Российская социология в конце XIX — начале XX века проходила этап своего формирования и становления. Основная масса исследователей в этот период была озабочена утверждением социологии как самостоятельной науки, обсуждала сферу ее компетенции, теоретико-методологические принципы и позиции. Научные разработки отечественных социологов вне зависимости от их теоретических ориентаций были направлены преимущественно на решение общих вопросов социо-
Теоретические предпосылки возникновения психологии... 15
логического знания. Естественно, что не могло быть и речи о развитии частных (в современном понимании) социологических дисциплин.
Тем не менее проблема социального статуса мужчин и женщин, а особенно положение женщин в обществе, волновала и ученых, и широкую общественность. Первые попытки найти решение женского вопроса, поставленного в первые десятилетия XIX века, характерны для 60-х - 70-х годов XIX столетия. На страницах научных и популярных изданий активно обсуждались вопросы женской эмансипации, включающие в себя мнения о роли женщин в обществе и семье, их социального статуса в сравнении со статусом мужчин, причины женского неравноправия, пути изменения сложившейся ситуации.
В дискуссии по поводу женского вопроса выступали ученые различных специальностей (историки, этнографы, демографы, правоведы, публицисты) и общественные деятели. Мнения были разнообразными, однако они, как правило, были инициированы осознанием ситуации социального неравенства, в которой находились женщины.
В среде просвещенной интеллигенции широкое распространение получили взгляды профессора Московского университета В.М. Хвостова. Характеризуя положение женщин в обществе, он утверждал, чтопри одинаковых в общем обязанностях с мужчинами женщины значительно ограничены в правах, как политических, так и гражданских, в доступе к труду и вознаграждении за труд. По его мнению, государство меньше заботится о женщинах, чем о мужчинах. Для изменения положения он предлагал, прежде всего, провести законодательную реформу, но вместе с тем призывал самих женщин отстаивать свои права.
Разрабатывая вопросы половых ролей, «женского характера», места женщины в культуре, социальной обусловленности и исторической динамике половых различий и проанализировав распространенные полярные суждения о социологической роли половых различий, В.М. Хвостов [1905; 1911; 1914]пришел к выводу, что, с одной стороны, неверно было бы абсолютизировать роль анатомо-физиологических различий в развитии общества и культуры, придавать половой принадлежности способность роковым образом предопределять место и положение человека в общественной системе; с другой стороны, стольже неверно полностью отрицать глубинный характер половых различий, объяснять реальное неравенство мужчин и женщин лишь историческими условиями, предполагая, что с изменением последних проблема полового неравенства исчезнет. Истина, по мнению В.М. Хвостова, расположена посередине: основной причиной разной роли полов в истории выступают духовные и психические различия женщин и мужчин, вырастающие в общественных условиях на основе природных анатомо-физиологических отличий. В связи с этим В.М. Хвостов настаивал на принципиальной нетождественности (и в определенном смысле — взаимодополнитель-ности) характеров и социальных ролей женщин и мужчин. Многие
16 Психология гендерных отношений: теория и практика
подходы и мысли, высказанные В.М. Хвостовым, опережали время (к примеру, трактовку Т. Парсонсом и Р. Бейлзом инструментальной функции мужчин и экспрессивной — женщин), а некоторые актуальны и сейчас [Клецин А.А., 2000].
Российские юристы, анализируя место женского вопроса в системе юридических знаний, хотя и подчеркивали правовую защищенность русских женщин по сравнению с правовым статусом женщин Западной Европы (их право на обладание собственной частью в общесемейном имуществе, получение ее в случае развода), но отмечали как неразрешимый парадокс редкость пользования большинством женщин своими имущественными полномочиями — как по обычаю, так и в согласии с письменным законодательством [Неволин К.А., 1851; Владимирский-Буданов М.Ф., 1915].
Правоведы В.И. Сергеевич, В.А. Рязановский доказывали исконную и вечную несамостоятельность россиянок в праве [Пушкарева Н.Л., 2002].
Этнографы А.А.Савельев [1881]. Н. Лазовский [1883] полагали, что положение «трудовой» женщины в семье и обществе мало изменилось со времен Ивана Грозного (при этом А.А. Савельев признавал, что женщина не всегда была «существом безличным и пассивным» и «при сильном характере могла даже приобрести главенство в семье», однако в целом склонялся к негативной оценке положения крестьянки в русской семье) [Савельев А.А., 1881].
П.С. Ефименко в своих работах указывал на неограниченную власть мужа и вообще мужчины в русской крестьянской семье [Ефименко П.С, 1883]. А.Я. Ефименко определяла положение женщины как исключительно тяжелое и бесправное. Она писала: «Патриархальные основы жизни очень живучи... но ни в чем их живучесть не сказывается так резко, как в сфере тех отношений, которыми определяется положение женщины в семье. Какую бы форму семьи в народе ни взяли мы, везде патриархальные начала выступают могучею силой, подавляющей личность женщины и лишающей ее самостоятельности» [Ефименко А., 1884. С. 69,123]. Н. Лазовский, во многом соглашаясь с А.Я. Ефименко, утверждал, что «...русская народная семья представляет нам в своем внутреннем устройстве борьбу патриархатного строя с новыми стремлениями, поглощение семьей человека и требование признать его индивидуальность...» [Лазовский Н., 1883. С. 358-360].
Итак, можно отметить, что в конце XIX и в начале XX века в различных научных областях изучались отдельные вопросы, которые в той или иной мере имели отношение к социальным проблемам пола и межполовых отношений. По мнению Т.А. Гурко, научная рефлексия женского вопроса была достаточно плодотворной и совместно с феминистскими движениями создавала «предпосылки для оформления различных, в том числе и феминистских, концепций для социологического
Теоретические предпосылки возникновения психологии... 17
изучения полов» [Гурко Т.А., 1998. С. 177]. Однако, по нашему мнению, указанные «предпосылки» не оказали еколь-либо значимого влияния на развитие и разработку проблематики социологии пола в советский период (что было связано, прежде всего, со спецификой развития обществоведческих дисциплин после Октябрьской (1917 года) революции) и представляют сегодня, пожалуй, лишь историко-научную ценность.
В начале XX века стали появляться первые социологические работы, посвященные социальным аспектам пола и непосредственно женскому вопросу, но они в основном носили научно-публицистический характер. Наиболее популярными вопросами, обсуждаемыми на страницах печати, были вопросы о роли российских женщин в семье и обществе, о достижениях и проблемах, связанных с получением высшего образования, о способности женщин к творческому труду.
Послереволюционный период
Дискуссии о социальных проблемах женщин
и межполовых отношениях в первой половине XX столетия
Поскольку в первые десятилетия XX столетия социологическая наука вообще и социология пола в частности была представлена лишь отдельными фрагментарными научными изысканиями, рассмотрение социопо-ловых проблем данного временного периода будет осуществляться как анализ дискуссий в обществе по поводу выделенных областей знания: это круг вопросов, касающихся нового социального статуса женщин в обществе и влияния его на сферу семейных отношений.
Послереволюционный период (начиная с 1917 года) характеризовался интенсивными общественными и политическими преобразованиями. Эти трансформации способствовали разработке новых подходов к решению «женского вопроса» и проблем отношений мужчин и женщин в семье, в приватной сфере. Советская Россия была первым государством в мире, провозгласившем в Конституции 1918 года юридическое равноправие мужчин и женщин во всех сферах социальной жизни, именно на эту цель в течение длительного времени и было ориентировано женское освободительное движение России. Новое советское правительство публично объявило о создании для женщин равных условий труда и равных возможностей по выбору профессии, а также о государственных мерах по созданию детских учреждений и их материальному обеспечению.
Рассмотрим те новые возможности, которые появились у советской женщины в сфере общественной жизни. Новый строй требовал и новых отношений. Женщина превращалась в «советского гражданина» и должна была вписаться в иерархическую систему новой власти.
Новый социальный статус женщин в первые годы советской власти был обусловлен началом вовлечения женщин в производственную дея-
18 Психология гендерных отношений: теория и практика
тельность наравне с мужчинами, а также привлечением их к решению управленческих вопросов через работу в женотделах. Женский отдел Центрального Комитета ВКП(б) (Женотдел) был создан в сентябре 1919 года. Предполагалось, что он будет руководить мероприятиями, направленными на то, чтобы поднять уровень политического сознания женщин и привить им навыки деятельности в публичной сфере. Женщины-делегатки должны были принимать активное участие в работе отделов социального обеспечения, труда, народного образования, здравоохранения. Женотделы проводили митинги, выставки, воспитательно-информационные занятия, организовывали различные кампании. Женщины-делегатки, избиравшиеся не только среди работниц, но и среди домохозяек — жен трудящихся, должны были участвовать в наблюдении за работой столовых и клубов, строительством и работой яслей и детских садов, они разбирали трудовые и домашние конфликты, участвовали в кампании по борьбе с неграмотностью, инспектировали школы и приюты и т. д. Впоследствии работа делегаток была распространена и на деревню, где они занимались не только организацией яслей и красных уголков, но и должны были способствовать хозяйственному просвещению крестьян. Именно работа делегатками в женотделах предоставила нескольким тысячам женщин возможность попробовать свои силы в общественной деятельности и осуществлении властных функций [Введение в гендерные исследования, 2000].
В процессе этой деятельности менялись представления женщин о себе и своих возможностях, повышалась самооценка и развивалось самосознание, но эти изменения находили отражение в семейных отношениях. Доказательством этого служат слова Льва Троцкого, писавшего в газете «Правда» (13 июля 1923 года), что с женотделами связаны многие семейные кризисы: «После работы в женотделе новый мир открывается перед глазами женщин, семья остается без внимания, что раздражает мужа и приводит в итоге к распаду семьи» [цит. по: Введение в гендерные исследования. 2000. С. 97].
Однако не следует переоценивать роль женотделов в решении проблем социального статуса женщин и формировании нового равноправного типа гендерных отношений в обществе. Та деятельность, которой занимались женщины-делегатки (приготовление пищи, присмотр за деть-ми, распределение продуктов и одежды), концентрировалась в привычной для женщин сфере бытового обслуживания и хозяйства и была не сравнима с решением вопросов идеологии, финансов, обороны, которые, как и прежде, были прерогативой мужчин. Кроме того, участие женщин в работе женотделов и делегатских собраний не предполагало отказа от прежних женских домашних дел, а, скорее, представляло собой увеличение женских обязанностей.
По мере укрепления тоталитарных государственных структур к началу 1930-х годов. Коммунистическая партия все меньше нуждалась в
Теоретические предпосылки возникновения психологии... 19
самостоятельных женских организациях. Деятельность женотделов воспринималась комитетами Коммунистической партии, в которых основную роль играли мужчины, с подозрением. В 1930 году принимается решение об упразднении женотдела в ВКП(б), что привело к завершению попыток поддержки коммунистическими лидерами организаций, сформированных по принципу пола.
В первые послереволюционные годы социологические исследования, направленные на изучение производственной и общественной активности женщин, не проводились. Основные достижения этих прогрессивных процессов находили отражение в публицистической литературе, так, например, содержание и проблемы работы женщин в женотделах освещалась в журналах «Делегатка» и «Коммунистка», которые издавались в 20-е годы.
Какие новые возможности появились у советской женщины в сфере семейных отношении? Какие изменения происходили в сфере семейных ролей и статусов?
В послереволюционные годы на страницах прессы бушевали активные споры о роли женщин в семье и новом обществе, о свободе половых отношений. Лидер коммунистического женского движения A.M. Коллон-тай, обсуждая вопросы о положении женщин в обществе, рассматривала их в контексте перспектив развития семьи. По ее мнению, семья при коммунизме сохранится, но отомрут ее основные функции — бытовая и воспитательная, потому что эти функции будут переданы обществу. В новой семье мужчины и женщины, связанные взаимной любовью и товариществом, будут строить отношения как равноправные члены коммунистического общества. При равноправии полов и таком же вовлечении женщин в профессиональную деятельность, как и мужчин, частное домашнее хозяйство должно уступить место общественному, и все это освободит женщину от домашнего рабства [Коллонтай A.M., 1918, 1921].
Сходные ожидания выражал и А.В. Луначарский, полагавший, что при коммунистическом строе обществу будут безразличны формы отношений между полами, а дети будут обеспечены самим обществом. В течение же всего переходного периода должна, по его мнению, существовать лишенная своих буржуазных черт (командование мужчины и погребение женщин под бременем домашнего хозяйства) парная семья — длительный союз во имя совместного строительства жизни, рождения и воспитания детей [Луначарский А.В., 1927].
В 1918 году был принят новый закон о браке и семье. Этот закон предоставлял равные права обоим супругам. Впервые женщина, вступающая в брак, могла сохранять свою фамилию, иметь отдельное от мужа место жительства, распоряжаться своими доходами, а в случае развода в равной степени претендовать на семейную собственность. Новый брачный статус не отменял церковных церемоний, но лишал их права легализации брачного состояния. Отныне законной считалась
20 Психология гендерных отношений: теория и практика
лишь гражданская регистрация, причем как церемония бракосочетания, так и процедура развода значительно упрощались.
Юридическое закрепление прав женщин не могло автоматически привести к фактическому их равноправию. Такой прогрессивный закон в отсталой, разрушенной революцией и Гражданской войной России был явно преждевременен. Государство не могло гарантировать обещанного на бумаге равноправия. Как и раньше, женщина была менее образованна, зарабатывала (в случае ее занятости) меньше мужчины и значительно более, чем он, была загружена домашним хозяйством. Экономическая зависимость от мужчины и традиционный взгляд на роль матери и жены делали женщину жертвой новых законов. Как подчеркивает Т.Осипович [1994], приобретая «бумажную» свободу в браке, женщина оказывалась в реальных трудностях в результате легко получаемого развода. Как правило, она оставалась с ребенком на руках, без профессии и без экономической поддержки мужа. Государство могло лишь мечтать о будущих детских садах и общественных кухнях, но на деле взять под свою защиту всех одиноких матерей не имело возможности.
Некоторые воззрения общественных деятелей этого периода нашли отражение в работах представителей марксистского и социалистического феминизма во второй половине XX века. В условиях же послереволюционной экономической разрухи, культурной отсталости населения, бытовой неустроенности характерными были признаки психологической дезориентации, проявлялась тенденция к примитивизации моральных норм, связанных с отношениями между полами. Как подчеркивает СИ. Голод [1996], в обыденном сознании послереволюционных лет появилась тенденция к упрощению, схематизации этических норм, выдвижению экстремистских взглядов на брак, семью и любовь. Эти тенденции находили отражение в выступлениях общественных деятелей, откликах на публикации в популярной печати, в реальном поведении людей в быту.
Вместе с тем, проанализировав результаты массовых опросов (опросы, раскрывающие отношения между полами, И. Гельмана, 1922; С.Я. Голосовкера, 1922; М.А. Бараша; 1925; ЗА. Гуревича, 1926 и др.), СИ. Голод [1989] приходит к заключению о появлении в 20-х годах XX века тенденции преодоления традиционных принципов половой морали — одной для мужчин и другой для женщин. Сравнение эмпирических данных начала и середины 20-х годах XX века показывает рост более ранней вовлеченности женщин в сексуальную жизнь, снижение среднего возраста вступления в нее, расширение круга партнеров за счет «сожителей» [Голод СИ., 1989].
Итак, вовлечение женщин в профессиональную деятельность на производстве, предоставление им равных прав с мужчинами в определенной мере укрепило положение женщин в обществе и способствовало
Теоретические предпосылки возникновения психологии... 21
появлению тенденции более равноправных практик поведения в сфере межполовых сексуальных отношений.
В дискуссиях по проблеме социального статуса женщин и их взаимоотношений с мужчинами отражались общие тенденции научных споров того времени, это споры между позитивистами и диалектиками, идеалистами, и материалистами. Доминирующим направлением развития социологии в стране стало ее развитие под знаменем «борьбы за исторический материализм»; эта ситуация определила и основные методологические ориентиры в изучении положения женщин в обществе — основным стал идеологический вариант исследований, т. е. межполовые отношения обсуждались только в рамках методологии марксизма. На десятилетия проблематика научных исследований была задана идеологическими интересами и социально-экономическими потребностями государства. Ученые активно работали над созданием нужного тоталитарному обществу образа женщины, в котором были представлены ее главные социальные роли: «труженица», «общественница», «мать».
В 30-е годы все социальные науки окончательно стали ориентироваться только на «политически верную линию», а их реальный эмпирический предмет утратил свое когнитивное и познавательно-критическое значение. Вплоть до начала 60-х годов никаких исследований, посвященных межполовым отношениям и положению женщин в обществе и семье, не проводилось. Социальная политика, в том числе в отношении женщин, диктовалась исключительно государственными интересами: индустриализация, работа в тылу, послевоенное восстановление хозяйства, воспроизводство населения для компенсации людских потерь и т. д. Тоталитарное государство фактически нуждалось не в свободных женщинах, а в бесполых «товарищах» — послушных винтиках, подавляемых (вне зависимости от пола) правящими структурами. Термин «равноправие» употребляется редко, поскольку декларировалось, что «женский вопрос» юридически решен (хотя на деле говорить о правах человека в тоталитарном государстве было вообще нелепо) [Гурко Т.А., 1998].