Поставьте прилагательные в краткую форму

1. В конце концов, все люди разные, у каждого свое представ­ление о собственной персоне: Василий Вениаминович в минуты хорошего настроения в своих глазах если не ве­личествен, то почтенен, самокритичный Севериан Мокиевич иногда обвиняет себя в том, что бе­зответствен и бесчувствен, а вот Василий Василевич бывает невежествен до крайности, но никогда этого не замечает. 2. Рассказ ее был очень искренен. 3. В этом воплощении совершенного порядка вещей ямби­ческий размер так же естествен, как булыжная мостовая. (И. Бродский) 4. Им, скромным и стеснительным, излишний пафос редко бывал свойствен. 5. Наш мир двойствен, и нельзя во всем видеть только черное или только белое. 6. Сейчас, в минуты вдохновения импровизатора, священ каждый звук послушного ему инструмента. 7. Твой сегодняшний упрек абсолютно беспочвен. 8. Неужели ты хочешь сказать, что безответ­ствен только оттого, что тебя так воспитали? 9. Смысл религи­озных текстов сокровенен, а потому их публичное толкование – профанация. 10. Такой сюжетный поворот несколь­ко искусствен. 11. Наполеон на портрете худож­ника Давида величествен и воинственен). 12. В воздухе уже явственен приход осени. 13. Мир искусства не тождествен реальному миру. 14. Маяковский писал в стихотворении «Разговор с фининспекто­ром о поэзии», что его труд любому труду родствен.

 

4) Поставьте прилагательные в форму сравнительной степени. Объяс­ните, почему невозможно образовать простую форму сравнительной сте­пени.

1. Сегодня он чувствовал себя даже более больным, чем вчера. 2. Их по­следующие выяснения отношений становились все более бурными. 3. В сво­ей жизни она не встречала человека более великого, чем этот поэт, и одновременно более жестокого. 4. Такой исход операции казался ему еще возможнее, чем две недели назад. 5. Весь его вид становился день ото дня более гордым. 6. Нет положения двусмысленнее, чем оказаться в купе поезда наедине с чужим человеком. 7. По мере того как человек приближался, его черты казались все более знако­мыми. 8. Пожалуйста, будьте в этом выступлении более кратким, чем в предыдущем. 9. С годами у него развился более критический взгляд на жизнь, чем в юности. 10. В связи с обстоятельствами он предпочел более ранний отъезд, чем планировал.

 

Раскройте скобки. Поставьте числительное и существительное в нужный падеж. Отметьте вариантные формы.

1. Он чувствовал себя уверенно с четырьмястами рублями, полученными от отца на мелкие расходы. 2. Словарь представлял собой толстый том в тысяча восемьсот страниц. 3. Лермонтов родился в тысяча восемьсот четырнадцатом году. 4. На меня направлен сумрак ночи с тысячью биноклей на оси. (Б. Пастернак) 5. Это был небольшой поселок с тремя тысячями жителей. 6. Ребенок начина­ет вполне сознательно постигать мир уже к пяти годам. 7. Экспедиция предполагалась длительной, вряд ли она закончится за тридцать два дня. 8. Трудно выбрать правильный из двадцати одного варианта решения задачи. 9. Об определенной тенденции можно говорить, если встречают­ся два и более одинаковых случая. 10. В курсовой работе приведено лишь около полтора десятка примеров. 11. Линия дорож­ной разметки желтого цвета длиной от двух до двух с половиной метров. 12. Мы, как всегда, обеими руками за это ваше пред­ложение. 13. Нашему корреспонденту удалось встретиться с обо­ими братьями-близнецами.

Задание 6. Работа со словарями. Познакомьтесь с данными словарями. Выпишите из каждого словаря по одному слову, которое начинается на ту же букву, что и Ваша фамилия.

Словари:

1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1998.

 

КОННИЦА, -ы, ж. То же, что кавалерия.

 

2. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: Практический справочник. – М., 1989.

 

Кабак см. трактир - кабак; шалман (груб.-прост.); погребок, кружало, питейный дом, питейное заведение (устар.)

 

3. Фразеологический словарь русского языка / под ред. А.И. Молоткова. – М., 1968.

Карачун (карачун пришел) кому, Прост. Кто-либо внезапно умер, скончался, погиб. – А мы было думали, что тебе уж того… карачун пришел. Салтыков-Щедрин, Невинные рассказы. – А тут ветролом в тайге ударил, лес корежить стал. Вот и грохни сосна…, а почтарь тут как тут. В одночасье ему и карачун пришел. Шишков, Таежный волк.

 

4. Большой словарь иностранных слов / сост. А.Ю. Москвин. – М., 2007.

 

каяк [эским.] - маленькая кожаная крытая лодка с двупёрым веслом у эскимосов, чукчей и коряков

 

5. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. – М., 1986 – 1987.

 

кабеста́н "судовой ворот" (Мельников и др.). Из франц. саbеstаn – то же, от исп. cabestro "недоуздок, хомут", лат. capistrum; см. Маценауэр 8, 39.

 

6. Русские пословицы и поговорки: учебный словарь / авт. В.И. Зимин, С.Д. Ашурова и др. – М.. 1994.

 

Кабы волк заодно с собакой, житья бы человеку не было

 

7. Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. – М., 1986.

 

Крона I [ нем. Krone от лат. corona - венец]. Англ. top/crown (of a tree), франц. couronne, нем. Krone. Кронистый. Зеленые, разветвленные, пушистые кроны деревьев; придать кроне форму шара.

Крона II [нем. Krone]. Англ. crown, франц. crone, couronne, нем. Krone. Датская, шведская ~; истратить пять, несколько крон.

 

 

8. Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. – М., 1985.

 

Кочевой – оседлый. Кочевой образ жизни – оседлый образ жизни. О Царское правительство не спешило устранить кочевой быт. Больше того, оно превращало в кочевников оседлое население. Н. Михайлов, Над картой Родины. Женившись, Павел Егорович задумать переменить полную приключений кочевую жизнь прасола на оседлую и открыл в Таганроге, по примеру брата, колониальную лавочку. Гиляровский, Антоша Чехонте. 

 

9. Еськова Н.А. Краткий словарь трудностейрусского языка. Грамматические формы. Ударение. – М., 2000.

Камбала. К а мбала и допустимо камбал а.

 

 

Задание 7. Познакомьтесь с одной из статей, посвященных нормам культуры речи из журналов «Русский язык в школе», «Русская словесность», «Русская речь». Напишите краткую аннотацию на данную статью (1-2 предложения); сделайте конспектирование или реферирование статьи. Ксерокопию данной статьи необходимо приложить к контрольной работе (без нее задание не засчитывается!)

Аннотация

В данной статье раскрывается связь и взаимоотношение языковой нормы и культуры речи, их развитие в истории человечества и современное изучение.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: