С каким из следующих мнений о законах, правах личности и Конституции РФ вы бы скорее согласились?

Кто, согласно Конституции РФ, является носителем суверенитета и источником власти в России?

 

Президент РФ 55
Парламент РФ 12
Граждане (народ) 19
Высшая сила (Бог) 1
Затрудняюсь ответить 13

 

Большинство респондентов (51%) поддержали бы Конституцию РФ, если бы референдум по ее принятию состоялся в день опроса, при этом число сторонников серьезно увеличилось по сравнению с данными 2003 года (36%).

Если бы референдум по принятию Конституции РФ состоялся сегодня, то как бы вы проголосовали?

 

  2003 2005
За 36 51
Против 19 11
Не принял бы участия в референдуме 23 21
Затрудняюсь ответить 22 17

 

По данным Аналитического Центра Юрия Левады, полученным в рамках опроса, проведенного 18 - 21 ноября 2016 года, по репрезентативной всероссийской выборке <18>, 41% респондентов никогда не читали Конституцию РФ, лишь 11% респондентов довольно хорошо помнят, о чем в ней говорится, 24% респондентов довольно плохо помнят содержание Конституции РФ, читали, но ничего не помнят из нее - 24%.

--------------------------------

<18> См.: Левада-Центр. День Конституции. 08.12.2016. URL: http://www.levada.ru/2016/12/08/den-konstitutsii/ (дата обращения: 17.10.2017).

 

Читали ли вы когда-нибудь Конституцию РФ и помните ли вы, о чем в ней говорится?

 

  2013 2014 2016
Довольно хорошо помните 11 12 11
Довольно плохо помните 26 24 24
Читали, но ничего не помните 25 24 24
Никогда не читали 38 41 41

 

На вопрос о роли Конституции РФ в жизни страны 38% респондентов согласились, что Конституция РФ гарантирует права и свободы граждан, 25% посчитали, что она поддерживает порядок в деятельности государства, 20% полагали, что Конституция не играет значительной роли в жизни страны, поскольку мало кто с ней считается, Конституцию как средство, позволяющее Президенту контролировать Государственную Думу, рассматривали 7%.

За прошедшие 20 лет доля респондентов, оценивающих Конституцию РФ как гарантию прав и свобод, за некоторыми колебаниями стабильно увеличивалась и с 12% в 1997 году возросла до 38% в 2016 году, при этом доля респондентов, полагающих, что Конституция РФ не играет значительной роли в жизни страны, поскольку мало кто с ней считается, стабильно уменьшалась и с 46% в 1997 году снизилась до 20% в 2016 году. Снизилась также доля респондентов, видящих в Конституции РФ средство, позволяющее Президенту контролировать Думу. Доля респондентов, полагающих, что Конституция поддерживает порядок в деятельности государства, остается примерно стабильной.

На вопрос о том, соблюдают ли российские власти Конституцию, 37% респондентов ответили, что власти соблюдают лишь отчасти, 35% согласились, что власти в основном соблюдают, 12% считают, что власти совершенно не соблюдают Конституцию РФ, лишь 9% полагают, что власти в полной мере соблюдают. Эти данные показывают, что 49% респондентов испытывают сомнения относительно соблюдения властью Конституции.

С каким из следующих мнений о роли Конституции РФ в жизни страны вы бы скорее согласились? (Один ответ.)

 


Роль Конституции РФ 1997 2002 2003 2005 2007 2008 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Конституция гарантирует права и свободы граждан 12 21 14 21 31 22 38 44 41 29 38 48 38
Конституция поддерживает порядок в деятельности государства 20 22 25 22 30 30 22 21 22 23 26 28 25
Конституция является для Президента средством, позволяющим контролировать Думу 11 7 11 15 10 11 8 6 8 7 6 5 7
Конституция не играет значительной роли в жизни страны, поскольку мало кто с ней считается 46 41 42 35 21 28 25 20 22 27 16 13 20
Затруднились ответить 12 10 8 7 9 10 6 9 9 15 14 6 9

 



Как вы считаете, соблюдают ли российские власти Конституцию РФ?

 

  2013 2014 2016
В полной мере 6 9 9
В основном 27 39 35
Лишь отчасти 47 36 37
Совершенно не соблюдают 13 7 12
Затруднились ответить 8 9 8

 

В опросе, проведенном 21 - 24 ноября 2014 года по репрезентативной всероссийской выборке <19>, также ставился вопрос о необходимости внесения изменений в Конституцию РФ. Вопрос вызвал затруднения у 39% респондентов. Против изменения Конституции РФ выступили 27% респондентов, считавших, что она полностью отвечает нуждам страны. 15% респондентов полагали необходимым внести в Конституцию изменения в части уменьшения полномочий Президента и столько же респондентов (15%) думали, что его полномочия необходимо увеличить.

--------------------------------

<19> См.: Левада-Центр. Россияне о Конституции. 10.12.2014. URL: http://www.levada.ru/2014/12/10/rossiyane-o-konstitutsii-3/ (дата обращения: 11.03.2017).

 

Есть люди, которые считают, что назрела пора внести изменения в Конституцию РФ. Согласны ли вы с ними?

  2013 2014
Нет, Конституция РФ полностью отвечает нуждам страны 18 27
Да, в нынешнем виде она предоставляет слишком большие полномочия Президенту; необходимо перераспределить их в пользу законодательной и судебной властей 15 15
Да, в нынешнем виде она не позволяет сосредоточить в одних руках контроль над всеми сторонами жизни страны, необходимо наделить Президента дополнительными полномочиями 14 15
Конституцию РФ нужно отменить и ввести чрезвычайное положение. Иным образом с проблемами страны не справиться 6 4
Затруднились ответить 47 39

 

Большинство респондентов (60%) рассматривают Конституцию РФ как обязательный акт, обладающий прямым действием и верховенством над всеми остальными актами, поэтому если законы входят в противоречие с правами личности и Конституцией РФ, нужно бороться за их отмену или исправление, тогда как 24% считают, что законы, которые противоречат Конституции РФ, надо соблюдать.

С каким из следующих мнений о законах, правах личности и Конституции РФ вы бы скорее согласились?

 

  2010 2011 2012 2013 2014
Бывает, что законы входят в противоречие с Конституцией РФ, но их надо соблюдать 21 30 29 18 24
Если законы входят в противоречие с правами личности и Конституцией РФ, нужно бороться за их отмену или исправление 65 57 54 64 60
Затруднились ответить 14 13 17 18 16

 

14. Теория конституционализма за пределами государства

 

В настоящее время возникает все больше теорий, расширяющих область применения понятия "конституция" до международного уровня и общественного (социетального) уровня. Сторонники данного подхода полагают, что понятие "конституция" не стоит связывать исключительно с государством, но им можно обозначать основной правопорядок любого сообщества. Следовательно, учредительным актом обладает не только государство, но и другие образования - международные организации (например, Устав ООН и Международные пакты о правах человека, Устав Совета Европы и Конвенция о защите прав человека и основных свобод, учредительные договоры Европейского союза и т.д.) и общественные образования (например, уставы организаций). Конституция вышла за пределы государства, и доселе нерушимая связь конституции и государства <20> была поколеблена. Данные теории можно объединить под названием теории конституционализма за пределами государства.

--------------------------------

<20> См.: Шустров Д.Г. Государство и конституция // Конституционное и муниципальное право. 2012. N 2. С. 8 - 17; Шустров Д.Г. Вопросы разработки теории многоуровневого конституционализма в современной науке конституционного права // Сравнительное конституционное обозрение. 2013. N 4(95). С. 120 - 131; Шустров Д.Г. Прирученный Левиафан: конституция и государство: Монография. СПб.: Изд. дом "Алеф-Пресс", 2017.

 

14.1. Теория международного конституционализма: "сознавая

себя частью мирового сообщества"

 

Теория международного конституционализма (постнационального, глобального, мирового, европейского и т.п. конституционализма, конституционного плюрализма, конституционализма "за пределами государства") исходит из того, что конституция, конституционализм, конституционализация существуют и на международном уровне <21>. Эта теория связана с возникновением во второй половине XX века многочисленных международных организаций, некоторым из которых государства стали делегировать реализацию своих отдельных полномочий. Устройство этих международных организаций, напоминающее государственное, осуществление ими делегированных государствами властных полномочий, а также существование у них собственных биллей о правах, не могли не вызвать дискуссии о возможности применения к ним конституционно-правовых категорий, в первую очередь конституции.

--------------------------------

<21> См., например: Walker N. The Idea of Constitutional Pluralism // Modern Law Review. Vol. 65. 2002. No. 3. P. 317 - 359; European Constitutionalism beyond the State / Ed. by J.H.H. Weiler, M. Wind. Cambridge: Cambridge University Press, 2003; Peters A. Global Constitutionalism Revisited // International Legal Theory. Vol. 11. 2005. P. 39 - 65; Towards World Constitutionalism: Issues in the Legal Ordering of the World Community / Ed. by R.S.J. Macdonald, D.M. Johnston. Leiden: Martinus Nijhoff, 2005; Transnational Constitutionalism: International and European Perspectives / Ed. by N. Tsagourias. Cambridge: Cambridge University Press, 2007; Von Bogdandy A. Pluralism, Direct Effect, and the Ultimate Say: On the Relationship Between International and Domestic Constitutional Law // International Journal of Constitutional Law. Vol. 6. 2008. No. 3 - 4. P. 397 - 413; Фон Богданди А. Конституционализм в международном праве: комментарии к предложению из Германии // Право и политика. 2008. N 1. С. 50 - 63; Pernice I. The Global Dimension of Multilevel Constitutionalism: A Legal Response to the Challenges of Globalisation: Walter Hallstein Institut - Paper 9/08. Berlin, 2008. P. 1 - 12; Krisch N. Beyond Constitutionalism: The Pluralist Structure of Postnational Law. Oxford: Oxford University Press, 2010. P. 27 - 68; The Twilight of Constitutionalism? / Ed. by P. Dobner, M. Loughlin. Oxford; New York: Oxford University Press, 2010 и др.

 

Задолго до возникновения универсальных и региональных международных организаций И. Кант, считающийся первым международным конституционалистом, попытался обосновать переход от межгосударственного международного права посредством его, как мы говорим ныне, конституционализации к всемирно-гражданскому праву, регулирующему отношения между гражданами всемирной республики - общечеловеческого государства <22>. Его идея о создании "союза народов", который не должен быть суверенной властью, но "товариществом (федерацией), союзом" <23>, в XX веке получила свою реализацию в создании Лиги Наций, а потом и ООН. Недаром преамбула Устава ООН начинается словами: "Мы, народы объединенных наций...".

--------------------------------

<22> См.: Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане [1784] // Кант И. Соч.: В 6 т. Т. 6. М.: Мысль, 1965. С. 7 - 23.

<23> См.: Кант И. К вечному миру [1795] // Кант И. Соч. Т. 6. С. 259 - 309; Кант И. Метафизика нравов: В 2 ч. [1797] // Кант И. Соч. Т. 4. Ч. 2. С. 269 - 283.

 

В XX - XXI веках идеи Канта получили дальнейшее теоретическое развитие. А. Фердросс полагал, что государства мира составляют международно-правовое сообщество, которое имеет свою конституцию. Первоначально такое международно-правовое сообщество было неорганизованным, потом оно получило организационную основу в Лиге Наций, а теперь оно организовано в ООН. Конституционные принципы сообщества государств прошли последовательную эволюцию от конституции неорганизованного сообщества государств, через Международные конституционные принципы Лиги Наций, к Конституции ООН. Первоначально конституция международно-правового сообщества не была формализованной, потом она оформилась в Статут Лиги Наций, а ныне ею является Устав ООН. Конституционное право современного универсального международно-правового сообщества государств имеет свою основу в Уставе ООН. Поскольку ООН включает почти все государства мира, ее Устав имеет статус конституции универсального международно-правового сообщества государств <24>.

--------------------------------

<24> См.: Verdross A. Die Verfassung der Volkerrechtsgemeinschaft. Wien; Berlin: Julius Springer, 1926; Фердросс А. Конституция международно-правового общения. Вена; Берлин, 1926. 228 с. // Советское право. Записки Института советского права. Вып. 3. М.: Госюриздат РСФСР, 1929. С. 122 - 127; Verdross A. Volkerrecht. 2. Aufl. Wien: Springer, 1950. S. 74; Фердросс А. Международное право. М.: Иностр. лит., 1959; Verdross A., Verosta S., Zemanek K. Volkerrecht. 5. Aufl. Wien: Springer, 1964. S. 25, 136; Verdross A. Die Quellen des universellen Volkerrechts: Eine Einfuhrung. Freiburg i. Br.: Rombach & Co. GmbH., 1973. S. 13 - 37; Verdross A., Simma B. Universelles Volkerrecht: Theorie und Praxis. 3. Aufl. Berlin: Duncker & Humblot, 1984. S. VII - VIII, 59 - 60, 62, 72; Simma B. The Contribution of Alfred Verdross to the Theory of International Law // European Journal of International Law. Vol. 6. 1995. No. 1. P. 33 - 54.

 

Конституция РФ исходит из признания теории международного конституционализма. В преамбуле говорится, что многонациональный народ Российской Федерации принял Конституцию РФ, сознавая себя частью мирового сообщества. Тем самым многонациональный народ Российской Федерации признается одним из "народов Объединенных Наций", а Россия - частью международного сообщества государств. В ст. 79 закрепляется возможность участия Российской Федерации в межгосударственных объединениях и передачи им части своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации. Данное полномочие открывает перспективу присоединения России к различного рода межгосударственным и интеграционным объединениям и участия в формировании международного конституционализма.

 

14.2. Теория социетального конституционализма: место

общества в Конституции РФ

 

Идею нарушить государственную конституционную монополию и допустить к конституции общество впервые высказала теория институционализма.

Во-первых, М. Ориу предложил различать два понятия конституции: политическую и социальную конституции. Они образуют две части, на которые подразделяется все конституционное право, которые нельзя отождествлять. Политическая конституция государства охватывает: 1) организацию и деятельность власти, то есть всех политических властей, которые руководят жизнью групп; 2) организацию политической свободы, то есть участие граждан во власти. Социальная конституция представляет собой индивидуалистический порядок, основанный на: 1) индивидуальной свободе, которая является основой структуры гражданского общества (свобода семьи и собственности, свобода договора, свобода труда и др.); 2) социальных институтах, которые предназначены для обслуживания и защиты гражданских свобод и активности (организации, торговые и кредитные компании, ассоциации, тред-юнионы и т.д.). Эти институты сами являются частью индивидуалистического порядка; 3) судебных гарантиях; суд является главной гарантией гражданских свобод, поскольку обеспечивает их защиту в случае конфликтов, а также поскольку вокруг судебной группируются все остальные гарантии <25>.

--------------------------------

<25> См.: Hauriou M. Precis elementaire de droit constitutionnel. 2e ed. Paris: Libraire du Recueil Sirey, 1930. P. VI, 1 - 2, 238; Hauriou M. Precis de droit constitutionnel. 2e ed. Paris: Libraire du Recueil Sirey, 1929. P. 611 - 612.

 

Предложив различать политическую и социальную конституции, М. Ориу впервые разделил государство и общество в предмете конституции, "расщепив" единую конституцию. Ныне такой подход стал распространенным и авторы все чаще говорят о конституции как "основном правопорядке жизни общества" <26> или "Основном Законе государства и общества" <27>. Конституция РФ включает общество и его институты в предмет своего регулирования. Она признает политическое многообразие и многопартийность, равенство общественных объединений перед законом, устанавливает запрет на создание неконституционных общественных объединений (ст. 13), провозглашает право на объединение и свободу деятельности общественных объединений и их добровольный характер (ст. 30).

--------------------------------

<26> См., например: Хессе К. Основы конституционного права ФРГ / Пер. с нем. Е.А. Сидоровой; Под ред., со вступ. ст. Н.А. Сидорова. М.: Юрид. лит., 1981. С. 28.

<27> См., например: Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. 2-е изд. М.: РЮИД "Сашко", 2000. С. 9; Авакьян С.А. Конституция как символ эпохи // Конституция как символ эпохи: В 2 т. Т. 1 / Под ред. С.А. Авакьяна. М.: Изд-во МГУ, 2004. С. 8 - 11; Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. М.: Юрид. лит., 2005. С. 96, 354.

 

Во-вторых, М. Ориу считал государство лишь одним из институтов. Под институтами он понимал совокупность организационных и нормативных форм существования и деятельности общества. Корпоративные институты - объединения, представляющие собой общности людей на основе общих интересов и целей. К их числу относятся семья, различного рода объединения, в том числе юридические лица, союзы и ассоциации, средства массовой информации, местное самоуправление. Институты возникают в результате процесса институционализации отношений людей, который заключается в том, что эти отношения получают определенное организационное и нормативное оформление как со стороны самих людей, так и со стороны государства. Институт - организация, осуществившая в самой себе высшую степень правового порядка, обладающая одновременно властью, организационным устройством, статутом и юридической автономией.

Институт должен обладать своей собственной конституцией - уставом, в котором были бы определены форма власти и ее осуществление. Учредительным актом обладает не только государство, но и другие институты. Тем самым нарушается монополия государства на конституцию. Все общества, ассоциации и учреждения должны иметь свои уставы. "Корпоративные конституции" отражают организацию и деятельность института. Являющийся правовой нормой, устав в то же самое время должен рассматриваться как некая процедура, в соответствии с которой протекает вся жизнь корпоративной группировки. Корпоративный институт основывается самостоятельно, сам устанавливает свои статуты и сам приступает к их пересмотру <28>.

--------------------------------

<28> См.: Ориу М. Основы публичного права [1916] // Хрестоматия по конституционному праву: В 3 т. Т. II: Конституционные основы устройства государства и общества. Конституционные основы правового положения личности / Сост.: Н.А. Богданова, Д.Г. Шустров. СПб.: Изд. дом "Алеф-Пресс", 2014. С. 458 - 468.

 

Идея социетации конституции получила существенное развитие в конце XX века - начале XXI века. Г. Тойбнер полагает, что характеристика конституционализма как социетального означает, что он охватывает все общество во всей его целостности и совокупности. Регулирование сдвигается вертикально от национальных государств к международным режимам и горизонтально от государств к непубличным субъектам - транснациональным компаниям и коллективным субъектам в гражданском обществе. Конституции ныне действуют в глобальном масштабе, в различных секторах и в различных сферах общества - экономике, культуре, науке, СМИ и т.д. В деятельности организаций можно видеть схожие с политическими процессы реализации власти. Поэтому феномен конституционализации должен быть распространен на широкий перечень сфер. Из-за государствоцентричности традиционного конституционализма, его сфокусированности на государстве, невозможно рассматривать постэтатистские, транс- и наднациональные тенденции нашего времени, что препятствует социетальному конституционализму. Демократическое участие и гарантии конституционных прав должны быть распространены с политического процесса на все организации, играющие роль в обществе <29>.

--------------------------------

<29> См.: Teubner G. Constitutional Fragments: Societal Constitutionalism in the Globalization. Oxford: Oxford University Press, 2012; Тойбнер Г. Контуры конституционной социологии: преодоление исключительности государственного конституционализма // Сравнительное конституционное обозрение. 2016. N 1(110). С. 41 - 55 и др.

 

Конституционные гарантии свободы объединения (ст. 13, 30) являются основой для социетального конституционализма и позволяют общественным объединениям в России обладать определенной "властью" над своими участниками и членами, собственным организационным устройством, уставом - своего рода конституцией - и юридической автономией, не противоречащими Конституции РФ <30>. Устав общественного объединения, будучи учредительным актом, подобен по своему содержанию конституции и, согласно ст. 20 Федерального закона "Об общественных объединениях" <31>, должен предусматривать: 1) наименование, цели общественного объединения, его организационно-правовую форму; 2) структуру общественного объединения, его руководящие и контрольно-ревизионные органы, территорию, в пределах которой оно осуществляет свою деятельность; 3) условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, права и обязанности его членов; 4) компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа; 5) порядок внесения изменений и дополнений в устав общественного объединения; 6) источники формирования денежных средств и иного имущества общественного объединения, права общественного объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом; 7) порядок реорганизации и (или) ликвидации общественного объединения. В уставе могут предусматриваться и иные положения, относящиеся к деятельности общественного объединения, не противоречащие законам.

--------------------------------

<30> Подробнее см. законодательство об общественных объединениях: гл. 4 ГК РФ от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ; Федеральный закон от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях"; Федеральный закон от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"; Федеральный закон от 12 января 1996 года N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"; Федеральный закон от 17 июня 1996 года N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии"; Федеральный закон от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" и др.

<31> Федеральный закон от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 21. Ст. 1930 (с посл. изм. и доп.).

 

15. Заключение

 

В данной статье были рассмотрены "новые" теории сущности конституции и их проявление в тексте, смысле и практике Конституции Российской Федерации. Можно с уверенностью констатировать, что указанные теории, появившиеся в XX и XXI столетиях, существенно расширили понимание конституции, стали интеллектуальной основой ее интерпретации и заняли достойное место в арсенале практических аргументов при разрешении конституционных споров. Однако на "новых" теориях сущности конституции не наступит "конец истории" и рост знания о сущности конституции продолжится, что позволит увидеть в ставшем привычным явлении конституции новые грани.

 

References

 

Aranovskiy K.V. (2003) Konstitutsionnaya traditsiya v rossiyskoy srede [Constitutional tradition in the Russian environment], Saint Petersburg: Yuridicheskiy tsentr "Press" (In Russian).

Avak'yan S.A. (2000) Konstitutsiya Rossii: priroda, evolyutsiya, sovremennost' [The Constitution of Russia: nature, evolution, modernity], 2nd ed., Moscow: RYUID, "Sashko" (In Russian).

Von Bogdandi A. (2008) Konstitutsionalizm v mezhdunarodnom prave: kommentarii k predlozheniyu iz Germanii [Constitutionalism in international law: comments on the proposal from Germany]. Pravo i politika. No. 1. Pp. 50 - 63 (In Russian).

Von Bogdandy A. (2008) Pluralism, direct effect, and the ultimate say: On the relationship between international and domestic constitutional law. International Journal of Constitutional Law. Vol. 6. No. 3 - 4. Pp. 397 - 413.

Dobner P., Loughlin M. (ed.) (2010) The Twilight of Constitutionalism? Oxford; New York: Oxford University Press.

Ebzeev B.S. (2005) Chelovek, narod, gosudarstvo v konstitutsionnom stroe Rossiyskoy Federatsii [Man, people, state in the constitutional system of the Russian Federation]. Moscow: Yuridicheskaya literatura (In Russian).

Gadzhiev G.A. (ed.) (2010) Konstitutsionnaya ekonomika [Constitutional economics]. Moscow: Yustitsinform (In Russian).

Gadzhiev G.A. (2016) Pravo i ekonomika (metodologiya) [Law and Economics (methodology)]. Moscow: Norma; INFRA-M (In Russian).

Giryaeva V.N. (2011) Teoriya konstitutsionnoy kul'tury P. Kheberle [P. Heberle theory of constitutional culture]. In: Alferova E.V., Andreeva G.N. (ed.) Konstitutsionnaya kul'tura: universal'nye tsennosti i natsional'nye osobennosti [Constitutional culture: universal values and national features]. Moscow: INION RAN. Pp. 44 - 56 (In Russian).

Hauriou M. (1930) Precis elementaire de droit constitutionnel, 2nd ed., Paris: Libraire du Recueil Sirey.

Haberle P. (1982) Verfassungslehre als Kulturwissenschaft, 1st ed., Berlin: Duncker & Humblot.

Haberle P. (1998) Verfassungslehre als Kulturwissenschaft, 2nd ed., Berlin: Duncker & Humblot.

Haberle P. (2002) La Constitucion como cultura. Anuario iberoamericano de justicia constitucional. No. 6. Pp. 177 - 198.

Haberle P. (2006) Der Sinn von Verfassungen in kulturwissenschaftlicher Sicht. Archiv des offentlichen Rechts. Vol. 131. No. 4. Pp. 621 - 642.

Fridmen D. Pravo i ekonomicheskaya teoriya [Friedman D. Law and economic theory]. In: Ituell Dzh., Milgeyt M., N'yumen P. (ed.) (2004) Ekonomicheskaya teoriya [Eatwell J., Milgate M., Newman P. Economic theory]. Moscow: INFRA-M (In Russian).

Izenzee Y., Kirkhkhof P. (ed.) (1994) Gosudarstvennoe pravo Germanii [Isensee J., Kirchhof P. The state law of Germany], in 2 vols. Moscow: Institut gosudarstva i prava RAN (In Russian).

Kant I. (1965) Sochineniya [Works], in 6 vols. Moscow: Mysl' (In Russian).

Karapetov A.G. (2010) Politika i dogmatika grazhdanskogo prava: istoricheskiy ocherk [Politics and dogmatics of civil law: a historical essay]. Vestnik Vysshego Arbitrazhnogo Suda Rossiyskoy Federatsii. No. 4 (In Russian).

Kenenova I.P., Troitskaya A.A., Shustrov D.G. (2015) Sravnitel'noe konstitutsionnoe pravo v doktrine i sudebnykh resheniyakh [Comparative constitutional law in the doctrine and judgments]. Moscow: URSS, KRASAND (In Russian).

Khesse K. (1981) Osnovy konstitutsionnogo prava FRG [Hesse K. Fundamentals of the constitutional law of Federal Republic of Germany]. Moscow: Yuridicheskaya literatura (In Russian).

Krisch N. (2010) Beyond Constitutionalism: The Pluralist Structure of Postnational Law. Oxford: Oxford University Press.

Loewenstein K. (1965) Political Power and the Governmental Process, 2n ed., Chicago. IL: The University of Chicago Press.

Macdonald R.S.J., Johnston D.M. (eds.) (2005) Towards world constitutionalism: Issues in the legal ordering of the world community, Leiden: Martinus Nijhoff.

Muller J.-W. (2007) Constitutional patriotism, Princeton. NJ: Princeton University Press.

Muller J.-W., Scheppele K.L. (2008) Constitutional patriotism: An introduction. International Journal of Constitutional Law. Vol. 6. No. 1. Pp. 67 - 71.

Odintsova M.I. (2007) Ekonomika prava [Economics of law]. Moscow: Izdatel'skiy dom GU-VShE (In Russian).

Oriu M. (2012) Osnovy publichnogo prava [Public law basics]. In: Bogdanova N.A., Shustrov D.G. (sost.) Khrestomatiya po konstitutsionnomu pravu. T. II: Konstitutsionnye osnovy ustroystva gosudarstva i obshchestva. Konstitutsionnye osnovy pravovogo polozheniya lichnosti [The reader in constitutional law. Vol. II: Constitutional foundations of the state and society. Constitutional bases of a legal position of the person], in 3 vols. Saint Petersburg: Alef-Press (In Russian).

Pernice I. (2008) The Global Dimension of Multilevel Constitutionalism. A Legal Response to the Challenges of Globalisation: Walter Hallstein Institut - Paper 9/08, Berlin.

Peters A. (2005) Global Constitutionalism Revisited. International Legal Theory. Vol. 11. Pp. 39 - 65.

Posner R.A. (1987) The Constitution as an Economic Document. George Washington Law Review. Vol. 56. No. 4. Pp. 27 - 38.

Pozner R.A. (2004) Ekonomicheskiy analiz prava [Economic analysis of law], in 2 vols. Saint Petersburg: Ekonomicheskaya shkola (In Russian).

Shternberger D. (2005) Konstitutsionnyy patriotizm [Constitutional patriotism]. In: Khoffe O., Izenzee Y. Politicheskaya filosofiya v Germanii [Hoffe O., Isensee J. Political Philosophy in Germany]. Moscow: Sovremennye tetradi. Pp. 302 - 311 (In Russian).

Shustrov D.G. (2012) Gosudarstvo i konstitutsiya [State and constitution]. Konstitutsionnoe i munitsipal'noe pravo. No. 2. Pp. 8 - 17 (In Russian).

Shustrov D. (2013) Voprosy razrabotki teorii mnogourovnevogo konstitutsionalizma v sovremennoy nauke konstitutsionnogo prava [Issues of the development of the theory of multilevel constitutionalism in the modern science of constitutional law]. Sravnitel'noe konstitutsionnoe obozrenie. No. 4. Pp. 120 - 131 (In Russian).

Shustrov D. (2017) Essentia constitutionis: Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii v fokuse teoriy konstitutsii XX - XXI vekov. Chast' 1 [Essentia constitutionis: The Constitution of the Russian Federation in the focus of constitutional theories of the 20th and 21st centuries. Part 1]. Sravnitel'noe konstitutsionnoe obozrenie. No. 4. Pp. 124 - 141 (In Russian).

Shustrov D.G. (2017) Priruchyonnyy Leviafan: konstitutsiya i gosudarstvo: Monografiya [Tamed Leviathan: Constitution and State: Monograph]. Saint Petersburg: Alef-Press (In Russian).

Shustrov D.G. (2017) Sushchnost' konstitutsii: osnovnye teorii [The essence of the constitution: the basic theory]. Moscow: Yurlitinform (In Russian).

Simma B. (1995) The Contribution of Alfred Verdross to the Theory of International Law. European Journal of International Law. Vol. 6. No. 1. Pp. 33 - 54.

Tambovtsev V.L. (2005) Pravo i ekonomicheskaya teoriya [Law and economic theory]. Moscow: INFRA-M (In Russian).

Teubner G. (2012) Constitutional Fragments: Societal Constitutionalism in the Globalization. Oxford: Oxford University Press.

Toybner G. (2016) Kontury konstitutsionnoy sotsiologii: preodolenie isklyuchitel'nosti gosudarstvennogo konstitutsionalizma [Teubner G. The Project of Constitutional Sociology: Irritating Nation State Constitutionalism]. Sravnitel'noe konstitutsionnoe obozrenie. No. 1. Pp. 41 - 55 (In Russian).

Tsagourias N. (ed.) (2007) Transnational Constitutionalism: International and European Perspectives, Cambridge: Cambridge University Press.

Verdross A. (1926) Die Verfassung der Volkerrechtsgemeinschaft. Wien: Julius Springer.

Verdross A. (1950) Volkerrecht, 2nd ed. Wien: Springer.

Verdross A. (1973) Die Quellen des universellen Volkerrechts: Eine Einfuhrung, Freiburg i. Br.: Rombach & Co. GmbH.

Verdross A., Simma B. (1984) Universelles Volkerrecht: Theorie und Praxis, 3rd ed., Berlin: Duncker & Humblot.

Verdross A., Verosta S., Zemanek K. (1964) Volkerrecht. 5th ed. Wien: Springer.

Walker N. (2002) The Idea of Constitutional Pluralism. Modern Law Review. Vol. 65. No. 3. Pp. 317 - 359.

Weiler J.H.H., Wind M. (eds.) (2003) European Constitutionalism beyond the State, Cambridge: Cambridge University Press.

Zor'kin V.D., Lazarev L.V. (ed.) Kommentariy k Konstitutsii Rossiyskoy Federatsii [Commentary on the Constitution of the Russian Federation]. Moscow: Eksmo (In Russian).

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: