Ценности социального воспитания

Социальное воспитание на основе духовных ценностей может осуществляться с помощью:

- общецивилизационного подхода, который исходит из общечеловеческих ценностей и понимания культуры как некоего идеала, идеальной цели;

- поликультурного подхода, когда каждая локальная культура осознается как одна из возможных и тем самым определяет многообразие и плюрализм методов социального воспитания. Особая роль здесь принадлежит национальному, региональному, поселенческому воспитанию.

Социальные ценности рассматриваются в широком и узком смысле. В широком смысле они определяют наиболее значимые общественные явления и факты реальной действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества, социальных групп и личности. В более узком смысле – это нравственные и эстетические императивы (требования), выработанные человеческой культурой и являющиеся продуктами общественного сознания. Важнейшим вопросом воспитательной деятельности является вопрос о ценностной позиции ее участников. Ценность – основная характеристика любой культуры, указывающая на значимость в ней тех или иных явлений и фактов и определяющая форму отношений субъекта (отдельной личности или социальной общности) к своему бытию, реальным условиям жизнедеятельности через выражение определенных смыслов и значений его поведения и деятельности. Ценности – это регулятивные компоненты любой культуры, воплощающие идеалы и представления об эталоне.

Ценности объективны, но преломляются через призму субъективного, так как носителем ценностей является конкретный человек.

Социальное воспитание функционирует в конкретном обществе, следовательно, оно культивирует тот набор ценностей, которые адекватны типу государственного устройства, социально-политической системе данного общества.

Можно выделить две группы ценностей социального воспитания:

1. Ценности культуры данного общества, ставшие имплицитно (Имплицитные – т.е. подразумеваемые, но не сформулированные) присущими ей в ходе истории, а также формулируемые многими поколениями мыслителей, внесшими вклад в развитие культуры.

2. Ценности, имеющие конкретно-исторический характер и определяющиеся идеологией конкретного общество в тот или иной исторический период его развития, т.е. зависящее от политических, правовых, нравственных, философских взглядов в которых осознаются и выражаются отношения людей к действительности.

Ценности не только управляют действиями, но и являются целями сами по себе (Э. Кант) или играют роль смыслов человеческой жизни: ценности творчества (в том числе труда), ценности переживания (прежде всего любви) и ценности отношения (Ф. Франкл).

Гуманистические ценности в современном условно можно разделить на две группы (предложено Н.Б. Крыловой):

1. «Ценности добродетели» – базовые ценности, составляющие содержание нравственной культуры, основу личностных нравственных качеств. Это ценности выражают ориентацию на практическое применение того, что считается Добром и Благом. К ним отнесены альтруизм (направленность на интересы других, заинтересованность в высокой пользе своего служения, тем самым удовлетворяются собственные интересы), другодоминатность (стремление к сотрудничеству с другими и принятие его как суверенной личности), толерантность, эмпатия (сочувствие, сострадание другому, готовность прийти на помощь).

2. «Ценности жизнедеятельности» составляют мотивационную основу социального поведения и творческой активности, выражающую безусловную ориентацию на социально значимую самореализацию человека, включают нормы и эталоны должного.

Однако социальное воспитание может осуществляться на разной ценностной основе. Целенаправленная деятельность воспитателя или общества по формированию социально значимых качеств личности ребенка может осуществляться как авторитарно – давление, насильственное требование по принятию общественных норм, так и гуманно – уважительное и доброжелательное отношение к ребенку, создание культурной среды, обеспечивающей оказание ненасильственного влияния на процесс социализации личности. К ним отнесены самореализация (стремление наиболее полно проявить свои способности в жизни), свобода (возможность и способность человека мыслить, действовать, совершать поступки, исходя из собственных интересов и целей, при этом неся ответственность за принятые решения), интерес (форма проявления потребностей, выражения активности, которая обеспечивает направленность личности и помогает становлению ориентиров поведения), взаимопонимание (готовность постигать индивидуальные особенности других и ожидание, что он сам будет адекватно индетифоцирован другими), сотрудничество (согласованная совместная и ценностно значимая для участников деятельность), «поддержка» (помощь ребенку в раскрытии своей индивидуальности и решении жизненных проблем).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: