Существующие на данный момент исследования говорят о том, что социальные истории могут быть эффективны для улучшения адаптивного поведения и уменьшения проблемного поведения, особенно если их применяют в сочетании с прикладным поведенческим анализом (ABA). Тем не менее, дети в спектре аутизма получат пользу от этого метода только в том случае, если они способны общаться предложениями, которые соединяют вместе различные идеи.
Несколько исследований, проведенных в малых группах детей с аутизмом школьного возраста, показали эффективность социальных историй (Mirenda 2001). Социальные истории считаются эффективными, но только в том случае, если они соответствуют коммуникативным навыкам ребенка (Richards 2000). Как и в случае со многими другими вмешательствами для расстройств аутистического спектра, необходимо больше эмпирических исследований среди большего числа детей, чтобы квалифицировать социальные истории как доказательное вмешательство.
Примеры социальных историй
|
|
Когда я не слушаю других людей
· Очень важно смотреть на людей и прекратить делать то, что я делаю, если они хотят мне что-то сказать.
· Иногда взрослые говорят мне очень важные вещи, которые я должен знать.
· Если я не смотрю и не слушаю, то я могу пропустить что-то важное, и взрослые рассердятся.
· Я знаю, что это плохо – продолжать делать то, что я делаю, если взрослые хотят, чтобы я слушал.
· Я буду слушать взрослых, когда они говорят со мной.
Как настроиться на других людей
· Я думаю только о том, что говорят или делают другие люди.
· Когда я это делаю, у меня могут появиться новые друзья, и я понимаю, что происходит вокруг.
· Если я думаю о других вещах, то я могу отвлечься и даже запутаться.
· Люди подумают, что я странный и со мной не будут играть.
· Я всегда буду думать о том, что говорят и делают другие люди.
Перебивание
· Нельзя перебивать людей, которые разговаривают или чем-то заняты. Это невежливо.
· Если это очень важно, то я могу похлопать человека по плечу и сказать «прошу прощения». В остальных случаях я должен быть терпеливым и ждать, когда они закончат.
· Перебивание злит людей, потому что они перестают говорить, и они могут забыть, о чем они говорили.
· Каждый заслуживает того, чтобы говорить без перебивания.
· Взрослым нравятся вежливые дети. Они особенно гордятся детьми, которые не перебивают.
· Иногда я думаю, что что-то очень важно, а взрослый говорит мне, что это не так.
· Если это происходит, то мне нужно терпеливо ждать.
Личное пространство
· Когда я говорю с людьми, мне нужно предоставлять им личное пространство и не приближаться к их лицам.
|
|
· Когда люди стоят слишком близко, то другие люди чувствуют себя дискомфортно.
· Каждому нужно личное пространство.
· Когда я вызываю дискомфорт у других людей, они стараются меня избегать.
· Может быть, они даже не захотят снова со мной разговаривать.
· Когда я предоставляю достаточно личного пространства людям, то я могу играть и говорить с ними, я могу повеселиться, и у меня могут появиться новые друзья.
Никакого ответа от других людей
· Иногда люди не отвечают, когда я говорю с ними.
· Может быть, они меня не слышали.
· Может быть, они были невнимательны.
· Может быть, они были заняты.
· Может быть, они просто не хотят со мной говорить.
· Не мое дело заставлять людей отвечать мне.
· Я могу просто забыть об этом. Может быть, они поговорят со мной позже.
Вопросы, на которые ты знаешь ответ
· Это нехорошо – задавать вопрос, на который я знаю ответ.
· От этого другие люди будут скучать.
· Люди могут подумать, что я не могу запомнить их ответы.
· Люди могут подумать, что я глупый.
· Люди могут подумать, что я их проверяю, и от этого они рассердятся.
· Если я хочу поговорить с кем-то, то я могу задать вопрос, на который я не знаю ответа.
Время в кругу
· Время в кругу означает, что я слушаю учителя.
· Если я говорю с другими детьми, учитель может расстроиться, потому что я не слушаю его.
· Другие дети могут подумать, что я плохой мальчик, который не соблюдает правила.
· Когда я слушаю учителя, то я учусь.
· Учиться весело, и я могу помнить о том, что нужно слушать учителя.
Игра вместе
· Я говорю с детьми, с которыми я играю.
· Очень важно не говорить с детьми, которые играют с другими детьми.
· Если я буду говорить с детьми, которые играют в другие игры, то мои друзья расстроятся, они подумают, что я их игнорирую.
· Возможно, в следующий раз они уже не захотят играть со мною.
· Если я говорю только с моими друзьями, то мы веселимся вместе.
· В следующий раз они снова будут со мной играть.
Окликнуть кого-то по имени
· Когда я хочу поговорить с кем-то, то я могу подойти к этому человеку и обратиться к нему.
· Это вежливый поступок.
· Когда людей окликают по имени, то это мешает всем остальным людям в комнате, все отвлекаются.
· Если я кого-то окликаю по имени, то люди могут подумать, что я не знаю, как себя вести.
· Я смогу подходить к людям, если я хочу с ними поговорить.
Когда меня зовет взрослый
· Когда взрослый зовет меня, то мне нужно прекратить то, что я делаю, и подойти к нему.
· Возможно, что взрослый хочет сказать мне то, что мне нужно срочно узнать.
· Если я не подойду, то я не узнаю то, что мне нужно знать.
· Взрослым не нравятся дети, которые их не слушают.
· Я буду слушать взрослых.
Когда мне очень хочется что-то сказать
· Иногда мне так сильно хочется что-то сказать, что мне кажется, что нужно сказать это прямо сейчас.
· Очень важно подождать, пока другой человек не перестанет говорить.
· Даже если это кажется важным, это может подождать.
· Меня будут лучше слушать, если я терпеливо подожду.
· Когда я перебиваю, это только злит людей.
· Люди начинают гадать: «Что с ним не так?», «Почему он не может подождать?»
· Если я могу подождать, я могу рассказать им потом.