Сущность социального воспитания. Ценности социального воспитания

Результатом социального воспитания является социальность как способность человека взаимодействовать с социальным миром. С развитием социальности человек получает способность к социальному саморазвитию и самовоспитанию.

Схематически процесс социального воспитания можно представить (по А.В. Мудрику)как:

1. Включение человека в систему жизнедеятельности воспитательных организаций;

2. Приобретение и накопление знаний, умений и других элементов социального опыта;

3. Интериоризация (перенос общественного сознания в сознание индивидуальное) социального опыта: преобразование внутренних структур психики человека благодаря усвоению социального опыта и деятельности;

4. Экстериоризация социального опыта, т.е. преобразование внутренних структур психики в определенное поведение.

С оциальный опыт – это результат активного взаимодействия с окружающим миром (единство различного рода ЗУН, способов мышления и деятельности; стереотипов поведения, интериоризованных ценностных ориентаций и социальных установок, запечатленных ощущений и переживаний)

Овчарова Р.В. выделяет в процессе социального воспитания личности: циклы: семейный, образовательный, трудовой и послетрудовой: свою структуру – цели и задачи; средства реализации (формы, методы, технологии); содержание; объекты и субъекты; результат (определяется как степень успешности личностного роста в деятельности, общении, познании, самоопределении и саморазвитии); свои этапы: ориентационный, проектировочный, этап планирования, этап реализации поставленных задач, этап оценки результатов.

Объекты и субъекты социального воспитания.

Объект – существующий вне нас и независимо от нашего сознания внешний мир, являющийся предметом познания и практического воздействия субъекта; предмет, явление на которое направлена активность субъекта.

Объектом социального воспитания является человек, ребенок, (процесс относительно целенаправленного и планомерного его развития в воспитательно-образовательных организациях).

Субъекты социального воспитания – конкретные люди (педагоги, социальные педагоги), социальные группы и общности, социальные организации, учебно-воспитательные учреждения.

 

Понятие «социальный портрет»

Говоря «портрет», в первую очередь возникают ассоциации с живописью. Определяя тип портрета – литературный портрет, который дает характеристику своему персонажу «изображая» внешний вид человека, включая черты лица, одежду, фигуру, жесты и мимику. Целью литературного портрета является воссоздание целостного облика героя, включающего не только физические, но и духовные стороны. Наряду с литературным портретом, можно выделить исторический, творческий, историографический портреты. В последнее время отдельного внимания заслуживают и другие разновидности, такие как философский, культурологический и социальный портреты. Нередко наблюдаются и смешанные типы портретов, к примеру, историко-политический, культуролого-философский, социально-демографические портреты.

Понятия «социальный портрет» стали применяться в социологической науке в 70-х годах прошлого столетия, когда составление портрета было продуктивным для выявления общих характеристик какой-либо группы или класса. При создании социального портрета необходимо привлечь к исследованию наиболее обширную базу из большого числа респондентов.

Особенность социального портрета определяется в первую очередь коллективностью, то есть коллективным характером. Следует подчеркнуть и то, что с практической стороны невозможно создать социальный портрет, способный охватить или охарактеризовать все стороны. Так Р. Арон считает, что социальный портрет, требует глубокого знания оригинала и приходит к выводу, что портрет не может быть абсолютно завершен. Среди основных трудностей, с которыми сталкивается академическая среда при составлении социального портрета некоторые факторы трудно зафиксировать, так как личные качества и мотивы могут отличаются друг от друга. Соответственно, сформировать единый обобщающий социальный портрет нелогично и невозможно. В данном случае вполне возможным и логичным является выявление наиболее общих черт внешности и внутренности, в том числе образа жизни.

Итак, социальный портрет – это комплекс обобщенных характеристик социальной группы, т.е. выявление общих и устойчивых характеристик портретируемой группы, которых можно достигнуть при помощи математических и компьютерных методов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: