Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора

1. Нескольких секунд нашей растерянности хватило, чтобы он скрылся в темноте.

2. Они отражали те крохи света, которые звёзды посылали земле.

3. Было темно, только на севере небо светилось ртутным отблеском белых ночей.

4. В чёрной, удивительно спокойной воде на страшной глубине плавали звёзды.

5. И вот теперь мы вынуждены были бежать вслед за мальчишкой, каждую секунду боясь услышать гудок уходящего парохода.

 

7. Выполните лексический анализ слова.
Замените слово УЗЫ (предложение 12) стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

(1)Вот тут-то и появился Лис.

(2)— Кто ты? — спросил Маленький принц. (3)— Какой ты красивый!

(4)— Я — Лис, — сказал Лис.

(5)— Поиграй со мной, — попросил Маленький принц. (6)— Мне так грустно...

(7)— Не могу я с тобой играть, — сказал Лис. (8)— Я не приручён.

(9)— Ах, извини, — сказал Маленький принц. (10)Но, подумав, спросил:

— А как это — приручить?

(11)— Это давно забытое понятие, — объяснил Лис. (12)— Оно означает: создать узы.

(13)— Узы?

(14)— Вот именно, — сказал Лис. (15)— Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. (16)И ты мне не нужен. (17)И я тебе тоже не нужен. (18)Я для тебя всего только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. (19)Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. (20)Ты будешь для меня единственным в целом свете. (21)И я буду для тебя один в целом свете...

(22)— Я начинаю понимать, — сказал Маленький принц. (23)— Была одна роза... наверно, она меня приручила...

(24)Лис долго смотрел на Маленького принца, потом сказал:

— Пожалуйста... приручи меня!

(25)— Я бы рад, — отвечал Маленький принц, — но у меня так мало времени. (26)Мне ещё надо найти друзей и узнать разные вещи.

(27)— Узнать можно только те вещи, которые приручишь, — сказал Лис. (28)— У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. (29)Они покупают вещи готовыми в магазинах. (30)Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей. (31)Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!

(32)— А что для этого надо делать? — спросил Маленький принц.

(33)— Надо запастись терпеньем, — ответил Лис. (34)— Сперва сядь вон там, поодаль, на траву — вот так. (35)Я буду на тебя искоса поглядывать, а ты молчи. (36)Слова только мешают понимать друг друга. (37)Но с каждым днём садись немножко ближе...

(38)Назавтра Маленький принц вновь пришёл на то же место.

(39)— Лучше приходи всегда в один и тот же час, — попросил Лис. (40)— Вот, например, если ты будешь приходить в четыре часа, я уже с трёх часов почувствую себя счастливым.

(41)Так Маленький принц приручил Лиса. (42)И вот настал час прощанья.

(43)— Я буду плакать о тебе, — вздохнул Лис. (44)— Ты сам виноват, — сказал Маленький принц. (45)— Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно, ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил...

(46)— Поди взгляни ещё раз на розы, — сказал Лис. (47)— Ты поймёшь, что твоя роза — единственная в мире. (48)А когда вернёшься, чтобы проститься со мной, я открою тебе один секрет. (49)Это будет мой тебе подарок.

(50) Маленький принц пошёл взглянуть на розы.

(51)— Вы ничуть не похожи на мою розу, — сказал он им. (52)— Вы ещё ничто. (53)Никто вас не приручил, и вы никого не приручили. (54)Таким был прежде мой Лис. (55)Он ничем не отличался от ста тысяч других лисиц. (56)Но я с ним подружился, и теперь он — единственный в целом свете.

(57)— Вы красивые, но пустые, — продолжал Маленький принц. (58)— Ради вас не захочется умереть. (59)Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. (60)Но мне она одна дороже всех вас. (61)Ведь это её, а не вас я поливал каждый день. (62)Её, а не вас накрывал стеклянным колпаком. (63)Её загораживал ширмой, оберегая от ветра. (64)Для неё убивал гусениц, только двух или трёх оставил, чтобы вывелись бабочки. (65)Я слушал, как она жаловалась и как хвастала, я прислушивался к ней, даже когда она умолкала. (66)Она — моя.

(67)И Маленький принц возвратился к Лису.,

(68)— Прощай... — сказал он.

(69)— Прощай, — сказал Лис. (70)— Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. (71)Самого главного глазами не увидишь.

(72)— Самого главного глазами не увидишь, — повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.

(73)— Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю душу.

(74)— Люди забыли эту истину, — сказал Лис, — но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. (75)Ты в ответе за твою розу.

(76)— Я в ответе за мою розу... — повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.

 

Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ПРЕУСПЕВАТЬ – написание приставки определяется её значением, близким к значению приставке пере-.

2) МЕДЛЕННО (произнести) – в наречии на -о пишется столько букв Н, сколько и в слове, от которого оно образовано.

3) НЕ ОДИН (год) — НЕ с именами числительными всегда пишется раздельно.

4) НЕ ПРИШЕДШИЙ (вовремя) — НЕ с полным причастием всегда пишется раздельно.

5) ТРЕЩОТКА — в суффиксах имён существительных после шипящих под ударением пишется буква О.

9. Выполните синтаксический анализ предложений. Прочитайте предложения.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

 

(1)Тусклыми квазары кажутся просто потому, что их отделяют от нас громадные расстояния межгалактического пространства. 2. Поэтому очень важно знать значение разных фразеологических выражений и жизненные ситуации, в которых они могут употребляться. 3. Именно они учили слушающего вечным заповедям жизни, а в глубокой древности готовили его к трудному обряду инициации, пройдя который он становился полноправным членом племени или рода. 4. Считается, что больше чем 200000 человек поднимаются на Фудзияму каждый год.5. Метеор является твёрдым телом, которое при падении полностью сгорает в земной атмосфере.

 

1. квазары кажутся (предложение 1)

2. они могут употребляться (предложение 2)

3. они учили, готовили (предложение 3)

4. считается (предложение 4)

5. метеор является твёрдым телом (предложение 5)

 

Годовая контрольная работа по русскому языку за 2019-2020 учебный год (9 класс)

Вариант.

1. Выполните синтаксический анализ предложений. Прочитайте предложения.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1. Англичане называют его снежной каплей или снежной серёжкой, а немцы — снежным колокольчиком. 2)Конечно, нужно разумно относиться к фигуре этого летчика и ясно представлять себе степень его заслуг. 3) Это памятник Муму, героине произведения Ивана Сергеевича Тургенева. (4)Только спустя много лет я уяснил для себя совершенно определённо: путешествие – это не только романтика, но и тяжёлое испытание не столько сил, сколько духа. (5)Установлено, что возможности для сооружения крупных приливных электростанций имеются в 25–30 местах.

 

1) Вторая часть предложения 1 — неполное предложение.

2) Предложение (2) односоставное неопределённо-личное.

3) Предложении (3) осложнено уточняющим приложением.

4) Предложение 4 сложное бессоюзное.

5) Предложение 5 простое, осложнено вводным словом.

2. Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.

 

Долина гейзеров (1) природная достопримечательность Камчатского края (2) расположенная в Кроноцком биосферном заповеднике. Уникальные термальные источники (3) грязевые котлы (4) водопады и озёра (5) всё это разбросано по каньону реки Гейзерной (6) где наблюдаются разнообразные природные условия (7) вмещающие в себя ландшафты нескольких географических поясов. Основа драматичных панорам заповедника (8) пышущие гейзеры (9) бурлящие и взрывающиеся сокрушительными потоками воды и пара.

3. Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «о речевой культуре», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: