Квазисуд (Adjudication)

Процедура квазисуда (Adjudication) появилась в Англии как способ разрешения споров в области строительства по Закону о строительстве и реконструкции 1996 г. (The Housing Grants, Construction and Regeneration Act 1996) <1> и затем была воспринята некоторыми странами Азии (Малайзия, Сингапур) <2>.

--------------------------------

<1> The Housing Grants, Construction and Regeneration Act 1996. Режим доступа: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/1996/53/contents (дата обращения: 21.11.2016).

<2> См.: Ермакова Е.П. Гражданский процесс, арбитраж и медиация в Гонконге, Индонезии, Малайзии, Сингапуре и Филиппинах. Монография. М.: Юрлитинформ, 2015. С. 96, 122.

 

Процедура квазисуда заключается в вынесении решения по спору между сторонами независимым третьим лицом, обладающим специальными знаниями (the adjudicator). Процедура квазисуда похожа на арбитраж, но она проводится гораздо быстрее, проще и является более гибкой. Поскольку такие процедуры применяются при строительстве, решения квазисуда являются обязательными для строительных компаний <1>.

--------------------------------

<1> Gill C., Williams J., Brennan C. and Hirst C. Models of Alternative Dispute Resolution (ADR). A report for the Legal Ombudsman 31 October 2014. Режим доступа: http://www.legalombudsman.org.uk/downloads/documents/research/Models-Alternative-Dispute-Resolution-Report-141031.pdf (дата обращения: 09.02.2017).

 

§ 3. Онлайн-разрешение споров

 

Электронное правосудие - это способ осуществления правосудия, основанный на использовании информационных технологий <1>. С.В. Романенкова подчеркивала, что необходимо различать понятие "электронное правосудие" в широком и узком смыслах. Так, в широком смысле под электронным правосудием можно понимать совокупность различных автоматизированных информационных систем - сервисов, предоставляющих средства для публикации судебных актов, ведения электронного дела и доступа сторон к материалам электронного дела. В узком смысле электронное правосудие - это возможность суда и иных участников судебного процесса осуществлять предусмотренные нормативными правовыми актами действия, непосредственно влияющие на начало и ход судебного процесса (например, такие действия, как подача в суд документов в электронной форме или участие в судебном заседании посредством системы видео-конференц-связи) <2>.

--------------------------------

<1> См. подробно: Ермакова Е.П., Ситкарева Е.В. Право Европейского союза: порядок разрешения частноправовых споров: Учеб. пособие. М.: Юрлитинформ, 2016. С. 200.

<2> Романенкова С.В. Понятие электронного правосудия, его генезис и внедрение в правоприменительную практику зарубежных стран // Арбитражный и гражданский процесс. 2013. N 4 // СПС "КонсультантПлюс"; см. также: Жданова Ю.А. Правовая природа электронного правосудия и его место в системе институтов информационного общества // Административное право и процесс. 2015. N 4 // СПС "КонсультантПлюс".

 

Полное онлайн-разрешение споров (с момента подачи искового заявления и до момента получения решения через Интернет) активно продвигается в праве Европейского союза. Так, с целью ускорения и упрощения разрешения споров с участием потребителей в мае 2013 г. были приняты два документа: Директива ЕС "Об альтернативном разрешении споров с участием потребителей" <1> и 2) Регламент ЕС "Об урегулировании споров с участием потребителей онлайн" <2>.

--------------------------------

<1> Directive 2013/11/EU of the European Parliament and of the Council of 21 May 2013 on alternative dispute resolution for consumer disputes and amending Regulation (EC) No 2006/2004 and Directive 2009/22/EC (Directive on consumer ADR) http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=celex%3A32013L0011 (дата обращения: 09.02.2017).

<2> Regulation (EU) No 524/2013 of the European Parliament and of the Council of 21 May 2013 on online dispute resolution for consumer disputes and amending Regulation (EC) No 2006/2004 and Directive 2009/22/EC (Regulation on consumer ODR) http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=celex%3A32013R0524 (дата обращения: 09.02.2017).

 

В ст. 1 указанного Регламента определена его цель: "Путем достижения высокого уровня защиты прав потребителей внести свой вклад в надлежащее функционирование внутреннего рынка ЕС путем создания европейской Платформы онлайн-разрешения споров (ODR platform)". Положения Регламента предусматривают также содействие государствам - членам ЕС в создании прозрачной и эффективной системы альтернативного разрешения споров между потребителями и онлайн-продавцами.

В ст. 5 Регламента предусмотрены основные условия создания платформы для онлайн-альтернативного разрешения споров с участием потребителей (ODR platform). Создание и поддержание платформы ODR, а также ее техническое обслуживание, финансирование и обеспечение безопасности компьютерных данных должна обеспечивать Еврокомиссия. ODR platform должна быть единой точкой входа для граждан-потребителей и онлайн-продавцов. Должна быть предусмотрена возможность использовать данный веб-сайт бесплатно и на всех языках Европейского союза.

ODR platform должна поддерживать следующие функции:

а) возможность заполнения бланка жалобы и подачи жалобы в электронной форме;

б) информирование стороны-ответчика о жалобе;

в) определение лица, компетентного предоставить услуги ADR;

г) возможность управления делами в режиме онлайн и возможность проведения процедуры урегулирования споров в режиме онлайн через платформу ODR;

д) возможность перевода информации, которая необходима сторонам для разрешения спора, через платформу ODR;

е) создание электронной формы, с помощью которой стороны направляют информацию лицу, компетентному предоставить услуги ADR;

ж) обеспечение системы обратной связи, которая позволит сторонам высказать свое мнение о функционировании платформы ODR и др.

На веб-сайте ODR platform должен быть размещен перечень лиц, компетентных предоставлять услуги ADR.

Проект ODR platform начал свою работу с 15 февраля 2016 г. Проект поддерживается и управляется Европейской комиссией.

Потребитель (покупатель товара или услуги онлайн) заполняет электронную форму искового заявления (complaint form) и направляет его для рассмотрения. Жалоба направляется соответствующему продавцу товара или услуги, который предлагает покупателю соответствующее учреждение по альтернативному разрешению споров (The ADR entity). После того как потребитель и продавец договариваются о том, какое конкретно учреждение ADR будет рассматривать данный спор, исковое заявление автоматически передается в это учреждение. Учреждение ADR должно рассмотреть спор и получить результат в течение 90 дней.

Платформа является многоязычной. Пользователи этой услуги могут делать переводы на языки всех стран - членов ЕС. В настоящее время к Платформе подключены 17 стран - членов ЕС и 117 учреждений ADR <1>.

--------------------------------

<1> Solving disputes online: New platform for consumers and traders // European Commission - Press release. Режим доступа: http://europa.eu/rapid/press-release_IP-16-297_en.htm (дата обращения: 21.11.2016).

 

Вера Йорова (Vera Jourova), комиссар по вопросам юстиции, потребителей и гендерного равенства, заявила: "Слишком многие в Европе отказываются от покупок в Интернете из-за незнания своих прав или уверенности в том, что их защита будет связана с большими трудностями. Я хочу, чтобы потребители относились к покупкам в Интернете с той же уверенностью, с какой они относятся к покупкам в обычных магазинах. Мы придадим силу органам защиты прав потребителей, чтобы они могли лучше отстаивать права потребителей в онлайн-сегменте и принимать решительные меры противодействия мошенническим практикам. Многие покупатели испытывают трудности при покупках в Интернете и не жалуются, так как они считают, что процедура слишком долгая и что они не получат решения. ODR platform представляет собой инновационный инструмент, который экономит время и деньги как покупателей, так и продавцов. Это нововведение должно повысить доверие потребителей при совершении покупок в Интернете и оказать поддержку трансграничной торговле, способствуя созданию единого цифрового рынка в Европе" <1>.

--------------------------------

<1> Там же.

 

В Англии в соответствии с указанными Директивой и Регламентом ЕС в 2015 г. были приняты "Правила альтернативного разрешения потребительских споров" (The Alternative Dispute Resolution for Consumer Disputes Regulations 2015) <1>. Эти Правила предусматривают, что продавцы товаров через Интернет должны в обязательном порядке информировать своих покупателей о возможности онлайн разрешения споров через Платформу - Online Dispute Resolution platform (ODR Platform). На сайте каждого продавца товаров должна быть соответствующая ссылка на ODR Platform (https://webgate.ec.europa.eu/odr) <2>. Процесс альтернативного разрешения спора через ODR Platform и учреждение АДР должен занимать не более 90 дней. Плата за разрешение спора через учреждение АДР вносится продавцом товара либо единовременно, либо в качестве постоянного членства. Несоблюдение данных требований продавцом товара может привести к штрафу на неограниченную сумму или к лишению свободы на срок до 2 лет (penalty of an unlimited fine or up to two years' imprisonment).

--------------------------------

<1> The Alternative Dispute Resolution for Consumer Disputes (Competent Authorities and Information) Regulations 2015. Режим доступа: http://www.legislation.gov.uk/uksi/2015/542/contents/made (дата обращения: 21.11.2016).

<2> Pearmain G. The new European Online Dispute Resolution Platform for consumers and traders. 4 April, 2016. Режим доступа: http://www.cripps.co.uk/commercial-disputes/european-online-dispute-resolution-platform/ (дата обращения: 21.11.2016).

 

Контрольные вопросы:

 

1. Дайте определение и перечислите основные альтернативные способы разрешения споров.

2. Перечислите судебные и внесудебные формы разрешения споров.

3. В чем основные различия между арбитражем и государственным судом?

4. В чем основные различия между медиацией и государственным судом, между медиацией и арбитражем?

5. Возможно проведение процедуры медиации в государственных судах?

6. Что такое разрешение споров онлайн?

7. Назовите нормативные акты, регулирующие разрешение споров онлайн.

 

Раздел II. СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ ЧАСТНОПРАВОВЫХ СПОРОВ

 

Глава 3. СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ ЧАСТНОПРАВОВЫХ СПОРОВ

В СТРАНАХ COMMON LAW

 

§ 1. Гражданское судопроизводство в Англии

 

1.1. Источники гражданского процессуального права

 

Система источников права в изложении юристов Великобритании и США выглядит следующим образом: законодательство (акты представительных органов и подзаконные), прецеденты (общего права и права справедливости), обычаи (общие, торговые, местные), сочинения авторитетных юристов. Английские авторы иногда добавляют сюда акты Европейского экономического сообщества. Но по отношению к процессуальному праву с учетом сложившейся практики следует говорить о статутах, делегированном законодательстве и прецедентах <1>.

--------------------------------

<1> См.: Пучинский В.К. Понятие и источники гражданского процессуального права Англии, США, Франции. Цит. соч. С. 17.

 

А. Статуты, которые принято называть "неписаная Конституция Британии" <1>:

- Великая Хартия 1215 г. (Magna Carta 1215);

- Петиция о праве 1628 г. (The Petition of Right 1628);

- Закон о неприкосновенности личности 1679 г. (The Habeas Corpus Act 1679);

- Билль о правах 1689 г. (The Bill of Rights 1689);

- Закон о престолонаследии 1701 г. (Act of Settlement of 1701);

- Закон о правах человека 1998 г. (The Human Rights Act 1998);

- Закон о конституционной реформе 2005 г. (Constitutional Reform Act 2005);

- Закон о конституционной реформе и правительстве 2010 г. (Constitutional Reform and Governance Act 2010).

--------------------------------

<1> Blackburn R. Britain's unwritten constitution. Режим доступа: https://www.bl.uk/magna-carta/articles/britains-unwritten-constitution (дата обращения: 24.02.2017).

 

В перечисленных выше статутах закреплены принципы независимости суда, право на судебную защиту и другие принципы правового государства. Перечень статутов является приблизительным, разные авторы включают в перечень неписаной "конституции Британии" (Britain's unwritten constitution) разные законы.

Б. Статуты английского парламента, которые регулируют положение отдельных звеньев системы, подразделяются:

1) на Законы о судах: а) Закон о Высших судах 1925 г., с изменениями от 1981 г. и 2005 г. - консолидированный акт; б) Закон о судах 2003 г.; в) Закон о судах графств 1984 г.; г) Закон о мировых судьях 1997 г.; д) Закон о магистратских судах 1980 г.; е) Закон о доступности правосудия 1999 г.; ж) Закон о трибуналах, судах и исполнении судебных решений 2007 г.;

2) Законы о доказательствах (The Evidence Act) 1938, 1968, 1972, 1995, 2008 гг.;

3) Закон о юридической помощи 2007 г. (The Legal Services Act 2007).

В. Подзаконные акты государственных органов (делегированное законодательство): Правила гражданского судопроизводства (The Civil Procedure Rules), вступившие в силу 26 апреля 1999 г., которые большинство юристов называют новым ГПК Англии. В настоящее время Правила действуют в редакции от 3 октября 2016 г. (86-я поправка) <1>.

--------------------------------

<1> Justice on GOV.UK. 86th Update to the Civil Procedure Rules. Режим доступа: https://www.justice.gov.uk/courts/procedure-rules/civil (дата обращения: 08.11.2016).

 

Создание Правил гражданского судопроизводства (ПГС) имело целью следующее:

- унификация правил процедуры гражданских дел;

- введение единой формы иска (claim form);

- усиление активности суда;

- введение различных вариантов судебного производства: а) с малой ценой иска (Small Claims Track) (до 5 тыс. фунтов); б) ускоренного производства (Fast Track) (до 15 тыс. фунтов); в) производства по особо сложным гражданским делам (Multi Track) <1>;

- введение особых форм подготовки дела (pre-action protocol);

- более широкое использование несудебных альтернативных способов разрешения споров (переговоры, примирение, медиация, экспертиза, арбитраж и др.).

--------------------------------

<1> Justice on GOV.UK. Small Claims Track. Режим доступа: https://www.justice.gov.uk/courts/procedure-rules/civil/rules/part27 (дата обращения: 08.11.2016).

 

Следует упомянуть новые подзаконные акты: 1) Правила судопроизводства по семейным делам 2010 г. в ред. от 3 октября 2016 г. (Family Procedure Rules) <1> и 2) Правила альтернативного разрешения потребительских споров 2015 г. (The Alternative Dispute Resolution for Consumer Disputes Regulations 2015) <2>.

--------------------------------

<1> Family Procedure Rules. Режим доступа: http://www.justice.gov.uk/courts/procedure-rules/family/rules_pd_menu (дата обращения 15.11.2016).

<2> The Alternative Dispute Resolution for Consumer Disputes (Competent Authorities and Information) Regulations 2015. Режим доступа: http://www.legislation.gov.uk/uksi/2015/542/contents/made (дата обращения 21.11.2016).

 

Г. Прецеденты.

Прецедент можно рассматривать как норму - новое правило, которое не было в праве, или как толкование статьи закона. "Исходный тезис гласит: сформулированные судом по конкретному делу правовые выводы обязательны для судов того же или низшего уровня при рассмотрении ими в будущем тождественных вопросов" <1>. Решения судов публикуются в официальных сборниках и частным образом. Главными среди них можно назвать Судебные отчеты - Law Reports.

--------------------------------

<1> См.: Пучинский В.К. Понятие и источники гражданского процессуального права Англии, США, Франции. Цит. соч. С. 20.

 

1.2. Судебная система Англии и Уэльса

 

Низшая судебная инстанция в Англии и Уэльсе - магистратские (мировые) суды (magistrates' courts) <1>, которые преимущественно рассматривают уголовные дела и административные правонарушения. Гражданская юрисдикция мировой юстиции ограничена. В соответствии со ст. 65 Закона о магистратских судах (Magistrates Courts Act) 1980 г. гражданская юрисдикция указанных органов связана прежде всего с разрешением споров по взысканию задолженности по местным налогам, долгам за газ, электричество и воду, решением вопросов семейного права, в частности усыновления, исполнения алиментных обязательств, определения места жительства ребенка, установления опеки и попечительства <2>.

--------------------------------

<1> Courts and Tribunals judiciary: the Magistrates' Court. Режим доступа: https://www.judiciary.gov.uk/you-and-the-judiciary/going-to-court/magistrates-court/ (дата обращения: 03.11.2016).

<2> Проверка судебных постановлений в гражданском процессе стран ЕС и СНГ: Монография / Под ред. Е.А. Борисовой. М.: Норма; Инфра-М, 2012 // СПС "КонсультантПлюс".

 

Магистраты - это мировые судьи (Justices of the Peace), которые назначаются из числа местных жителей. Магистраты могут не иметь юридического образования, но обязательно проходят специальную программу обучения (training programme). Сейчас в Англии и Уэльсе насчитывается 23 тыс. магистратов.

Суды графств (County Court) рассматривают более сложные гражданские дела с ценой иска до 15 тыс. фунтов. В компетенцию указанных судов входят рассмотрение споров, возникших из договорных или деликтных правоотношений, земельные споры, споры по делам о банкротстве, а также споры, связанные с завещаниями и трастами, если спорная сумма не превышает 30 тыс. фунтов; споры из Закона о равенстве 2010 г. (the Equality Act 2010) <1>: споры о равной оплате труда, о недискриминации инвалидов, о недискриминации по признаку пола и пр.; споры о случаях клеветы и диффамации <2>.

--------------------------------

<1> The Equality Act 2010. Режим доступа: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/2010/15/contents (дата обращения: 05.11.2016).

<2> Courts and Tribunals judiciary: County Court. Режим доступа: https://www.judiciary.gov.uk/you-and-the-judiciary/going-to-court/county-court/ (дата обращения: 04.11.2016).

 

Ныне в Англии и Уэльсе существует 218 судов графств, где рассматривается около 90% всех гражданских дел. Законодательной основой, закрепляющей статус судов графств, является Закон о судах графств (County Courts Act) 1984 г., а ход судопроизводства в указанных судебных учреждениях урегулирован нормами Правил гражданского судопроизводства 1998 г. (Civil Procedure Rules (CPR)) (далее - ПГС). Правосудие в судах графства осуществляется участковыми (районными) и окружными судьями судов графств единолично <1>.

--------------------------------

<1> Проверка судебных постановлений в гражданском процессе стран ЕС и СНГ: Монография / Под ред. Е.А. Борисовой. М.: Норма; Инфра-М, 2012 // СПС "КонсультантПлюс".

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: