Профилактика и коррекция отклоняющегося поведения (продолжение)

Д. Развитие внешкольной системы консультирования и помощи семье и детям в преодолении девиантного поведения.

В настоящее время создаются как государственные, так и негосударственные центры по работе с семьей. В них работают квалифицированные специалисты, которые готовы провести диагностику и дать рекомендации для работы с детьми девиантного поведения в домашних условиях, либо посоветовать обратиться в специализированные центры по работе с ними.

Е. Повышение роли специальных учреждений по перевоспитанию и исправлению девиантного поведения детей и подростков.

В специализированные воспитательные (перевоспитательные) центры детей направляют специальные комиссии, либо сами дети туда приходят, либо сотрудники центров, по рекомендации школы, отдела по работе с несовершеннолетними посещают семьи и приглашают к себе детей.

Ж. Развитие сети центров по решению социально-педагогических проблем детей, подростков, юношества: педагогической коррекции, педагогической реабилитации; медико-социально-педагогические – преодоления детского и юношеского алкоголизма, наркомании, а также реабилитации жертв насилия, социальной виктимологии.

3. Использование позитивных возможностей средств массовой информации и ограждение детей и подростков от их негативного влияния.

Известно о большой роли средств массовой информации (СМИ) в формировании мировоззрения детей и подростков. Современные СМИ дают исключительно разнообразную, многоплановую информацию без учета аудитории. Активно внедряется в быт современной семьи видеотехника с ее огромными информационными возможностями.

Исследования отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют о пагубном влиянии на молодежь информации и видео-продукции, пропагандирующих насилие, свободный секс, идеи легкого бизнеса.

И. Приобщение детей и подростков к участию в позитивных общественных центрах, организациях (спортивных, культурно-досуговых, туристских, театральных и др.).

К. Всемерная активизация самовоспитания, самовоспитательной деятельности по исправлению и преодолению негативных качеств и привычек, помощь и поддержка молодого человека в работе над собой.

 

Субкультура как средство борьбы с девиациями

В рамках досуговой концепции от себя хочу предложить нестандартный способ профилактики и коррекции девиантного поведения: участие в молодежных субкультурах. Они привлекают детей и подростков: своей непосредственностью, неформальностью; свободой мысли, поведения и творчества; наличием единомышленников и их поддержкой.

В рамках субкультуры детям и подросткам проще реализовывать свои возможности, находить единомышленников и поддержку.

То есть в неформальных группах дети и подростки удовлетворяют те личностные потребности, которые остаются нерешенными при официальных (стандартных) социальных отношениях (учеба, семья). Нередко субкультуры становятся фактором формирования девиантного поведения, но это можно использовать и в обратном направлении.

Встречаются субкультуры, стимулирующие положительное девиантное поведение. К ним относятся просоциальные субкультуры (например, «зеленые» и стрейтеджеры).

- Стрейтеджеры пропагандируют ЗОЖ, выступают против любых дискриминаций и нарушений прав.

- Субкультура хакеров при грамотной работе тоже может иметь положительную направленность: например, не взлом и заполучение чужих контактов, а разработка новых полезных и актуальных программ.

- Субкультура граффитистов может готовить знаменитых в будущем художников.

Созидательные субкультуры часто имеют в своем составе людей с положительными девиациями (художники, поэты, изобретатели, музыканты, исследователи). Это способно оказывать положительное влияние на общество и развивать его.

Психотерапия

Еще один более частный и индивидуальный способ коррекции девиантного поведения – психотерапия, то есть влияние на сознание человека. В ходе беседы важно получить ответы на ряд вопросов:

1. Каким подросток (ребенок) считает себя?

2. Каким он хочет быть в глазах других людей?

3. Каким его считают другие (как он думает)?

4. Какой он есть?

5. Какой вред ему приносит девиантное поведение?

Дальнейшая работа строится по индивидуальному плану.

Нередко индивидуальной терапии бывает недостаточно, тогда необходимо проводить семейную психотерапию.

В психотерапевтической работе с девиантными детьми и подростками нужно придерживаться таких методов:

- убеждение и самоубеждение;

- стимулирование и мотивация;

- внушение и самовнушение;

- требование и упражнение;

- коррекция и самокоррекция;

- воспитывающие ситуации;

- дилеммы и рефлексия.

Следует помнить, подбирать методы работы необходимо индивидуально для каждого ребенка, учитывая его психолого-педагогические возрастные характеристики, особенности, способности и возможности. Для детей характерны:

- активность;

- целенаправленность (порой проявляющаяся в виде упрямства);

- стремление к подражанию;

- тяга к группе сверстников («быть как все»);

- чувство ответственности и долга;

- откровенность (открытость);

- увлеченность;

- эмоциональность;

- стремление к признанию среди сверстников и взрослых;

- чувство сопереживания.

Начинает развиваться самооценка (зависит от оценки взрослого), рефлексия, стремление работать самостоятельно от взрослого, но в коллективе.

Стоит отметить, что каждое личностное качество имеет противоположную характеристику, потому в силу определенных причин (педагогическая запущенность, неблагоприятная социальная среда) дети могут быть безответственными, слабовольными, озлобленными и так далее.

Ведущий вид деятельности – учебная. Социальная ситуация развития – общение с коллективом и общение со взрослыми (родители и учитель). Отношения ребенка с педагогом (который является отражением общества) служат основой для отношений ребенка с родителями и сверстниками.

Главная задача возраста (противоречие) – перенос нравственных (то есть абстрактных) общественных норм и ценностей в личностные. Происходит это за счет активно развивающегося словесно-логического мышления. Как правило, в любой деятельности детей интересует не результат, а сам процесс.

Это также период активного развития самосознания, воображения и памяти. Все действия ребенка в этом возрасте осознаны и произвольны. Младшие школьники ориентируются на настоящее и лишь немного на ближайшее будущее (например, на подростков они смотрят с завистью и стремлением стать такими же).

 

 

Лекция 6

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: