Работа под руководством учителя и самостоятельная работа. Особенности их организации

 

Отличительной особенностью уроков в малокомплектной школе является широкое использование всех видов раздаточного материала. Эта особенность также вызвана необходимостью проводить ежеурочную самостоятельную работу. Основные требования к организации самостоятельной работы таковы. Содержание и характер её определяется задачами конкретного урока и целью изучения всей темы, при этом содержание должно быть посильным, а характер деятельности разнообразным, чтобы в усвоении материала принимали участие разные виды восприятия и памяти (слуховая, зрительная, двигательная). Важно предусматривать в содержании самостоятельной работы постепенное наращивание трудностей. Содержание заданий должно быть доступно учащимся. Это означает, что формулировка задания четка, лаконична, понятна ребёнку, характер задания предполагает, что ученик владеет необходимыми для его выполнения исполнительскими операциями, умениями и навыками. В зависимости от конкретных задач урока, под готовка учителя и учащихся, наличия средств обучения самостоятельная работа может проводиться на разных этапах усвоения учебного материала: при подготовке к восприятию нового; при ознакомлении с новым; при первичном закреплении и совершенствовании формулируемых умений и навыков; при контроле и при повторении усвоенного.

Итак, самостоятельная работа является органической частью учебного процесса, поэтому методика её проведения определяется прежде всего задачами урока, особенностями формирования определенного вида понятий, подготовленностью учащихся. Планируя самостоятельную работу, учитель определяет: на каком этапе урока в каждом из классов самостоятельная работа наиболее целесообразна; что можно требовать от учащихся на данном уровне овладения материалом: какими должны быть характер и форма задания.

Самостоятельная работа может проводиться по учебнику (с дополнительными пояснениями), в тетрадях с печатной основой, в рабочих тетрадях, непосредственно на карточках (особенно удобно для учащихся 1-2 классов)

 

Задание 2. Составьте задания для самостоятельной работы учеников 2 класса малокомплектной школы на уроки (5-6 ур.) чтения.

Упражнение  1.

1. Прочитай рассказ В. Бианки «Сова». (Учебник стр.146 – 150).

2. В тетради запиши сегодняшнее число.

3. Запиши тему урока:

Рассказ В. Бианки «Сова».

4. Объясни значение слов «утекай», «пойло», запиши в тетрадь. (Учебник стр.216).

5. Почему Сова рассердилась на старика? Напиши, что сказал Старик Сове?

6. Закончи предложение:

«Нынче нам на лугу раздолье, …..»

Напиши, кто говорит эти слова.

7. Что стали делать мыши? Найди предложение в тексте и запиши его:

«Мыши по лугу рыщут, …».

8. Почему клевер перестал родиться на лугу? Напиши:

«Не попадает цветень…».

9. Закончи предложение:

Трава без клеверу, что…..

10. Что пришлось сделать Старику? Найди ответ в тексте и запиши.

11. Что сказала Старику Сова? Найди в тексте и запиши. (стр.150).

12. Как заканчивается рассказ? Запиши последнее предложение.

13. Запиши в тетрадь пословицы. (Учебник стр.156).

 

Упраждение 2.

 

Ш. Перро «Красная Шапочка».

2. Какой русский писатель сделал пересказ знаменитой сказки? (с. 192).

Сказку пересказал на русский язык…….

3. Объясни значение слов «растабарывать», «засов». (с. 216).

4. Почему девочку звали Красная Шапочка? (с. 192).

Девочку звали Красная Шапочка, потому что добрая..

5. Куда отправилась Красная Шапочка? (с.193).

Красная Шапочка отправилась …..

6. Почему волк не решился сразу съесть девочку? (с.193).

Волк хотел бы …..

7. Чем закончилась сказка?

Сказка закончилась тем, что …

8. Какое окончание сказки тебе больше понравилось: то, которое ты знал раньше, или то, которое ты прочитал сейчас?

Мне больше понравилось то окончание сказки, которое ……

 

 Упражнение 3.

 

Э. Успенский «Чебурашка».

2. Отрывок из какой сказки вы прочитали? (с. 140).

Я прочитал(а) отрывок из сказки Э. Успенского «……».

3. Объясни значение выражения «уценённые товары» (с.215).

4. Где сначала жил Чебурашка? (с. 137).

Сначала Чебурашка жил ….

5. Почему его сначала никак не звали? (с. 137).

Сначала его никак не звали, потому что….

6. Как он попал в ящик с апельсинами? (с. 138).

Однажды Чебурашка гулял и …..

7. Куда привезли ящик с апельсинами? (с. 138).

Ящик с апельсинами привезли….

8. Почему неизвестного зверька назвали Чебурашкой? (с.139).

Неизвестного зверька назвали Чебурашкой, потому что он совсем не мог…..

9. Почему Чебурашку не приняли в зоопарк? (с. 139).

Чебурашку не приняли в зоопарк, потому что….

10. Кто взял Чебурашку на работу? (с. 140).

Чебурашку взял на работу директор….

11. Где стал жить Чебурашка? (с. 140).

Чебурашка стал жить…..

Упражнение 4.

Г. Остер. «Будем знакомы».

3. Сказку из какой книги ты прочитал(а)? (с. 158).

Я прочитал(а) сказку из книги…..

 

4. Перечисли героев этой сказки.

5. Где жили герои сказки? (с.154).

Герои сказки жили…..

6. О чём пожалела Мартышка? (с.154).

Мартышка пожалела о том, что…..

7. Что предложил Удав? (с.155).

Удав предложил….

8. Что возразил Попугай? (с.155).

Попугай возразил, что….

9. Что решили сделать друзья? (с.156).

Друзья решили разойтись, а…..

10. Чем закончилась сказка? (с.158).

С тех пор друзья….

 

Упражнение 5.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: