Самоотношение в структуре Я-концепции: гендерный аспект

Заключительная глава предложенного читателю издания посвящена рассмотрению гендерных отношений, проявляющихся на уровне отдель­ной личности, т.е. в сфере субъективного личностного пространства. Основная цель данного раздела книги заключается в раскрытии пробле­матики гендерных отношений в контексте социально-психологического знания, приложимого к изучению внутреннего мира личности.

Напомним, что в контексте теоретических построений, предложен­ных для анализа гендерных отношений как сложного многоуровневого конструкта, основным объектом исследования на внутриличностном уровне является самоотношение личности, а гендерная идентичность выступает в роли детерминанты самоотношения (см.: глава 2, таблица 5). Для проведения теоретического анализа мы должны конкретизировать предметное поле, на котором явно проявляют себя гендерные отношения внутриличностного уровня. Для этого необходимо, во-первых, раскрыть содержание тех основных понятий, которые являются обобщающими по отношению к категориям «самоотношение» и «гендерная идентичность», а во-вторых, выделить те социально-психологические феномены, в ко­торых в концентрированном виде отражен гендерный контекст внутри-личностного уровня отношений.

Раскрывая специфику анализа отношений внутриличностного уровня, сначала обратимся к рассмотрению категории и феномена «самоотно­шение», а второй раздел данной главы посвятим проблеме тендерной идентичности и обоснованию ее связи с самоотношением личности.

Гендерный ракурс анализа самоотношения будет раскрываться чере-выделение типологии самоотношений личности как носителя определен­ного гендера и субъекта тендерной роли и через описание круга ге дерных проблем в системе личностного самоотношения.


0Нутриличностный уровень анализа гендерных отношений                          335

Специфика гендерных отношений внутриличностного уровня взаимодействия

Этот уровень анализа отличается от рассмотренных ранее уровней представленности гендерных отношений, прежде всего, тем, что на всех других уровнях участниками гендерных отношений всегда были два субъекта («государство — гендерные группы», «группа мужчин — группа женщин», «мужчина — женщина»), здесь же двойственность участников отношений «сливается» в одном субъекте. Тем не менее в субъективном личностном пространстве, ограниченном Я-концепцией личности, «участ­никами» отношений выступают две ее подструктуры или две ее состав­ляющие: индивидуальная и социальная. Собственно гендерный контекст отношений будет раскрываться (разворачиваться) при соотнесении ха­рактеристик следующих личностных подструктур: «Я как индивидуаль­ность — Я как представитель тендерной группы».

Определение основных понятий

Обратимся к содержательной интерпретации таких базовых понятий в контексте обсуждаемых вопросов, как «Я-концепция», «идентичность», «личностная идентичность», «социальная идентичность».

«Я-концепция — относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представ­лений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Я-концепция — целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий, образ соб­ственного Я, выступающий как установка по отношению к самому себе и включающий в себя компоненты: когнитивный — образ своих качеств (самосознание); эмоциональный — самоуважение, самоуничижение (самоотношение)1; оценочно-волевой — стремление повысить самооцен­ку» [Психология. Словарь. 1990. С. 475|.

«Идентичность — существенное, постоянное Я человека, внутреннее, субъективное понятие о себе» |Большой толковый психологический словарь. 2001. С. 294].

Раскрытие понятия «идентичность» обычно связывают с работами Э. Эриксона, который в целом понимал идентичность как процесс ор­ганизации жизненного опыта в индивидуальное Я. Он определил иден­тичность как твердо усвоенный и личностно принимаемый образ себя во всем богатстве отношений личности к окружающему миру, чувство адекватности и стабильного владения личностью собственным Я неза­висимо от происходящих изменений Я и ситуации [Эриксон Э., 1996j.

Самоотношение — эмоциональный (аффективный) компонент Я-концеп-Чии.


336                                  Психология гендерных отношений: теория и практика

В определениях понятий «Я-концепция» и «идентичность» мы видим много общего: эти когнитивные личностные конструкции отождествля­ются с феноменом Я, их строение опосредовано социальным взаимодей­ствием, а ведущим фактором формирования является социальный опыт.

Эти две конструкции личности близки по функциям, а также имеют сходную структуру. В качестве основных функций Я-концепции и иден­тичности выделяются следующие: определение границ между Я и не-Я, обеспечение внутренней согласованности, развитие личности, интерпре­тация социального опыта, регуляция поведения и деятельности |Берне Р., 1986; Эриксон Э.. 1996).

В структуре Я-концепции и идентичности выделяют две общие со­ставляющие: это личностная (персональная) и социальная подструктуры. Так, повсеместное признание получила концепция социальной идентич­ности Г. Тэджфела, в соответствии с которой структура Я-концепции включает в себя две большие подсистемы: личностную идентичность и социальную идентичность [Tajfel H., 1982|. Первая относится к самооп­ределению в терминах физических, интеллектуальных и нравственных личностных черт. Вторая подсистема — социальная идентичность — складывается из отдельных идентификаций и определяется принадлеж­ностью человека к различным социальным категориям: расе, националь­ности, классу, полу и т.д.1

Социально-ролевые и персонологические характеристики в структуре Я-концепции соотносятся со структурными составляющими идентично­сти. Э. Эриксону принадлежит наибольшая заслуга в разработке иден­тичности с точки зрения его структурно-динамических характеристик.

Он определяет идентичность как сложное личностное образование, имеющее многоуровневую структуру. Это связано с тремя основными уровнями анализа человеческой природы: индивидным, личностным и социальным. Так, на индивидном уровне анализа идентичность опре­деляется им как результат осознания человеком собственной временной протяженности. Это есть представление о себе как некоторой относи­тельно неизменной данности того или иного физического облика, тем­перамента, задатков, имеющего принадлежащее ему прошлое и устрем­ленного в будущее.

Со второй, личностной, точки зрения идентичность определяется как ощущение человеком собственной неповторимости, уникальности своего жизненного опыта, обусловливающее некоторую тождествен­ность самому себе. Эта структура идентичности выступает как результат скрытой работы Эго-синтеза, как форма интеграции Я, которое всегда есть нечто большее, чем простая сумма детских идентификаций.

Гендерная идентичность (идентичность с учетом признака пола) — ОДНЯ из разновидностей социальной идентичности.


Внутриличиостнын уровень анализа гендерных отношений                  337

Наконец, идентичность определяется Э. Эриксоном как тот личност­ный конструкт, который отражает внутреннюю солидарность человека с социальными, групповыми идеалами и стандартами и тем самым помогает процессу Я-категоризации. Этой структуре Э. Эриксон дал название социальной идентичности [Белинская Е.П., Тихомандриц-кая О.А., 2001|.

Представление о том, что в структуре идентичности имеются две основные составляющие: персональная (личностная) и социальная, ха­рактерно для большинства работ, посвященных этой проблематике (Ан­тонова Н.В., 1996; Павленко В.Н., 20001.

Сказанное позволяет нам говорить о Я-концепции и идентичности как о категориях практических тождественных. Как подчеркивают оте­чественные социальные психологии Е.П. Белинская и О.А. Тихоманд-рицкая: «... само понятие Я-концепции выступает в виде некоторой когнитивной или когнитивно-аффективной системы, сходной по функ­циям с идентичностью. Это приводит к тому, что сегодня эти два понятия во многом выступают как синонимы» |Белинская Е.П., Тихомандриц-кая О.А. 2001. С. 249].

Для нас важно рассмотреть проблематику Я-концепции и идентич­ности личности с позиций социально-психологического знания. Обще­известно, что собственно социально-психологический аспект изучения феномена Я — это взаимозависимость Я человека и его социального бытия.

В работе Е.П. Белинской и О.А.Тихомандрицкой |2001|, посвященной социально-психологическим проблемам личности, раскрываются два ос­новных подхода к исследованию Я человека.

Первый подход акцентирует процесс активного и реального взаимо­действия человека со своим социальным окружением. При этом Я преимущественно рассматривается как средство для удовлетворения тре­бований социального мира. В рамках данного подхода особенно подчер­кивается роль таких механизмов формирования Я, как социальная ка­тегоризация (в том числе и самокатегоризация) и самонаблюдение.

Второй подход в основном центрирован на изучении процессов включения в Я отраженных оценок и суждений других людей, в том числе и в процессе не только реального, но и символического взаимо­действия. Я при этом рассматривается преимущественно как средство интеграции внутренней картины социального мира, конструирования социальной реальности и самоконструирования. В центре внимания оказывается не столько «активное», сколько «рефлексивное» Я. Соот­ветственно при решении вопроса о механизмах формирования Я на первый план выдвигаются процессы социального сравнения и интроекции чужих оценок и мнений.

Поскольку изначально эти два подхода не были жестко альтерна­тивными, в настоящее время они все более утрачивают свою противо-


338                                  Психология гендерных отношений: теория и практика

поставленность. «Для социально-психологических подходов к Я-концепции характерны обращение внимания именно на взаимосвязь "активного" и "рефлексивного" "Я", апелляция ко всем выделенным механизмам его формирования, а также прямое объединение этих двух позиций при решении проблемы мотивирующего влияния Я-концепции» [Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. 2001. С. 214].

Не сложно заметить, что представленная специфика социально-психологического подхода к изучению Я личности наглядно может быть раскрыта при анализе личностной и социальной подструктур (идентич-ностей) и характера их соотнесенности в рамках Я-концепции человека.

Личностная идентичность трактуется как набор черт, отличающийся определенным постоянством или, по крайней мере, преемственностью во времени и пространстве, позволяющий дифференцировать данного индивида от других людей. Иными словами, под личностной идентич­ностью понимается набор характеристик, который делает человека по­добным самому себе и отличным от других.

Социальная идентичность трактуется в терминах группового член­ства, принадлежности к группе, включенности в какую-либо социальную категорию. Общим моментом для большинства современных исследова­ний является противопоставление личностной и социальной идентич­ности.

Дж. Тернер в своей теории самокатегоризации отметил наличие реципрокной взаимозависимости между этими двумя подсистемами Я-концепции: актуализация личностного уровня идентичности подавляет социальный полюс самокатегоризации, снижая количество ролевых, сте­реотипных самопроявлений, и, наоборот, актуализация групповой иден­тичности тормозит установки и поведение, порождаемое личностным уровнем самокатегоризации (Turner J., 19851. Через самокатегоризацию индивиды могут использовать созданные групповые протопипы для со­отнесения себя с ними, описания и оценивавания себя и как следствие — поддержание благоприятной самооценки. Любому человеку свойственно стремление к положительному, «хорошему» образу себя, поэтому чело­век будет стремиться к достижению или сохранению позитивной соци­альной идентичности. В то же время человеку свойственно стремиться отличаться от других, чтобы сохранять и поддерживать свою неповто­римую и уникальную индивидуальность.

Противоречивость личных и групповых начал в человеке — противо­речия между личностной и социальной идентичностью — это противо­речия между внутриличностными системами: «Я как индивидуаль­ность — Я как представитель социальной группы». Любая противоречи­вая ситуация «запускает» процесс возникновения когнитивного диссо­нанса в сознании личности, затрагивает эмоциональную сферу человека, влияет на его самооценку и самоотношение.


Внутриличностный уровень анализа гендерных отношений                       339

Таким образом, раскрывая содержание таких базовых понятий, как «Я-концепция» и «идентичность», мы обозначили место категорий «само­отношение» и «гендерная идентичность» в предметном поле социальной психологии личности (напоминаем, что самоотношение — эмоциональ­ный (аффективный) компонент Я-концепции, а гендерная идентич­ность — одна из составляющих социальной идентичности). Конкрети­зируя смысловое содержание понятий «личностная идентичность» и «социальная идентичность» и показывая противоречивость ситуации их взаимодействия, мы тем самым определили предметное поле для анализа внутриличностных гендерных проблем, а именно — характер соотноше­ния личностной и тендерной идентичностей в структуре Я-концепции личности.

Теперь обозначим те социально-психологические феномены, в кото­рых актуализированы гендерные проблемы в системе «Я как индивиду­альность — Я как представитель тендерной группы».







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: