Государственные и негосударственные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

 

В России традиционно накоплен значительный опыт устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Такие учреждения создаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Правительство России ввело Примерное положение № 1092 13 сентября 1996 г., регламентирующее деятельность таких учреждений.

Они создаются различными министерствами Российской Федерации: Министерством труда и социального развития (социальные учреждения), Министерством образования (специальные образовательные учреждения), Министерством здравоохранения (оздоровительные образовательные учреждения), Министерством внутренних дел (детские исправительные учреждения). Подобные организации формируются и в других ведомствах.

К государственным социальным учреждениям для несовершеннолетних относятся:

а) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;

б) социальные приюты для детей и подростков. Как писал В. Даль, приют – это пристанище для ребенка. Он призван его принять, призреть, дать ребенку кров. В современных условиях приют – это место временного пребывания ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, для того, чтобы дать ему кров, выявить его место жительства и определить возможности его целесообразного устройства. В настоящее время в приют помещают ребенка до года (ранее они ориентировались на содержание детей до 3-6 месяцев, однако жизнь потребовала увеличить время до одного года);

в) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

г) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создаваемые в системе образования. Такие учреждения peгламентируются утвержденным Правительством России Положением № 1203 от 14 октября 1996 г., № 1117 от 28 августа 1997 г., № 366 от 30 марта 1998 г. Основные виды образовательных учреждений:

Детский дом – это специальное учреждение для содержания, ухода, воспитания и обучения детей, оставшихся без попечения родителей. Выделяются следующие виды детских домов:

- для детей раннего (с 1,5 до 3 лет) возраста;

- для детей дошкольного возраста;

- для детей школьного возраста;

- смешанный;

- детский дом-школа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В целях совершенствования условий для воспитания и обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организационную структуру детских домов максимально приближают к семье.

С этой целью создают новые формы детского дома. К таким формам относятся:

Семейный детский дом – это семья, взявшая на попечение одного или несколько детей-сирот либо детей, оставшихся без попечения родителей (лишенных родительских прав). Такие семьи создаются на несколько лет по договору-контракту. Существует несколько типов семейного детского дома: семья, взявшая одного или несколько детей; несколько детей, проживающих с воспитателем; семья, в которой живут и свои, и приемные дети, и пр.

Детский дом семейного типа – это специально созданный детский дом по типу семьи. Достоинством его является то, что ребенок попадает именно в семью, что создает наиболее благоприятные условия для воспитания ребенка, его социального формирования как личности по сравнению интернатным учреждением. Недостатками его является то, что среда сформированной семьи может оказаться недостаточно адаптационной для этого ребенка, а также воспитатели, взявшие на себя функции приемных родителей, недостаточно готовы к выполнению родительских функций.

Правительством России принято специальное Постановление «О детском доме семейного типа» № 195 от 19 марта 2001 г. Этим постановлением утверждены правила организации такого дома.

Основными задачами детского дома семейного типа являются создание благоприятных условий для воспитания, обучения, оздоровления и подготовки к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях семьи. Такой дом организуется на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей и с учетом мнения всех совместно проживающих членов семьи, в том числе родных и усыновленных (удочеренных) детей. С 10-летнего возраста ребенок может передаваться в такой детский дом только с его согласия. Общее количество детей в нем, включая родных и усыновленных (удочеренных) находящимися в зарегистрированном браке супругами, не должно превышать 12 человек.

Создается, реорганизуется и ликвидируется дом по решению органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления. Орган опеки и попечительства по месту нахождения детского дома семейного типа осуществляет контроль за условиями жизни и воспитания детей, охраной их прав' и законных интересов. Он обеспечивает обучение лиц, желающих взять детей на воспитание.

Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Интернат (от лат. interims – внутренний) – образовательное учреждение (школа), в котором учащиеся живут, обучаются, находясь на частичном или полном государственном обеспечении; общежитие для учащихся при образовательном учреждении; дом, где они обеспечиваются уходом.

Интернатные учреждения в России для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, функционируют на основе следующих принципов: демократизм, гуманизм, общедоступность, приоритет общечеловеческих ценностей, гражданственность, свободное развитие личности, защита прав и интересов воспитанников, автономность и светский характер образования.

Организационно интернатные учреждения различаются:

- интернатное учреждение обычного типа;

- интернатное учреждение по типу семьи. В таком учреждении дети живут в разновозрастных (по составу не более 8 человек) или одновозрастных (до 4 лет – не более 5 детей, а от 4 лет и старше – не более 10) группах, называемых семьями. Однако в них сохраняется много от интерната: питание в столовой, самообслуживание, получение новой одежды и пр.

- интернатное учреждение семейного типа. Это учреждение, в котором дети живут отдельными семьями, с разными входами и своей организацией и образом жизни. При такой организации жизнь детей максимально приравнивается к семейной.

Для обучающихся воспитанников, имеющих отклонения в развитии, в России созданы специальные (коррекционные) образовательные учреждения. Такие учреждения регламентируются Положением, утвержденным Правительством России, № 288 от 12 марта 1997 г.

К специальным (коррекционным) учреждениям относятся:

- коррекционное (компенсирующее) учреждение дошкольного образования;

- коррекционное общеобразовательное учреждение;

- коррекционное учреждение начального профессионального образования.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные (коррекционные) образовательные учреждения, в которых реализуются образовательные программы Министерства общего и профессионального образования по согласованию с Министерством здравоохранения. Такие учреждения подразделяются на виды в зависимости от патологии детей. Среди них выделяют следующие предназначенные для обучения и воспитания:

- неслышащих детей;

- слабослышащих и позднооглохших детей;

- незрячих детей;

- слабовидящих и поздноослепших детей;

- детей с тяжелыми нарушениями речи;

- детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

- детей с задержкой психического развития.

- умственно-отсталых детей и др.

Для детей, нуждающихся в длительном лечении, создаются оздоровительные образовательные учреждения. Они предназначены для оказания помощи семье в воспитании и получении образования, обеспечении проведения реабилитационных и лечебно-оздоровительных мероприятий, адаптации к жизни общества, социальной защиты и разностороннего развития детей, нуждающихся в длительном лечении.

Деятельность таких учреждений регламентируется Типовым положением, утвержденным Правительством России, № 1117 от 28 августа 1997 г. К оздоровительным образовательным учреждениям относятся:

- санаторная школа-интернат;

- санаторно-лесная школа;

- санаторный детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Существуют и другие учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

- кадетская школа;

- кадетская школа-интернат (Типовое положение утверждено

Правительством России № 1427 от 15 ноября 1997 г.);

• школа-интернат с первоначальной летной подготовкой (Типовое положение утверждено Постановлением Правительства России № 1046 от 5 сентября 1998 г.). В такую школу преимущественное право зачисления имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей с 15 лет, изъявившие желание учиться в ней и имеющие соответствующее здоровье;

• воспитанники воинских частей – дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, мужского пола в возрасте от 14 до 16 лет, граждане Российской Федерации, направленные районными (городскими) военными комиссариатами с согласия самих детей и органов опеки и попечительства (Положение о зачислении несовершеннолетних граждан в качестве воспитанников в воинские части утверждено Постановлением Правительства России № 124 от 14 февраля 2000 г., Положение о статусе воспитанников № 745 — постановлением от 21 сентября 2000 г.).

Приюты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создаются при монастырях во многих регионах России. В этом проявился многовековой опыт устройства детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации под покровительство священнослужителей. При монастырях организуется уход, воспитание и обучение детей. Дети активно приобщаются к общественно полезному труду, у них формируются навыки самообслуживания, жизнедеятельности в коллективе. Большое внимание уделяется формированию духовной культуры, основанной на традициях православной церкви.

В социально-педагогическом плане воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, имеет комплекс проблем. В приемных семьях они обусловлены, с одной стороны, готовностью и способностью приемных родителей обеспечить необходимый уход и воспитание детей, с другой – необходимостью преодолевать проблемы, возникающие в связи с воспитанием приемного ребенка (проявление какой-либо патологии, конфликтные ситуации между родителями и детьми, вытекающие из суждения «не мои родители», и др.)

Возникает необходимость специальной социально-педагогической подготовки родителей приемных семей к воспитательной работе с детьми, формированию определенных отношений «родитель – ребенок», уходу за ребенком и накоплению опыта воспитательной работы с ним. Впоследствии должно быть обеспечено социально-педагогичекое патронирование с целью контроля, а также своевременное консультирование, помощь и поддержка семьи в вопросах воспитания в случаях возникновения в ней неадекватных ситуаций, предупреждение и преодоление конфликтных проявлений и пр.

В зарубежной практике встречаются примеры создания социальными службами специальных приемных семей, предназначенных для решения проблем, связанных с обеспечением ухода за ребенком, защиты его прав в зависимости от возникающих социальных проблем.

К таким семьям можно причислить:

- приемные семьи кризисной ситуации. Они создаются в частных случаях, когда возникает необходимость немедленного изъятия ребенка из родной (родительской) семьи на определенный период. В этом случае его помещают в специальную приемную семью. Причинами, требующими изоляции ребенка, могут быть острая конфликтная ситуация в семье между родителями, родителями и ребенком, трагедия, внезапная болезнь родителей и пр.;

- приемная семья на короткое время. Необходимость в ней возникает при планировании командировок, медицинского обследования, кратковременного лечения, когда за ребенком некому смотреть. Подобного типа семьи используются для оказания кратковременной помощи семье, имеющей ребенка с особыми нуждами по уходу за ним.

Они создают последней возможность отдохнуть, прийти в себя на короткое время, что позволяет после отдыха более активно заниматься ребенком;

- приемная семья на длительное время. Такая семья работает на договорных началах для обустройства ребенка на длительное время в связи с возникшей потребностью у родителей другой семьи;

- семья для приема ребенка на время выходных дней и каникул.

Такая форма помещения детей дает возможность родителям организовывать периодически свой отдых в выходные дни (уик-энд);

- семья для дневного пребывания ребенка (своего рода домашний детский садик). В этом случае ребенок вечернее время и ночь проводит в своей семье.

Центры социального обслуживания семьи и детей России используют зарубежный опыт и стремятся расширить сферу своей деятельности по предоставлению услуг. В этом отношении опыт зарубежных стран представляет большой интерес.

 

Лекция 7

 

Технология в системе человеческой деятельности

 

Для решения жизненных задач различной степени сложности, их эффективного решения необходимо таким образом организовать человеческую деятельность, чтобы добиться максимально возможного результата с минимальными затратами ресурсов, средств и времени. Подобная организация деятельности формирует такой феномен как технология.

Термин «технология» используется достаточно часто и широко. При этом мы не всегда осознаем насколько корректным и оправданным является употребление данного термина в каждом конкретном случае.

Если термин «технология» – это синтез древнегреческих слов «techn» – умение, мастерство и «logos» – знание, учение, то понятие «технология» – это мастерство, искусство, умение делать «искусственные» вещи и связанные с этим знания. Отсюда следуют такие важные элементы технологии как приёмы деятельности, пути и способы деятельности, необходимые знания. Иначе говоря, технология – это умение воздействовать на предмет в какой-либо деятельности, где техника – это пути, способы и действия, помогающие точно, быстро, рационально достигать избранных целей. С развитием общества и изменением человеческой деятельности существенным образом изменяются и представления о технологии. Она начинает связываться с такими особенностями современного производства как расчленение производственного процесса на определённые этапы и последовательно сменяющие друг друга операции, а также стандартизация и унификация производственной деятельности людей.

Характерными признаками технологии являются следующие:

1. Расчленение конкретного процесса деятельности на внутренне связанные между собой этапы, операции, процедуры. Это позволяет точно определить границы требований к субъекту, использующему данную технологию.

2. Координированностъ и поэтапность действий, направленных на достижение искомого результата. Это позволяет установить внутреннюю логику функционирования и развития преображаемого объекта, что, в свою очередь, даёт возможность субъекту выстроить собственные действия, получая максимально эффективный результат.

3. Однозначность выполнения операций, включённых в технологическую цепочку. Это решающее и обязательное условие достижения результатов, адекватных поставленной цели. Четкое выполнение всех технологических требований позволяет получить «на выходе» именно тот результат, который планировался либо предполагался. И наоборот, при наличии отклонений в действиях от технологических параметров, возникает опасность деформирования всего процесса.

Можно утверждать, что для современного научного знания сущность технологии определяется через два основных понятия: операция и процедура, где операция – это конкретные действия, направленные на решение определённой задачи, а процедура – это набор определённых необходимых действий. Исходя из этого, можно предложить следующее определение понятия «технология» – это способ реализации людьми конкретного сложного процесса путём расчленения его на систему последовательных, взаимосвязанных процедур и операций, которые выполняются более или менее однозначно и имеют целью эффективное достижение поставленной цели. Технология обеспечивает рациональность самого процесса деятельности.

Таким образом, технология – это определённый алгоритм какого-либо вида деятельности. Выступая в подобном качестве, технология позволяет при необходимости воспроизводить процесс человеческой деятельности в различных условиях и тиражировать его.

Технология отвечает на вопрос «как это сделать», предполагая при этом, наличие определённого порядка, правил, норм, запретов, цепочку процедур и операций, этапов реализации в любом виде деятельности, будь то производство автомобилей или мороженого, разработка новых компьютерных программ или подготовка специалиста, формирование нового коллектива или достойных условий жизнедеятельности людей.

Вместе с тем, существуют и такие виды деятельности, которые имеют нетехнологизируемый характер. Прежде всего, к ним относятся:

- аффективные действия, состоящие из неуправляемых актов и операций (действия под влиянием испуга, экстаза, массового психоза и т.п.);

- деятельность, осуществляемая без применения технических средств или не ориентированная на создание конечного продукта в виде материальных или духовных объектов (привычные, неосознаваемые действия – ритмичное постукивание пальцами, хождение по комнате и т.п.).

Сам термин «социальные технологии» входит в систему социального знания в 70-е годы XX века. Первоначально, он обозначал систему специализированных средств и методов, использующихся в социальной инженерии и создающих возможности для рациональной деятельности. Одним из первых исследователей, рассматривавших проблему формирования социальных технологий на концептуальном уровне, был американский философ К. Поппер. По мнению К. Поппера, социальная жизнь не нуждается в тотальном преобразовании и в сопровождающем его тотальном насилии. Совершенствование социальной системы возможно в процессе постепенной, «частичной» работы, т.е. социальной технологии, направленной на устранение конкретных пороков социальной жизни. Исходя из такого понимания, К. Поппер определил социальные технологии как способ применения теоретических выводов в практических целях и указал на существование таких разновидностей этого феномена как холистские, утопические, для которых характерно стремление к тотальным преобразованиям социальной системы революционным путём, и частичные, т.е. представляющие собой программу и методологию деятельности по решению конкретной социальной задачи.

Сопоставляя эти два основных вида технологий, К. Поппер выделил и основные преимущества частичных технологий, по сравнению с утопическими. По его мнению, к ним относятся:

- трезвость и взвешенность в постановке целей;

- учёт возможных отрицательных последствий;

- осторожность и постепенность в преобразованиях;

- постоянный контроль за их протеканием;

- своевременно ликвидировать непредвиденные последствия собственных действий;

- корректировки деятельности субъекта по осуществлению изменений (19)

Результатом этих исследований является, в том числе, и выработка современных определений понятия «социальная технология».

Применительно к современному социальному знанию можно говорить о существовании двух основных подходов к решению этой задачи. Первый рассматривает социальные технологии как специфическую систему знаний, исследующей процессы целенаправленного воздействия на социальные объекты, обосновывающей и разрабатывающей эффективные способы и приёмы такого воздействия. При этом, в качестве социального объекта могут выступать самые разные явления: социальная группа или социальный институт, социальное отношение или социальная организация и т.п. Второй подход можно определить, как «практически ориентированный». В его рамках понятие «социальные технологии» трактуется следующим образом: это совокупность приёмов, методов и воздействий на социальный объект, обусловленная необходимостью и потребностью достижения поставленных целей и получения заданного результата.

Социальные технологии могут быть классифицированы по ряду оснований. К числу наиболее значимых оснований относятся:

1. По масштабам решаемых социальных проблем:

- социальные технологии (например, социальная диагностика, социальная терапия и др.);

- частные социальные технологии: конкретные технологии, используемую при решении конкретной задачи, например, технологию педагогического воздействия

2. По уровню социальной деятельности:

- глобальные социальные технологии, используемые в масштабах всего человечества;

- региональные социальные технологии, дающие эффект при решении проблем в условиях конкретного региона;

- национальные социальные технологии, основанные на особенностях национальных традиций, психологии менталитета и т.п.;

- государственные, позволяющие решать социальную проблему в пределах конкретного государства;

- муниципальные и пр.

3. По характеру решаемых задач:

- социальные технологии, предназначенные для обеспечения оптимального и результативного функционирования существующих социальных систем в различных сферах общественной жизни;

- инновационные социальные технологии, направленные на обеспечение оптимального перехода различных социальных систем в иное качество;

- технологии разрешения социальных противоречий и конфликтов, позволяющие найти и реализовать наиболее оптимальные пути и методы решения подобных проблем.

4. По характеру воздействия на социальные процессы:

- формирующие социальные технологии, позволяющие создать новый социальный объект;

- стимулирующие социальные технологии, предметом воздействия которых являются отдельные стороны процесса функционирования данного объекта;

- сдерживающие социальные технологии, определённым образом регулирующие процесс функционирования социального объекта;

- разрушающие социальные технологии, результатом действия которых становится исчезновение социального объекта в целом или какой-либо его части.

5. По характеру и содержанию используемых средств:

- распорядительные и административные социальные технологии;

- правовые технологии;

- социальные технологии;

- психологические технологии;

- педагогические технологии и т.п.

Интересным представляется выделение определённых типов социальных технологий по такому основанию как цели функционирования. В этом случае можно говорить о таких типах социальных технологий:

- технологии, ориентированные на созидание;

- технологии, ориентированные на изменение или исправление условий протекания процесса или квазитехнологии;

- социальные технологии, ориентированные на уничтожение, разрушение, исчезновение или антитехнологии.

 

Понятие «социально-педагогическая технология»

 

Понятие «социально-педагогическая технология» связано с такими понятиями как «педагогическая технология» и «социальная технология». Термин «педагогические технологии» впервые появился в работах В.М. Бехтерева, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, С.Т. Шацкого и др., как следствие использованием технических средств обучения в школе в 20-х годах XX века. С течением времени сущность срока исследовалась и изменялась (В.П. Беспалько, И.Я. Лернер, В.Ф. Паламарчук, Г.К. Селевко и др.). В настоящее время под педагогическими технологиями в широком смысле этого слова понимают применения человеческих и технических методов обучения с целью достижения эффективности обучения и воспитания. По утверждению М.А. Галагузовой, педагогические технологии предусматривают системный анализ, отбор, кон структурирования и контроль всех компонентов педагогического процесса с целью достижения конечного результата.

Понятие «социальные технологии» возникло в социологии и связывается по воспроизводству и программированием результатов, которые заложены в социальных процессах. Разновидностью социальных технологий являются технологии социального работника, которые наиболее близки к деятельности социального педагога. Содержание, принципы, функции, методы социальных технологий изучали Н.Ф. Басов, И.М. Грига, А.И. Капская, М.П. Лукашевич, П.Д. Павленок, В.И. Полтавец, В.Н. Сидоров, С.И. Холостова и другие.

Социально-педагогические технологии относятся к числу так называемых человековедческих, в силу чего обладают определенной спецификой:

1. Концептуальность, т.е. опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и иные обоснования.

2. Системность, т.е. обладание всеми признаками системы: логикой процес­са, взаимосвязью всех частей, целостностью.

3. Экономичность, т.к. ее применение позволяет оптимизировать труд соци­ального педагога за счет создания резерва рабочего времени.

4. Корректируемость деятельности, т.е. возможность постоянной оператив­ной обратной связи в процессе ее осуществления.

5. Воспроизводимость социально-педагогической технологии.

У истоков технологизации социально-педагогической деятельности стоял А.С. Макаренко, хотя само выражение «педагогическая технология» в его публика­циях не встречается. В его теоретических работах, художественных произведениях и практической деятельности нашли отражение различные социально-педагогические технологии работы с отдельными личностями и коллективами. Среди воспитательных технологий, разработанных А.С. Макаренко, можно выделить: формирование и развитие коллектива; управление воспитательной ролью коллектива; прогнозирование перспектив формированиям развития личности воспитанника и обеспечение оптимальных условий для этого; прогнозирование перспектив развития и воспитания каждого члена коллектива и управление процессом достижения прогнозируемого результата и др.

Современные условия диктуют необходимость поиска новых подходов к определению сущности социально-педагогической технологии. При этом могут быть выделены два основных подхода:

1)Социально-педагогическая технология – это наука об искусстве достижения прогнозируемой социально-педагогической цели. Такие технологии носят теоретико-исследовательский характер и включают два типа технологий:

а) теоретическая социально-педагогическая технология – это учение о наиболее оптимальных методах, средствах и приемах, необходимых для решения социально-педагогических проблем. Этот тип технологий используется при описании, анализе, обосновании варианта решения социально-педагогической проблемы в определенных условиях по отношению к конкретному объекту деятельности. Такая технология может быть представлена в виде учебника, учебно-методического пособия, теоретической разработки технологии;

б) исследовательская социально-педагогическая технология – э то специально созданная, научно обоснованная методика, позволяющая познать социально-педагогическое явление, его составные части, особенности проявления, возможности развития, качественного изменения и т.д. Такие технологии используются при исследовании социально-педагогических проблем и позволяют не только познавать само социально-педагогическое явление, но и проектировать процесс его качествен­ного изменения. Технологии данного типа могут быть представлены в виде: про­граммы исследования, экспериментальной разработки, методики исследовательской деятельности.

2) Второй подход позволяет определить социально-педагогическую технологию как целенаправленную, наиболее оптимальную социально-педагогическую деятельность по реализации специалистом методов, средств и приемов, обеспечивающих достижение прогнозируемой цели в работе с одним человеком или с группой в определенных условиях. По своей сущности такие технологии носят прикладной (практико-ориентированный) характер. Среди них могут быть выделены:

а) прикладная (практическая) технология общего типа – это целенаправленная, заранее спроектированная и планомерно реализуемая последовательность социально-педагогической деятельности специалиста по реализации совокупности методов, методик, средств и приемов, обеспечивающих достижение прогнозируемой цели в работе с клиентом. Технологии такого типа могут быть представлены в виде: программы социально-педагогической деятельности, которая содержит обоснование и описание этапов социально-педагогической работы, используемые методы и средства, последовательность их применения; методики работы специалиста по реше­нию социально-педагогической задачи (например: индивидуального развития и воспитания, исправления, педагогической реабилитации и др.), включающей используемые методы, последовательность и особенности их применения; методической разработки;

б) прикладная (практическая) технология частного типа – это упорядоченные, спланированные по определенному проекту и последовательно реализуемые действия, операции и процедуры. Социально-педагогические технологии данного типа применяются при решении частных задач социальной педагогики. Они могут быть также составной частью социально-педагогической технологии общего типа. Примеры подобных технологий: сценарий деятельности специалиста в процессе решения частной социально-педагогической проблемы; методические рекомендации по решению конкретной социально-педагогической проблемы и т.д.

Технология решения социальных проблем состоит из трех основных этапов:

Теоретический этап предполагает формулирование целевой установки, определение предмета, выделение структурных элементов, выявление причинно-следственных связей и отношений, в которые включен клиент;

Методический этап предполагает выбор источников, путей и способов получения, а также определение приемов и средств обработки и анализа информации о состоянии клиента, с выработкой конкретных рекомендаций для преобразовательной деятельности;

Процедурный этап предполагает решение задач, связанных с организацией практической деятельности по проверке (апробации) выработанных рекомендаций, и установлением алгоритма действий в виде соответствующей технологии.

Говоря о функциях технологий социальной работы, в первую очередь можно выделить следующие из них:

аналитико-прогнозная: выявление и учет на подведомственной территории групп, семей и отдельных граждан, относящихся к категории социального риска, определение нуждаемости в различных видах и формах социальной поддержки, мониторинг динамики социальных процессов, прогноз изменения существующих параметров;

диагностическая: анализ существующих актуальных, и потенциальных социальных проблем, установление их причин, исследование проблемного поля социальной ситуации конкретных индивидуальных и групповых клиентов;

системно-моделирующая: определение характера, объема, форм и методов социальной помощи людям и группам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации,

концептуальное обоснование системы оказания такой помощи, в первую очередь системы социального обслуживания на различных уровнях;

проектно-организаторская: разработка, ресурсное обоснование, реализация и оценка социальных проектов, направленных на разрешение того или иного социального затруднения, помощь определенной категории клиентов;

активационная: содействие активации потенциала собственных возможностей индивида, семьи или социальной группы, побуждение клиентов к самостоятельному разрешению своих проблем, выходу из трудной жизненной ситуации, организация развития самопомощи и взаимопомощи;

инструментально-практическая: оказание различных видов помощи в ситуациях жизненных затруднений, консультации и тренинга для улучшения взаимоотношений между людьми, оказание содействия в оформлении документов и других необходимых действий для осуществления клиентами своих социальных прав, опека и попечительство по отношению к детям, лишившимся родительского попечения, или к нуждающимся в этом совершеннолетним лицам и т.д.;

распорядительно-управленческая: менеджмент органов социального управления, координация деятельности государственных и негосударственных организаций и учреждений по оказанию помощи нуждающимся в социальной поддержке гражданам, участие в работе по формированию социальной политики, подбор и воспитание кадров;

эвристическая: приращение социального знания, углубление понимания социальных проблем, улучшение образовательной и общекультурной подготовки самих социальных работников, повышение их квалификации.

Разумеется, эти функции реализуются целиком только в совокупности, во всей системе технологий социальной работы; в каждом же конкретном случае может использоваться тот или иной их набор.

Таким образом, социальные технологии – это неоднозначное и многообразное явление. Решение любой социальной проблемы подразумевает использование ряда технологий в их взаимосвязи и взаимозависимости.

Однако, при всём многообразии целей социальных технологий конечной целью любой из них является человек, его взаимоотношения с другими людьми, внешней средой и самим собой

 

Основания и критерии классификации социально-педагогических технологий

 

Для разработки классификации социально-педагогических технологий необходимо определить ее основания и критерии. К основаниям технологии можно отнести:

- тип социально-педагогической технологии;

- назначение социально-педагогической технологии;

- субъект применения;

- объект применения;

- место применения;

- способ реализации.

По каждому основанию может быть выделено несколько критериев.

Тип технологии. Критерий по данному основанию направлен на выявление типа социально-педагогической технологии, который определяется ее характером. По характеру выделяют общие и частные технологии.

Общие технологии ориентированы на общий цикл социально-педагогической работы с клиентом по выявлению его социально-педагогической проблемы и ее раз­решению.

Частные технологии направлены на решение определенной частной цели, задачи.

Назначение технологии. Критерий по данному основанию позволяет выде­лить социально-педагогические технологии в зависимости от основной цели дея­тельности социального педагога. В соответствии с данным критерием технологии могут иметь:

а) направленное целевое назначение – технологии развития, воспитания; педагогической коррекции; педагогической реабилитации; исправления; профориентационной работы; досуговой деятельности и пр.;

б) комплексное назначение технологии, предполагающие достижение одно­временно нескольких целей.

Субъект применения. Критериев по данному основанию существует несколь­ко. Они позволяют выделить социально-педагогическую технологию в зависимости от индивидуальных возможностей специалиста. К критериям поданному основанию относятся:

а) уровень профессионализма – начинающий, имеющий опыт работы, высо­коквалифицированный специалист;

б) специализация социального педагога – по направлению деятельности, по работе с определенной возрастной группой и т.д.

Объект применения. Критериев по данному основанию также существует несколько. Они позволяют выделить социально-педагогическую технологию в зависимости от характеристики объекта деятельности. Такими критериями могут выступать следующие характеристики объекта:

а) социальная – ученик, студент, семья, родитель, военнослужащий и пр.;

б) возрастная – дошкольник, младший школьник, подросток, взрослый и т.п.;

в) личностная – характер социального отклонения, психологическое или эмоциональное состояние, компенсационные возможности и пр.;

г) количественная – отдельная личность, группа, коллектив.

Место применения. Критерий по данному основанию позволяет классифицировать социально-педагогические технологии в зависимости от того, в каких усло­виях наиболее целесообразно, оптимально их применение. По условиям применения можно выделить: образовательное учреждение, специализированный центр, место жительства и пр.

Способ реализации. Критерий по данному основанию направлен на выделение социально-педагогических технологий в зависимости от способа достижения цели. Как правило, это один (ведущий, базовый) или несколько методов, используе­мых в технологии. То есть критерием по данному основанию выступает основной способ достижения цели – ведущий метод (игра, деятельность, консультация и др.); совокупность методов; авторские методики (воспитание личности в коллективе А.С. Макаренко, методика коррекции бродяжни­чества П. Г. Бельского, технология свободного труда С. Френе и др.).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: