II. Технология и способы изготовления соленого теста

ПРОЕКТ

«Чудо тесто»

  Автор:

Беленко София

6 «Г» класс

Руководитель проекта:

Мишина Н.В.

учитель технологии

 

 

Раменское

2020 год

Содержание:

 

Введение_________________________________________________________3

I. Основная часть

1. Тестопластика - как декоративно-прикладное искусство. История лепки из соленого теста в разных странах мира ________________________________4

1.2. Преимущество соленого теста____________________________________6

II. Технология и способы изготовления соленого теста

2.1. Способы изготовления соленого теста_____________________________6

2.2. Инструменты и приспособления__________________________________7

2.3. Способы сушки изделий из соленого теста _________________________8

III. Мой проект из солёного теста

3.1. Начала работы картины «Лиса»___________________________________9

3.2. Окончания работы картины «Лиса»______________________________10

Заключение ______________________________________________________10

Литература……………………………………………………………………….11

Приложение

 

Введение

    Творчество - это самостоятельная деятельность, в процессе которой можно экспериментировать и создавать нечто новое для себя и других. Способность творить – это результат огромных усилий личности, которая является актуальным с древних времен и до нашего времени. Лепка – один из самых увлекательных и интересных видов художественного творчества. Она развивает творчество, мелкую моторику рук, пространственное мышление, понятие о цвете, форме предметов. Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества, мы не только видим то, что создаем, но и чувствуем, ощущаем.

Мой проект называется «Чудо тесто». Такое название я дала проекту не случайно, а потому что занятия лепкой это действительно чудо. Лепя, мы не только создают объёмные поделки, сувениры, но и получают большое удовольствие от самого процесса. Лепка – это прекрасный способ самовыразиться и расслабится.

В детстве я любила лепить из пластилина. Я придумывала разных животных и лепила их, лепка стало моим любимым занятием. Материал для реализации своих фантазий я находила везде, например, летом из глины и земли, на море из песка, зимой из снега. Шесть лет назад я пошла на кружок в Дом творчества на «Тесто пластику». Мне очень понравилось лепить поделки и картины из солёного теста. Сначала мы лепили маленькие картинки. Моя первая картинка была сова (Рисунок 1). Затем я перешла к более серьёзным работам (Рисунок 2).

Проблема, на мой взгляд, которая мешает многим детям осваивать это прикладное творчество, это не желанья родителей сделать солёное тесто, купить пластилин, чтобы ребёнок не замарал мебель или не разбрасывал его по квартире. Может и не хватает времени у родителей, чтобы водить детей на кружок для освоения технике лепка.

    В этом проекте я хочу рассказать как интересно и увлекательно заниматься лепкой, показать свои результаты труда, как важна лепка для мелкой моторики, развития творческого мышления, эстетического вкуса.

    Актуальность данного вида творчества очень проста. В современном мире очень ценится ручная работа. Умения сделать что-то своими руками важная составляющая для каждого человека. Изделия из солёного теста помогут не только детям, но и взрослым проявить свои творческие способности, открыть в себе яркий потенциал и дизайнерские способности. Так же снять стресс, успокоить нервы. Детям дошкольного и школьного возраста развить чувства творческого вкуса, найти свой стиль в искусстве, а также самое важное, на мой взгляд, развить мелкую моторику.

Занятия с соленым тестом тесно связаны с познанием окружающего мира, его одушевленными и неодушевленными предметами; с художественной литературой; с приобщением детей к кулинарной деятельности и т.д. На своём опыте знаю, как важно приобрести навык работы с тестом. В кулинарии мне этот навык очень помогает, я часто пеку печенья, пироги, но больше всего люблю печь кексы. Я сама придумала и испекла торт в виде лошадки пони своей сестре на день рождения (Рисунок 3). Так же я попробовала сделать собачку из полимерной глины. Она у меня получилась маленькой, так как мне дали немного глины (она в магазинах дорогая), Вот что получилось (Рисунок 4).

В проекте я поставила перед собой цель:

- познакомить с историей возникновения тестопластики;

- познакомить с техникой изготовления солёного теста;

- повысить у людей интерес к лепке.

 Для достижения этой цели, я поставила следующие задачи:

- показать свои работы и достижения, вызвать желания познакомится с тестопластикой;

- вызвать интерес к данному виду прикладного творчества для использования его в своей творческой деятельности.

Предмет исследования:

Солёное тесто.

Методы работы:

- подобрать и изучить литературу по тестопластике;

- написать историю создания фигурок из теста в разных странах мира;

- показать наглядно в виде фотографий в приложении, изделия из солёного теста;

- написать о преимуществах, способах и приёмах лепки;

- реклама своего изделия и достижения;

- выполнить работу из соленого теста.

 

I. Основная часть

1. Тестопластика - как декоративно-прикладное искусство. История лепки из соленого теста в разных странах мира.

 

Тестопластика – осязаемый вид творчества. Потому что мы не только видим то, что создаём, но и берём в руки, по мере необходимости изменяет форму и размер. Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с тестом. Технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения. Соленое тесто – это отличный экологически чистый материал для лепки. Из него можно вылепить все, что угодно, а после сушки и раскрашивания оставить в виде сувенира на долгие годы. Полученный результат можно увидеть, потрогать, поиграть, а так же подарить на праздник и научить друзей этому творчеству.

Поделки из соленого теста – очень древняя традиция. Когда-то давным-давно люди начали лепить хлебные лепешки из муки и воды и обжигать их на раскаленных камнях. Потом в Вавилоне появились печи для хлеба, и на смену хлебным лепешкам пришли первые караваи. Древние египтяне приблизительно 5 тысяч лет назад знали много рецептов теста и выпекали уже 30 различных сортов хлеба. Древние инки лепили из теста фигуры людей и животных, а затем приносили их в жертву богам.

Италия в средние века славилась поистине удивительными мастерами, настоящими художниками, которые пекли такие великолепные фигурные хлеба, что купцы со всей Европы покупали их, чтобы по возвращении в свои родные страны дорого их продать.

Из теста выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия. Поделки из теста – очень древняя традиция.

В Китае, начиная с XVII века, делали марионетки из теста.

В Гималаях используют деревянные формы для изготовления жертвенных культовых фигур из ячменной муки. Эти фигуры из теста заменяют людей и животных, которых приносили в жертву в прежние времена.

Один из художественных народных промыслов Эквадора – поделки из ярко окрашенного теста.

В Скандинавии фигурки делают из связанных в снопы колосьев; а на западе Испании на торжества в честь Богоматери на алтарь приносят хлебные венки.

В Греции традиционно пекут великолепные хлебные венки, отделенные пышными орнаментами.

В Польше, Чехии, Словакии очень популярны картины из теста.

В Германии было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из солёного теста. Различные медальоны, венки, кольца и подковы вывешивались в пройме окон и крепились к дверям.

На Руси еще в IX веке пекли пряники, которые назывались медовым хлебом. Их изготавливали для всех праздников самой разной величины и формы в виде забавных фигурок. В Егорьев день (23 апреля) – день первого выгона скота и лошадей пекли “козули” - сделанные из ржаного теста.

История ремесла в России на Рождество в Вологодской, Архангельской, Олонецкой губерниях пекли из пшеничного теста «коровок», «бычков», «петушков», «свинок», «козочек» в знак того, чтобы на дворе было больше животных. Эти печенья дарили родным, соседям, украшали окна своих домов, а чтобы их сохранить от насекомых и поедания мышами, в тесто добавляли большое количество соли. Так возникло солёное тесто на Руси.

 

1.2. Преимущество соленого теста.

 

Тесто – удивительно пластичный материал для лепки различных фигур и композиций, он достаточно нежный и мягкий. В отличие от обычного пластилина, тесто не пачкает руки. Экологически чистый материал, по этому, можно смело давать лепить из него фигурки маленьким детям. Изделия из соленого теста прочные. Их можно красить красками, придавая любой цвет, можно краски добавлять в само тесто, получая нужный цвет для изделия.

Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки: оно очень эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны, а работа с соленым тестом доставляет удовольствие и радость.

Я очень люблю лепить. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.

В магазинах появилось разноцветное тесто в пластмассовых коробочках для детей. Я тоже покупала его и лепила фигурки, но они в скором времени разваливались. Я решила, для себя, придерживаться традиционному способу изготовления солёного теста: вода, мука и соль.

 

II. Технология и способы изготовления соленого теста

2.1. Способы изготовления соленого теста.

 

Классическое соленое тесто:

200 гр. = (1 cт.) = муки

200 гр. = (0,5 ст.) = соли

125 мл. воды (вода должна быть холодная!)

Соль развести в воде, добавить муку, замесить тесто, добавить масло, чтобы тесто не прилипало к рукам. Тесто необходимо хорошо вымесить, чтобы оно стало эластичным. Чтобы тесто не засохло его нужно положить в полиэтиленовый пакет. Так оно может храниться без доступа воздуха несколько дней в холодильнике.

Если во время вымешивания тесто крошится, нужно добавить немного воды, если же оно прилипает к рукам – муки.

Тесто для тонких работ:
300 гр. муки
200 гр. соли
4 ст.л. глицерина (можно приобрести в аптеке)
2 ст.л. клея для простых обоев + 125-150 мл воды предварительно смешать.

Обратите внимание, соль тяжелее муки, поэтому по весу они одинаковы, а по объёмы соль занимает примерно в два раза меньше.

Для тонких рельефных фигурок добавить на выбор:
15-20 г (столовую ложку) клея ПВА или крахмала (столовую ложку) или клей для обоев (предварительно его размешать с небольшим количеством воды).

Для замеса лучше использовать миксер – это упростит задачу, да и тесто получится качественнее.

Готовое тесто не должно прилипать к рукам.

Во время работы тесто нужно хранить в целлофановом пакете или в закрытой посуде.

Если тесто долго хранить, то у него поменяется оттенок цвета.

 

2.2. Инструменты и приспособления

 

Инструменты. Скалка или валик для раскатывания теста. Маленький кухонный нож или деревянный стек, служащий для вырезания деталей по шаблону, выравнивания края, нанесения рисунка.

Чесноковыжималка. Если тесто пропустить через нее, то получится крона деревьев и другие декоративные детали. Кисть, вилки, формочки для выпечки, насадки для кулинарного шприца разной формы, пробки с резьбой от бутылок и другие оригинальные вещицы, благодаря которым в изделиях из соленого теста может быть воплощено все, на что только хватит фантазии.

Природный материал. Черный и душистый перец, гвоздика, фасоль, семечки яблок, подсолнечника используют для украшения изделий и изготовления глаз, носиков, плодоножек и т.д. Мох, сухоцветы, камушки, веточки, ракушки применяют при оформлении композиций.

Интересную фактуру дают надрезы кончиками ножниц. Таким образом можно делать иголки у ежа, перья у совы, ветки ели. После того как нужная поверхность будет полностью обработана, «иголки» можно слегка пригладить сухой кистью.

В качестве дополнительных материалов для оформления изделий можно использовать сухоцветы, семенные коробочки различных растений, ветки, шишки. Помимо природных материалов можно воспользоваться тканью, кружевами, бисером, проволокой и т. д.

Для раскрашивания используются краски двух видов: акварельные и гуашь (темпера, акрил). Акварель применяют для росписи, требующей мягких переходов и просвечивания основы, гуашь хороша там, где нужны яркие, декоративные цвета.

Для лакировки применяют нитроцеллюлозный лак. Лакируют на открытом воздухе или в хорошо проветриваемом помещении.

 

2.3. Способы сушки изделий из соленого теста

 

Готовые фигурки можно высушивать несколькими способами. Первый и самый простой - сушка на воздухе. Он удобен, если приходится сушить большое количество фигурок, например, при работе кружка или в отсутствие духовки. Правда, при таком способе лучше немного изменить рецепт теста для увеличения прочности изделия. Вместо воды в данном случае к муке и соли добавляют мучной или крахмальный клейстер или клей ПВА.

Изделия нельзя сушить под прямыми лучами солнца, так как на поверхности могут возникнуть трещины. Также нужно избегать мест с повышенной влажностью, так как это еще больше замедлит процесс высушивания. Фигурки, высушенные на воздухе, необходимо покрыть достаточно толстым слоем лака. Иначе стоит им попасть во влажное помещение, как они размокнут и восстановить их будет невозможно. Раскрашивать такие изделия лучше густыми красками, например, акриловыми, темперой или гуашью, стараясь брать на кисть поменьше воды. После раскрашивания изделие нужно оставить до полного высыхания. При использовании для лакировки жидких лаков, например, нитроцеллюлозных, следует нанести несколько слоев, для густых лаков (паркетного, для дерева) вполне достаточно одного слоя.

Второй способ - сушка в духовом шкафу. Этот способ более быстрый, но тоже имеет свои достоинства и недостатки. В духовке изделие нужно сушить от получаса до двух часов, в зависимости от его размера. Нельзя ставить поделку в разогретую духовку, так как это может привести к растрескиванию. Изделия раскладывают на противне до того, как газ в духовке будет зажжен. Огонь должен быть маленьким, духовка приоткрыта. Регулировать высыхание можно, изменяя интенсивность нагрева и приоткрывая дверцу духовки больше или меньше. Хотя сравнительно низкая температура и удлиняет процесс, но позволяет завершить сушку без дефектов. Если на вашем изделии есть мелкие выступающие детали, их нужно обернуть фольгой, чтобы они не изменили натуральный цвет теста на коричневый или вовсе не сгорели. Сгоревшие до черноты детали крошатся, их невозможно сохранить.

Иногда вместо раскрашивания фигурки специально запекают так, чтобы некоторые детали потемнели. В этом случае надо постоянно следить за изменением цвета и вовремя вынуть изделие из духовки или закрыть фольгой детали немного раньше, чем они приобретут нужный оттенок. Разница с ожидаемым результатом должна быть небольшой, поскольку, если цвет усилится под фольгой, это должно быть несущественным изменением. Выпекание с тонированием теста особенно хорошо использовать при создании имитации выпечки, например, свадебного сувенирного каравая.

Высушивание фигурок в духовке электрической плиты проходит немного иначе. Процесс длится около трех часов при минимальной температуре, при этом по истечении первого часа еще и приоткрывают дверцу духовки. При работе с духовкой электрической плиты большую роль играет цвет противня. Так как черный противень нагревается сильнее, устанавливаемая температура должна быть немного (примерно на 20-30° С) ниже.

Микроволновая печь совершенно не подходит для высушивания изделий из теста. Благодаря специфике ее работы, тесто будет сильно подниматься и крошиться.

 







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: