Кто из мудрецов сформулировал «золотое правило этики»? В чем его смысл?

В философском энциклопедическом сло­варе можно прочесть, что золотое правило этики – это одна из древнейших нравственных заповедей, содержащаяся в пословицах и поговорках, высказывавшаяся очень многими знаменитостями и сво­дящаяся примерно к такой формуле: не делай другим того, чего не хочешь себе. А в словаре по этике сказано, что это правило выра­жает некий общечеловеческий опыт, общечеловеческое содержание нравственности. Правда, формулируется оно там немного по-друго­му: поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе, или то же самое в отрицательной форме: не поступай по отношению к другим так, как ты не хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе.

Вот в такой положительной или отрицательной форме это пра­вило существует практически во всех развитых культурах, во всех религиях. Так оно было сформулировано и теми философами, ко­торые хотя бы немного интересовались этикой. Впрочем, все эти высказывания не повторяют друг друга буквально. Они имеют инте­ресные варианты, и об этом нужно будет говорить подробнее, пото­му что здесь даже нюансы имеют определенное значение.

Известно, что золотое правило этики высказывалось и древнево­сточными, и древнегреческими мудрецами, над ним люди думали все­рьез. Нам же с вами это правило более известно по Евангелию. В Евангелии, в конце Нагорной проповеди говорится: «...во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Совершенно идентичный вариант читаем в Евангелии от Луки: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы посту­пайте с ними».

Но в Евангелии от Матфея – более энер­гичная формулировка с добавлением слов «во всем», что придает высказыванию некую всеохватность, делает это правило универсаль­ным по отношению ко всем поступкам, которые нам нужно оценить. Запомним же: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». К этому евангельскому тексту еще нуж­но будет вернуться, поскольку интересно сравнить его с другими подобными высказываниями и посмотреть его контекст: что в Еван­гелии стоит до этих слов, что после и что это дает нам для их луч­шего понимания.

А вот нехристианский философ Сенека (I в. н. э.) выразил это так: «Если хочешь жить для себя – живи для других». Нечто по­добное приказал написать на стене своего дворца император Алек­сандр Север (III в. н. э.), выразив золотое правило этики вполне по-христиански: «Что хочешь, чтобы люди делали тебе, – делай сам». Это высказывание стоит уже на уровне Евангелия, и как тут не вспом­нить древнейшую историю о том, что этот император якобы был тайным христианином или, во всяком случае, что он что-то знал о Христе.

В новое время в европейской культуре золотое правило воспри­нимается как очевидная истина, как основное и естественное тре­бование нравственности в человеке. С этих позиций к вопросу нрав­ственности подходили и Т. Гоббс, и Дж. Локк, и И. Гердер.

 

 

                                      Литература

1. Канке В.А. Основные этапы философии. 2001. http://lib.rin.ru/doc/i/16305p.html

2. Романов И.Н. Философия. Исследования - тексты - схемы - таблицы - упражнения - тесты. Учебное пособие / И.Н. Романов, А.И. Костяев. - М.: Педагогическое общество Рос­сии, 2003. - 352 с.

4. 3. Стрюковский В.И. Курс философии в схемах / В.И. Стрюковский. - Ростов н/Д: Фе­никс, 2006. - 192 с.

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: