Самоотношение и гендерный конфликт

Психология всегда была внимательна к внутреннему миру личности, ее отношению к себе, переживаниям, самоощущениям, путям и способам разрешения сложных жизненных ситуаций и проблем. Однако отсутст­вие адекватной теоретической базы затрудняло осмысление и интерпре­тацию круга личностных проблем, связанных с самоотношением и пере­живаниями человека как представителя определенного пола. Гендерный подход как теоретическое направление позволяет с новых позиций об­ратиться к анализу известных внутриличностных конфликтов, что дает возможность не только предложить новые варианты интерпретации причин возникновения ранее известных психологических феноменов, но


рнутриличностный уровень анализа гендерных отношений             343

и создает условия для повышения эффективности организации психо­логической помощи мужчинам и женщинам, пытающимся разрешать сложные внутриличностные дилеммы.

Можно выделить следующие типы гендерных внутриличностных конфликтов: ролевой конфликт работающей женщины, конфликт боязни успеха, экзистенциально-гендерный конфликт.

Прежде чем мы обратимся к описанию сущности перечисленных ти­пов конфликтов, раскроем психологическое содержания понятия «внут-риличностный конфликт». Внутриличностные конфликты представляют собой противоречия, возникающие между несовместимыми (или по мень­шей мере трудно совместимыми) интересами, потребностями, представ­лениями, ролями. Ситуацию внутреннего конфликта человек восприни­мает и переживает как психологическую проблему, требующую своего разрешения. Внутриличностный конфликт порождается амбивалентными стремлениями субъекта, которые ограничивают возможности нормаль­ного функционирования личности. Характеризуя данную ситуацию, пси­холог Р. Мэй пишет: «Различные напряжения внутри личности блоки­руют друг друга, как два борца в захвате, что не могут сдвинуться с места. Человек теряет способность свободно говорить, думать и выра­жать свои чувства, чтобы быть адекватно понятыми окружающими» [Мэй Р. 1994. С. 45|.

В состоянии внутриличностного конфликта типичными становятся такие эмоциональные проявления, как:

. — деструктивные чувства (раздражительность, злость, обида, агрес­сия, ненависть, досада, упрямство, придирчивость, мнительность, за­висть);

— чувство одиночества (ненужность, непонимание, ощущение «ту­пика»);

— депрессия (апатия, равнодушие, разочарование, усталость, тоска, подавленность, безразличие).

Человек, не испытывающий острых внутренних конфликтов, живет в согласии (в мире, в ладу) с самим собой. Такое состояние характе­ризует достижение согласования между личными устремлениями и соци­альными ожиданиями и требованиями. Как правило, это присуще людям, отличающимся личностной зрелостью, жизненной мудростью.

Рассмотрим типы гендерных конфликтов. Наиболее ярким проявле­нием столкновения традиционных нормативных требований к ролевому поведению женщин и реальной ситуации их жизнедеятельности служит феномен, который в социально-психологической литературе описан как ^ролевой конфликт работающей женщины». Ролевой конфликт — социальная ситуация, в которой от одного и того же индивида ожидаются несовместимые друг с другом ролевые действия. Когда женщина одно­временно выполняет три свои основные роли (супружескую, родитель­скую, профессиональную) вероятность возникновения ролевого внутри-


344                                  Психология гендерных отношений: теория и практика

личностного конфликта очень велика, так как у женщины просто не хватает физических ресурсов для полноценного выполнения этих ролей

Конфликт между ролями чаще возникает, если женщина в равной мере ориентирована и на профессиональный рост, и на свою семью, на профессиональную и семейную самореализацию. В этом случае много­численные предписания-требования различных социальных ролей, вы­полняемых личностью, препятствуют их успешной реализации.

К объективным факторам возникновения ролевого конфликта у ра-ботающих женщин относятся: чрезмерное напряжение, связанное с профессиональной и домашней работой; отсутствие полноценного отды­ха; дефицит времени; неблагоприятные жилищные условия; маленькие дети.

Субъективные факторы, порождающие ролевой конфликт, это — повышенное чувство ответственности; высокий уровень притязаний; пат-риархатные установки по отношению к семье (например: «Несмотря ни на что, я должна быть хорошей женой и матерью»).

Так, по данным исследования профессионально занятых женщин, имеющих малолетних детей, проведенного М.Е. Баскаковой 11995|, число женщин, которым не удалось достичь равновесия между семьей и профессиональной деятельностью, составляет 28,8%. Эти женщины еже­дневно находятся в конфликтной ситуации «дом-работа», что не только препятствует личностной и профессиональной самореализации, но и сказывается на общей удовлетворенности семейными отношениями и жизнью вообще. Исходя из данных исследования М.Ю. Арутюнян. не­гативные последствия ролевого конфликта испытывают 30% женщин. В таких семьях муж не делит поровну все бытовые заботы и ответст­венность за семью, а лишь помогает жене выполнять ее основные обязанности. Для женщин, которые гармонично сочетают семейные и профессиональные роли характерен более партнерский образ жизни семьи. В таких семьях хорошо развита взаимопомощь супругов, мужья активно и результативно включены в домашнюю работу и воспитание детей, они положительно и заинтересованно относятся к работе жены [Алешина Ю.Е., Лекторская Е.В., 1989].

Ролевой конфликт работающей женщины рассматривается как ком­плекс субъективных негативных переживаний, возникающих у женщи­ны, при отрицательной оценке ею того, как она справляется с совме­щением ролей в профессиональной и семейной сферах [Гаврилица О.А., 19981.

Наиболее выраженным деструктивным показателем ролевого кон­фликта работающей женщины является чувство вины, которое рождается из модели восприятия женщиной своих ролей. Часто это связано с синдромом суперженщины: иметь в жизни все (замужество, дети, ка­рьера) и превосходно выполнять свои обязанности |Алешина Ю Е.. Лекторская Е.В., 1989]. Также чувство вины обусловлено восприятием


рнутриличностный уровень анализа гендерных отношений                   345

модели женственности, обязательным и неизменным атрибутом которой является жертвенность как беззаветное самоотречение во имя интересов близких.

Чувство вины характеризуется высокой устойчивостью и множеством сфер проявления, это — отношение женщины к детям, супругу, работе, самой себе. Поведение, вызванное чувством вины, является компенса­торным, оно побуждается глубокой потребностью оправдания, что сде­лано что-то неправильно и это необходимо исправить. Чувство вины побуждается неосознаваемыми мотивами и поэтому не поддается само­коррекции |Гаврилица О.А., 1998].

В отношении к детям компенсаторное поведение проявляется в таких формах, как покупка ребенку большого количества игрушек (особенно если мать была в командировке или задержалась на работе); выполнение всех желаний ребенка; чрезмерное беспокойство о физическом само­чувствии ребенка. Сверхопека и сверхзабота как проявления компенса­торного поведения, т. е. желание уберечь ребенка от любых неприят­ностей продуцирует сверхснисходительность по отношению к детям, а все это стимулирует развитие у ребенка тревожности, несамостоятель­ности, неумению принимать решения. Дети, используя ситуацию, стре­мятся еще в большей мере вызывать чувство вины у матери, чтобы управлять ее поведением.

В отношениях с мужем чувство вины проявляется в том, что жен­щина сама берет на себя большую часть домашней работы, стремясь компенсировать несоответствие идеализированному образу «хозяйки до­ма». Женщины выполняют 70% работы по дому и воспитанию детей. в то время как мужья — не больше 30% (Гурко Т., Босс П., 1995). Чувство оправдания себя, возникающее, когда женщина выполняет прак­тически всю домашнюю работу, поддерживается все еще широко рас­пространенными традиционно-патриархатными представлениями о се­мейных обязанностях женщины.

В отношении к работе чувство вины проявляется в отказе от про­фессиональных достижений и карьеры, женщина не предпринимает Действий, которые помогут ef. продвигаться по служебной лестнице. Феномен «отказа женщины от карьеры» порождается в значительной мере архаичными представлениями о том, что, делая карьеру, женщины теряют женственность. Культурные традиции «не одобряют» жен, до­бившихся большего успеха по сравнению со своими мужьями. Кроме страха потери женственности женщина может испытывать чувство вины по отношению к мужу из-за того, что в силу занятости по работе она Уделяет ему мало внимания, тепла и заботы.

Чувство вины проявляется и в отношении женщины самой к себе. Работающая женщина чувствует себя виноватой перед семьей, когда она тратит время на себя, она убеждена, что личные дела — это дела, к°торыми следует жертвовать в первую очередь, этот феномен описан


346                         Психология гендерных отношений: теория и практика

в литературе как «синдром самопожертвования». Женщина утверждает,
что у нее «не доходят руки до себя», она не может позволить себе
заниматься спортом, тратить время на общение с подругами, походы к
портнихе или косметологу.                                       •

Вторым типом гендерного внутриличностного конфликта является конфликт боязни успеха. Феномен «страх успеха» был выявлен и описан психологом Мартиной Хорнер. Успех вызывает у женщины тревогу, так как ассоциируется с нежелательными последствиями — утратой женственности, потерей значимых отношений и социальным отторжением |Ногпег М.. Fleming J. 1992|. Внутренний конфликт по­рождается ситуацией невозможности выбора между двумя значимыми сферами жизнедеятельности: профессиональной и сферой значимых от­ношений, которые представляется для женщины взаимоисключающими.

Вслед за М. Хорнер многие зарубежные исследователи считали страх успеха чертой, изначально присущей женской природе, рассматривали его как глубинный психологический барьер, имеющий место в женской психике. Исследования в области тендерной психологи позволяют рас­сматривать феномен мотивации страха или избегания успеха как спе­цифическое психологическое состояние, сопровождающееся внутренним конфликтом, которое возникает в определенных социальных условиях и жизненных ситуациях и может быть преодолено. Мотивационная гипотеза, т. е. рассмотрение страха успеха как интрапсихической ха­рактеристики, уступила место когнитивной гипотезе, в рамках которой утверждается, что состояние избегания успеха формируется под влия­нием социокультурной среды и полоролевых стереотипов (Турецкая Г.В., 1998|. Женщины испытывают тревогу не по поводу достижений вообще, а лишь в тех областях, где они нарушают общепринятые полоролевые нормы. Успех в деловой сфере, особенно нетипичной для женщин, ассоциируются с нежелательными для женщины последствиями в личной жизни. Большинство женщин, стремясь разрешить данный внутренний конфликт, ориентированы в сторону выбора, направленного на отказ от карьеры, профессиональных успехов и достижений.

Исследование страха успеха, проведенное отечественным психологом Г.В. Турецкой (1998]. позволило прийти к следующим выводам:

— центр тяжести этого феномена находится не во внутриличностной
сфере, а вовне, в контексте отношений и культуры в целом:

— страх успеха как социально-психологическое явление присуш нашей культуре;

— удельный вес характеристик ранней социализации в раскрытии феномена страха успеха очень высок;

— уровень проявления страха успеха зависит от степени эгалитар-ности взглядов, полотипичности выбранной сферы деловой активности и «населенности» этой сферы другими женщинами.


рнутриличностный уровень анализа гендерных отношений                  347

Еще одним примером внутриличностного конфликта, порождаемого тендерными представлениями и установками о разной ценности и зна­чимости профессиональных и семейных ролей для мужчин и женщин, является экзистенциальная кризисная ситуация. Это ситуация, которая затрагивает основы существования человека и обращает его к проблеме своего отношения с миром, поиску и обретению смысла своего бытия. Экзистетщально-гендерный конфликт может быть инициирован со­бытиями или внешними обстоятельствами, которые неожиданно ставят человека лицом к лицу с фундаментальными вопросами его жизни, например, принятием важных необратимых решений, разрушением не­которых фундаментальных смыслообразующих моделей поведения или способов взаимодействия с другими. Экзистенциальный конфликт затра­гивает наиболее важные, жизненно значимые ценности и потребности человека, становится доминантой внутренней жизни человека и сопро­вождается сильными эмоциональными переживаниями [Психология. Учебник. 1998|.

Так, мужчины, воспринимающие профессиональную деятельность и карьеру как единственное и самое главное предназначение своей жизни, оказываются в ситуации экзистенциального конфликта в случае потери работы или выхода на пенсию. «Шок отставки», связанный с потерей значимого места в обществе, разрывом связей с референтной группой, утратой значимой социальной роли в сознании таких мужчин отражен как «потеря главного смысла жизни», а на эмоциональном уровне от­мечен всеми признаками острого стрессового расстройства.

Женщины, реализуя «истинно женское предназначение быть матерью и хранительницей домашнего очага», часто переживают экзистенциаль­ный кризис в период психологического отделения повзрослевших детей от семьи. Если раньше вся жизнь женщин была насыщена эмоциональ­ной и бытовой заботой о детях, то теперь, когда такое привычное течение жизни нарушается, возникает ощущение пустоты, ненужности, бессмысленности жизни. Живя жизнью детей, многие женщины совсем забывают о своей собственной жизни.

По мнению К.А. Абульхановой-Славской |1991|. если человек выби­рает самовыражение через выполнение долга, т.е. через самопожертво­вание, то происходит постепенная утрата своего «Я», он оказывается в позиции, униженной и зависимой от других, и жизнь его часто кончается крахом, т. к. другие далеко не всегда отвечают взаимностью. Служение людям из чувства долга не сочетается с личностной самоактуализацией и самореализацией.

Экзистенциальный конфликт, нарушая привычный ход жизни, дез­организуя или даже делая невозможной обычную жизнедеятельность, требует от человека переосмысления своей жизни и ее наиболее суще­ственных составляющих, переоценки своих жизненных целей, отноше­ний с окружающими, образа жизни и др. Успешное преодоление кон-


348                                  Психология гендерных отношений: теория и практик

фликта является жизненно значимой задачей для человека, а результа-том его разрешения часто становится появление каких-то новых качеств и условий жизни.

Итак, мы описали особенности гендерных конфликтов, провоциру. ющих негативное самоотношение личности как представителя опреде. ленного пола. При завершении данного раздела важно акцентировать внимание на причинах возникновения гендерных конфликтов. Вероят­ность внутриличностных гендерных конфликтов возрастает, если человек вопреки своим желаниям и потребностям следует социокультурным предписаниям (например, «Мужчины так себя не ведут»; «Женщины так не поступают») и подчиняет свои индивидуальные поведенческие проявления традиционным нормативным моделям поведения в рамках мужской и женской роли. Степень подверженности этим предписаниям обусловлена условиями первичной и вторичной социализации и психо­логическими особенностями личности.

Таким образом, особенности тендерной социализации, влияющие на самоотношение личности, можно трактовать как внешние факторы воз­никновения гендерных конфликтов.

К внутренним факторам возникновения гендерных конфликтов от­носятся специфические психологические особенности личности мужчин и женщин. Какие же это особенности?

Ориентируясь на выделенные подходы к изучению проблем Я в социальной психологии, акцентирующих внимание на «активном» и «рефлексивном» Я в структуре личности, можно предположить, что наиболее подверженными тендерным конфликтам будут мужчины и женщины с выраженным «рефлексивным Я». Для таких субъектов, как подчеркивалось, более значимыми механизмами формирования Я явля­ются процессы социального сравнения и интроекции чужих мнений и оценок, они особенно чувствительны к условиям социального влияния.

В системе гендерных теоретических конструкций феномен возник­новения гендерных конфликтов может быть объяснен при помощи теории тендерной схемы С. Бэм.

В процессе социализации у личности формируются такие когнитив­ные конструкты, как гендерные схемы, при помощи которых восприни­мается и усваивается вся информация гендерного содержания. Гендерная схематизация — это наложение тендерной классификации на социаль­ную реальность, в соответствии с которой для типологизации индивидов, атрибутов, поведения человек руководствуется преимущественно поляр­ными дефинициями маскулинного и фемининного, а не какими-то иными категориями [Bern S., 1983|. Применение гендерных схем способствует стандартизации и единообразию индивидуальных социально-психологи­ческих реакций, а частое их использование препятствует адекватному восприятию многообразия мира, что, в свою очередь, тормозит развитие адаптивных и творческих возможностей личности |Lorenzi-Cioldi г..


вцутриличн(х-тныи уровень анализа гендерных отношений                  349

|99б|. В зависимости от особенностей использования гендерных схем люди делятся на полотипизированных и неполотипизированных1. Поло-типизированные личности прибегают к схемам постоянно и поэтому воспринимают мир исключительно в дихотомических терминах проти­востояния мужского и женского; неполотипизированные личности почти не используют гендерные способы категоризации мира, выходя за пре­делы стереотипного мировосприятия и самооценки.

Каждый человек в зависимости от особенностей собственного ког­нитивного развития и социальной ситуации, в которой он оказался, будет в большей или меньшей степени гендерно-схематизирован, а следова­тельно, будет в большей или меньшей степени подвержен нормативному давлению в плане полоспецифичного поведения, что будет способствовать либо не способствовать возникновению гендерных конфликтов.

Следует отметить, что предложенный вариант интерпретаций воз­никновения внутриличностных гендерных конфликтов нуждается в эм­пирической проверке. В случае убедительных эмпирических данных можно будет говорить о большей обоснованности предложенного вари­анта объяснения причин возникновения гендерных конфликтов.

Таким образом, из описаний феномена внутриличностного гендерного конфликта следует, что в структуре Я-концепции личности, пережива­ющей внутриличностный гендерный конфликт на уровне соотношения подструктур «Я-как индивидуальность — Я-как представитель тендерной группы» не отмечается наличия баланса и согласования. В состоянии конфликта снижается степень позитивного самовосприятия личности, а это провоцирует утверждения негативного самоотношения.

Современными исследователями социально-психологических проблем личности отмечаются тенденции, связанные со значимостью проявления в личности субъектности и индивидуализации. Личность конструирует свою индивидуальность и свой социальный мир. Гендерных конфликтов может быть меньше, поскольку «на смену идее адаптации человека к жесткой социальной структуре приходит пафос конструирования им себя самого и социального мира» |Белинская Е.П. 2002. С. 491.

2. Гендерная идентичность личности и самоотношение

В задачу раздела входит рассмотрение современных трактовок со­держания понятия «гендерная идентичность», анализ специфических особенностей тендерной идентичности современных мужчин и женщин. Исследования тендерной идентичности. Также предполагается показать характер связи тендерной идентичности и самоотношения  личности

«Полотипизированным человеком мы называем того, чье самоопределение и поведение совпадает с тем, которое считается в его обществе гендерно-соответствующим» |Берн Ш., 2001. С.73|.


350                        Психология гендерных отношений: теория и практика

(связана ли гендерная идентичность с позитивным или негативным самоотношением личности).

Идентичность: социально-психологический аспект

Прежде чем мы начнем рассматривать феномен тендерной идентич­ности, который является ключевым для проблематики гендерных отно­шений, проявляющихся на уровне отдельной личности, конкретизируем содержание понятий «идентичность» и «социальная идентичность», яв­ляющихся более общими по отношению к понятию «гендерная идентич­ность». Следует заметить, что в наши задачи не входит детальный анализ всех проблем идентичности личности, для нас важно рассмотреть лишь те аспекты проблематики идентичности, которые являются наи­более значимыми для прояснения ключевых вопросов феномена тендер­ной идентичности. Это такие вопросы, как особенности развития иден­тичности, ее изменчивость и кризисы, специфика социальной идентич­ности.

Обратимся к категории «идентичность». Теоретическая и эмпири­ческая разработка проблемы идентичности началась в последние деся­тилетия XX столетия. Начиная с 70-х годов понятие идентичности становится в психологии очень популярным, дополняя, уточняя, а не­редко и заменяя собой более традиционные понятия Я-концепции, образа «Я», seif, самости и т.д. |Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А., 20011. Обращение к категории идентичности открывает возможность увидеть механизмы связи между внутриличностной и социокультурной обуслов­ленностью действий в ситуациях социального взаимодействия, понять противоречивость групповых и личных начал в человеке.

Проблема идентичности разрабатывалась представителями психо­аналитической, интеракционистской, когнитивистской ориентации Ан­тонова Ы.В., 1996; Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А., 2001; Пав­ленко В.Н., 2000; Крайг Г., 2000 и др.|.

Первыми к психологическому анализу феномена идентичности обра­тились сторонники психоаналитического направления. Детальная раз­работка феномена идентичности была представлена в известной работе Э. Эриксона «Детство и общество» (1950). Понимая идентичность в целом как процесс организации жизненного опыта в индивидуальное «Я», Э. Эриксон делает акцент на динамичности, изменяемости идентич­ности на протяжении всей жизни человека, выделяя в качестве основной адаптационную функцию данной личностной структуры. Согласно Э. Эриксону, процесс становления и развития идентичности «оберегает целостность и индивидуальность опыта человека, дает ему возможность предвидеть как внутренние, так и внешние опасности и соразмерять свои способности с социальными возможностями, предоставляемыми обществом» |Эриксон Э. 1996. С. 8|. Следовательно, понятие идентич-


Внутриличностный уровень анализа гендерных отношений                       351

ности соотносимо для Э. Эриксоыа, прежде всего, с понятием постоян­ного, непрекращающегося развития Я. Для него персональная и соци­альная идентичность выступают как некоторое единство, как две нераз­рывные грани одного процесса — процесса психосоциального развития личности.

Операционализация категории «идентичность» была осуществлена Дж. Марсиа. Он выдвинул предположение, что данная гипотетическая структура проявляется феноменологически через наблюдаемые паттерны «решения проблем», т. е. актуализируется в ситуации социального вы­бора |Антонова Н.В.. 1996). Так, к примеру, подросток для достижения идентичности должен решить такие проблемы, как идти работать или учиться, какую работу или учебное заведение выбрать, продолжать общаться с теми сверстниками, которые нэ нравятся родителям или нет, и т. д. Решение каждой, даже незначительной жизненной проблемы вносит определенный вклад в достижение идентичности.

В работах А. Уотермана акцентируется ценностно-волевой аспект развития идентичности. Он предполагал, что сформированная идентич­ность включает в себя выбор целей, ценностей и убеждений. Этот выбор актуализируется в период кризиса идентичности и является основанием для дальнейшего определения смысла жизни |Белинская Е.П., Тихо-мандрицкая О.А., 20011.

В рамках психоаналитического подхода исследуется понятие «кризис идентичности», которое отражает сложность процесса развития послед­ней. Развитие идентичности нелинейно, оно проходит через кризисы идентичности — периоды, когда возникает конфликт между сложив­шейся к данному моменту конфигурацией элементов идентичности с соответствующим ей способом «вписывания» себя в окружающий мир и изменившимися условиями существования индивида (Антонова Н.В., 19961. Для выхода из кризиса индивид должен приложить определенные усилия, с тем чтобы найти и принять новые ценности и виды деятель­ности.

Исследования идентичности, проводимые в рамках интеракцио- нистской ориентации, исходят из концепции Я Дж. Мида. Рассматри­вая проблему соотношения личных и социальных начал в человеке, Дж. Мид выделяет осознаваемую и неосознаваемую идентичность. Не­осознаваемая идентичность базируется на неосознанно принятых нор­мах, привычках. Это принятый человеком комплекс ожиданий, посту­пающих от социальной группы, к которой он принадлежит. Осознаваемая идентичность возникает тогда, когда человек начинает размышлять о себе и своем поведение. Однако осознаваемая идентичность не означает автономии личности от социума, поскольку она формируется при помощи приобретенных в социальном взаимодействии категорий, выработанных в языке. В то же время наличие осознаваемой идентичности означает Момент относительной свободы личности, т. к. человек перестает еле-


352                                  Психология гендерных отношений: теория и практика

довать ритуализироанному развертыванию действий и начинает думать о цели и тактике своего поведения |Антонова Н.В., 1996|.

Дж. Мид считал, что при рождении человек не обладает идентич­ностью, она возникает как результат его социального опыта, взаимодей­ствия с другими людьми. Таким образом, акцент делается на социальной обусловленности идентичности: она возникает только при условии вклю­ченности индивида в социальную группу, в общении с членами этой группы. Развитие идентичности идет от неосознаваемой идентичности к осознаваемой.

Ю. Хабермас понимает личностную и социальную идентичность как два измерения, в которых реализуется балансирующая Я-идентичность. Вертикальное измерение — личностная идентичность обеспечивают связность истории жизни человека. Горизонтальное измерение — соци­альная идентичность обеспечивают возможность выполнять различные требования всех ролевых систем, к которым принадлежит человек. Я-идентичность возникает в балансе между личностной и социальной идентичностью. Установление и поддержание этого баланса происходит с помощью техник взаимодействия, среди которых исключительное зна­чение отводится языку. Во взаимодействии человек проясняет свою идентичность, стремясь соответствовать нормативным ожиданиям парт­нера. В то же время человек стремится к выражению своей неповто­римости |Антонова Н.В., 19961.

В рамках когнитивистской ориентации проблематика идентичнос­ти активно разрабатывалась в таких социально-психологических кон­цепциях, как теория социальной идентичности Г. Тэджфела (1982| и теория самокатегоризации Дж. Тернера |1985|. В этих концепциях осо­бое внимание уделялось анализу соотношения личностной и социальной идентичностей в структуре Я-концепции личности. В теориях Г. Тэдж­фела и Дж. Тернера личностная и социальная идентичность рассматри­ваются как взаимоисключающие категории. Так, в теории Г. Тэджфела утверждается, что в зависимости от ситуации может актуализироваться либо личностная, либо социальная идентичность. Основной механизм, который запускает процесс актуализации той или иной идентичности, представлен мотивационной структурой, ориентированной на дости­жение личностью позитивной самооценки. Человек будет прибегать к межгрупповым формам поведения (актуализируя социальную иден­тичность), если это кратчайший путь к достижению позитивной само­оценки. В случае если человек может достичь ее на уровне межлич­ностного общения (актуализируя личностную идентичность), ему нет нужды переходить к противоположным формам поведения (Павлен­ко В.Н.. 2000|.

Дж. Тернер от мотивационно-когнитивных оснований теории соци­альной идентичности перешел к собственно когнитивным основам в своей теории самокатегоризации (самокатегоризация — когнитивное


Внутриличностный уровень анализа гендерных отношений            353

группирование себя с некоторым классом идентичных объектов). Одним из базовых постулатов его теории является выделение трех уровней самокатегоризации |Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А., 2001]:

— самокатегоризация себя человеческого существа (человеческая идентичность);

— групповая самокатегоризация (социальная идентичность);

— личностная самокатегоризация (персональная (личная) идентич­ности).

Между выраженностью одного уровня самокатегоризации и другими ее уровнями существует функциональный антагонизм: с позиций лич­ностной идентичности человек не видит сходства между группами, с позиций групповой идентичности не различает индивидуальных харак­теристик отдельных членов группы. Категоризовав себя со своей группой в поисках положительных отличий от других групп, субъекты будут вести себя групповым образом. Восприятие себя как члена ингруппы (отличного от члена аутгруппы) снижает восприятие себя как уникаль­ного индивида (отличного от членов ингруппы), т. е. происходит депер­сонализация восприятия. Это приводит к тому, что люди начинают воспринимать себя и других как взаимозаменяемые, идентичные эле­менты одной категории |Сушков, И.Р., 19931.

Итак, краткий социально-психологический анализ феномена иден­тичности позволяет сделать некоторые обобщения.

— Вопросы становления и развития идентичности являются акту­альными на протяжении всего жизненного пути личности. Идентич­ность — динамичная структура, она развивается в процессе всей жизни человека, причем это развитие нелинейно и неравномерно, проходит через преодоление кризисов идентичности, может идти как в прогрес­сивном, так и регрессивном направлении.

— Идентичность является социальной по происхождению, она фор­мируется в результате взаимодействия индивида с другими людьми и усвоения выработанного в процессе социального взаимодействия опыта. Изменение идентичности также обусловлено изменениями в социальном окружении индивида.

— Идея о наличии двух аспектов идентичности — ориентированного на социальное окружение и на уникальность проявлений человека нашла отражение в работах многих представителей различных теоретических направлений. В современной психологической системе знаний утверди­лась точка зрения о существовании двух типов идентичности — соци­ально заданной идентичности и отражающей индивидуальное в человеке, т. е. социальной идентичности и личностной (персональной) идентич­ности.

— Между личностной и социальной подструктурами идентичности •имеют место противоречия. Достижение баланса между этими подструк­турами свидетельствует о благополучном развитии личности, неразре-


354                                  Психология гендерных отношений: теория и практика

шенные противоречия и конфликты способствуют возникновению кри­зиса идентичности.


















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: