Требования к педагогической деятельности современного тренера

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт                                                                  Кафедра

Физической культуры                            «Гимнастика и спортивные игры

      и спорта

Направление подготовки 49.03.01 Физическая культура

Профиль подготовки Спортивная тренировка.

 

Доклад

по дисциплине:

«Требования к педагогической деятельности современного тренера, психологическая подготовка хоккеистов»

Студент гр. 18ЗСФ51                                                Кокшин К.С.

 

Получено:

_______________

Профессор кафедры ГиСИ

Волков В.Г

Проверил:

_______________

2020 год

Требования к педагогической деятельности современного тренера

    Выпускники академии или института физической культуры по специализации на разных ступенях высшего образования подготавливаются для работы в качестве тренера-преподавателя детско-юношеских спортивных школ, коллективов физической культуры, добровольных спортивных обществ, хоккейных клубов и вузов.

    Деятельность тренера-преподавателя по хоккею многогранна. Она включает выполнение ряда функциональных обязанностей, среди которых необходимо выделить:

- учебно-воспитательную работу;

- управление тренировочной деятельностью хоккеистов;

- управление соревновательной деятельностью хоккеистов;

- спортивный отбор, участие в научно-методической работе;

- материально-техническое обеспечение;

- самосовершенствование.

    Учебно-воспитательная деятельность тренера — одна из наиболее важных. Она заключается в умении обучать занимающихся приемам техники и тактики хоккея, развивать физические и морально-волевые качества, воспитывать гармонически развитого человека.

Функция обучения состоит в умении тренера-преподавателя:

- образцово показать технический прием;

- четко, лаконично и доходчиво объяснить, как надо его выполнять;

- правильно подобрать подготовительные и подводящие упражнения;

- выявить основные ошибки при выполнении занимающимися технического приема и принять соответствующие меры к их исправлению.

    При воспитании физических и морально-волевых качеств тренер должен уметь дифференцировать методические подходы, нормировать тренировочные нагрузки, подбирать соответствующие средства и методы, исходя из индивидуальных особенностей занимающихся, уровня их функциональной подготовленности и развития физических и психических качеств. Проводя воспитательные мероприятия (беседы, лекции, культпоходы, меры поощрения и наказания и др.), тренер должен уметь дифференцированно воздействовать на личностные качества занимающихся с учетом их способностей, черт характера, интеллектуального уровня, творческого мышления, отношения к тренировочной деятельности.

    Управление тренировочной деятельностью хоккеистов слагается из умения тренера программировать (планировать) тренировочный процесс, реализовывать разработанные программы и планы в тренировочном процессе, осуществлять контроль за ходом тренировочного процесса и состоянием хоккеистов, проводить различные восстановительные мероприятия. Программируя тренировочный процесс, тренер исходит из главной цели, стоящей перед командой, состояния и возможностей игроков, условий подготовки, возможностей основных противоборствующих команд-соперниц, анализа подготовки команды в прошлом году и ставит конкретные задачи на каждый этап подготовки, разрабатывает конкретную модель тренировочного процесса. В ней предусматриваются определенное соотношение отдельных видов подготовки, объем и динамика тренировочных нагрузок различного характера и направленности, использование различных средств и методов в тренировочном и восстановительном процессах.

    Успешная реализация программы и планов подготовки команды возможна лишь при умении тренера рационально строить тренировочный процесс в одном тренировочном занятии, рабочем дне, в микро- и мезо-циклах. Для этого необходимо осуществлять контроль за выполнением тренировочных нагрузок, динамикой состояния спортсменов и уровнем их подготовленности. Сопоставляя результаты педагогических наблюдений в тренировочном процессе с результатами тестирований и программой подготовки хоккеистов, тренер выявляет степень отклонения и рассогласования между планом и фактическим выполнением, дает оценку проведенному тренировочному процессу и вносит соответствующие коррективы.

    Эффективность тренировочного процесса во многом зависит от того, как используются различные средства и методы восстановления (педагогические, медико-биологические и психологические). Тренер совместно с врачом, исходя из состояния хоккеистов, проводит восстанавливающие мероприятия, включая в них различные комплексы восстанавливающих средств.

    Управление соревновательной деятельностью хоккеистов включает: разработку плана предстоящего матча, проведение установки на матч, разминки перед матчем, непосредственное руководство соревновательной деятельностью хоккеистов в ходе матча, разбор и анализ прошедшего матча. При разработке плана на предстоящий матч тренер изучает информацию о противнике, на основе сопоставления возможностей и игровых концепций СВОЄІІ команды и команды противника определяет основные тактические построения в атаке и обороне. Эти построения он уточняет на тренировочном занятии, в беседах с членами тренерского совета, капитаном команды и отдельными игроками. За 2 — 3 ч до игры тренер проводит установку, в которой кратко и четко формулирует основы игры, дает конкретные задания звеньям и отдельным игрокам. Непосредственно перед игрой проводится разминка. Ее содержание, интенсивность и продолжительность определяются тренером в зависимости от состояния игроков и соперников, условий. Обычно она состоит из двух частей — общей и специальной. Общая проводится в раздевалке или в зоне с использованием общеразвивающих упражнений на основные мышечные группы. Специальная — на льду хоккейного поля с применением основных соревновательных упражнений.

    Умение тренера руководить соревновательной деятельностью хоккеистов в ходе матча слагается из умения наблюдать, делать экспресс-анализ различных игровых ситуаций и принимать адекватные решения в виде конкретных указаний отдельным игрокам и своевременной смены игроков. При этом, несмотря на большое психическое напряжение и стрессовые ситуации, тренер должен быть уравновешенным, сохранять выдержку и самообладание, в спокойном тоне делать замечания и указания игрокам, не теряя основной «нити» хода игры.

    Разбор игры обычно проводится на следующий день после игры. К нему тренер должен тщательно подготовиться, изучив протоколы педагогических наблюдений и видеозапись игры. На разборе тренер дает глубокий анализ игры, определяет степень выполнения тактического плана, выявляет ошибки и дает оценку команде в целом, отдельным звеньям и игрокам. К разбору и обсуждению игры привлекаются все игроки команды.

    Функции отбора сводится к умению тренера на основе знаний, педагогического опыта и использования соответствующих средств и методов выявить из большого числа занимающихся наиболее способных спортсменов. Отбор осуществляется на основе определения потенциальных возможностей различных систем организма хоккеиста к выполнению специфической деятельности, уровня развития специальных физических качеств, психи ческой устойчивости к тренировочным и соревновательным нагрузкам.

    Тренеру-преподавателю необходимо принимать участие в научно-методической работе, в проведении исследований, написании методических писем, разработок, статей. Для этого он должен обладать навыками ведения научно-исследовательской работы: уметь ставить задачи, выбирать соответствующие методы и методики исследования, уметь обрабатывать и анализировать полученные данные, формулировать выводы и рекомендации.

    В практической деятельности тренеру приходится участвовать в организации и проведении соревнований. Поэтому он должен хорошо знать правила игры, уметь выполнять судейские обязанности, подготавливать необходимую документацию (положение о соревновании, календарь соревнований и др.).

    Функция материально-технического обеспечения менее значима в работе тренера, однако его участие в материально-техническом оснащении спортивной базы, оборудовании атлетического зала и хоккейной арены специальными тренажерными устройствами представляется весьма важным.

    Для успешной работы тренера-преподавателя самосовершенствование приобретает особую значимость. Тренер должен постоянно творчески расти, воспитывать в себе трудолюбие, пополнять запас теоретических знаний, внимательно изучать и брать на вооружение все передовое в методике преподавания, постоянно совершенствовать педагогическое мастерство, повышать культуру речи, эрудицию, оттачивать профессиональные умения и навыки.

    Эффективная реализация тренером-преподавателем рассмотренных функций в процессе многогранной профессиональной деятельности определяется любовью и преданностью своей профессии, компетентностью, т.е. совершенным владением своей специальностью, педагогическими способностями и высоким уровнем личностных качеств.

    Педагогические способности тренера. Для успешного осуществления профессиональной деятельности тренеру необходимо обладать педагогическими способностями, которые тесно взаимосвязаны с его личностными качествами, профессиональной подготовленностью и формируются на основе достаточно высокого уровня развития таких психических качеств, как наблюдательность, мышление, память, творческое воображение и др.

    В современной педагогике и психологии спорта принято выделять и рассматривать следующие виды педагогических способностей тренера.

    Дидактические способности определяются умением тренера обучать занимающихся, передавать свои знания и двигательный опыт, последовательно реализуя дидактические принципы обучения.

    Академические способности тренера предполагают постоянное совершенствование эрудиции и педагогического мастерства на базе научного подхода к своей педагогической деятельности, поиска новых, нетрадиционных средств и методов преподавания, использования современных технических средств и инструментальных методик обучения и контроля.

    Коммуникативные способности (общительность) тренера проявляются в умении жить в коллективе: доброжелательно относиться к людям, быть обходительным, отзывчивым, управлять своими эмоциями, правильно реагировать на различные конфликтные ситуации, терпимо относиться к случайным проступкам своих учеников, избегать резкости, грубости, уметь налаживать межличностные отношения.

    Гностические способности тренера характеризуются его умением объективно анализировать свою собственную деятельность (поведение и качества), деятельность и опыт своих коллег и учеников, изучать и анализировать объективные и субъективные факторы, влияющие на ход учебно-тренировочного процесса, и с учетом результатов их анализа совершенствовать педагогический процесс и свою деятельность.

    Психомоторные способности тренера определяются умением не только образцово показать выполнение различных технических приемов при обучении и совершенствовании, но и доходчиво демонстрировать всевозможные варианты технических приемов из различных исходных положений, копировать неправильное выполнение приемов занимающимися с акцентом на основных ошибках в отдельных фазах движений. При этом тренер должен учитывать индивидуальные особенности и способности хоккеистов.

    Авторитарные способности тренера характеризуются степенью его влияния на своих подопечных, что возможно лишь на основе приобретения авторитета, т.е. общего признания его компетентности в своей специальности, преданности своему делу, высоких моральных, нравственных и других качеств.

    Перцептивные способности тренера определяются умением воспринимать, чувствовать атмосферу в коллективе, знанием психических особенностей отдельных хоккеистов, их интересов, отношения к учебно-тренировочному процессу, уровня потребностей, жизненной позиции.

    Экспрессивные способности тренера проявляются в умении четко, ясно, лаконично, с эмоциональной окраской выражать свои мысли и чувства. В его деятельности и поведении должен присутствовать положительный эмоциональный настрой. При чтении лекции, проведении бесед и практических занятий тренер должен как бы «играть голосом», т.е. изменять темп и громкость речи, избегать сложных оборотов, оживлять их уместным юмором.

    Способность тренера управлять своими эмоциями характеризуется умением правильно реагировать на возникающие стрессовые ситуации, обладать выдержкой, не теряться, объективно оценивать обстановку и быстро принимать рациональное решение. Чрезмерное, бесконтрольное проявление эмоций снижает способность тренера принимать правильное решение в сложных ситуациях и приводит к ухудшению результатов игры команды.

    Организаторские способности характеризуются умением тренера рационально организовать свою работу, деятельность руководимого им коллектива (команды), оперативно и продуктивно решать организационные вопросы, возникающие в ходе непосредственного выполнения основных профессиональных функций.

    Личностные качества тренера. Как высококвалифицированный специалист, тренер-преподаватель по хоккею должен обладать профессионально-педагогическим мастерством, занимать активную жизненную позицию, быть патриотом Родины и интернационалистом, принципиальным человеком. Ему должны быть присуши такие нравственные качества, как трудолюбие, чувство долга, коллективизм, ответственность за порученное дело, порядочность, скромность, гуманность, доброта. Тренер должен иметь высокий уровень развития волевых качеств: целеустремленности и настойчивости, выдержки и самообладания, смелости и решительности, инициативности и самостоятельности.

    В коллективе тренеру следует быть общительным, доброжелательным, уважительным. Он должен предъявлять высокую требовательность к себе и другим, умело управлять своим психическим состоянием, мужественно и с достоинством переносить неудачи и не обольщаться успехами. К работе тренер должен относиться добросовестно, проявляя аккуратность, дисциплинированность и творческий подход при выполнении своих профессиональных обязанностей.

    Тренер должен в совершенстве владеть своей специальностью, иметь высокий уровень личностно-профессиональных качеств, спортивного мастерства, которые зиждутся на хорошей научной и практической подготовке, а также на высоком уровне развития таких качеств, как педагогический такт, наблюдательность, интуиция, абстрактное мышление, внимание, восприятие, воображение.

    Кроме этого для успешной педагогической деятельности тренеру необходим большой авторитет.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: