Что говорят о социальных историях исследования?

Существующие на данный момент исследования говорят о том, что социальные истории могут быть эффективны для улучшения адаптивного поведения и уменьшения проблемного поведения, особенно если их применяют в сочетании с прикладным поведенческим анализом (ABA). Тем не менее, дети в спектре аутизма получат пользу от этого метода только в том случае, если они способны общаться предложениями, которые соединяют вместе различные идеи.

 

Несколько исследований, проведенных в малых группах детей с аутизмом школьного возраста, показали эффективность социальных историй (Mirenda 2001). Социальные истории считаются эффективными, но только в том случае, если они соответствуют коммуникативным навыкам ребенка (Richards 2000). Как и в случае со многими другими вмешательствами для расстройств аутистического спектра, необходимо больше эмпирических исследований среди большего числа детей, чтобы квалифицировать социальные истории как доказательное вмешательство.

 

Примеры социальных историй

Когда я не слушаю других людей

 

· Очень важно смотреть на людей и прекратить делать то, что я делаю, если они хотят мне что-то сказать.

· Иногда взрослые говорят мне очень важные вещи, которые я должен знать.

· Если я не смотрю и не слушаю, то я могу пропустить что-то важное, и взрослые рассердятся.

· Я знаю, что это плохо – продолжать делать то, что я делаю, если взрослые хотят, чтобы я слушал.

· Я буду слушать взрослых, когда они говорят со мной.

Как настроиться на других людей

· Я думаю только о том, что говорят или делают другие люди.

· Когда я это делаю, у меня могут появиться новые друзья, и я понимаю, что происходит вокруг.

· Если я думаю о других вещах, то я могу отвлечься и даже запутаться.

· Люди подумают, что я странный и со мной не будут играть.

· Я всегда буду думать о том, что говорят и делают другие люди.

 

Перебивание

 

· Нельзя перебивать людей, которые разговаривают или чем-то заняты. Это невежливо.

· Если это очень важно, то я могу похлопать человека по плечу и сказать «прошу прощения». В остальных случаях я должен быть терпеливым и ждать, когда они закончат.

· Перебивание злит людей, потому что они перестают говорить, и они могут забыть, о чем они говорили.

· Каждый заслуживает того, чтобы говорить без перебивания.

· Взрослым нравятся вежливые дети. Они особенно гордятся детьми, которые не перебивают.

· Иногда я думаю, что что-то очень важно, а взрослый говорит мне, что это не так.

· Если это происходит, то мне нужно терпеливо ждать.

 

Личное пространство

 

· Когда я говорю с людьми, мне нужно предоставлять им личное пространство и не приближаться к их лицам.

· Когда люди стоят слишком близко, то другие люди чувствуют себя дискомфортно.

· Каждому нужно личное пространство.

· Когда я вызываю дискомфорт у других людей, они стараются меня избегать.

· Может быть, они даже не захотят снова со мной разговаривать.

· Когда я предоставляю достаточно личного пространства людям, то я могу играть и говорить с ними, я могу повеселиться, и у меня могут появиться новые друзья.

 

Никакого ответа от других людей

 

· Иногда люди не отвечают, когда я говорю с ними.

· Может быть, они меня не слышали.

· Может быть, они были невнимательны.

· Может быть, они были заняты.

· Может быть, они просто не хотят со мной говорить.

· Не мое дело заставлять людей отвечать мне.

· Я могу просто забыть об этом. Может быть, они поговорят со мной позже.

 

Вопросы, на которые ты знаешь ответ

 

· Это нехорошо – задавать вопрос, на который я знаю ответ.

· От этого другие люди будут скучать.

· Люди могут подумать, что я не могу запомнить их ответы.

· Люди могут подумать, что я глупый.

· Люди могут подумать, что я их проверяю, и от этого они рассердятся.

· Если я хочу поговорить с кем-то, то я могу задать вопрос, на который я не знаю ответа.

Время в кругу

 

· Время в кругу означает, что я слушаю учителя.

· Если я говорю с другими детьми, учитель может расстроиться, потому что я не слушаю его.

· Другие дети могут подумать, что я плохой мальчик, который не соблюдает правила.

· Когда я слушаю учителя, то я учусь.

· Учиться весело, и я могу помнить о том, что нужно слушать учителя.

 

Игра вместе

 

· Я говорю с детьми, с которыми я играю.

· Очень важно не говорить с детьми, которые играют с другими детьми.

· Если я буду говорить с детьми, которые играют в другие игры, то мои друзья расстроятся, они подумают, что я их игнорирую.

· Возможно, в следующий раз они уже не захотят играть со мною.

· Если я говорю только с моими друзьями, то мы веселимся вместе.

· В следующий раз они снова будут со мной играть.

Окликнуть кого-то по имени

 

· Когда я хочу поговорить с кем-то, то я могу подойти к этому человеку и обратиться к нему.

· Это вежливый поступок.

· Когда людей окликают по имени, то это мешает всем остальным людям в комнате, все отвлекаются.

· Если я кого-то окликаю по имени, то люди могут подумать, что я не знаю, как себя вести.

· Я смогу подходить к людям, если я хочу с ними поговорить.

 

Когда меня зовет взрослый

 

· Когда взрослый зовет меня, то мне нужно прекратить то, что я делаю, и подойти к нему.

· Возможно, что взрослый хочет сказать мне то, что мне нужно срочно узнать.

· Если я не подойду, то я не узнаю то, что мне нужно знать.

· Взрослым не нравятся дети, которые их не слушают.

· Я буду слушать взрослых.

 

Когда мне очень хочется что-то сказать

 

· Иногда мне так сильно хочется что-то сказать, что мне кажется, что нужно сказать это прямо сейчас.

· Очень важно подождать, пока другой человек не перестанет говорить.

· Даже если это кажется важным, это может подождать.

· Меня будут лучше слушать, если я терпеливо подожду.

· Когда я перебиваю, это только злит людей.

· Люди начинают гадать: «Что с ним не так?», «Почему он не может подождать?»

· Если я могу подождать, я могу рассказать им потом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: