Фаультативные знаки препинания

В современной русской пунктуации, наряду со строгой регламентированностью употребления знаков препинания, допускается их факультативное употребление. Это объясняется тем, что разные знаки могут использоваться для одной и той же цели, быть взаимозаменяемыми, т. е. синонимичными. Выбор варианта определяется смысловым, стилистическим, интонационным характером текста.

Выделяются следующие случаи факультативности использования знаков препинания*:

1) собственно факультативный знак (знак — нуль знака), например: факультативность обособлений, уточняющих членов предложения;

2) альтернативный знак (выборочный знак — или... или), например: постановка запятой перед или внутри составного союза типа потому что — потому, что; оттого что — оттого, что и т. п.;

3) вариативный знак (параллельное употребление знака или синонимы знаков препинания). В качестве синонимичных наиболее часто встречаются знаки: точка — запятая; запятая — точка с запятой; точка — точка с запятой; двоеточие — тире; запятая — тире; скобки — тире; кавычки — тире; вопросительный знак — тире; вопросительный знак — восклицательный знак; многоточие — тире; многоточие — запятая и тире.

Например:

Вокруг стоял мучительный туман, — В окно неслось благоуханье степи. Я встать хотел, — мешала боль от ран, И на ногах задребезжали цепи. (В. Брюсов)

* См.: Розенталь Д.Э. Пунктуация и управление в русском языке. М., 1998. С. 213-222.

 

Авторская пунктуация.

Авторская пунктуация — это особенности пунктуационного оформления художественного текста, характерные для того или иного автора или использованные им в каком-либо произведении с целью создания экспрессивности текста, выражения эмоционально-экспрессивного настроя самого автора, создание особой ритмики произведения и т. д.

Иногда под термином «авторская пунктуация» понимают только нерегламентированное использование знаков препинания, т. е. такое их употребление, которое не подчиняется существующим правилам. Однако при лингвистическом анализе текста, составной частью которого обязательно должен быть анализ пунктуационный, необходимо учитывать все особенности употребления знаков препинания, регламентированные и нерегламентированные, так как только в этом случае возможно проникновение в семантическую структуру текста.

Среди знаков препинания, которые наиболее часто используются в экспрессивно-стилистической функции, — многоточие и тире (ср. в пьесе М. Горького «На дне»:

Анна. Побои... обиды... ничего кроме — не видела я... ничего не видела! <... > Не помню — когда я сыта была... Над каждым куском хлеба тряслась... Всю жизнь мою дрожала... Мучилась... как бы больше другого не съесть... Всю жизнь в отрепьях ходила... всю мою несчастную жизнь... За что?), но в этой функции могут использоваться и другие знаки препинания (например, скобки для введения авторских ремарок в рассказе М. Булгакова «Псалом»). При всей многофункциональности знаков препинания в художественном тексте их постановка, как правило, имеет интонационную основу.

 

Домашнее задание.

1.Параграф 105-107, составить  конспект по теме урока.  https://newgdz.com/fullpage/?uyJw9N7jZIHgB/110/russkij-yazyk-s-1-po-11-klassy/russkij-yazyk-10-11-klass-uchebniki-gdz-onlajn/11677-chitat-rysskii-iaz - Русский язык 10- 11 класс Гольцова онлайн. Часть 2.

Выполнить контрольное задание.

 

Контрольное задание

Выделите верную характеристику данного предложения.

Стоило учителю зайти в класс (?) все замолчали.

А. Простое предложение, перед присоединительной конструкцией можно поставить запятую или тире.

Б. Сложное предложение, между первой и второй частью причинно-следственные отношения. Можно поставить двоеточие или тире.

В. Сложное предложение, в первой части глагол «сто́ило» в сочетании с инфинитивом «зайти» выражает условие, во второй части выражается следствие. Можно поставить запятую или тире.

Г. Сложное предложение, между первой и второй частью пояснительные отношения. Можно поставить двоеточие или тире.

 

Прочитайте предложение из «Капитанской дочки» А. С. Пушкина и заполните пропуски в комментарии к нему.

Я отвечал, что приехал на службу и явился по долгу своему к господину капитану, и с этим словом обратился было к кривому старичку, принимая его за коменданта; но хозяйка перебила затверженную мною речь. (А. С. Пушкин)

В данном предложении А. С. Пушкин отдаёт предпочтение точке с запятой, хотя на месте этого знака могла оказаться_____________или __________________.

 

Подчеркните те знаки препинания, на месте которых могли бы быть варианты.

В углу стоял шкаф с посудой; на стене висел диплом офицерский за стеклом и в рамке; около него красовались лубочные картинки, представляющие взятие Кистрина и Очакова, также выбор невесты и погребение кота. (А. С. Пушкин)

Какие знаки вместо выделенных могли бы равноценно использоваться в данных предложениях?

 

  1. Меня ничто не радует: ни телевизор, ни книги, ни вкусная еда.
  2. В комнату вошел молодой человек в гавайской рубашке с узким галстуком и моднейших как ему казалось ядовито-зеленых ботинках.
  3. Прочитав вопрос, Марина с облегчением поняла и преподаватель это заметил, что знает попавшийся билет на пятёрку.
  4. Марина вздохнула с облегчением вытянутый билет она знала на пятёрку.

 

а) скобки

б) запятые

в) тире

г) двоеточие

 

 

!!!  Ребята, конспект и контрольное задание   отправляете мне на электронную почту  polovinkina.irinapolovinkina@yandex.ruили в ВК

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: