пойти ему навстречу и исполнить свою роль. Немного усилий, и ты легко сможешь вынести это испытание». Мужчина чувствует, что вы не сопротивляетесь, и явно этим доволен: «Вы хороший человек: это, безусловно, заслуга ваших родителей. Не смутьян. Ваши дети будут гордиться вами».

Вы начинаете привыкать к боли. Вы оглядываетесь по сторонам и видите многих людей, которые находятся в той же ситуации, что и вы. Повсюду мужчины в костюмах наступают людям на ноги. Все вокруг улыбаются или пытаются улыбаться. Дела обстоят не так уж плохо. Вам становится легче, поскольку вы знаете, что поступаете так, как подобает, и не устраиваете скандал: вы заслужили уважение этого мужчины и чувствуете себя готовым помочь и законопослушным гражданином, идущим на сотрудничество.

Вдалеке вы видите нескольких человек, по-видимому, пытающихся сопротивляться. Они отпихивают доброжелательных джентльменов, наступающих им на ноги, и бросаются бежать по улице, выкрикивая: «Прочь с наших ног!» Среди протестующих встречаются даже маленькие мальчики и девочки. Когда только люди успели испортить столь юных созданий? Почему они отказываются сотрудничать? Как они смеют ставить под угрозу безопасность и будущее нашей страны? Вы испытываете облегчение, видя, как на них надвигается строй полицейских, которые останавливают демонстрацию и арестовывают тех, кто не хочет мирно расходиться. Справедливость торжествует.

Незнакомец отошел в сторону, больше не загораживая от вас солнце. Вы снова откинулись на скамейке, закрыли глаза и сосредоточились на солнечном тепле и трелях птиц. Вы уже почти не чувствуете боли от ноги незнакомца. Вас клонит в сон и вам снится, что вы бежите по лугу, а на ваших ногах выросли крылья. Вы совершенно свободны — вы можете даже летать. Но затем вы внезапно просыпаетесь и понимаете, что это был всего лишь сон. Вы сидите на скамейке в парке, никто не стоит на вашей ноге; просто ваши новые ботинки немного жмут.

Цель данной аллегории — прояснить, каким образом мы допускаем и оправдываем тонкие игры власти, разыгрываемые над нами. Мы не протестуем против тех неприятностей, которые доставляют нам люди, обладающие властью. Мы редко просим аргументировать необходимость того, что нам приходится терпеть. Когда мы видим, как другие соглашаются и идут навстречу, мы полагаем, что наши возражения не имеют оснований. Мы забываем о своих чувствах и о своих страхах. Мы верим в очевидную ложь. Мы не одобряем тех, кто протестует. Короче, мы становимся покорными. Когда мы в чем-то сомневаемся, то сомневаемся в себе. Если мы чего-то не понимаем, мы решаем, что виной тому наша собственная глупость. Если мы не хотим чего-то делать, мы решаем, что мы ленивы. Если мы слишком утомлены, чтобы противиться тем, кто притесняет нас, мы думаем, будто мы просто слишком слабы.

Оспаривать, задавать вопросы и ставить под сомнение авторитеты, отказываться идти навстречу, открыто критиковать действия окружающих и защищать свои права — все это требует гораздо больше сил и умения, чем присутствует у большинства из нас. Мы не хотим рисковать тем, что мы имеем, навлекая на себя гнев власть предержащих. Быть несговорчивым и упрямым — трудно и рискованно. Поэтому мы молча соглашаемся и «сотрудничаем», что по сути дела означает, что мы подчиняемся.

Первый шаг к тому, чтобы обрести власть без использования игр власти с целью контроля других — это научиться быть непокорным. Вы свободный человек, и эта свобода является источником власти, если только ею пользоваться. Однако вы проводите большую часть своей жизни, подвергаясь манипуляциям и притеснению со стороны других людей. Отказ подчиняться контролю, идущему против вашей воли и разумения, высвобождает собственную власть, позволяя использовать ее на то, что вы считаете для себя благом.

Покорность — это качество, которое во многих из нас воспитывают наши родители, школа и все детские учреждения. Мы приучаемся делать то, что нам говорят, без лишних вопросов, поскольку мы, в конце концов, всего лишь дети. Покорность предполагает, что мы не задаем очевидных вопросов, не говорим о том, чего мы хотим, не выражаем свой гнев, огорчение или другие чувства, когда мы их испытываем, не настаиваем на своих правах и не защищаем их, улыбаемся, когда нам грустно, и в целом принимаем все как есть, не возмущаясь по этому поводу.

Стэнли Милгрэм является автором книги «Подчинение авторитетам» (Stanley Milgram, Obedience to Authority) — ставшего знаменитым исследования, свидетельствующего о том, насколько серьезную проблему представляет собой покорность. В проведенном им исследовании обычные люди, такие как мы с вами, приглашались для участия в «обучающем» эксперименте. В ходе этого эксперимента обучаемый должен был запомнить ряд слов. Вы, выступая в качестве учителя, должны были давать ученику удар электрическим током, если тот допускал ошибку. Каждый раз, когда обучающийся делал ошибку, вам предписывалось нажимать на кнопку, соответствующую более высокому напряжению, увеличивающемуся с шагом в 15 вольт. Минимальное напряжение электрического разряда составляло 15 вольт, а максимальное — 450 вольт. По мере увеличения интенсивности разрядов подписи под кнопками менялись: «Интенсивный разряд (255 вольт)», «Крайне интенсивный разряд (315 вольт)», «Опасно: исключительно мощный разряд (375 вольт)», и «XXX [предельная величина] (450 вольт)».

На самом же деле обучаемые были актерами (о чем вам, как учителю, не было известно), и в соответствии с выданными им инструкциями при высоких уровнях «напряжения» они начинали кричать и громко протестовать.

Так, например:

При разряде в 300 вольт. Истошный вопль: «Я категорически отказываюсь отвечать дальше! Выпустите меня отсюда! Вы не имеете права держать меня здесь! Выпустите меня! Выпустите меня отсюда!»

330 вольт. Громкий и протяжный истошный вопль: «Выпустите меня! Выпустите меня! Меня беспокоят боли в сердце! Выпустите меня, я вам говорю!» Истерично: «Выпустите меня! Выпустите меня! Вы не имеете права держать меня здесь! Выпустите меня! Выпустите меня! Выпустите меня отсюда! Выпустите меня!»

Единственный человек, который не был актером в этом эксперименте, — это «учитель», который и был испытуемым. По мере того как ученик делал ошибку за ошибкой, а учитель все больше колебался, дать ли ему разряд тока, экспериментатор (также актер), одетый в лабораторный халат, говорил: «Пожалуйста, продолжайте…» Если же «учитель» все еще колебался, тот добавлял: «Эксперимент требует, чтобы вы продолжали… Вам совершенно необходимо продолжать… У вас нет выбора — вы должны продолжать».

Услышав это, вы, вероятно, выскажете предположение, что большинство людей отказывались наносить другому человеку удары током при таких обстоятельствах. Неверно, попробуйте угадать со второй попытки. Около 1/3 самых обычных людей, участвовавших в этом эксперименте, «ударяли» обучаемых током, доходящим до 450 вольт, — даже если обучаемый казался уже потерявшим сознание. В случаях когда сами учителя не наносили удары током, а лишь проверяли правильность запоминания слов, а удары наносил другой индивид, девять из десяти доходили до верхнего предела шкалы.

Эффективность средств, позволяющих вызвать повиновение и включающих в себя постепенное и неафишируемое введение в практику злоупотреблений в сочетании с отсутствием выбора и подкрепленное насилием, была наглядно продемонстрирована в нацистской Германии, когда целая цивилизованная страна согласилась, да еще, судя по всему, с энтузиазмом, с массовым уничтожением людей. А что сделали бы вы, если бы находись в Берлине в 1939 году? Восстали или подчинились? А что вы делаете сегодня? До какой степени вы готовы терпеть или проявлять непокорность?

Покорность, как нас пытаются уверить, является достойным восхищения качеством в детях. Многие из нас были бы смущены и оскорблены, если бы некто сказал нам, что наши дети непокорны. Мы настолько привыкли думать о покорности как о добродетели, что одна лишь мысль о поощрении непокорности кажется нам дурной и даже опасной. Однако гражданское неповиновение является многовековой традицией, составляющей часть любого заслуживающего упоминания исторического движения.

Угнетение часто подкрепляется законами и традициями. Желание изменить такое положение вещей требует воли к неповиновению. Окончание вьетнамской войны, прекращение гонки ядерных вооружений, отстранение от должности Маккарти и Никсона, движение за гражданские права, учреждение профсоюзов и, разумеется, гражданская война в США стали возможны лишь благодаря гражданскому неповиновению. Будем надеяться, что непокорная часть населения положит конец доктрине мирового господства, которой придерживается действующий президент Буш.

«Но что, если бы непокорность стала отличительной чертой целой нации? Не привело ли бы это к хаосу и не сделало бы нас жертвами террористов? А как же закон и правопорядок?»

Непокорность — вовсе не обязательно бунтарская черта и проявление насилия, хотя она может, а порой и должна, являться таковой. Я говорю преимущественно о непокорности, исходящей из уважения к себе и из железной решимости быть доброжелательным, но требовательным к себе и к окружающим, не мириться с тем, с чем мы не согласны, и снова и снова задавать вопрос: «Почему?» — до тех пор, пока не получим удовлетворительный ответ.

  

       Покорность и критикующий родитель

   

Почему одни люди имеют ярко выраженную склонность подчиняться авторитетам, тогда как другие — нет? Быть может, это вопрос силы воли? Или же одни люди просто рождаются слабыми, а другие сильными? А может быть, мы учимся быть сильными или слабыми у наших родителей? Что является причиной тех значимых различий в характерах людей, которые определяют, будут ли эти люди мириться с господством других или выступать против него?

Для ответа на этот вопрос желательно обладать хотя бы начальными знаниями, касающимися транзактного анализа. Как вы, вероятно, уже знаете, в транзактном анализе мы рассматриваем поведение людей как разделенное на три четко различимых образа бытия, называемых «эго-состояниями»: Родитель, Взрослый и Ребенок. Эти эго-состояния представляют собой три различных варианта поведения, которые может выбрать любой нормальный индивид.

Эго-состояние Родителя говорит людям, что хорошо, а что — плохо, и что следует делать. Родитель может быть внимательным, заботящимся о людях и пытающимся защитить их от всякого вреда, а может быть критикующим и назойливым, контролирующим их с помощью игр власти и грубого обращения.

Взрослый мыслит и действует рационально, принимает оптимальные решения без эмоций и в соответствии с логическими правилами.

Ребенок включает спонтанные и эмоциональные, детские аспекты индивидуальности.

Эго-состояние Родителя может проявляться в двух формах: Заботливого Родителя или Критикующего Родителя. Ребенок также проявляется в двух формах: Адаптивного Ребенка, находящегося под влиянием Критикующего Родителя, или Естественного Ребенка, поощряемого и поддерживаемого Заботливым Родителем.

Основной функцией Критикующего Родителя является контролирование людей. Это источник игр власти и ограничивающих свободу других злоупотреблений властью, которым все мы подвержены. Такой тип поведения заложен в большинстве из нас от рождения, и либо поощряется, либо пресекается окружающими нас людьми, в особенности родителями и учителями. Обе формы Родителя, как Заботливый, так и Критикующий, имеют свои предубеждения. Предубеждения Критикующего Родителя направлены против Ребенка, а Заботливого Родителя — в его пользу. В эго-состоянии Критикующего Родителя люди используют свою власть с целью контроля других. С другой стороны, когда люди действуют, находясь в эго-состоянии Заботливого Родителя, они используют свою власть с целью оказания поддержки и защиты.

Критикующий Родитель это контролирующее эго-состояние нашей личности. Однако он контролирует не только других людей, но и нас самих. Самостоятельность (автономность), непокорность и в конечном счете свобода определяются степенью нашей неподверженности влияниям Критикующего Родителя — как внешним, так и внутренним. Это означает, что мы не используем Критикующего Родителя — нашу способность к контролю — против самих себя и не позволяем другим использовать ее против нас. Самостоятельность также освобождает нас от стремления достичь контроля над другими как способа удовлетворения своих потребностей и желаний.

  

       Как функционирует Критикующий Родитель

   

Критикующий Родитель представляет собой согласованную, усвоенную нами совокупность критических и контролирующих точек зрения. Он представляет собой вездесущую проблему, вторгающуюся в человеческие жизни, и известен под различными именами: суровое суперэго, катастрофические ожидания, негативность, низкая самооценка, Родитель-Свинья (the Pig Parent), Критикующий Родитель, Враг, когнитивные ловушки, тень или просто «застойное мышление» («stinking thinking»). Критикующий Родитель присутствует в жизни каждого человека. Однако та степень, до которой функционирует Критикующий Родитель, существенно различается между людьми.

Эго-состояние Критикующего Родителя функционирует двумя способами. На внешнем уровне, когда мы используем его по отношению к другим, он проявляет себя в форме игр власти, как это имеет место в случаях, когда мы принуждаем людей следовать нашим желаниям. Внутренне он проявляет себя как наш «внутренний голос».

Разговаривая «в нашей голове», Критикующий Родитель удерживает нас от совершения того, что мы могли бы сделать, угрожая нам расплатой в случае неповиновения.

По сути своей послание, сообщаемое Критикующим Родителем, гласит: «Ты не такой, как надо», в частности:

«Ты плохой» (грешный, ленивый, злой и т.д.).

«Ты некрасив» (у тебя некрасивое лицо, тело и т.д.).

«Ты ненормален» (психически, эмоционально, ты иррационален, неконтролируем и т.д.).

«Ты глуп» (ты умственно отсталый, неспособен последовательно или ясно мыслить и т.д.).

«Ты обречен» (болен, безнадежен, самодеструктивен и т.д.).

«Тебя не будут любить».

Существует ряд эгоистических форм поведения, которые считаются аморальными; к их числу относятся ложь, воровство и насилие. Мы избегаем этих форм поведения, руководствуясь нашими нравственными принципа


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow