Определение и типология гендерных стереотипов

В отечественной литературе определение гендерных стереотипов было предложено в статье О.А. Ворониной и Т.А. Клименковой «Гендер и культура». Гендерные стереотипы — стандартизированные представ­ления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие по­нятиям «мужское» и «женское». Гендерные стереотипы являются наи­более ярким и эффективным механизмом формирования традиционного гендерного поведения и социальных ролей [Воронина О.А., Клименко-ва Т.А. 1992. С. 16]. Сходное определение гендерных стереотипов пред­лагается американским психологом Д. Мацумото: «Гендерные стереоти­пы — психологические и поведенческие характеристики, традиционно приписываемые мужчинам либо женщинам» [Мацумото Д. 2002. С. 189|.


248                        Психология гендерных отношений: теория и практика

Отличие в этих определениях гендерных стереотипов связано с тем, что в первом определении акцент сделан на понимании гендерных стереотипов как компонента культуры, а во втором — как социально-психологической характеристики личности.

Рассмотренные определения гендерных стереотипов ориентируют нас на анализ гендерных стереотипов в двух ракурсах: первый связан с анализом гендерных стереотипов как атрибута социальной и культурной жизни общества. Гендерные стереотипы как продукт культуры пред­ставляют собой существующие в сознании людей нормативные модели относительно поведения и психологических характеристик мужчин и женщин. Эти модели упрощенные и схематичные, они помогают человеку систематизировать информацию о мужчинах и женщинах не как об индивидуальностях, а как о представителях больших социальных групп. В контексте анализа этих вопросов в предыдущем параграфе мы можем говорить о гендерных стереотипах как механизмах утверждения андро-центричной культуры, при этом следование тендерным стереотипам выступает как неизбежное следствие повседневного психологического функционирования в мире данной культуры.

Второй ракурс анализа связан с акцентом на гендерных стереотипах как индивидуальном когнитивном конструкте личности, который явля­ется следствием восприятия мужчин и женщин как представителей гендерных групп. Гендерные стереотипы — инструмент классифицика-ции окружающих людей на основании их половой принадлежности; кроме того, они выступают как ориентиры ожиданий в отношении поведения мужчин или женщин, с которыми человек взаимодействует. Психологические и поведенческие характеристики мужчин и женщин, наполняющие гендерные стереотипы, на субъективном уровне становят­ся нормативными эталонами, с которыми субъект соотносит и характе­ристики своей тендерной идентичности, и личностные особенности муж­чин и женщин, которые его окружают.

Описываемые в литературе гендерные стереотипы можно объединить в три группы |Клецина И.С.,'1998].

Первая группа гендерных стереотипов — это стереотипы маску-линности-фемининности. Мужчинам и женщинам приписываются вполне определенные психологические качества и свойства личности.

Маскулинность-фемининность — нормативные представления о со­матических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин. Обыденное сознание склонно абсолютизировать психофизиологические и социальные различия полов, отождествляя мас­кулинность с активно-творческим, культурным началом, а феминин-ность — с пассивно-репродуктивным, природным. Эти нормативные представления (стереотипы) явно и, что важно, иерархически противо­поставляют мужчин и женщин: мужчины доминантны, независимы, компетентны, самоуверенны, агрессивны и склонны рассуждать логи-


Гендерные отношения в системе межгруппового взаимодействия                      249

чески; женщины покорны, зависимы, эмоциональны, конформны и неж­ны |Психология. Словарь. 1990|.

Итак, стереотипы маскулинности-фемининности отражают сформи­ровавшиеся в общественном сознании конкретные ожидания способов социального поведения и требования к чертам и свойствам личности мужчин и женщин. Типично мужской образ в соответствии с представ­лениями о маскулинности — это набор черт, связанный с социально неограничивающим стилем поведения, доминантностью, компетенцией и рациональными способностями, активностью и эффективностью. Ти­пично женский образ в соответствии с представлениями о фемининности включает в себя ряд черт, связанных с социальными и коммуникатив­ными умениями, конформностью, зависимостью, теплотой и эмоциональ­ной поддержкой |Агеев B.C., 1990|.

Эти устоявшиеся социальные представления о маскулинности и фемининности в сознании отдельного субъекта выступают как эталонные модели, с которыми соотносятся реальные черты и свойства личности. Это приводит к тому, что человек подавляет в себе те черты личности, которые не соответствуют этим нормативным тендерным образцам. «Мужчина, подавляющий в себе качества, которые его культура опре­деляет как женские, будет бороться с этими качествами и в окружающем его, особенно если культура выше ценит мужское начало и так или иначе дискриминирует женское, как это обычно и происходит. Будь то эмоциональность, алогичность, зависимость, любовь к цветам или неж­ность к детям, мужчина будет чураться этого в себе, будет бороться с этим, будет стремиться быть иным» [Маслоу А. 1997. С. 173|.

Женщины, опасаясь прослыть неженственными, боятся проявлять такие качества, как независимость, автономность, логичность, ориента­ция на профессиональные достижения. Изучая особенности мотивации достижений мужчин и женщин, психолог Мартина Хорнер предложила концепцию «боязнь успеха». Эмпирические исследования показали, что для юношей характерен доминирующий тип мотивации — ориентация на успех, у девушек доминирующая мотивация — избегание неудачи. То есть именно девушкам и женщинам свойствен феномен «боязнь успеха». Они не хотят приобретать те профессии и осваивать те сферы деятельности, где преобладают мужчины. Достижение успеха в этих сферах отождествляется с активностью и мужественностью, а девушки беспокоятся, что их будут считать мало женственными, т. е. они боятся социальных последствий успеха |Deaux К. 19851.

Вторая группа гендерных стереотипов касается закрепления семей­ных и профессиональных ролей в соответствии с полом. Для женщин главными социальными ролями являются семейные роли (мать, хозяйка), Для мужчин — профессиональные роли. Мужчин принято оценивать по профессиональным успехам, женщин — по наличию семьи и детей.


250                                  Психология гендерных отношений: теория и практика

Народная мудрость гласит, что «нормальная» женщина хочет выйти замуж и иметь детей и что все другие интересы, которые она может иметь, являются вторичными по отношению к этим семейным ролям. Женщины, которые не хотят выходить замуж, иметь детей, не получают удовлетворения от общения с детьми, описываются как не совсем нор­мальные или по меньшей мере странные. Женщине предписывается нахождение в приватной сфере жизни — дом, рождение детей, на нее возлагается ответственность за взаимоотношения в семье. В немецком языке существует поговорка о четырех «К», отражающая стереотипное представление о социальной роли женщины. Переводится она как: «кух­ня, церковь, ребенок, платье». Считается, что для выполнения тради­ционной роли домашней хозяйки женщина должна развивать способ­ности быть умелой и рачительной хозяйкой, а также быть чуткой, сострадательной и заботливой.

Мужчинам предписывается включенность в общественную жизнь, профессиональная успешность, ответственность за обеспечение семьи. Наиболее значимыми социальными ролями для мужчины являются имен­но профессиональные роли. В то время как мужчинам предписывается ориентироваться на достижения, от женщин требуются ориентирован­ность на людей и стремление к установлению близких межличностных взаимоотношений.

Третья группа гендерных стереотипов связана с различиями в со­держании труда. В соответствии с традиционными представлениями предполагается, что женский труд должен носить исполнительский, обслуживающий характер, быть частью экспрессивной сферы деятель­ности. Общеизвестно, что женщины чаще всего работают в сфере торговли, здравоохранения, образования. Инструментальная сфера — это область деятельности для мужчин, где главным является творческий, созидательный, руководящий труд.

Для нас важно не просто описать распространенные в общественном сознании группы гендерных стереотипов, а попытаться ответить на вопрос: На выбор каких жизненных стратегий ориентируют мужчин и женщин данные стереотипы, какие стили поведения и отношений с окружающими людьми побуждают выстраивать?

Стереотипы маскулинности и фемининности ориентируют мужчин и женщин на развитие у себя качеств, противоположных качествам лич­ности другого пола: у мужчин — активность, предприимчивость, напо­ристость, жесткость, соревновательность, сдержанность, а у женщин — пассивность, неинициативность, мягкость, покладистость, уступчивость, деликатность, эмоциональность. Естественно, что все эти качества про­являются в ситуациях межполового взаимодействия.

В соответствии со стереотипами закрепления семейных и професси­ональных ролей у женщины на первом месте в иерархии их жизненных ценностей должна быть семья и исполнение материнских обязанностей,


Гендерные отношения в системе межгруппового взаимодействия                      251

а у мужчин — ценность профессиональной самореализации и социаль­ного успеха. Поэтому считается естественной ситуация, когда женщина ради семейных интересов жертвует своей карьерой и профессиональными достижениями. А для мужчин такая ситуация будет противоестествен­ной.

На основе стереотипа различий в содержании труда в зависимости от пола мужчинам предписываются занятие созидательными и творче­скими видами деятельности, а для женщин более подходящим считается исполнительский, репродуктивный характер труда. Следование данным стереотипным моделям поведения позволит реальным мужчинам и жен­щинам приблизиться к эталонам «настоящего мужчины и настоящей женщины» и обеспечит им социально-психологическую адаптацию и признание в социальном окружении.

Таким образом, во-первых, гендерные стереотипы, ориентируя муж­чин и женщин на разные жизненные стратегии, а также пути и способы самореализации, задают и определяют неравноценные социальные пози­ции для мужчин и женщин. Типично женские качества личности, се­мейные роли, репродуктивный характер деятельности — все это опре­деляет социальный статус женщины как менее престижный в системе общественного устройства. Качества «настоящего мужчины», професси­ональные успехи, созидательно-творческий труд — все эти составляющие определяют высокий социальный статус, престиж и общественное при­знание.

Во-вторых, гендерные стереотипы побуждают мужчин и женщин в ситуациях взаимодействия друг с другом выстраивать не равноправные, паритетные отношение, а соподчиненные, взаимодополнительные, ком­плементарные отношения, при которых мужчины как люди, обладающие более высоким общественным статусом, выполняют лидирующую роль и занимают доминирующую позицию. Широкому распространению и утверждению гендерных стереотипов в общественном сознании способ­ствовала весьма популярная в социальных науках концепция «естест­венной» взаимодополнительности полов Т. Парсонса и Р. Бейлза.

Характеристики гендерных стереотипов

В содержательных характеристиках социального стереотипа подчер­киваются его согласованность, схематичность, однородность, непроти­воречивость, выраженная оценочная и ценностная окраска, нагружен-ность его так называемым «ошибочным» компонентом.

Динамические характеристики акцентируют устойчивость, ригид­ность и консерватизм социальных стереотипов, свидетельствующие о способности успешно сопротивляться информации, направленной на их изменение [Агеев B.C., 1990|.


252                        Психология гендерных отношении: теория и практика

А.И.Донцов и Т.Г. Стефаненко 120021 в своей работе, посвященной
анализу современного состояния проблемы социальных стереотипов в
социальной психологии, выделяют следующие характеристики гендерных
стереотипов:                                                            %

— согласованность;

— схематичность и упрощенность;

— эмоционально-оценочная нагруженность;

— устойчивость и ригидность;

— неточность.

Рассмотрим, как эти общие для социальных стереотипов характе­ристики представлены или проявляются в гендерных стереотипах.

Первая из рассматриваемых характеристик — согласованность сте­реотипов — отражает высокую степень единства представлений среди членов стереотипизирующей группы. А. Тэшфел считал согласованность важнейшей характеристикой стереотипов. По его мнению, социальными стереотипами можно считать лишь представления, разделяемые доста­точно большим числом индивидов в пределах социальных общностей [Tajfel, 19811. Многолетний устойчивый интерес исследователей к изу­чению стереотипов выступает подтверждением того, что согласованность является весьма значимой характеристикой стереотипа, потому что если бы стереотипы не были согласованы, не было бы смысла их изучать.

Убедительный пример согласованности гендерных стереотипов дают нам результаты исследования Джона Уильямса и Деборы Бест (об этом исследовании мы уже писали в предыдущем подразделе) |Williams & Best, 1982|.

В рамках данного международного исследования стереотипов прово­дился опрос одинакового числа студентов и студенток университетов из 30 стран. Опрошенных просили просмотреть список из 300 прилагатель­ных и отметить, какие из них чаще ассоциируются с женщинами и какие — с мужчинами. Их просили давать ответы в соответствии с представлениями, бытующими в их родных культурах, а не в соответствии с их личными представлениями. Черты, отмеченные более чем двумя третями опрошенных разных национальностей, стали составной частью стереотипа, выделенного экспериментальным путем. Д. Уильяме и Д. Бест установили очень большую степень общности в ответах студен­тов разных национальностей, что позволяет выделить общие психологиче­ские характеристики, которые ассоциируются с женщинами и мужчи­нами. Исследователи пришли к выводу, что полученные ими результаты подтверждают точку зрения о том, что существуют гендерные стерео­типы, общие для различных культур, которые проявляются во всех культурах.

Поскольку степень совпадения типичных описаний мужчин и жен­щин, полученных от представителей разных культур, оказалась порази­тельно высокой, полученные результаты могут свидетельствовать о


Гендерные отношения в системе межгруппового взаимодействия                       253

кросс-культурном консенсусе, т. е. о высоком уровне культурной общно­сти во взглядах на характеристики, приписываемые как мужчинам, так и женщинам.

Как можно объяснить высокую степень согласованности мнений по поводу типичных качеств мужчин и женщин? В социально-психологи­ческой литературе распространенной гипотезой, объясняющей причины высокой степени согласованности стереотипов, является «гипотеза не­достатка контактов» |Стефаненко Т.Г., 19871. Консенсус вытекает из-за недостатка личных контактов со стереотипизируемой группой. По-нашему мнению, данное предположение не может объяснить согласо­ванность гендерных стереотипов. Согласованные представления о чертах личности и особенностях поведения мужчин и женщин присущи боль­шому числу представителей мужского и женского пола разных стран и культур. Однако мы не можем говорить о том, что между мужчинами и женщинами как социальными группами нет контакта. Мужчины и женщины находятся, как правило, в постоянном контакте, в процессе которого есть возможность накапливать информацию об особенностях личности и поведения представителей другой группы.

Более убедительным может быть объяснение, основанное на теории самокатегоризации Дж. Тернера |см.: Сушков И.Р., 1994|. Согласно теории самокатегоризации стереотипы являются логическим заверше­нием категоризационных процессов, а согласованность стереотипов есть результат процесса, самостереотипизации при значимости социальной идентичности. Другими словами, если поиски социальной идентичности для членов группы становятся значимыми, повышается согласованность их представлений о ней, поскольку: 1) усиливается воспринимаемая гомогенность группы; 2) активизируются ожидания взаимного согласия ее членов; 3) предпринимаются активные попытки достичь консенсуса посредством взаимного влияния (Донцов А.И., Стефаненко Т.Г., 2002]. Следует заметить, что для мужчин и женщин как представителей больших социальных групп гендерная идентичность является весьма значимой характеристикой личности практически на протяжении всего жизненного цикла. Гендерная идентичность — это одна из первых категорий, благодаря которой ребенок начинает осмысливать себя как представителя конкретной социальной группы. Значимость полоспеци-фичных характеристик личности существенно повышается в период пубертата, когда морфофункциональные изменения в организме подрост­ков пробуждают в них интерес к представителям противоположного пола и вызывают потребность в интеграции составляющих тендерной идентичности с другими аспектами личности. Гендерная идентичность — °ДНа из базовых подструктур социальной идентичности личности, и эта подструктура оказывает большое влияние на самооценку, самопринятие и самоотношение личности в целом, поэтому этими факторами и объ­ясняется высокая степень согласованности гендерных стереотипов.


254                        Психология гендерных отношений: теория и практика

Вторая характеристика стереотипов — схематичность и упрощен­ность.

Классический подход к рассмотрению особенностей стереотипа как когнитивного феномена фокусируется на их упрощенной, схематичной природе. В его основе лежит индивидуалистическая парадигма, призна­ющая индивида единственной психологической реальностью. Особенно образна в этом отношении модель «когнитивного скряги», который упрощает и генерализует информацию, чтобы снизить ее поток, внося тем самым искажение в свое восприятие мира [Сушков И.Р., 1994]. Такое понимание сущности стереотипа способствовало оценке его как «низшего» и «иррационального» когнитивного феномена. Однако в по­следние десятилетия, во многом благодаря работам А.Тэшфела и его последователей, стереотипизация стала рассматриваться как рациональ­ная форма познания, призванная систематизировать и упрощать инфор­мацию, получаемую человеком из внешнего мира [Донцов А.И., Стефа-ненко Т.Г. 2002|. В рамках психологии социального познания стереотипы понимаются как категории, вносящие согласие и порядок в социальное окружение личности, а стереотипизирование не упрощающий, а адап­тивный процесс, переводящий взаимодействие на более высокий уровень социальной организации [Андреева Г.М., 1997; Сушков И.Р., 1994|. Итак, схематичность и упрощенность социальных стереотипов не рассматри­вается как негативное явление при условии, что речь идет о явлении межгруппового восприятия. Схематичное восприятие не будет искаже­нием реальности, если актуальное взаимодействие с индивидом или группой будет происходить на мезоуровне социальной организации.

Если спектр действия стереотипов неоправданно расширяется и переносится из межгрупповой плоскости в межличностную, то он под­меняет собой или вытесняет более гибкие и тонкие межличностные механизмы восприятия. В.С.Агеев [ 1986] подчеркивает, что подмена механизмов восприятия одного уровня другим всегда негативно сказы­вается на общении и взаимодействии людей, причем одинаково небла­гоприятны оба варианта: и замена межличностных механизмов меж­групповыми (случаи ригидности, стереотипности в оценках и восприятии «ближнего своего»), и, наоборот, замена межгрупповых — межличност­ными (например, случаи ложной идентификации или рефлексии, созда­ющей иллюзию понимания «дальнего своего»).

Общие закономерности действия социальных стереотипов распро­страняются и на гендерные стереотипы. Когда с позиций гендерных стереотипов мужчины и женщины начинают оценивать друг друга в ситуации непосредственных межличностных контактов и взаимодейст­вия, тогда образ другого будет искаженным, весьма схематичным и поверхностным.

Специфика гендерных отношений отражается в наличии частых или постоянных межполовых контактов. Это связано с тем, что представи-


Гендерные отношения в системе межгруппового взаимодействия             255

тели групп мужчин и женщин редко находятся в полной изоляции друг от ДРУГЗ- они< как правило, находятся в ситуации повседневного взаи­модействия. Актуализируются гендерные стереотипы в сознании лич­ности обычно в ситуации межличностных конфликтов, в этом случае для оценки конкретного человека определенного пола используются стереотипные обобщения: «Все вы такие...». В этом случае мы можем говорить о тендерном стереотипе как о преимущественно негативном феномене, искажающем видение социальной реальности.

Эмоционально-оценочная нагруженность — третья отличительная характеристика гендерных стереотипов. Эта характеристика раскрывает такую особенность стереотипа, как способность к дифференциации ког­нитивного и аффективного аспектов стереотипа. Хотя при формировании стереотипа эти аспекты связаны между собой, при актуализации сте­реотипа они могут существовать независимо друг от друга. Поэтому информация о группах может существовать в памяти дважды: в пред­ставлениях, основанных на описаниях (когнитивный аспект), и в пред­ставлениях, основанных на оценках (аффективный аспект) [Донцов А.И., Стефаненко Т.Г., 2002].

Эмоционально-оценочная нагруженность как свойство гендерных сте­реотипов обычно проявляется в более позитивной оценке образа типич­ного мужчины по сравнению с образом типичной женщины, причем эта тенденция касается оценок, даваемых и мужчинами и женщинами. О том, что личностные особенности женщин оцениваются ниже, чем характе­ристики мужчин, уже говорилось в предыдущем параграфе. Можно привести еще некоторые экспериментальные данные, свидетельствующие о том, что гендерные стереотипы потенциально дискриминационны по отношению к женщинам. Так, например, в учебном пособии А.В. Либина 11999] приводится описание исследования, в котором студентов обоего пола попросили сформировать список наиболее характерных мужских и женских черт, а затем дали этот список другой группе студентов для оценки личности типичных мужчин и женщин. Для всех участников опроса маскулинные черты оказались более социально желательными, а большое количество свойственных типичному мужчине черт оценива­лось более позитивно, чем типично женские черты.

Объясняется этот факт существованием различий в социальном статусе гендерных групп. Представители группы женщин как низкоста­тусной группы оцениваются более негативно. Гендерные стереотипы — это своеобразный механизм утверждения андроцентричной культуры, а следование тендерным стереотипам — неизбежное следствие повседнев­ного психологического функционирования в мире андроцентричной куль­туры. Потенциальная дискриминационное™ гендерных стереотипов в отношении женщин проявляется в том, что стереотип как набор жестких Допущений, относящихся ко всем женщинам, независимо от степени выраженности их индивидуально-психологических особенностей, фор-


256                        Психология гендерных отношений: теория и практика

мирует неадекватно заниженные ожидания в отношении успехов жен­щин в социально престижных сферах деятельности.

Современные психологи не могут смириться с тем, что исторически сложившиеся полоролевые стереотипы отводят женщине подчиненную, обслуживающую роль, в то время как мужчины воспринимаются как господствующая, более агрессивная социальная группа [Кон И.С, 1988|. Представляется также несправедливым то, что в наше время напористое поведение как отражение мужского стиля поведения ценится выше, поскольку ему приписываются такие характеристики, как объективность, непредвзятость, ориентация на решение проблемы (Куницына В.Н., Ка-заринова Н.В., Погольша В.М. 2001. С. 4411

В современном обществе распространенными являются ценности высокого социального статуса, материального успеха и благополучия без достаточного внимания к средствам и способам их достижения; особенно это касается периодов социальной нестабильности, политиче­ских и экономических трансформаций, когда повышается спрос на нор­мативы традиционной маскулинности, включающей в себя напористость, агрессивность, доминантность, презрение к слабости, деликатности, эмо­циональности, мягкости — чертам личности, ассоциирующимся с ти­пично женским образом.

В повседневной жизни проявление эмоционально-нагруженного ком­понента гендерных стереотипов мы можем часто наблюдать в связи с демонстрацией снисходительно-покровительственного отношения к жен­щинам, которое декларируют и демонстрируют многие мужчины.

Широко распространен гендерный стереотип о том, что мужчины по сравнению с женщинами более компетентные работники. Данный стереотип поддерживается сложившейся системой разделения труда между представителями двух полов.

Еще раз следует подчеркнуть, что, по результатам исследований гендерных стереотипов, характеристики в образах мужчин и женщин не только дифференцированны, но и иерархично организованны, т. е. муж­ские характеристики более позитивны, желательны, социально прием­лемы и поощряемы.

Устойчивость и ригидность — четвертая характеристика гендерных стереотипов.

Гендерные стереотипы проявляют высокую жизнестойкость. Так, например, в исследовании М. Джекмен и М. Сентер было обнаружено, что гендерные стереотипы намного сильнее расовых. Только 22% муж­чин думали, что оба пола в равной степени эмоциональны. Из оставшихся 78% соотношение тех, кто считал женщин более эмоциональными, и тех, кто считал более эмоциональными мужчин, составляло соответст­венно 15:1. Ответы женщин оказались идентичными, с разницей в 1% (Майерс Д., 1997|.


Гендерные отношения в системе межгруппового взаимодействия             257

В работе А.В. Либина 119991 приводятся результаты исследований гендерных стереотипов, проведенные в последние десятилетия прошлого столетия. Сопоставляя результаты ряда исследований гендерных сте­реотипов, он приходит к заключению, что обобщенные образы типичного мужчины и типичной женщины за это время изменились незначительно (таблица 9).

Таблица 9 Стереотипы о типичных чертах мужчин и женщин*

 

Типичный мужчина Типичная женщина
Агрессивный Предприимчивый Доминирующий Независимый Скрывающий эмоции Любит математику и науку Обладает деловыми навыками Знает, как осваивать мир Легко принимает решения Самодостаточен Свободно говорит о сексе с другими муж­чинами Тактичная Проявляет расположение Нежная Не использует грубых выражений Понимает чувства других Разговорчивая Религиозная Интересуется собственной внешностью Ценит искусство и литературу Сильно нуждается в защите Аккуратная в привычках Спокойная

*Таблица приведена по книге: Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Смысл, 1999. С. 283.

Мужчина в системе традиционных взглядов представлен как агрес­сивный, предприимчивый, доминирующий, независимый и т. д., а жен­щина — тактичная, нежная, направленная на других людей, нужда­ющаяся в покровительстве и защите.

Чем можно объяснить такую высокую степень устойчивости гендер­ных стереотипов?

Устойчивость стереотипов коренится в культурно-историческом про­исхождении атрибутируемых членам социальных общностей типических черт и особенностей. Гендерные стереотипы, как и другие социальные стереотипы, — это глубоко укоренившиеся представления, трудно из­меняемые и часто неосознаваемые. Они являются «примером неосознан­ной идеологии, иначе говоря, набором убеждений, которые мы внутренне приемлем, но в которых не отдаем себе отчета, поскольку даже не мыслим себе альтернативных концепций окружающего мира» |Аронсон Э. 1998. С. 3221. Укоренившись в индивидуальном сознании в форме доминирующих взглядов, гендерные стереотипы благополучно переда­ются из поколения в поколение.

А.И. Донцов, Т.Г. Стефаненко (20021 в своей обобщающей статье, посвященной социальным стереотипам, опираясь на концептуальную близость феномена «социального стереотипа» с феноменом «социального представления» обращаются к использованию понятийного аппарата теории социальных представлений для обоснования устойчивости соци-


258                                  Психология гендерных отношений: теория и практика

альных стереотипов. В стереотипе, как и в социальном представлении, можно выделить ядро и периферическую часть, которая более подвижна и изменчива по сравнению с устойчивым ядром. Ядро стереотипа связано с коллективной памятью группы, ее историей и условиями жизни, т. е. представляет собой своеобразный пласт культуры, обозначаемый как «общественные» убеждения, которые усваиваются в процессе социали­зации. В ситуации восприятия представителей другой тендерной группы эта составляющая гендерного стереотипа активизируется «автоматичес­ки» и образ наполняется традиционными характеристиками, присущими типичным мужчинам или женщинам. Но кроме усвоения неких «обще­ственных» стереотипных взглядов и суждений у каждого человека вы­рабатываются и свои персональные убеждения, которые могут отличаться от традиционных представлений. Именно они, находясь на периферии стереотипа, и могут влиять на изменение всего социального стереотипа. Таким образом, ядро стереотипа как продукт коллективной категоризации является отражением коллективной памяти, а персональные убеждения выступают как отражение индивидуальной памяти, способствующие трансформационным процессам, изменяющим содержательные характе­ристики стереотипа.

Итак, устойчивость гендерных стереотипов не является незыблемой. Процесс изменения стереотипов обусловлен как объективными, как и субъективными факторами. В массовом сознании гендерные стереотипы могут изменяться под влиянием таких объективных условий, как соци­ально-экономические или политические трансформаций. Так, повсемест­ное вовлечение женщин в общественное производство, характерное для последних десятилетий, повлекло за собой изменения стереотипа, огра­ничивающего сферу жизнедеятельности женщины исключительно инте­ресами семьи. Хотя семейная роль для женщин по-прежнему является приоритетной, она не является для них единственной социальной ролью.

Что касается субъективных факторов, то они связаны с индиви­дуально-психологическими особенностями и условиями социализации личности. В любом обществе, в любой группе всегда есть люди более и менее подверженные тендерным стереотипам.

Обратимся к результатам исследования гендерных стереотипов. Ав­тору были предоставлены для вторичного анализа материалы социально-психологического исследования, направленного на изучение различных проблем мужчин и женщин в современном обществе. Данное исследо­вание было проведено сотрудниками Социологического института РАН (руководитель доктор философских наук СИ. Голод). Исследование про­водилось в двух городах: Санкт-Петербурге и Туле в 1999 году, общий объем выборки 1100 человек (Санкт-Петербург — 700, Тула — 400). Для каждого из городов была построена маршрутная квотная выборка, в которой квоты составлялись для всех  административных районов


Гендерные отношения в системе межгруппового взаимодействия                      259

в соответствии с численностью проживающего в них населения. Выборка репрезентативна населению Санкт-Петербурга и Тулы по полу и возрасту. Для наших целей мы обратились к анализу данных, посвященных изучению представлений респондентов о качествах личности и чертах характера, присущих современным мужчинам и женщинам, т. е. ген­дерных стереотипов. Для этой цели в процессе разработки программы исследования был подобран перечень личностных качеств, которые в современной гендерно-ориентированной литературе наиболее часто упо­минается как психологические особенности, по которым мужчины от­личаются от женщин и. наоборот, женщины отличаются от мужчин. Для исследования были подготовлены два списка качеств (по 10 качеств в каждом): один с типично фемининными чертами личности, другой — с маскулинными. По поводу каждого качества респонденту предлагалось высказать свое суждение. Варианты ответов были следующие:

— качество выражено у мужчин значительно сильнее;

— качество выражено у мужчин немного сильнее;

— качество выражено у мужчин и женщин одинаково;

— качество выражено у женщин немного сильнее;

— качество выражено у женщин значительно сильнее;

— трудно ответить однозначно.

В процессе обработки данных подсчитывался процент ответов по каждому из предложенных вариантов относительно каждого качества. Мы хотели выяснить, какие черты, по мнению респондентов, ассоции­руются с женщинами, а какие — с мужчинами. В таблице 10 пред­ставлены результаты распределения ответов по приписыванию феми­нинных качеств мужчинам или женщинам.

Таблица 10

Распределение ответов о степени выраженности у мужчин и женщин фемининных качеств, %

 

 

 

 

№ п/п Фемининные качества Качество выражено сильнее у женщин Качество выражено одинаково у мужчин и женщин Качество выражено сильнее у мужчин
1 Боязливость 83,8 12.0 4.1
2 Тревожность 82,3 14,4 3.3
3 Забота о детях 77.7 20.5 1.8

__4_

—6_!

_ 7

Уступчивость 74,6 18.8 6.6
Застенчивость 72.3 22,5 5.2
Разговорчивость 09,7 25.5 4.8
Эмоциональность 68,'.) 21.9 9.3
8 Заботливость 68.3 22.7 3,0
9 Умение строить отношения между людьми 38.4 49,1 12.5
10 Низкая самооценка 36,3 41.2 22.6

260                                  Психология гендерных отношений: теория и практика

Черты, отмеченные более чем двумя третями опрошенных, стали составной частью образа типичной женщины, т. е. гендерного стереотипа фемининности, выделенного в процессе исследования. Итак, подавляю­щее большинство опрошенных мужчин и женщин считают, что женщи­нам присущи такие качества, как боязливость, тревожность, забота о детях, уступчивость, застенчивость, разговорчивость, эмоциональность и заботливость. Все эти качества, по мнению респондентов, у мужчин не выражены.

В таблице 11 представлены результаты распределения ответов по приписыванию маскулинных качеств мужчинам или женщинам.

Таблица 11

Распределение ответов о степени выраженности у мужчин и женщин маскулинных, %

 

№ п/п Маскулинные качества Качество выражено сильнее у мужчин Качество выражено одинаково у мужчин и женщин Качество выражено сильнее у женщин
1 Властный, подавля­ющий стиль обще­ния 74.8 18.4 6.8
2 Агрессивность 74.0 16,8 9,2
3 Стремление руко­водить 73.2 21,7 5,1
4 Математические способности 58.7 36,2 5,1
5 Уверенность в себе 54.6 37,9 7.4
6 Способность ориен­тироваться в про­странстве 53,1 36.9 10.0
7 Логическое мышление 50,0 35.9 14.1
8 Активность 46,1 40,4 13.5
9 Целеустремлен­ность 45.4 47.1 7,5
10 Соревнователь­ность 42.9 Г.,1 11,7

Из таблицы 11 видно, что только три качества из десяти предло­женных для оценивания большинство респондентов отождествляет с образом типичного мужчины. По сравнению с женщинами у мужчин сильнее выражены властный, подавляющий стиль общения, агрессив­ность, стремление руководить.

Можно сделать вывод о том, что образ типичной женщины по-прежнему включает в себя набор традиционно фемининных черт, но, наряду с этим данный образ наполняется чертами личности, традиционно присущими мужчинам: активностью, целеустремленностью, соревнова­тельностью. Это качества, которые, по мнению большинства респонден-


Гендерные отношения в системе межгруппового взаимодействия                      261

тов, примерно в одинаковой степени присущи и мужчинам и женщинам. 3 образе типичного мужчины высокой степенью половой дифференциа­ции обладают такие качества, как властный, подавляющий стиль обще­ния, агрессивность, стремление руководить. Только эти качества сохра­няют приоритет в ряду признаков, достоверно дифференцирующих муж­чин и женщин по личностным особенностям. Эти данные подчеркивают устойчивость гендерного стереотипа о доминирующей роли мужчин в системе межгруппового и межличностного взаимодействия. Кроме того, данная информация подтверждает распространенность доминантно-зависимой модели гендерных отношений, в соответствии с которой мужчины занимают доминирующую, авторитарную позицию, а женщи­ны — подчиненную, зависимую и уступчивую позицию.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о тенденции изменения гендерного стереотипа маскулинности-фемининности по на­правлению сокращения межполовой дифференциации за счет появления в образе типичной женщины, качеств, традиционно приписываемых мужчинам. Это качества, которые относятся к волевой сфере и связаны с личностной самоорганизацией. Выявленная тенденция нашла под­тверждение в другом исследовании.

Примерно в то же время, когда проводилось описываемое выше социально-психологическое исследование (в 2000 году), автором было проведено эмпирическое исследование, направленное на изучение со­держательных характеристик гендерных стереотипов маскулинности-фемининности. В этом исследовании приняли участие студентки Рос­сийского государственного педагогического университета им. А.И. Гер­цена Санкт-Петербурга (70 человек).

Для исследования была подготовлена анкета, в которой основной вопрос был направлен на выяснение мнений респондентов относительно различий мужчин и женщин по определенным чертам и свойствам личности. Опрашиваемым предлагалось ответить на вопрос: Насколько мужчины и женщины отличаются друг от друга по предложенным двадцати чертам и свойствам характера? В перечень характеристик были включены те психологические черты и свойства личности, которые наиболее часто упоминаются в литературе, как черты дифференциру­ющие мужчин и женщин: тревожность, эмоциональность, заботливость, разговорчивость, забота о детях, боязливость, уступчивость, застенчи­вость, низкая самооценка, умение строить отношения между людьми — экспрессивные или фемининные характеристики, как правило, ассоции­рующиеся с типично женским образом.

Агрессивность, логичность мышления, активность, целеустремлен­ность, уверенность в себе, стремление руководить, соревновательность, авторитарный стиль общения, математические способности, способность ориентироваться в пространстве — инструментальные или маскулинные черты, ассоциирующиеся с образом типичного мужчины.


262                                  Психология гендерных отношений: теория и практика

Для ответа предлагалась 5-балльная шкала, в которой балл «К соответствует варианту «Почти не отличаются», а балл «5» — «Очень сильно отличаются».

Для удобства интерпретации предложенные характеристики были сгруппированы по четырем сферам: эмоциональная, интеллектуальная, волевая и сфера общения и межличностных отношении. Анализ полу­ченных результатов показал, что, по мнению студенток, мужчины и жен­щины больше всего различаются по свойствам личности, относящимся к таким сферам, как эмоциональная (эмоциональность, тревожность, боязливость), интеллектуальная (логическое мышление, математические способности) и сфера межличностных отношений (уступчивость, забота о детях, авторитарный стиль общения, стремление руководить). В табли­це 12 перечислены свойства личности, по которым (с точки зрения опро­шенных) в наибольшей степени различаются мужчины и женщины; так­же приведено распределение респондентов наиболее высоко оценивших различия по этим свойствам и даны средние оценки степени различий.

Таблица 12

Свойства личности, по которым мужчины и женщины различаются в наибольшей степени

 

Черты характера и свойства личности % Средние оценки степени различий Черты характера и свойства личности % Средние оценки степени различий
Экспрессивные     Инструменталь­ные    
Забота о детях Боязливость Уступчивость Эмоциональность Тревожность 64.5 64.5 62,9 58.0 54.8 3.8 3.8 3,7 3.4 3,4 Математические способности Логическое мышление Агрессивность Стремление руководить Авторитарный стиль общения 61,3 61.2 53,2 50.0 48.5 3.5 3.7 3.4 3.3 3.4

Полученные результаты позволяют нам рассматривать приведенный в таблице 12 перечень качеств как характеристики, присущие типичным мужчинам и женщинам. Для женщин, по мнению студенток, стереотип­ными чертами личности являются: забота о детях, боязливость, уступ­чивость, эмоциональность, тревожность. Для мужчин это такие личност­ные особенности, как математические способности, логическое мышле­ние, агрессивность, стремление руководить, авторитарный стиль общения.

Анализ полученных данных позволил выявить характеристики, наи­менее часто используемые респондентами в качестве параметров диф­ференциации мужчин и женщин (таблица 13).


Гендерные отношения в системе межгруппового взаимодействия                      263

Таблица 13

Свойства личности, по которым мужчины и женщины различаются в наименьшей степени

 

Свойства личности, черты характера Средние оценки степени различий %
Целеустремленность Уверенность в себе Активность Низкая самооценка 2.4 2,4 2,2 2,1 61,3 53,2 59.6 66.1

По мнению студенток, мужчины и женщины практически не отли­чаются друг от друга по таким характеристикам, как целеустремлен­ность, активность, уверенность в себе, низкая самооценка. Эти свойства личности (за исключением низкой самооценки) отражают особенности волевой сферы личности.

Таким образом, большинство опрошенных считает, что мужчины и женщины сильно отличаются по чертам, отражающим проявления лично­сти в сферах эмоциональной, интеллектуальной, а также в сфере меж­личностных отношений. По мнению опрошенных студенток, почти нет отличий между мужчинами и женщинами по характеристикам, относя­щимся к волевой сфере личности, т. е. таким традиционно маскулинным чертам, как активность, целеустремленность, уверенность в себе.

Результаты исследования позволяют сделать вывод, что респондентки склонны различать мужчин и женщин скорее по традиционно феминин­ным (экспрессивным) чертам, чем по традиционно маскулинным (ин­струментальным) чертам личности. В содержании стереотипа маску-линности-фемининности наибольшей дифференцирующей силой облада­ют характеристики эмоциональной и интеллектуальной сфер личности, наименее значимы в оценках степени различий мужчин и женщин характеристики волевой сферы. Такие, традиционно приписываемые мужчинам черты, как активность, целеустремленность, уверенность в себе уже не всегда однозначно идентифицируются с образом маскулин­ности.

Данный эмпирический факт объясняется прочно утвердившейся в нашей стране системой распределения мужских и женских ролей, при которой женщины, так же как и мужчины, заняты производительным трудом в профессиональной сфере деятельности, а совмещать семейные и профессиональные роли без выраженных волевых качеств личности (активности, целеустремленности, организованности) крайне трудно. Проявление в поведении женщин качеств, которые традиционно ассо­циировались с мужским типом поведения, находит отражение в изме­нении традиционных стереотипов маскулинности-фемининности.

Почему в гендерных стереотипах появились такие черты женщины, как социальная активность, инициатива, деловитость? Соревновательная


264                                  Психология гендерных отношений: теория и практика

культура, нацеленная на преодоление трудностей и карьерный рост, внедрилась и в женский универсум. Добиваться успеха в служебных делах, стремиться к занятию руководящих постов — все это стало для женщин социально узаконенной целью [Липовецкий Ж., 2003. С. 3831. С социальной моделью скромной и покладистой женщины все больше соперничает модель женщины, «умеющей за себя постоять».

И.С. Кон, анализируя процесс трансформации стереотипа маскулин­ности, подчеркивает: «...сначала меняется социальное положение и ха­рактер деятельности мужчин и женщин, затем — их базовые установки и ценности и только после этого — более тонкие психологические свойства, которые, в свою очередь, влияют на социальную структуру» [Кон И.С. 2002. С. 2091.

Таким образом, несмотря на то что гендерные стереотипы — весьма устойчивые когнитивные образования, под влиянием социально-культурных факторов они могут изменяться. На рисунке 2 мы схема­тически отразили процесс трансформации гендерных характеристик.

Ориентируясь на схему, представленную на рисунке 2, можно от­метить, что процесс изменения гендерных стереотипов прежде всего определяется сложившимся в обществе тендерным порядком. Хотя ген­дерные стереотипы обладают свойством устойчивости и ригидности подобно всем другим видам социальных стереотипов, при определенных условиях они могут изменяться как в сфере общественного, так и на уровне индивидуального сознания.Теперь обратимся к анализу пятой характеристики гендерных стереотипов. Эта характеристика обознача­ется как неточность стереотипа.

Характеристика неточности социальных стереотипов находит отра­жения в таких определениях, как «совокупность мифических представ­лений», «неоправданные сверхобобщения», «прямая дезинформация» и др. |Донцов А.И., Стефаненко Т.Г., 2002|. Стереотипы могут быть не­точными, потому что стереотипизирующий субъект полагает, что какая-то черта принадлежит всем членам группы, хотя на самом деле это не так. Даже если качество действительно характеризует группу, ошибоч­ной может оказаться тенденция оценивать всех и каждого из ее членов как обладающих этим качеством.

Что означает понятие «точность стереотипа»? Если мы подразуме­ваем, что стереотипы должны быть точными, то они должны включать в себя все характеристики, присущие всем членам стереотипизируемой группы, и в то же время должно наблюдаться соответствие качеств личности отдельного члена данной группы и содержательных характе­ристик стереотипа этой группы людей.

Чтобы проверить степень истинности стереотипов, необходимо со­поставить их с эмпирически проверяемой информацией о характерис­тиках представителей той или иной группы. Вполне естественен вопрос о степени соответствия существующих гендерных стереотипов личност-


Гендерные отношения в системе межгруппового взаимодействия             265


Рис. 2. Процесс трансформации гендерных стереотипов

ным качествам и особенностям поведения реальных мужчин и женщин. Действительно ли мужчины и женщины такие разные, как это отражено в стереотипах? Действительно ли психологические характеристики муж­чин и женщин принципиально различны и даже диаметрально противо­положны? Обратимся к результатам исследования.

Психологи начали изучать гендерные различия еще в конце XIX века, и большая часть этих исследований демонстрирует больше сходства, чем различий, в психологических характеристиках мужчин и женщин. Если различия, и обнаруживаются, следует помнить, что они относитель­но невелики, обычно не больше 10%, а в большинстве случаев распре­деления мужской и женской выборок на 90% совпадают |Deaux К., 1985; Hyde J.. 1991; Maccoby E.E. & Jacklin C.N, 1974; Либин А.В., 1999).

В современной психологической литературе, как правило, обсужда­ются различия между мужчинами и женщинами только по таким ха­рактеристикам, как пространственные, математические, вербальные спо­собности и агрессивность. Что касается различий по другим психоло­гическим особенностям личности, то они не являются общепризнанными.


266                        Психология гендерных отношений: теория и практика

Вербальные способности лучше развиты у представительниц женской группы, а пространственные и математические — у представителей мужской группы населения. Кроме того, мужчины отличаются более агрессивными проявлениями в поведении.

Исследования последних лет показали, что установленные законо­мерности не распространяются абсолютно на всех мужчин и женщин, определенную роль играют и культурные различия. Чтобы прояснить вопрос о культурных различиях, касающихся тендерной разницы в уров­не развития пространственных способностей, Берри и его коллеги провели исследование, в ходе которого мужчинам и женщинам, пред­ставляющим 17 различных культур, были предложены задания для определения их пространственных способностей |Мацумото Д. 2003. С. 183|. Хотя относительно некоторых культур предположение, что мужчины справляются с такими заданиями лучше, чем женщины, дей­ствительно подтвердились, было также обнаружено, что для значитель­ного числа культур результат оказался обратным. По мнению Берри, превосходство мужчин в пространственном мышлении типично для куль­тур, которые характеризуются «компактностью» (относительной гомо­генностью), оседлым образом жизни и формами сельского хозяйства, основанными на земледелии, в то время как превосходство женщин характерно для кочевых культур более открытого типа, живущих в основном за счет охоты и собирательства |Мацумото Д., 2003|. Таким образом, мы видим, что одни культуры в большей степени способствуют развитию пространственных способностей у мужчин, в то время как в других культурах эти способности более развиты у женщин, а для ряда культур характерно отсутствие гендерных различий в этой области.

Многолетние изучения гендерных различий в математических спо­собностях свидетельствуют об устойчивой тенденции, выражающейся в сокращении различий в математических успехах мужчин и женщин. Другими словами, если три десятилетия назад мужчины демонстриро­вали более значимые по сравнению с женщинами результаты в решении математических задач, то в последние годы эти различия уже едва заметны [Берн Ш., 2001]. Наиболее характерна эта тенденция для стран, где проблемы гендерного равенства входят в сферу государственной политики. Создание одинаковых условий для развития способностей детей независимо от их половой принадлежности способствует стиранию гендерных различий в психологических характеристиках.

Вербальные способности. Превосходство женщин в развитии рече­вых функций начинается с детского возраста. В 18 месяцев девочки знают приблизительно 50 слов, мальчики же приобретают такой сло­варный запас лишь к 22 месяцам. И в дальнейшем речь девочек, как правило, богаче и по словарному запасу, и по грамматическому строю; навыками чтения девочки также овладевают раньше мальчиков [Вино­градова Т.В. и Семенов В.В., 19931. В подростковом возрасте также


Гендерные отношения в системе межгруппового взаимодействия             267

было отмечено преобладание у девочек показателей в артикуляции, то есть четкости произношения звуков. Возможно, более выраженные вер­бальные способности девочек связаны с тем, что матери чаще говорят со своими дочерьми, чем с сыновьями |Либин А.В., 1999|. Тем не менее в научной психологической литературе нет убедительных данных о том, что половые различия в вербальных способностях, характерные для детского и подросткового возраста, типичны и для периода взрослости.

Агрессивность. Различия в агрессивном поведении находятся в ряду наиболее достоверных гендерных различий. В своем знаменитом обзоре литературы по тендерным различиям Элен Маккоби и Кэтрин Джеклин сделали вывод, что агрессия — это единственный вид социального поведения, для которого существуют доказательства о половых разли­чиях |Maccoby E.E., Jacklin C.N., 19741. Распространенным вариантом объяснения более выраженного агрессивного поведения представителей мужского пола является обоснование данного поведения с позиций психоаналитического подхода. Мужская агрессия выступает как ком­пенсаторный механизм, помогающий растущему мальчику разрешить конфликт между идентификацией с матерью и другими лицами проти­воположного пола, воспитывающими его в детском возрасте, и необхо­димостью вступить в зрелый возраст в качестве мужчины, который наиболее остро проявляется в период полового созревания. Согласно данной модели, агрессивность — это «гендерно-маркирующая» форма поведения (Мацумото Д., 2002. С. 1851.

Тем не менее и по поводу агрессивности как свойства личности существует немало противоречивых данных. Метаанализ, проведенный Джин Хайд 11984|, показал, что гендерные различия в агрессии у дошкольников в целом больше, а у учащихся колледжа — меньше. Кроме того, по мере взросления в агрессивном поведении мужчин появляются черты, типичные для форм женской агрессии: физические формы агрессии заменяются вербальными, а прямые — косвенными.

Проблема половых различий в агрессивном поведении заключается еще в том, что понятие «агрессия» не имеет более или менее четкого и однозначного определения. Многие противоречия могут быть сняты, если различать стили агрессивного поведения и говорить об инструмен­тальной и эмоциональной агрессии; количественный критерий для описа­ния половых различий агрессивности вряд ли можно считать адекватным.

Итак, гендерные различия далеко не так велики, как нам внушают распространенные гендерные стереотипы. Как считает Джин Хайд, раз­личия по психологическим характеристикам, выявляемые между средним мужчиной и средней женщиной, обнаруживаются далеко не всегда iHycle J. S., 19841. Тенденция преувеличивать различия между полами скрывает от нас существующее многочисленное сходство в психологи­ческом облике мужчин и женщин [Клецина И.С. 2002). Результаты эмпирических исследований не дают нам оснований считать, что муж-


268                                  Психология гендерных отношений: теория и практика

чины и женщины — два противоположных пола, хотя гендерные сте­реотипы дифференцируют и поляризуют мужчин и женщин на две группы.

Но в то же время мы не можем отрицать, что в гендерных стереотипах есть зерно истины. Важен вопрос о соотношении объема истинных и ложных знаний в гендерных стереотипах. В гендерных стереотипах так много качеств, полярно противопоставляющих мужчин и женщин потому, что при формировании этих стереотипов люди опираются не на научные факты о психологии половых различий, а используют наблюдения за поведением мужчин и женщин в повседневной жизни, исполняющих социальные роли, которые требуют проявления стереотипно мужских или стереотипно женских качеств. Например, среди большинства окру­жающих нас учителей, воспитателей детских садов, медсестер, секрета­рей — женщины, а среди бизнесменов, брокеров, компьютерных техников преобладают мужчины. Гендерные стереотипы способствуют поддержа­нию традиционного порядка полоролевой дифференциации.

Можно отметить, что вопрос о соотношении объема истинных и ложных знаний в гендерных стереотипах пока не получил обоснованного ответа в научной литературе. Это касается не только гендерных сте­реотипов, но и других видов социальных стереотипов. «Несмотря на многочисленность исследований и попыток теоретических интерпрета­ций, проблема истинности социальных стереотипов, остается, по суще­ству, нерешенной» [Донцов А.И., Стефаненко Т.Г., 2002|.

Следующий важный для анализа гендерных стереотипов вопрос свя­зан с причинами их возникновения.

Причины возникновения и механизм формирования гендерных стереотипов

Понимание причин возникновения гендерных стереотипов лежит в плоскости анализа этого феномена как специфического когнитивного конструкта, которому присуща такая характеристика, как схематичность и упрощенность. Убедительным, на наш взгляд, является объяснение причин возникновения гендерных стереотипов при помощи теории тен­дерной схемы Сандры Бэм |Bem S., 19831.

Мы уже говорили о том, что социальные стереотипы являются результатом процесса восприятия групп людей на основе категоризации и схематизации. Гендерный стереотип представляет собой гендерную схему, помогающую организовать информацию полоспецифичного содер­жания. Гендерные схемы — социокультурные нормы полоспецифичного поведения, а гендерная схематизация — обобщенная и натренированная когнитивная готовность индивида кодировать и организовывать инфор­мацию о себе и других соответственно культурным определениям маскулинности-фемининности. Другими словами, гендерная схема — это когнитивная структура, сеть ассоциаций, функционирующая как


Гендерные отношения в системе межгруппового взаимодействия                       269

предвосхищающая структура, заранее настроенная на то, чтобы искать и группировать информацию гендерного содержания. Поведение, харак­теристики, культурные символы спонтанно сортируются на категории «мужское» — «женское». Процессы схематизации информации высоко­избирательны и способны навязывать индивиду структуру и значение огромного множества входящих стимулов.

Основное положение теории тендерной схемы гласит: половая ти­пизация является результатом гендерно-схематизированной переработки информации, то есть готовности усваивать информацию о себе и о других людях в контексте понятий «маскулинность-фемининность».

Теория тендерной схемы опирается на две теории усвоения половой роли: теорию социального научения и теорию когнитивного развития. Представители теории социального научения считают, что в развитии полоролевого поведения все зависит от родительских моделей, которым ребенок старается подражать, и от подкреплений, которые дают пове­дению ребенка родители (положительное — за поведение, соответст­вующее полу, и отрицательное — за поведение противоположное).

Согласно теории когнитивного развития, в процессе усвоения поло­вой роли главной является активность самого ребенка. Эта активность проявляется в следующем: ребенок узнает, что существует два пола, ребенок включает себя в одну из категорий, на основе самоопределения ребенок руководит своим поведением, выбирая и предпочитая те или иные формы. Благодаря способности детей группировать и перерабаты­вать информацию и осуществляется половая типизация.

Развитие гендерных схем определяется, с одной стороны, уровнем когнитивного развития ребенка, с другой стороны, влиянием отдельных сторон культуры. Гендерные понятия формируются у детей на основании того, чему их учат, а также за счет подражания тем полоспецифичным моделям поведения, которые они наблюдают.

Гендерно-схематизированная переработка информации осуществля­ется ребенком потому, что в обществе существуют полодифференци-рующие практики. С раннего возраста дети наблюдают различные модели поведения и роли, которые исполняют окружающие их мужчины и женщины. По мере взросления ребенок узнает, какие специфические формы поведения и виды деятельности приемлемы, а какие — непри­емлемы для лиц его пола, и либо принимает, либо отвергает соответ­ствующие гендерные роли. Полотипизация как процесс приобретения соответствующих полу предпочтений, навыков, установок, поведения и происходит в результате процесса тендерной схематизации.

Теория тендерной схемы рассматривает восприятие как конструк­тивный процесс, то есть созидательный, творческий, а не просто копи­рующий. В этом процессе происходит взаимодействие между входящей информацией и существующей у индивида схемой. В конце концов это взаимодействие и определяет то, что воспринимает индивид.


270                                  Психология гендерных отношений: теория и практика

Важный этап усвоения половой роли связан с внедрением тендерной схемы в структуру Я-концепции ребенка. Дети учатся применять схему не только для селекции поступающей извне информации, но и в отно­шении к самому себе. Дети выбирают из множества возможных чело­веческих характеристик только те, которые определены в данной куль­туре как приемлемые для его или ее собственного пола и поэтому подходящие для организации разнообразного содержания Я-концепции.

Таким образом, Я-концепция детей становится типизированной по полу (полотипизированной), и два пола воспринимаются различными по степени выраженности полотипичных свойств и качеств личности. Одно­временно с этим дети обучаются оценивать свою личность на соответ­ствие тендерной схеме (так их дисциплинируют родители и посторонние люди), противопоставляя другому полу собственные предпочтения, от­ношения, поведение, свойства. Взрослые очень редко замечают и говорят: «Какой сильной стала девочка» и «Как нежен мальчик», но часто подчеркивают эти качества у детей и взрослых противоположного пола. Гендерная схема становится предписывающей, диктующей стандарт по­ведения.

С. Бэм подчеркивала, что теория тендерной схемы является теорией процесса, а не содержания. Полотипизированные индивиды отличаются от других индивидов не степенью фемининности или маскулинности, а тем, в какой степени их Я-концепция и поведение организованы на основе тендерной схемы.

В Я-концепции и сознании личности гендерная схема утверждается при помощи следующих условий:

1. Условий, при которых категория «пол» становится приоритетной над другими социальными категориями в процессе познания окружа­ющей действительности. Социальный контекст делает категорию «пол» значимой частью большой ассоциативной схемы, то есть идеология и практика культуры создают ассоциации между этой категорией и ши­роким спектром других категорий, поведения, характеристик.

2. Условий, при которых социальный контекст определяет данную категорию как имеющую широкое функциональное значение. Иными словами, создает множество институтов, норм, табу, разделяющих людей по признаку пола, и организует их поведение и отношения на этой основе.

Каждый человек в зависимости от условий тендерной социализации и особенностей когнитивного развития будет в большей или меньшей степени гендерно-схематизирован, следовательно, он будет носителем либо предельно жестких, либо менее категоричных гендерных стереоти­пов.

Таким образом, гендерные стереотипы, действуя подобно схемам, управляют обработкой поступающей к нам информации; вследствие этого мы склонны запоминать только ту информацию, которая служить под-


Гендерные отношения в системе межгруппового взаимодействия     271

тверждением данных стереотипов. Гендерные стереотипы как когнитив­ная структура базируются на четкой системе ориентиров (схем) отно­сительно приемлемого или неприемлемого поведения для мужчин или женщин.

Гендерные стереотипы как детерминанты отношений между группами мужчин и женщин


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow