Внешнеэкономическая деятельность Финляндии, как члена Евросоюза, имеет двухступенчатую систему регулирования. Со стороны ЕС внешнеторговая деятельность регламентируется тремя видами обязывающих нормативных актов (регламенты, директивы и решения) и двумя видами актов, носящих рекомендательный характер (рекомендации и мнения). Со стороны Финляндии регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется в соответствии с национальным законодательством Финляндии.
Регулирование внешнеэкономической деятельности со стороны ЕС [61].
Правовое регулирование всех сфер общественной жизни Финляндии осуществляется в строгом соответствии с законодательством ЕС. Работа финских государственных органов строится на принципах деятельности Евросоюза и проводится в строгом соответствии с решениями, принятыми в рамках союза совместно с другими странами-членами.
Внешнеторговая политика Финляндия выстраивается в соответствии с решениями Общей торговой политики ЕС, которая направлена на защиту интересов и сохранение Общего рынка ЕС. Кроме того,
Финляндия, являясь членом ВТО, подчиняется требованиям этой организации в сфере регулирования внешней торговли и как член-ЕС предоставляет торговые преференции в соответствии со следующими соглашениями: Генерализированная система преференций – ЕС, Торговые преференции для Западных Балкан. С 1 января 2014 года на импортируемый товар в соответствии с Регламентом ЕС 978/2012 от 25 октября 2012 года распространяется схема тарифных преференций, предоставляемых странами Европейского Союза (Генерализированная система преференций).
Помимо этого, Финляндия выполняет преференциальные соглашения о свободной торговле с отдельными странами и является участником более 40 региональных торговых соглашений: ЕС – Грузия, ЕС – Фарерские острова, ЕС – Израиль, ЕС – Республика Корея, ЕС – Заморские страны и территории, ЕС – Республика Молдова, ЕС – Норвегия, ЕС – Украина, ЕС-Албания, ЕС – Босния и Герцеговина, ЕС – Камерун, ЕС – Центральная Америка, ЕС – Колумбия и Перу, и др.
Импортируемый товар из третьих стран облагается таможенным тарифом в соответствии с единым таможенным тарифом ЕС (TARIC) на основе Комбинированной товарной номенклатуры ЕС. приложение 1
В заключение стоит отметить, что большая часть таможенных пошлин ЕС является адвалорными (от стоимости – приблизительно по 90% товарных позиций). приложение 2
Регулирование внешнеэкономической деятельности со стороны государственных органов Финляндии [62]
К финским нормативно-правовым актам, регламентирующим внешнеторговую деятельность, относятся:
- Закон о торговле (355/1987);
- Закон о конкуренции (948/2011);
- Закон о регулировании внешней торговли, а также о мерах по наблюдению и охране в отдельных случаях (1521/1994);
- Закон об экспортном контроле товаров двойного назначения (562/1996);
- Закон об НДС (1501/1993);
- Закон о Ведомстве по защите конкуренции Финляндии (711/1988 с изм. 482/1992);
- Закон о налогообложении прибыли и доходов от профессиональной деятельности (360/1969);
- Закон о мониторинге за приобретением компаний иностранцами (172/2012).
- Закон о мониторинге за приобретением иностранцами компаний в Финляндии (172/2012);
- Закон об ответственности за товар (694/1990);
- Закон о безопасности потребительских товаров и услуг (920/2011);
- Закон об экспорте продукции оборонной промышленности (282/2012);
- Закон о защите прав потребителей (38/1978);
- Постановление Правительства об экспортном контроле определенных товаров (870/1995).
Законы 920/2011, 38/1978, 694/1990, национальные технические регламенты и процедуры оценки соответствия содержат основные требования, предъявляемые к продукции в Финляндии.
На продукцию, технические стандарты которой не определяются законодательством ЕС (около 25% товаров европейского рынка), распространяется действие финских национальных технических стандартов, регламентов, процедур оценки соответствия.
Внешнюю торговлю Финляндии также могут определять правовые нормы других сфер общественной жизни (законодательство в сфере сельского хозяйства, оборонной промышленности). Приложение 3.
Правовая база в сфере международного движения капитала [63]
Участие финских экономических субъектов в международном движении капиталов, а также активность иностранных инвесторов в экономике Финляндии, не регламентируется единым законом.
Регулирование инвестиционной сферы определяется в соответствии с положениями национального режима, осуществляемого с изъятиями, предусмотренными в межправительственных соглашениях Финляндии с третьими странами.
Основные ограничения на инвестиционную деятельность Финляндии накладывают законы в сфере финансов, здравоохранения, безопасности.
К основным нормативным актам Финляндии, применяемым к иностранным капиталовложениям, можно отнести:
- Закон о мониторинге за приобретением иностранцами компаний в Финляндии (172/2012) (ПРИЛОЖЕНИЕ 4);
- Закон об акционерных обществах (624/2006);
- Закон о конкуренции (948/2011);
- Закон о рынке ценных бумагах (746/2012).
Особое внимание стоит обратить на тот факт, что в Финляндии отсутствуют особые (свободные) экономические зоны: не существует даже правовых норм, которые бы регулировали вопросы создания особых экономических зон и зон свободной торговли, их статус и порядок предоставления льгот субъектам правоотношений при осуществлении деятельности на территориях таких зон.
Часть II. Характеристика внешнеэкономической деятельности Финляндии
Во второй части работы проведен
- Анализ и оценка внешнеэкономической деятельности Финляндии на пространстве Евразии,
- Анализ и оценка возможностей Финляндии как транспортно-логистического хаба Европы.