Содержание земляного полотна

Тема 2.3.

Содержание автомобильных дорог, аэродромов и городских улиц в весенне-летнее- осенний периоды.

Технология содержания дорог:

1.земляного полотна;

2.проезжей части с различными типами покрытий.

3.обстановки дороги.

4. искусственных сооружений (в том числе пропуск ледохода и паводковых вод).

Содержание земляного полотна.

  Основная задача содержания - обеспечение его проектной геометрической формы, прочности рабочей зоны, долговечности и поддержание в исправном состоянии водоотводных устройств и полосы отвода. Весной: внимание уделяется регулированию, улучшению водно-теплового режима(ВТР)дорожных конструкций и прежде всего обеспечить поверхностный сток воды с обочин и откосов при таянии снега. В конце весеннего периода - планировка неукрепленных обочин, откосов, ремонтируют колеи на обочинах глубже 10 см с добавкой грунта. Весной надо быстро подготовить систему водоотвода к пропуску талых вод. Боковые канавы автогрейдерами с канавовосстановителями полностью очищают от снега по всему сечению, или расчищают вручную, устраивая в снегу прорези шириной 0,7 м и глубиной до уровня грунта. На обочинах при значительных отложениях снега через каждые 30-50 м по длине дороги устраивают поперечные прорези шириной 0,5-0,7 м на всю ширину обочины глубиной до ее поверхности.

 

Рис.1. Схема обеспечения отвода воды а)земляное полотно и кюветы очищают от снега.(1 - отложение снега) б)устраивают продольные прорези(2). е) устраивают поперечные прорези (3) д) устройство продольных (2)  и поперечных (3) прорезей

              

 

В конце весны устраняют повреждения земляного полотна:

 1. засыпают промоины, исправляют бровки земляного полотна.

Характерные дефекты неукрепленных обочин: см. рис 2 (а, б, в, г, д, е)

а) зарастание сорной травой, б)образование желоба у кромки проезжей части, в) нарастание обочин, г) занижение обочин, д) колеи на обочинах, е) общая деформация на обочинах.  

:                                                                

 

 

2. убирают оплывший грунт с откосов насыпей и выемок.

3. подсыпают и укрепляют обрушившиеся откосы.

У малых мостов и труб убирают щиты, закрывавшие с осени их отверстия, удаляют лед и снег, а перед отверстиями - на всю ширину и на длину не менее 30 м от каждого оголовка. Летом и осенью содержание сводится к наблюдениям за откосами и неукрепленными обочинами (предотвращение от размыва, скашивать траву, ликвидация колей, профилировка и уплотнение обочин, восстановление травяного покрова). Летнее содержание водоотвода состоит в прочистке отдельных участков водоотводных канав с обеспечением продольного уклона дна не менее 10%0, восстановлении укрепления на разрушенных участках. В конце осени еще раз планируют неукрепленные обочины, устраняя колеи. Поперечный уклон обочин должен быть не менее 30-60%0.

Особое внимание уделяется пучинистым участкам: начинается в начальный момент таяния снега- удаляется снег с земляного полотна и с наступлением потепления полностью удаляют снег с обочин, откосов, кюветов, чтобы ускорить просыхание боковых частей земляного полотна. Если признаки пучинообразования все же появились, то устраивают «подушку» из котельного шлака, из сухого песка, гравийно- песчаной смеси слоем 10-15 см, на «подушку» укладывают деревянные плиты или колейное покрытие. Важная мера по предотвращению пучин - прокопка осушительных воронок на неукрепленных обочинах (трактором «Беларусь ЭД-201 с рабочим органом роторного типа). Воронки роют с обеих сторон пучинистого участка в шахматном порядке, через 3-4 м(или 4-8 м),с уклоном дна в сторону откоса 40-50 %0 на глубину h дор.од. и шириной 0,2-0,3 м. После просыхания грунта-засыпка дренирующим грунтом с уплотнением. При этом устраивают объезды участков или ограничивают скорость грузовых автомобилей.

Целесообразно для отвода воды из переувлажненного грунта при весеннем оттаивании устраивать фильтры из геотекстиля, к которым подтягивается вода из земляного полотна и песчаного основания и выпускается на откос или высыхает. Фильтры-оболочки из геотекстиля диаметром 15-20 см длиной от 1 до 3 м,с расстоянием между ними 5-10 м. Укладывают в траншеи, отрытые на всю глубину дорожной одежды так, чтобы один конец фильтра выходил на откос и засыпаются грунтом.

Дренирующие фильтры из геотекстиля: рис.3

Лето:

 Работы по уходу за обочинами, откосами, водоотводными канавами и полосой отвода путем устранения мелких деформаций и разрушений-освобождают от мусора, посторонних предметов, скашивают сорную траву(косилками не более 15см, применяют гербициды), вырубают кустарник.

Осень: ведутся работы по предупреждению переувлажнения грунтов земляного полотна (работы - аналогичны весенним)

Полоса отвода - ведется систематический уход: уничтожают или скашивают сорные травы, вырубают кустарник (что близко к дороге), убирают мусор и посторонние предметы. Сорные травы необходимо скашивать до цветения.

 

 2. Содержание проезжей части с различными типами покрытий:

Весной с наступлением теплой и устойчивой погоды устраняют мелкие повреждения в виде шелушения, выкрашивания, выбоин, трещин, отдельных волн, бугров, наплывов, обломов и неровностей кромок.

- очистка покрытия от пыли и грязи; выполняется систематически весной, летом и осенью(т.к. снижаются сцепные качества покрытия, ухудшается видимость и загрязняются проходящие машины). Удаляют подметанием механическими щетками или поливомоечными машинами. Значительные отложения грязи на отдельных участках удаляют автогрейдерами.

- подметание покрытий начинают машинами с механическими щетками от оси дороги с перемещением к кромке проезжей части. Последующие проходы должны перекрывать предыдущие на 0,25-0,50м. Уборка производится сухим(подметально-уборочные машины с вакуумно-пневматической системой) или мокрым способом. Ширина подметания 1,5-3.0м и более и рабочей скоростью 3,5-25 км/час.

- мойка покрытий- как правило работы ведутся в ночное время, когда снижается интенсивность движения. Производят поливомоечными машинами веерообразными струями воды, выброс под давлением до 0,4 МПа из сопел с насадками, установленными под углом 75-800 к направлению движения (расход воды 0,9-1,2 л/м2,шириной при мойке у разных машин от 2,2м до 8,5м, скорость от 3,5 до 16,5 км/ч,на дорог высоких категорий скорость достигает 60 км/ч, емкость цистерн от 6 до 11 м3). Поливка дорожных покрытий- в жаркие летние дни на участках, проходящих в пределах населенных пунктов. Отличие поливки от мойки-струи воды направлены вверх по ходу движения машины(улучшается микроклимат и создается прохлада).

- ликвидация скользкости от избытка битума.

В жаркие летние дни на отдельных участках под действием движения и солнечных лучей на поверхность покрытия может выступить избыток вяжущего, что вызывает скользкость (повышенная пластичность способствует образованию волн, колей и наплывов) различают несколько способов устранения: -на поверхность рассыпают крупнозернистый песок, необработанные или обработанные битумом высевки 2-3 мм, которые вдавливают катками в размягченный слой покрытия, - или -обрабатывают такие участки малыми дозами(0,1-0,2 л/м2 )органическими растворителями(керосином, соляровым маслом) с последующей присыпкой песком и после некоторой выдержки (до 0,5 часа) очисткой поверхности подметальными машинами(растворимый битум легко впитывается песком и затем удаляется вместе с ним).

- устранение волн и наплывов.

 Такие участки предварительно разогревают горелками инфракрасного излучения, а затем укатывают катками массой 18-25 т поперек волн или срезают волны и наплывы автогрейдером, а затем закрывают эти места поверхностной обработкой. Или применяют способ холодного фрезерования без разогрева покрытия.

- сдвиги (на отдельных участках) на асфальтобетонных покрытиях -ликвидация сдвигов: смесь со всего поврежденного места удаляют фрезерованием или вручную при помощи перфоратором и отбойных молотков, исправить основание и уложить новую смесь.

- шелушение и выкрашивание покрытия  устраняют путем устройства защитного слоя (толщиной от 0,5-1,0мм до 10-15мм, когда при высокой прочности и ровности покрытия, но обладает пористостью и водопроницаемостью т. е. гидроизоляция покрытия), слоя износа (толщиной от 10 до 35 мм, когда верхний слой покрытия износился и процесс износа нарастает -мелкие трещины, выкрашивание и мелкие колеи по полосам наката) или поверхностной обработки (различной толщины для создания шероховатой поверхности, где не обеспечиваются сцепные качества покрытий).

- остановка развития одиночных трещин -для одиночных трещин устраивают «ловушки» - это перед вершиной трещины прорезают канавку на глубину 2/3 покрытия за 10-20 см для снижения концентрации напряжения. Прорезь выполняют дисковой пилой, отбойным молотком, затем трещину и прорезь заполняют органическим вяжущим или битумной мастикой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: