Нормы права и их виды

Норма права - это общеобязательное, формально-определенное, правило поведения, установленное или признанное (санкиционированное) гос-ом, регулирующее общественные отношения и обеспеченное возможностью госудраственного принуждения. Виды норм права: 1) в зависимости от содержания они подразделяются на: исходные нормы, которые определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления (это, например, декларативные нормы, провозглашающие принципы; дефинитивные нормы, содержащие определения конкретных юридических понятий, и т.п.); общие нормы, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права; специальные нормы, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей и т.д. (они детализируют общие, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности); 2) в зависимости от предмета правового регулирования (по отраслевой принадлежности) - на конституционные, гражданские, административные, земельные и т.п.; 3) в зависимости от их характера - на материальные (уголовные, аграрные, экологические и пр.) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные); 4) в зависимости от методов правового регулирования делятся на: императивные (содержащие властные предписания); диспозитивные (содержащие свободу усмотрения); поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение); рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения); 5) в зависимости от времени действия - на постоянные (содержащиеся в законах) и временные (указ Президента о введении чрезвычайного положения в определенном регионе в связи со стихийным бедствием); 6) в зависимости от функций - на регулятивные (предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений, например нормы конституции, закрепляющие права и обязанности граждан, президента, правительства и т.д.) и охранительные (направленные на защиту нарушенных субъективных прав, например нормы гражданско-процессуального права, призванные восстанавливать нарушенное состояние с помощью соответствующих юридических средств защиты); 7) в зависимости от круга лиц, на которых распространяется действие норм, - на общераспространенные (действуют в отношении всех граждан, например нормы Конституции РФ) и специально распространенные (действуют только в отношении определенной категории лиц - пенсионеров, военнослужащих, учащихся и т.д.); 8) в зависимости от степени определенности элементов правовой нормы - на абсолютно определенные (точно определяющие права и обязанности участников правоотношения, условия своего действия, последствия несоблюдения предписаний нормы; например нормы УК РФ, устанавливающие точный и исчерпывающий перечень обстоятельств, отягчающих ответственность), относительно определенные (устанавливающие возможные варианты поведения; например санкции статей Особенной части УК РФ, предусматривающие верхний и нижний пределы уголовного наказания) и альтернативные (закрепляющие несколько возможных вариантов действия, из которых необходимо выбрать один с учетом конкретных обстоятельств; например, установление нормами УК РФ различных видов наказания - лишение свободы, или исправительные работы, или штраф); 9) в зависимости от сферы действия - на общефедеральные (действуют на территории всей страны, например нормы Уголовно-исполнительного кодекса РФ), региональные (действуют на территории субъектов РФ - в республиках, краях, областях и т.п.) и локальные (действуют на территории конкретного предприятия, учреждения, организации); 10) в зависимости от юридической силы - на правовые нормы законов и подзаконных актов; 11) в зависимости от способа правового регулирования - на управомочивающие (предоставляющие возможность совершать определенные действия, например принять завещание, требовать исполнения обязательств), обязывающие (предписывающие лицам совершить те или иные положительные действия, например возместить убытки, уплатить квартплату, возвратить в библиотеку книги) и запрещающие (не разрешающие производить определенные действия, например нарушать правила дорожного движения, совершать хищения); 12) в зависимости от субъектов правотворчества - на нормы, принятые государственными (законодательными, исполнительными) органами и негосударственными структурами (народом на референдуме либо органами местного самоуправления). Таким образом, нормы права многообразны. Это связано с многообразием общественных отношений, которые данные нормы призваны регулировать.

Источники права.

1. Источники права принято рассматривать в широком и узком смыслах:

• в широком смысле — это источник происхождения самих правовых норм;

• в узком смысле — правовая форма, "резервуар", который содержит отдельные нормы права — нормативно-правовой акт.

2. В широком смысле среди источников выделяют:

• естественное право — происходит из самой естественной природы человека, принадлежит человеку от рождения (сторонники данной теории считают, что нет необходимости закреплять в законах основополагающие права (на жизнь, свободу, достоинство и др.));

• писаное право - все то, что создано в результате нормотворчества человека, государственных органов. Наиболее распространенным видом писаного права является нормативно-правовой акт - изданное компетентным государственным органом при соблюдении установленной процедуры формально определенное правило поведения (набор правил), имеющее общеобязательный характер;

• обычное (обычаевое) право - сложившиеся обычай, традиция поступать определенным образом. Обычаям часто впоследствии придается общеобязательная сила. Сборниками обычного права были первые законы, такие как Законы Хаммурапи (Древний Вавилон), Законы XII таблиц (Древний Рим), Салическая правда (франкское государство). Правовые обычаи сохранились как источники права до сих пор, хотя и утратили прежнее значение. Они достаточно широко распространены в торговом, морском, гражданском праве в качестве деловых обычаев (например ИНКОТЕРМС - правила международной перевозки товаров, первоначально были деловыми обычаями, но впоследствии получили официальный статус). В Великобритании | велика роль конституционных обычаев. Они часто существуют |в устной форме, закреплены в сознании людей в виде высказываний: "Премьер-министр — лидер партии, победившей на выборах", и т. д.;

• юридический прецедент — это решение административного или Судебного органа по конкретному делу, которое становится общеобязательным для судов при рассмотрении аналогичных дел. Является основным источником права в странах англосаксонской правовой семьи (Великобритания, США, Канада, Австралия, Зеландия, ряд других бывших колоний Великобритании). В связи с этим высока роль судей не только в осуществлении правосудия, но и в создании права ("Право есть то, что говорят о нем судьи"). В последнее время в европейских странах, прецедент не является источником права, он постепенно приобретает большее значение. Так, в России постановления Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда решающее значение для нижестоящих судов. Однако, это лишь элемент действия прецедентного права в континентальной правовой системе;

• правовая доктрина — общепринятая в данном государстве концепция права, состоящая из трудов и исследований авторитетных ученых. Довольно широко используется в правовой семье прецедентного права. Применение правовой доктрины было распространено в Древнем Риме. Суд, вынося приговор, мог ссылаться на труды известных юристов и обосновывать их мнением принимаемые судебные решения;

• религиозные нормы играют роль источника права в теократических государствах. Принимаемые законы не должны противоречить религиозным нормам. Например в Иране закон перед его принятием проходит обязательную экспертизу на соответствие нормам ислама;

• иные источники.

3. В узком смысле источник права — конкретный вид нормативно-правового акта, содержащего нормы права, "резервуар", в котором находятся конкретные правовые нормы.

В России основными источниками права являются:

• Конституция РФ (от 12.12.93, в ред. от 25.07.2003) - закон высшей юридической силы, принятый на всенародном референдуме, закрепляющий основополагающие права человека и основы территориального и государственного устройства. Нормы Конституции имеют жесткий характер (их очень трудно изменить), в силу этого очень стабильны. Конституция РФ 1993 г. является основой всего действующего законодательства России, которое не должно противоречить Конституции;

• федеральные конституционные законы (ФКЗ) — базовые законы, прямо предусмотренные Конституцией, развивающие некоторые положения Конституции и регулирующие наиболее значимые общественные отношения (например режим военного, чрезвычайного положения; организацию судебной системы; порядок проведения референдума и др.). ФКЗ принимаются в более простом порядке, чем Конституция, но в более сложном, чем обычные федеральные законы',

• федеральные законы (до 1994 г. — законы РФ и РСФСР) — акты высшего законодательного (представительного) органа власти РФ — Федерального Собрания (парламента РФ), принятые с соблюдением особой процедуры, имеющие стабильный и общеобязательный характер и регулирующие наиболее важные общественные отношения. Закон (федеральный закон, Закон РФ) имеет высшую юридическую силу по отношению ко всем иным нормативным актам, не являющимся законом (подзаконным актам, например указам Президента, постановлениям Правительства и др., которые должны не противоречить принятым законам);

подзаконные акты:

• указ Президента РФ — решение главы государства (РФ), принятое в рамках его компетенции по основным вопросам государственной жизни. Указы Президента бывают нормативными (устанавливают правовое регулирование определенных общественных отношений (т. е. правила поведения), заполняют пробелы в праве) и ненормативными (о назначении соответствующего лица на определенную должность). Указы Президента (кроме случаев, специально оговоренных в Конституции и законах) не нуждаются в последующем утверждении, действуют непосредственно, не должны противоречить Конституции и законодательству;

• постановление Правительства - нормативный акт, изданный Правительством в пределах его компетенции. Как правило, постановления Правительства издаются во исполнение принятых законов и указов Президента и устанавливают порядок реализации тех или иных решений указанных государственных органов, иных вопросов государственной жизни;

• иные подзаконные акты.

Помимо федеральных нормативно-правовых актов в РФ, на территории нормативные акты (законы и подзаконные акты) субъектов РФ, иные нормативно-правовые акты.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: