В главе 2 уже было предложено определение межличностных отношений, в соответствии с которым они понимаются как субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения [Психология. Словарь. 1990. С. 206|. Важно подчеркнуть, что термин «межличностные» указывает не только на то, что объектом отношения является человек, но и на взаимную направленность отношений. Так, Н.Н. Обозов определяет межличностные отношения как взаимную готовность субъектов к определенному типу взаимодействия, сопровождаемую положительными, индифферентными, отрицательными переживаниями. Готовность к взаимодействию может реализовываться в поведении субъектов в условиях общения, совместной деятельности (Обозов Н.Н. 1979. С. 51-Субъектами межличностных отношений являются люди разного соци-
Гендерные отношения в системе межличностного взаимодействия 287
|
|
альното статуса, разного возраста, разной национальности, пола и др. Для того чтобы подчеркнуть, что межличностные отношения есть результат взаимного восприятия, познания, воздействия, влияния, оценки используется термин «взаимоотношение» |Социальная психология личности в вопросах и ответах. 1999|.
Важнейшей специфической чертой межличностных отношений является их эмоциональная природа; это означает, что межличностные отношения возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. В основе межличностных отношений лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей [Социальная психология. 2002. С. 174|. В этих особенностях межличностных отношений задано их одно из самых значимых отличий от других видов отношений: общественных, межгрупповых, отношений к предметному миру.
Межличностные отношения, помимо обращения к эмоционально-чувственным аспектам взаимодействия, акцентируют внимание на такой стороне общения, как длительность, поскольку лишь при условии постоянной межличностной связи путем непрерывного обмена личностно значимой информацией возникают интимная зависимость вступивших в контакт людей друг от друга и взаимная ответственность за сохранение сложившихся отношений [Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Поголь-ша В.М., 2001|.
В формировании и развитии межличностных отношений большую роль играет процесс общения. Межличностные отношения могут сформироваться только в общении |Обозов Н.Н., 1979|. Общение — это сфера жизнедеятельности, где с помощью речевых и неречевых средств формируются, реализуются и раскрываются межличностные отношения. Межличностные отношения основываются на широком спектре мотивов и потребностей в общении субъекта и регулируются в первую очередь особенностями личности субъектов общения, при этом привлекательность и симпатия выступают в качестве главных регуляторов устойчивости и глубины межличностных отношений.
|
|
Итак, межличностные отношения отличаются от других видов отношений следующими особенностями:
во-первых, выраженной взаимной направленностью субъектов отношений друг на друга;
во-вторых, обязательным наличием реальных непосредственных или опосредованных контактов и обратной связи;
в-третьих, существованием выраженной эмоциональной основы, которая определяет специфику межличностных отношений;
в-четвертых, значимостью роли процесса общения в формировании и развитии межличностных отношений;
в-пятых, высокой степенью значимости индивидуально-личностных особенностей субъектов межличностных отношений.
288 Психология гендерных отношений: теория и практика
Объединяет межличностные отношения с другими видами отношений наличие двух сторон отношений: объективной и субъективной, т. е. системы реальных практик взаимодействия и отражение этих практик в виде когнитивных конструктов в сознании субъектов взаимодействия. Субъективная сторона межличностных отношений представлена системой установок, ориентации в отношении друг друга, обусловленных содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями, на которых основывается общение людей. Межличностные отношения — система установок, ориентации, ожиданий и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга [Психология Словарь. 1990. С. 2061.
Объективная сторона межличностных отношений проявляется в реальных практиках взаимодействия субъектов, которые классифицированы как различные типы и стили межличностных отношений. Например, в зависимости от степени знакомства межличностные отношения могут быть приятельскими, товарищескими, дружескими, любовными, супружескими, родственными; в зависимости от психологической позиции, занимаемой партнерами в системе взаимоотношений, межличностные отношения могут быть равноправными или неравноправными (при доминировании одного партнера и подчинении другого) (Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В.М. 2001. С. 195|. На основе выраженности в межличностных отношениях эмоциональных компонентов отношения подразделяются на деловые и эмоциональные (Социальная психология личности в вопросах и ответах. 1999|. В зависимости от статусных позиций между субъектами взаимоотношений межличностные отношения могут быть вертикальными (между руководителем и подчиненным и наоборот) и горизонтальными (между лицами, занимающими одинаковый статус) и др. Среди стилей межличностных отношений выделяются: партнерский и непартнерский, авторитарный и демократический, альтруистический и манипуляторский |Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М., 2001].
Гендерные отношения в системе межличностного взаимодействия — это отношения между субъектами разного пола. В главе 2 было обозначено, что в сфере межличностных отношений объектом анализа являются системы «личность — личность», где взаимодействующие личности имеют противоположный пол. Гендерные отношения в сфере межличностного взаимодействия разнообразны. Это дружеские и любовные отношения между юношами и девушками, мужчинами и женщинами, это внутрисемейные отношения между мужем и женой, отцом и дочерью, матерью и сыном. Они имеют вертикальное и горизонтальное измерение.
Гендерные отношения, так же как и иные виды межличностных отношений, отличает существование реальных непосредственных или опосредованных контактов и обратной связи между субъектами отно-
|
|
гецдерные отношения в системе межличностного взаимодействия 289
теНий и наличие эмоциональной основы отношений. Другими словами, эхо эмоционально насыщенные, т. е. экспрессивные отношения. При изучении межличностных гендерных отношений важно помнить, что это отношения между знакомыми людьми; время знакомства должно быть достаточным для формирования эмоциональных связей между субъектами отношений, большую роль в характере сложившихся отношений играют психологические особенности участников этих отношений.
По аналогии с другими видами межличностных отношений в структуре гендерных отношений выделяются три компонента — когнитивный (гностический, информационный), аффективный (эмоциональный) и поведенческий (практический, регулятивный).
Когнитивный компонент предполагает осознание того, что нравится или не нравится в существующих отношениях с конкретным партнером по взаимодействию (Социальная психология. 20021.
Аффективный компонент находит свое выражение в различных эмоциональных переживаниях людей по поводу взаимосвязей между ними. «Это, прежде всего, положительные и отрицательные эмоциональные состояния, конфликтность состояний (внутриличностная, межличностная), эмоциональная чувствительность, удовлетворенность собой, партнером, работой и т. д.» |Обозов Н.Н. 1979. С. 5|.
Эмоциональное содержание межличностных отношений (иногда его называют валентностью) изменяется в двух противоположных направлениях: от конъюнктивных (позитивных, сближающих отношений) к индифферентным (нейтральным) и дизъюнктивным (негативным, разделяющим отношениям) и наоборот |Андреева Г.М., 1996). Варианты проявлений интерперсональных отношений огромны. Конъюнктивные чувства проявляются в различных формах позитивных эмоций и состояний, демонстрация которых свидетельствует о готовности к сближению и совместной деятельности. Индифферентные чувства предполагают проявления нейтрального отношения к партнеру. Сюда можно отнести безучастность, безразличие, равнодушие и пр. Дизъюнктивные чувства выражаются в проявлении различных форм негативных эмоций и состояний, что расценивается партнером как отсутствие готовности к дальнейшему сближению и общению. В отдельных случаях эмоциональное содержание межличностных отношений может быть противоречивым.
|
|
Поведенческий компонент межличностных отношений реализуется в конкретных действиях. В случае, если один из партнеров нравится Другому, поведение будет доброжелательным, направленным на оказание помощи и продуктивное сотрудничество. Если же объект не симпатичен, то интерактивная сторона общения будет затруднена [Социальная психология. 2002|.
Отличия в изучении гендерных отношений в сравнении с другими видами межличностных отношений задаются выделенными нами общими параметрами анализа гендерных отношений независимо от уровня их
290 Психология гендерных отношений: теория и практика
функционирования. Такими основаниями, характерными для всех уровней гендерных отношений, являются: поляризация, дифференциация позиций мужчин и женщин, явления доминирования, власти, подчинения. Дифференцированность ролей и статусов мужчин и женщин как субъектов межличностных отношений и иерархичность, соподчинен-ность их позиций являются одними из основных параметров анализа гендерных отношений в микросреде. Напомним, что эти параметры анализа гендерных отношений будут касаться и объективной стороны — реальных практик взаимодействия, и субъективной, т. е. гендерных установок мужчин и женщин как субъектов межличностных отношений. Таким образом, от других разновидностей гендерных отношений межличностные гендерные отношения отличаются наличием выраженной эмоциональной составляющей, сопровождающей весь процесс формирования и развития отношений. Кроме того, в гендерных межличностных отношениях очень значима роль личностных особенностей участников отношений, а также процесса общения, на фоне которого отношения складываются и функционируют.
Супружеские отношения как разновидность гендерных отношений в межличностном взаимодействии
В качестве объекта для рассмотрения моделей гендерных отношений, функционирующих в сфере межличностного взаимодействия, мы выбрали семейные отношения между мужем и женой; при этом мы руководствовались следующими соображениями: во-первых, в супружеских отношениях наиболее ярко представлены все признаки, присущие межличностным отношениям (взаимная направленностью субъектов отношений друг на друга, наличие реальных непосредственных контактов, существование в отношениях выраженной эмоциональной основы, интенсивное общение); во-вторых, в супружеских отношениях наиболее явно представлена и специфика гендерных отношений, заключающаяся в различных социокультурных предписаниях к содержанию и исполнению мужчинами и женщинами семейных ролей. Поскольку семья представляет собой сферу непосредственного взаимодействия обоих полов, она неотделима и от гендерных конструкций.
Еще один аргумент в пользу выбора супружеских отношений для анализа гендерных отношений микроуровня заключается в том, что данный вид отношений уже изучался некоторыми исследователями, ориентированными на гендерную проблематику, и поэтому появляется возможность воспользоваться их результатами (Барсукова С.Ю., РаДа' ев В.В., 2000; Гурко Т., Босс Т., 1995; Здравомыслова О.М., 2003; Клецин А.А., 2003; Сафарова Г.Л., Клецин А.А., Чистякова Н.Е. 20021-
Рассмотрим особенности супружеских отношений, используя выделенный параметр для анализа гендерных отношений — дифференцир0'
Гендерные отношения в системе межличностного взаимодействия 291
данность ролей мужчин и женщин. Обратимся к результатам эмпирических исследований, посвященных изучению распределения ролей между мужем и женой в семье. В реальной практике семейной жизни распределение ролей в семье находит отражение в характере разделения домашних обязанностей между мужьями и женами.
В конце 70-х годов 92 % советских женщин трудоспособного возраста работали вне дома. Повсеместная занятость женщин профессиональной деятельностью способствовала созданию мифа о равенстве женщин и мужчин в Советском Союзе. Действительно, по формальным параметрам профессиональные роли женщин приблизились к профессиональным ролям мужчин. А как изменились семейные роли женщин? Практически никак. «Двойная занятость», «двойной рабочий день» — это одна из основных проблем семейных женщин доперестроечного периода. Женам было дано право на равное с мужьями участие в общественном труде наряду с исключительным «правом» на труд домашний. Исследователи О. Дудченко и Л. Ясная (19951 сопоставили результаты исследований, проведенных в разные годы, о временных затратах на домашний труд мужчинами и женщинами. Эти данные приводятся в таблице 18.
Таблица 18
Затраты времени на домашний труд (работающее население) в СССР* (данные выборочных исследований)
Годы, регионы | Часы в неделю | |
Мужчины | Женщины | |
1923-1924 (большие города Европейской части СССР) | 13 | 34 |
.1936(большие города Европейской части СССР) | 12 | 34 |
1 '"> • 1968 (большие города Европейской части СССР) | 12 | 27 |
1967-1970 (большие города Европейской части СССР) | 10 | 27 |
1980 (Западная Сибирь) | 13 | 32 |
.1982(Керчь) | 12 | 28 |
J986 (Псков) | 15 | 27 |
"Приводится по: Дудченко О., Ясная Л., Дейнз Ш. Работа женщины и семья // Семья на пороге третьего тысячелетия. М.: Центр общечеловеческих ценностей. 1995. С 135.
Приведенные в таблице 18 данные исследований разных лет показывают, что с годами мало что менялось — женщины, как и прежде. Уделяли домашним делам и уходу за детьми времени в два-три раза больше, чем мужчины. С того момента, когда внедомашний оплачиваний труд женщины превратился из вынужденной необходимости в Массовое общественно одобряемое явление, наметилась тенденция трансформации традиционных внутрисемейных отношений. Предполагалось, что если женщина взяла на себя выполнение функций по материальному обеспечению семьи, то мужчина возьмет на себя функции, связанные
292 Психология гендерных отношений: теория и практика
с домашним хозяйством, т. е. и мужские и женские обязанности не будут жестко привязаны к полу, а будут выполняться супругами поровну, однако этого не произошло. «Во всем мире на долю женшин выпадает основная работа по уходу за детьми и ведению домашнего хозяйства. Женщины в большинстве случаев сочетают домашнюю работу с работой вне дома, часто не отражаемой традиционной статистикой рабочей силы. И женщины, как правило, трудятся значительно больше времени, чем мужчины, если учитывать работу на рынке труда и домашнюю» [Гендерные проблемы и развитие. 2001. С. 69|
Чтобы представить реальную ситуацию распределения внутрисемейных ролей между мужчинами и женщинами в нашей стране накануне периода перестройки, обратимся к анализу результатов социологического исследования, проведенного М.Ю. Арутюнян |1987). Это исследование было посвящено изучению внутрисемейных гендерных отношений и, в частности, проблемы «двойной нагрузки» женщины. Все изученные семьи были разделены на три типа: традиционные семьи, эгалитарные и семьи промежуточного типа. Данная типология была построена на основе одного критерия — характера ролевого распределения в бытовой сфере. Традиционные семьи — это семьи, где все домашние обязанности строго делятся на «мужские» и «женские», и большую часть этих обязанностей выполняет жена. Эгалитарные семьи характеризуются совместным разделением семейных ролей без разделения их на «мужские» и «женские», таким семьям присуща взаимозаменяемость супругов в домашних делах. В семьях промежуточного типа не был выражен типичный вариант распределения внутрисемейных ролей. Процентное соотношение типов семей оказалось следующим: традиционные семьи составили 31%, эгалитарные — 29%, промежуточные — 40%.
Результаты исследований, проведенные в последние годы, свидетельствуют о том, что хотя мужчины и стали больше внимания уделять домашним обязанностям, сфера домашнего труда все равно осталась преимущественно женской прерогативой. Так, обратимся к результатам стандартизированного опроса 752 глав городских домашних хозяйств (1998 год), проведенного в трех регионах России (Москва, Нижний Новгород, Иваново) (таблицы 19 и 20).
Таблица 19 Структура mpyda супругов*
| Виды труда | ||||
Рыночный | Домашний | Подсобный | Совокупный | ||
Мужчины | Часыв неделю, 38,0 | 23,0 | 4,7 | 65.7 | |
Доля (%) | 55.3 | 37,3 | 7.4 | 100 | |
Женщины | Часы в неделю, 25,7 | 42,7 | l.s | 77,7 | |
Доля (%) | 30.3 | 63,7 | 6,0 | 100 _J |
Гендерные отношения в системе межличностного взаимодействия 293
Таблица 20
Сравнительный вклад супругов в совокупный семейный труд. %**
| Виды труда | |||
Рыночный | Домашний | Подсобный | Совокупный | |
Доля мужчины | 62 | 31 | 49 | ■1Г> |
Доля женщины | 38 | 69 | 51 | 55 |
Всего | 100 | 100 | 100 | 100 |
* Приводится по: Барсукова С.Ю., Радаев В.В. Легенда о гендере. Принципы распределения труда между супругами в современной городской семье // Мир России. 2000. № 4. С. 88^
** Приводится по: Барсукова С.Ю.. Радаев ВВ. Легенда о гендере. Принципы распределения труда между супругами в современной городской семье // Мир России. 2000. № 4. С. 89'
Представленные данные свидетельствуют о том, что в системе распределения домашних обязанностей между супругами в основном сохраняется ситуация дифференциации ролей: домашними делами в большей мере занимаются женщины, а рыночными видами труда — мужчины. Вклад женщин в совокупный семейный труд больше, чем вклад мужчин, при этом женщины больше времени, чем мужчины, тратят на выполнение домашних обязанностей.
О дифференциации видов деятельности между супругами при выполнении домашних обязанностей свидетельствуют результаты исследования (таблица 21), в котором выяснялись содержательные вопросы распределения домашних обязанностей между мужем и женой |Кле-цин А.А., 2003]'.
В таблице 21 приведены результаты оценок реального состояния дел в семьях респондентов. Практически все виды домашних работ, за исключение ремонта бытовых приборов, как правило, жены выполняют существенно чаще, чем мужья. Примерно в половине опрошенных семей мужья совместно с женами занимаются уборкой квартиры, покупкой продуктов, ухаживают за детьми и занимаются с ними. А такими видами домашних дел, как приготовление пищи, мытье посуды, стирка, мелкий ремонт одежды, как правило, занимаются жены. При такой практике распределения домашних обязанностей вряд ли может идти речь о внутрисемейном тендерном равенстве.
Данные опроса жителей Санкт-Петербурга и Тулы (1999 год), руководитель исследования СИ. Голод. Общий объем выборки N=1100 (Санкт-Петербург — 700, Тула — 400), для каждого из городов была построена маршрутная районированная квотная выборка, в которой квоты составлялись для всех административных районов в соответствии с численностью проживающего в них населения и характером жилищной застройки района. Выборка репрезентативна населению Санкт-Петербурга и Тулы по полу и возрасту.
294 Психология гендерных отношений: теория и практика
Таблица 21
Распределение ответов на вопрос: «Кто в Вашей семье
обычно выполняет следующие виды домашней работы?*
(в % от числа ответивших) %
Вид работы | Жена | Муж | Жена с мужем или по очереди |
Мелкий ремонт одежды | 78,7 | 5,8 | 15,5 |
Стирка | 78,0 | 5,3 | 16,7 |
Приготовление пищи | 74,3 | 2.6 | 23,1 |
Мытье посуды | 53.6 | 6,7 | 39,7 |
Уход за ребенком | 46,6 | 0,7 | 52,7 |
Оплата счетов | 44,6 | 23.7 | 29,7 |
Уборка квартиры | 42,8 | 4.7 | 52,5 |
Покупка продуктов | 34.8 | 11.8 | 53,4 |
Занятия, игры с ребенком | 20.4 | 4.9 | 74.7 |
Мелкий ремонт бытовой приборов, мебели | 0,9 | 89,8 | 'U |
Убедительные свидетельства распространенности дифференцирующих практик при выполнении внутрисемейных дел были получены также в исследовании О.М. Здравомысловой [20031.' В таблице 22 приводятся данные о характере распределения семейных обязанностей в обследованных семьях.
Анализ данных, приведенных в таблице 22, показывает, что во многих семьях семейные обязанности распределяются по традиционному типу: муж выполняет «мужскую» работу, а жена — «женскую» (об этом говорят 79% мужей и 58% жен). По мнению 45% мужей, жена больше, чем муж, посвящает времени домашней работе и уходу за детьми. Вместе с тем более половины опрошенных (64% мужей и 74% жен) утверждают, муж и жена делят поровну все обязанности по дому и воспитанию детей. Эти ответы входят в некоторое противоречие с результатами ответов на специальный вопрос о распределении обязанностей, связанных с детьми. По полученным данным оказывается, что воспитание и уход за детьми остаются почти исключительно женской сферой в России (так считают 82% жен и 77% мужей); напротив, в чешском опросе 60% супружеских пар считают, что воспитание и уход за детьми — дело обоих супругов в равной степени |Здравомыслова О.М. 2003. С. 100).
Исследование «На пути к разнообразию семейных моделей. Экономический вклад супругов и семейная власть» (1997-1998) проводилось в Москве и Праге. В исследовании использовался анкетный опрос (150 семей в Москве и 150 семей в Праге, опрашивались мужья и жены) и интервью (10 семей в Москве и 10 семей в Праге). Возраст респондентов — от 25 до 50 лет, в каждой из семей хотя бы один из супругов имел высшее образование.
Гендерные отношения в системе межличностного взаимодействия 295
Таблица 22
Распределение семейных обязанностей в семье (в % от числа ответивших)*
Распределение обязанностей | Прага | Москва | ||
Муж. | Жен. | Муж. | Жен. | |
Муж — кормилец семьи, жена заботится о доме и детях | 54 | 51 | 73 | 58 |
Муж выполняет «мужскую» работу, а жена — «женскую» работу_ | 40 | 20 | 79 | 52 |
Муж больше, чем жена, посвящает времени домашней работе и уходу за детьми | 4 | 1 | 12 | 10 |
Жена больше, чем муж, посвящает времени домашней работе и уходу за детьми | 43 | 27 | 45 | 27 |
Тот из супругов, кто меньше занят на работе, посвящает больше времени дому и воспитанию детей | 66 | 63 | 77 | 87 |
Тот из супругов, кто меньше зарабатывает, делает основную работу по дому и уходу за детьми | 16 | 12 | 8 | 9 |
Муж и жена делят поровну все обязанности по дому и воспитанию детей | 45 | 62 | 64 | 74 |
Респонденты выражали согласие или несогласие по каждому высказыванию, поэтому сумма по столбцу больше 100%.
* Приводится по: Здравомыслова ОМ. Семья и общество: тендерное измерение российской трансформации. М.: Едиториал УРСС. 2003. С. 99.
Итак, мы рассмотрели аспект гендерных отношений между супругами, представленный особенностями распределения семейных обязанностей; между мужьями и женами (параметр для анализа — наличие либо отсутствие дифференциации семейных ролей и обязанностей). Обобщая приведенные результаты исследований, можно заключить, что в современных семьях распространены два типа практик распределения семейных обязанностей.
Один из вариантов, менее распространенный, представлен ситуацией равноправного (эгалитарного) варианта распределения семейных обязанностей, при этом все виды семейных забот не делятся строго на мужскую и женскую работу, мужья примерно в такой же степени, как и жены, включены в выполнение домашних. Принцип распределения обязанностей в семье либо равноправный, т.е. муж и жена делят поровну все обязанности по дому и воспитанию детей, либо ситуативный, т.е. больше времени дому и воспитанию детей посвящает тот из супругов, кто меньше занят на работе.
Другой вариант, более распространенный, представлен ситуацией, при которой большую часть всей домашней работы выполняют жены. При этом дифференциация мужских и женских ролей в семье, разделение семейных дел на женскую и мужскую работу сохраняется как Устойчивое явление современной семейной жизни.
296 Психология гендерных отношений, теория и практика
Обратимся к рассмотрению наиболее распространенных интерпретаций и концептуализации, объясняющих феномен устойчивой асимметрии распределения хозяйственных обязанностей в семье. Наиболее часто встречающиеся в современной литературе объяснительные концепции асимметричного распределения домашних дел между мужем и женой можно разделить на две группы:
— концепции, в которых гендерные идеи никак не представлены;
— концепции, опирающиеся на гендерный подход и использующие практику гендерного анализа.
Рассмотрим сначала варианты объяснений, относящиеся к первой группе выделенных нами концепций. В научных публикациях, где анализируется проблема неравномерного распределения хозяйственных обязанностей в семье, широко представлены экономические концепции (Барсукова С.Ю., Радаев В.В., 2000; ЖурженкоТ., 1996; Калабихина И., 1995; Мезенцева Е.Б., 2001, 2002).
Так, с позиции теории ресурсов домашняя работа понимается как работа, для которой не требуются особые физические, психические или квалификационные характеристики исполнителя — в большинстве случаев домашний труд требует лишь наличия свободного времени. И обладают этим главным ресурсом те, кто менее занят и/или востребован на рынке труда. Как правило, менее востребованными на рынке труде оказываются женщины, поэтому они и выполняют большую часть домашней работы.
«Новая домашняя экономика» (представляющая собой развитие ресурсного подхода) опирается на представление о семье как производственной единице, создающей «семейный капитал». Основными ресурсами в его производстве выступают товары и услуги, покупаемые на рынке, и время членов семьи. Ценность времени определяется альтернативными издержками (т. е. возможной рыночной ценой выполнения домашних работ наемными работниками). Семья, максимизируя полезность, вынуждена калькулировать соотношение цены и расходов времени, затрачиваемого на труд в домашнем хозяйстве и на рынке труда. В традиционном обществе (в связи с тем, что женщины в нем, как правило, уступают мужчинам в объеме «рыночного человеческого капитала») для семьи более выгодно, когда муж работает вне дома, а жена занята домашним хозяйством. В современных условиях в связи с ростом образования и квалификации женщин их домашний труд становится «дороже», решение о характере распределения домашних обязанностей становится проблематичнее и требует постоянного контроля и уточнения.
В теории относительной производительности для обоснования неравномерного распределения домашних обязанностей между супругами используются показатели их производительности на рынке труда. Домашняя работа выполняется тем членом семьи, рыночная производи-
Гендерные отношения в системе межличностного взаимодействия 297
тельность которого меньше (производительность измеряется уровнем материального вознаграждения и позициями в публичной статусной иерархии). Хотя обычно заработок и скорость карьерного продвижения мужа выше и логично было бы возложить домашний труд на жену, но нарастающая вариативность материальных и статусных позиций супругов на рынке труда должна (согласно теории относительной производительности) находить свое отражение в распределении домашних обязанностей в семье.
Основные критические замечания в адрес экономических подходов к анализу домашнего труда сводятся к тому, что главным здесь является «единая функция полезности» домохозяйства, а значение индивидуальных решений игнорируется; вне рациональных калькуляций остаются такие неэкономические переменные, как привычки, традиции, вкусы, личностные склонности, религиозные предпочтения и т. п.
Среди социологических и социально-психологических концептуализации разделения домашнего труда можно выделить следующие основные теории:
— теория половых ролей Т. Парсонса (жене отводится экспрессив
ная роль в семье, а мужу — инструментальная. Жена несет ответст
венность за поддержание благоприятного эмоционального климата в
доме, муж — за материальное обеспечение семьи и налаживание внеш
них социальных контактов. Подобная ролевая дифференциация детер
минирована функциональными требованиями развитого индустриально
го общества, требующего от любой малой социальной группы (в том
числе и от семьи, домохозяйства) отчетливой ролевой структуры);
— теория социализации (традиционное распределение домашних обязанностей приводит к тому, что мальчики и девочки стремятся овладевать умениями и навыками, соответствующими их полу, и не приобретают неполоспецифичные умения; такой опыт первичной социализации не позволяет мужчинам овладеть навыками, необходимыми Для выполнения домашних дел) |Берн Ш., 20011;
— ролевые теории (используют логику биологической или психологической редукции, отдают приоритет психологически аранжированным эволюционно-биологически обусловленным различиям между полами и моделям поведения, мало подверженным трансформациям при изменении положения женщин в социальном и экономическом пространстве) (Барсукова С.Ю., Радаев В.В., 2000];
— теории легитимизации поведенческих образцов (общественно
закрепленная легитимность лидерства/доминирования мужчин и под
чиненности женщин в социальной сфере транслируется на уровень
семьи, давая мужчинам право выбирать степень участия в домашнем
хозяйстве; учитывая невысокую престижность, рутинность домашнего
труда мужчины, реализуя упомянутое право выбора, минимизируют свое
Участие в таком труде) |Барсукова С.Ю., Радаев В.В.. 2000].
298 Психология гендерных отношений: теория и практика
Теперь кратко остановимся на интерпретациях устойчивой асимметрии распределения хозяйственных обязанностей в семье, опирающихся на гендерный подход и учитывающих гендерные идеи. Прежде всего важно подчеркнуть значимость феминистского подхода- поскольку общественная (политическая) и исследовательская проблематизация неравенства в разделении домашнего труда — заслуга прежде всего феминисток.
В соответствии с феминистскими идеями многочисленные семейные обязанности и домашний бесплатный труд подавляют личность женщины, мешают ее развитию и самореализации. Естественно, что такая несправедливость должна быть устранена. Поскольку роли полов не являются врожденными, а выступают следствием социализации, то они могут быть модифицированы и изменены в результате целенаправленной практической деятельности. Применяя гендерно-нейтральные методы воспитания детей, оптимизируя образовательный процесс в средней и высшей школе, «феминизируя» средства массовой информации и органы управления и используя иные способы, можно добиться «изменения общества изнутри» и устранить несправедливость в сфере распределения семейных обязанностей (Томпсон Д.Л., Пристли Д. 1998. С. 85].
В работе феминистки Энн Окли «Социология работы по дому» показано, что домашняя работа воспринимается женщинами именно как работа, и что роль домохозяйки была социально сконструирована в процессе индустриализации и ныне поддерживается идеологией женственности и хозяйственного предназначения женщин. Широко распространенный идеологический стереотип восприятия мужчины как добытчика средств к существованию служит оправданием его меньшего участия в домашнем труде (подробнее см.: Тартаковская И.Н. 1997. С. 98-100; Томпсон Д.Л., Пристли Д. 1998. С. 188-190).
Критики феминистского подхода подвергали сомнению как теоретические предпосылки, так и практические последствия либеральной идеи равенства и «безразличного к полу» законодательства, игнорирующего биологические различия полов, и социальные реалии и природу гендерно сконструированного общества |Клецин А.А., 2003]. Видимо, можно согласиться со следующим суждением Валери Брайсон: «Возможно реформы и "поэтапное социальное строительство" являются лучшим путем для женщин, но этот путь только тогда будет успешным, если он основывается на понимании сложности структур власти и.взаимосвязанности "общественной" и "частной" сфер жизни» |Брайсон В. 2001. С. 188|.
В рамках гендерного подхода, основанного на феминистской теории, отмечается, что поскольку гендерная система теоретически отличается от конкретных семейных форм каждого конкретного исторического периода, то семья не рассматривается в качестве основного фокуса угнетения женщин, при этом признается разнообразие семейных форм у
Гендерные отношения в системе межличностного взаимодействия 299
разных классов, расовых и этнических групп и того, что они предлагают мужчинам и женщинам в разных экономических условиях |Ферри М. 1999. С. 78|.
С позиций тендерной перспективы феномен неравномерного распределения домашних обязанностей в семье может объясняться тем символическим значением, которым наделяется домашняя работа iHoch-schild A., 1989J. Женщины часто рассматривают выполнение домашней работы как выражение любви и заботы о своих близких, поэтому жена и/или мать старается выполнить все основные домашние дела и может ощущать вину, если она не успела что-то сделать для семьи, или если какая-то работа выполнена ею не достаточно качественно. Для мужей домашняя работа часто символизирует субординацию. Так, например, в армии аналогичные домашнему труду виды деятельности выступают в качестве наказания. В соответствии с таким символическим значением домашней работы мужчины будут стремиться ее избегать. Как показывает исследование отдельных случаев, когда домашняя работа несет оттенок субординации, а не заботы, оба партнера в парах среднего класса сражаются и конфликтуют, чтобы ее избежать |Ферри М. 1999. С. 89-911.
Следует заметить, что особая значимость гендерного анализа асимметрии распределения хозяйственных обязанностей в семье заключается в том, что гендерный подход предполагает отказ от концепции «природных половых различий» и «половых ролей», делая акцент на институциональном контексте и контексте взаимодействия субъектов гендерных отношений (Гурко Т.А. 2001. С. 3411.
Теперь рассмотрим особенности гендерных отношений в семье, используя параметр иерархичности позиций супругов как субъектов межличностных отношений. В системе супружеских отношений муж и жена могут занимать либо равноправные, либо неравноправные позиции. Позиция равноправия — это симметричная позиция, она характеризуется тем, что оба супруга имеют равные права и обязанности, никто не подчинен другому; возникающие проблемы решаются путем соглашения или компромисса, никто из супругов не доминирует, не подавляет и не подчиняет себе другого участника отношений |Шнейдер Л.Б. 2000).
Неравноправные позиции в системе супружеских отношений порождают ситуации, в которых один распоряжается, приказывает, другой подчиняется, ожидает совета или инструкции. При этом подчинение может быть добровольным, либо вынужденным. Если в паре у одного из супругов выражена ориентация на доминирование, а у другого — на подчинение, то отношения их будут комплиментарными, если же и Для мужа, и для жены будет характерна ориентация на доминирование Или зависимость, то отношения их будут некомплиментарными, а поведение будет отличаться конфликтностью и непродуктивностью действий. Позиция доминирования предполагает принятие социальной ответ-
300 Психология гендерных отношений: теория и практика
ственности за тех, кто подчиняется. Задача доминирующей личности в диаде — обеспечение безопасности, координация действий, определение перспектив и развития участников диадического взаимодействия.
По каким эмпирическим показателям мы можем судить о выраженности доминантной или подчиненной позиции мужа и жены в системе межличностных отношений? Информацию о статусах и позициях супругов в системе их взаимоотношений можно получить, анализируя данные эмпирических исследований, в которых изучаются вопросы, посвященные проблеме супружеской власти или главенства в семье. Показателями занимаемой позиции в системе гендерных отношений могут служить сведения о главенстве мужа либо жены в семье. В специальной литературе долгое время употребляли термин «глава семьи». Это институциональная характеристика обозначала лицо, которому беспрекословно подчинялись другие члены семьи (в патриархальной семье, как правило, такой статус был у мужа или у кого-либо из представителей старшего поколения) |Гурко Т.А., Босс П., 1995|.
Статус главы семьи предполагает, прежде всего, приоритет в и распределении ресурсов и принятии решений, касающихся жизнедеятельности семьи. Доминирующую позицию занимает тот член семьи, кто распоряжается ресурсами семьи и чаще принимает решения, значимые для функционирования семьи и всех ее членов. Рассмотрим результаты исследований, посвященных изучению вопросов принятия решений в семье и отражающие ситуацию семейного главенства. В таблицах 23 и 24 приведены результаты исследований, проведенных в 1980 и 1989 годах Т.А.Гурко 11995].
Таблица 23 Характер принятия семейных решений. %*
Семейные проблемы | Муж | Жена | Оба супруга | |||
Ответы мужей | Ответы жен | Ответы мужей | Ответы жен | Ответы мужей | Ответы жен | |
Распоряжается деньгами | 1.9 | 1,6 | 52.4 | 53.0 | 44.5 | 42,6 |
Организует свободное время | 12.9 | 8.8 | 14,1 | 27,9 | 62.7 | 52.7 |
Решает хозяйственные вопросы | 3.4 | 1,9 | 38,2 | .37,6 | 54.2 | 52.4 |
* Исследование проводилось в Москве в 1980 году иод руководством А.Г. Харчева и М.С. Маиковского. В исследовании приняли участие 319 семей, имеющих детей подросткового возраста (14-16 лет).
Гендерные отношения в системе межличностного взаимодействия 301
Таблица 24 Характер принятия семейных решений, %*
Семейные проблемы | Муж | Жена | Оба супруга | Родители | ||||
Ответы мужей | Ответы жен | Ответы мужей | Ответы жен | Ответы мужей | Ответы жен | Ответы мужей | Ответы жен | |
Распоряжается деньгами | 8,2 | 9,4 | 30.5 | 30.0 | 58,4 | 58.8 | 0,9 | — |
Организует свободное время | 15.9 | 13.7 | 19,7 | 21,0 | 61.1 | 52.7 | — | — |
Решает хозяйственные вопросы | 6,0 | 4,7 | 29.2 | 36.5 | 57.5 | 52,8 | 2,6 | 3.0 |
Определяет воспитание ребенка | 5.3 | 3.6 | 25.5 | 26.4 | 69.7 | 68,9 | 0.4 | 1.0 |
Имеет решающее слово при обсуждении большинства других вопросов | 22.7 | 15.5 | 13.3 | 20.2 | 57,1 | 58.8 | 1.3 | 1.3 |
* Исследование 233 молодых семей в 1989 году. Стаж совместной жизни супругов — от 1 до 7 лет. Выборка случайная. Отбор пар осуществлялся по месту работу одного из супругов в двух районах Москвы, второй супруг опрашивался на дому.
Очевидно, что практически во всех сферах семейной жизни жена чаще, чем муж, принимает решения, хотя есть немало семей, где это делают оба супруга. В тех семьях, где нет практики совместного решения проблем, жена, а не муж, в основном распоряжается деньгами, организует свободное время семьи, решает хозяйственные вопросы, определяет, как надо воспитывать ребенка, имеет решающее слово при обсуждении большинства других вопросов, важных для организации семейной жизни. На протяжении 30 лет (исследования 60-х — 80-х годов) доминирование женщины возросло. По данным исследований, проведенных в 80-е годы, жена начинает доминировать во всех сферах в значительной части семей [Гурко Т.А., Босс П. 1995. С. 51].
Исследования, проведенные в 90-е годы, подтверждают тенденцию о доминирующей позиции жен в принятии решений, важных для повседневной жизни семьи. Так. результаты исследования, проведенного под руководством Н. Римашевской в 1996 году в Москве (1090 человек), позволили прийти к выводу о том, что жены в целом принимают больше решений, связанных с жизнью семьи, даже по оценкам самих мужей. Авторы работы «Окно в русскую частную жизнь», подготовленной по Результатам данного исследования, подчеркивают: «Идея о доминировании мужей как главы домохозяйства вряд ли может быть сегодня приложима к московским семьям» (Римашевская Н. и др. 1999. С. 137|.
Аналогичные выводы вытекают и из результатов исследования, проведенного А.А. Клециным (таблица 25).
302 Психология гендерных отношений: теория и практика
Таблица 25
Результаты ответов на вопрос:
*Как в Вашей семье распределены домашние заботы?*
(в % от числа опрошенных)*
Круг проблем | Принимает решение жена | Принимает решение муж | Принимает решение жена вместе с мужем |
Решение повседневных хозяйственных вопросов | 66.2 | 3.3 | 30.5 |
Решение о повседневных денежных тратах | 61,3 | 3.9 | 34,8 |
Основные вопросы воспитания детей | 33.4 | 3.8 | 62,8 |
Решение о характере досуга | 20.0 | 7,4 | 72,6 |
Решение о крупных денежных тратах | 10.4 | 13,6 | 76.0 |
Решающее слово в семейных вопросах | 19.0 | '21.0 | 57,0 |
* Данные опроса жителей Санкт-Петербурга и Тулы (1999 год), общий объем выборки 1100 человек.
Цифровые данные, приведенные в таблице 25, показывают нам, что в большинстве семей решения по поводу повседневных денежных трат и хозяйственных дел принимаются женами. Вопросы, связанные с организацией свободного времени членов семьи, покупкой дорогостоящих вещей, воспитанием детей обсуждаются совместно мужем и женой, а решения принимаются коллегиально. В четвертой части обследованных семей (24%) решающее слово в семейных вопросах принадлежит мужьям, а в пятой части семей (19%) не только повседневные вопросы, но все другие дела решаются женами.
В целом приведенные данные свидетельствует о следующем: в большинстве городских семей основные вопросы, связанные с организацией повседневной жизни семьи, как правило, решаются женами, а проблемы нерутинные, возникающие периодически в определенных условиях, как правило, решаются супругами совместно.
К каким объяснительным концепциям мы можем обратиться, чтобы проинтерпретировать эмпирические факты доминирующей женской позиции в семье? Рассмотрим варианты объяснений, предлагаемых в рамках системы социологического знания.
Анализируя ситуацию женского доминирования в семье, социолог Т.А. Гурко считает, что причины такой позиции имеют исторический и социально-экономический характер. В тоталитарном государстве, каковым было наше государство на протяжении десятилетий, немногие мужчины могли самоутвердиться, не идя при этом на компромисс со своей совестью. Сформировавшаяся психология «человека-винтика» не изжита до сих пор. Тенденция женского лидерства в семье стала осо-
Гендерные отношения в системе межличностного взаимодействия 303
бенно ощущаться, начиная с послевоенного периода, когда резко возросла численность работающих женщин. Активное участие женщин в профессиональной деятельности, их высокий образовательный статус способствовали упрочению лидирующей позиции в семье. Кроме того, в России многие женщины работают по тем профессиям — воспитательницами в дошкольных учреждениях, учителями, судьями и т. д., — которые формируют властные, командные, дисциплинирующие психологические качества личности. В результате модель внесемейного поведения невольно переносится на семью (Гурко Т.А., Босс П. 1995|.
Рассматривая ведущую роль российских женщин в семье, социолог О.М. Здравомыслова 12002] считает, что этот феномен является не столько проявлением «патриархатного синдрома», сколько оптимальной стратегией сопротивления внешнему давлению на личность со стороны института государства. О.М. Здравомыслова подчеркивает, что в советский период, несмотря на всю его специфику, значимой была не дихотомия общественное/частное, а дихотомия государство/семья, когда семья, являясь эрзацем общественной (публичной) сферы, представляла собой антигосударство и сферу свободы. «Противопоставление частной сферы (сферы семьи) публичной (сфере власти) фактически тождественное противопоставлению добра злу. характерное еще для русской литературы, лежит в основе абсолютизации семейного ("истинного") предназначения женщин, делает особенно сложным процесс их включения в публичную, в том числе профессиональную жизнь» (Здравомыслова О.М. 2002. С. 480|. Так, по результатам исследования начала 90-х годов (Здравомыслова О.М., Арутюнян М.Ю. 19981 выяснилось, что в России семейная идентичность замужней женщины, оказалась более эффективной защитой от стресса, связанного с изменениями в социуме, чем профессиональная ориентированность. Что же касается незамужних женщин и мужчин, то справедливо обратное: легче справляются с нестабильной социальной ситуацией те из них, кто имеет выраженную профессиональную идентичность.
Ориентируясь на систему социально-психологического знания, для объяснения женского лидерства в решении вопросов повседневной жизни семьи можно обратиться к ситуационной теории лидерства (Андреева Г.М., 1996]. В соответствии с данной теорией лидерство — продукт ситуации. В различных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других по ряду каких-то качеств и умений, но поскольку именно эти качества и умения оказываются необходимыми в данной ситуации, человек, обладающий ими, становится •лидером. В процессе тендерной социализации у девочек целенаправленно формируют качества и умения, необходимые для выполнения домашних обязанностей. Будучи лучше подготовленными для решения многих задач, важных для семейной жизни, женщины и начинают выполнять лидирующую роль в семье.
304 Психология гендерных отношений: теория и практика
Рассмотрим варианты объяснения ведущей роли женщин в семье в системе гендерно-ориентированного знания.
Концепция компенсаторного поведения. Доминантная позиция женщин в сфере семейного взаимодействия выступает как компенсация их более низкого, чем у мужчин, статуса в сфере социальной жизни. Доминирование женщин в семейных отношениях может осуществляться как явно, так и неявно (скрыто, завуалировано), при помощи использования практик манипулятивного воздействия.
Концепция социальных ожиданий. Распространенные в обществе представления о нормативно должном, социально приемлемом способе поведения мужчин и женщин побуждают женщин брать на себя ответственность в сфере семейных отношений, а мужчин — в сфере внесе-мейного взаимодействия. Наличие ответственности стимулирует развитие и проявление у женщин лидерских качеств, что, в свою очередь, выражается в позиции доминирования. «Гендер как статусная характеристика индивида провоцирует определенный набор ожиданий относительно меры ответственности и компетенции, что и определяет в конечном итоге функциональную и иерархическую дифференциацию внутри домохозяйства» (Барсукова С.Ю.. Радаев ВВ. 2000. С. 79|.
Концепция идентификации. Женщины не желают отказываться от контролирующих функций в сфере домашних дел в связи с тем, что сфера семейной жизни является для жен одним из основных источников идентификации |Берн Ш. 2001. С. 289|. Данная концепция базируется на разработанном Джин Миллер подходе к психологии женщины, центрированном на отношениях (Miller J.В., 1976|. В соответствии с этим подходом подчеркивается роль отношений и значимость общения со значимыми людьми для жизни женщины. Центрированный на отношениях подход включает в себя следующие положения: 1) личностное развитие женщины происходит именно в отношениях; 2) общение с людьми определяет психологическое состояние женщин; 3) женщины ориентированы на заботу о других людях, ответственность за них; 4) центрированная на отношениях модель психологии женщины подчеркивает важность эмоциональной близости с людьми; это имеет значение для понимания роли женщины на работе и в семье |Фрейджер Р., Фейди-мен Д. 2001. С. 307|.
Таким образом, значимость отношений с членами своей семьи побуждает женщину уделять много внимания тем домашним делам, от которых зависит благоприятная атмосфера в доме (вкусная еда, чистота, порядок, уют, организованный и размеренный ритм жизни). Осознание ответственности за организацию внутрисемейной жизни своих близких способствует повышению собственной ценности в глазах женщины, утверждению ее личностной идентичности (например, об этом свидетельствуют нередкие высказывания многих женщин, которые они адресуют членам своей семьи: «Без меня вы пропадете»; «Что вы будете
Гендерные отношения в системе межличностного взаимодействия 305
без меня делать?»). Не желая отказываться от контроля за той сферой жизни, в которой окружающие и они сами признают себя более компетентными по сравнению с мужчинами, женщины сохраняют доминирующие позиции в семье, поскольку эта роль является средством поддержания их позитивной личностной идентичности.
Все предложенные выше варианты объяснений ведущей роли женщин в организации семейной жизни, их лидирующей позиции в семье рассматривают проблему с разных сторон, но в то же время следует отметить, что с позиций гендерного знания проблема анализируется в контексте взаимосвязи личностных особенностей женщин и системы внутрисемейных отношений, что представляется как перспективный путь анализа проблематики гендерных отношений.
Также необходимо подчеркнуть, что, несмотря на разнообразные подходы и мнения по поводу характера гендерных отношений в семье, сама проблематика гендерных семейных отношений как исследовательская область знания пока еще только начинает изучаться и на уровне теории, и на уровне эмпирических исследований.
Модели гендерных отношений в семье
Сложившиеся в семьях практики исполнения определенных ролей, распределения домашних обязанностей, принятия решений и другие стороны взаимодействия мужей и жен определяют устойчивые модели гендерных отношений в семье. Анализ теоретических и эмпирических исследований позволяет прийти к заключению, что в системе межличностного взаимодействия супругов гендерные отношения находят отражение в следующих двух основных моделях: партнерской и доминантно-зависимой.
Первая модель — партнерские отношения — это отношения двух равноправных субъектов, личностная ценность и значимость которых не подвергается сомнению. Супруги имеют свои индивидуализированные цели, но каждый принимает во внимание цели и интересы другого. Отношения между супругами строятся на равных, нет стремления подавить и подчинить себе партнера, выражена готовность к взаимным уступкам. Общение отличается уважительностью и корректностью, умением поставить себя на место своего партнера, понять его, вникнуть в его проблемы и ситуацию. При этом такая готовность исходит со стороны не только одного из супругов, а каждого из них.
Противоположная модель — доминантно-зависимая модель отношений — не предполагает равноправия позиций. В этом случае один из супругов побуждает другого подчиниться себе и принять цели, не согласующиеся с его собственными устремлениями и намерениями. До-минантная позиция включает в себя такие проявления в поведении, как Уверенность в себе, независимость, властность, демонстрация собствен-
306 Психология гендерных отношений: теория и практика
ной значимости, умение настоять на своем. В общении доминирующий
супруг, как правило, использует инструментальный стиль вербальной
коммуникации, часто игнорирует точку зрения собеседника, настаивает
на своем мнении и варианте решения проблемы. %
В партнерской модели гендерных отношений позиции мужа и жены равны. В системе доминантно-зависимых гендерных отношений доминирующую позицию может занимать и муж и жена. В таблице 26 даны описания типов моделей гендерных отношений в семье в зависимости от содержания показателей, раскрывающих сущность параметров, выделенных для анализа гендерных отношений.
Таблица 26
Модели гендерных отношений в семье
№ п/п | Параметры анализа гендерных отношений | Эмпирические показатели исследования гендерных отношений в семье | Доминантно-зависимая модель гендерных отношений в семье | Партнерская модель гендерных отношений в семье |
1 | Дифференциация ролей мужей и жен | Характер распределения ролей в семье между мужем и женой. Количество затрачиваемых мужем и женой часов в неделю на выполнение домашней работы | Роли распределяются без учета индивидуальных склонностей и возможностей. Женщины тратят существенно больше времени на выполнение домашних дел | Паритетный вариант распределения ролей в семье. Время, затрачиваемое мужем и женой на выполнение домашних дел, примерно одинаковое |
2 | Иерархичность статусов и позиций мужей и жен в семье | Занимаемая мужем и женой позиция в принятии решений по вопросам, значимым для жизнедеятельности семьи | Один из супругов занимает доминирующую позицию в принятии решений по вопросам, значимым для жизнедеятельности семьи | Решения принимаются согласованно, никто из супругов не занимает доминирующую позицию в принятии решений, важных для семьи |
При партнерском типе гендерных отношений в семье супруги не делят домашние обязанности на мужские и женские, роли за мужем и женой жестко не закреплены, как правило, используется гибкий вариант распределения семейных обязанностей и видов деятельности, т. е. домашние дела распределяются между супругами в зависимости от склонностей и нагрузки на работе. Муж и жена тратят на выполнение домашних обязанностей примерно одинаковое время. Решения в семье принимаются согласованно, никто из супругов не занимает доминирующую позицию, не подавляет другого, не навязывает своей точки зрения. Возникающие конфликты в семейных отношениях разрешаются конструктивно, с использованием таких тактик, как сотрудничество и компромисс. Равенство или справедливость в разделении труда и при-
Гендерные отношения в системе межличностного взаимодействия 307
нятии решений в семье способствует возникновению ощущение взаимной поддержки и взаимоответственности супругов в браке. Это является важной составляющей психологического благополучия обоих партнеров и значимо для качества их эмоциональных отношений.
Анализ литературы и приведенные результаты отечественных эмпирических исследований позволяют заключить, что эгалитаризация семейных ролей и, как следствие равноправие в межличностных отношениях не относятся к массовому явлению в семейной жизни. Так, по данным исследования М. Арутюнян |1987|, в семьях старших поколений разделение труда в основном традиционное: высокий уровень кооперации в основных сферах семейной жизни характерен только для 29% семей, низкий для 31% семей, а 40% семей образуют промежуточный тип. Среди молодых семей соответствующие показатели составляют 37% (муж наравне с женой участвует в домашних делах); 31,3% (практически все дела выполняет жена); 27,8% (муж помогает жене, но очень мало); 3.9% пар — домашнее хозяйство ведут в основном родители молодоженов.
Новая индивидуалистическая культура стремится уменьшить радикальные различия между тендерными ролями: с одной стороны, она усиливает значимость для мужчин их частной жизни, а с другой — побуждает женщин вкладывать силы в профессиональную деятельность. Однако подобная динамика развития не приводит к унификации ролей одного пола с ролями другого: тяготение к домашней жизни остается приоритетным прежде всего для женского, а не для мужского пола |Липовецкий Ж., 2003]. Характерными признаками постсовременной семьи являются ее хрупкость и отсутствие ясных, четких норм, определяющих тендерное взаимодействие. Мужчины и женщины ориентируются на отношения, лишенные патриархальной субординации, в то же время эмоциональные отношения и индивидуальные стремления выдвигаются на первый план. Это ставит под угрозу стабильность и целостность семьи [Здравомыслова О., 2002].
Идея развития эгалитарных отношений в семье у населения России пока не получила повсеместной поддержки. Наиболее распространенной До сих пор является практика традиционных гендерных ролей, влияющая на формирование доминантно-зависимого типа гендерных отношений.
При доминантно-зависимом типе гендерных отношений возможны Два варианта: в одном случае доминирующую роль в семейных отношениях играет муж, а другом — жена. Рассмотрим вариант гендерных отношений в семье, при котором муж доминирует, а жена подчиняется. Такой вариант отношений соответствует модели традиционной (патриархальной) семьи. В такой семье главная задача мужа заботиться о материальном обеспечении семьи и осуществлять общее руководство всей жизнью семьи. Основная задача жены — заниматься домом и Детьми, способствовать сплочению и взаимной привязанности всех чле-
308 Психология гендерных отношений: теория и практика
нов семьи. Распределение ролей в семье отличается четкостью и конкретностью: муж выполняет инструментальную роль, а жена экспрессивную. «Всю домашнюю работу выполняет только жена, поскольку для мужа унизительно нянчить детей или заниматься домом. Мужчина — это наделенный исключительными правами и многочисленными обязанностями, законно признанный "глава семьи"; он осуществляет функции власти и над детьми, и над женой» |Липовецкий Ж. 2003. С. 359|.
Конечно, в современных условиях традиционная семья претерпела изменения, и в настоящее время уместно говорить о модернизированной традиционной семье. Один из ведущих отечественных специалистов по проблемам семьи СИ. Голод подчеркивает: «Статистические и опросные материалы, с одной стороны, безоговорочно свидетельствуют не только о заметном распространении модернизированного варианта патриархальной семьи, но и о наличии многообразных ее моделей, характерных тем или иным этническим общностям и географическим районам бывшего Союза» [Голод СИ. 1998. С 1161.
Наилучшим образом модернизированная традиционность проступает при анализе патрилокальности (практика проживания вновь созданной семьи по месту жительства родителей мужа), патрилинейности (счет родства по мужской линии) и главенства мужа, явно проявляющееся в принятии решений по особенно важным для семьи вопросам (Голод СИ., Клецин А.А., 1994; Клецин А.А., 2000|. К примеру, о доминирующей роли мужа в системе межличностного взаимодействия свидетельствуют данные, полученные в упоминавшемся уже исследовании А.А. Клецина. Так, на вопрос «Как в Вашей семье распределены домашние заботы?» в четверти обследованных семей (24%) решающее слово в семейных вопросах принадлежит мужу (таблица 25).
По результатам отечественных социологических исследований женщины в супружеских отношениях существенно чаще, чем мужчины, занимают доминирующую позицию. Причины возникновения этого феномена уже обсуждались выше, тем не менее важно подчеркнуть самые общие моменты относительно этого явления. Представляется, что доминирующая позиция жен в системе гендерных отношений прежде всего связана с тем, что женщины выполняют большую часть домашних обязанностей. «Во всех регионах мира около 75% (с небольшими колебаниями) нагрузки по ведению домашнего хозяйства ложатся на женщин» (Малышева М.М. 2001. С. 94).
Инвестиции женщин в семью неуклонно порождают их независимость, обретение ими смысла жизни, а также власти и расположения к себе со стороны близких. Такая практика распределения ролей в семье способствует развитию у женщин новых навыков, умений и качеств личности, которые, в свою очередь, влияют на закрепл