КУРСОВАЯ РАБОТА
Студента 6-17-3 ИМО и СПН фин/анг учебной группы
Асовский Павел Викторович
Тема: «Внешнеэкономическая деятельность Финляндии на пространстве Большой Евразии»
Научный руководитель:
Салихов Борис Варисович
доктор экономических наук,
профессор кафедры теории регионоведения ИМОиСПН МГЛУ,
профессор кафедры политической экономии и международных экономических отношений РГСУ.
Оценка: Защищена
«___»___________2020 _________________
Москва – 2020
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ.. 3
Часть I. Теоретическая часть. 6
Идейная база работы.. 7
Понятийный аппарат. 7
Нормативно-правовая база. 17
Правовая база в сфере международного движения капитала. 20
Часть II. Характеристика внешнеэкономической деятельности Финляндии. 21
Макроэкономические показатели и общая характеристика экономики Финляндии за 2016-2018 гг. 21
Перспективы развития экономической системы Финляндии. 26
Общая характеристика экспорта и импорта товаров Финляндии. 30
Характеристика импорта и экспорта товаров Финляндии по отраслям.. 35
Инвестиционная активность Финляндии и участие страны в международном движении капитала 42
Внешнеэкономическая активность Финляндии в Евразии. 45
Характеристика Финляндии как транспортного хаба. 49
Часть III. Перспективы финской внешнеэкономической деятельности на пространстве Большой Евразии. 55
Рынок евразийских регионов. 56
Влияние транзитных коридоров на экономику внутриевразийских стран и регионов. 57
Транзитные коридоры Евразии. 60
Особенности внешнеэкономической политики Финляндии как члена ЕС.. 66
Финский реэкспорт как показатель нереализованного внешнеторгового потенциала страны в евразийских странах и регионах. 68
Перспективы внешнеэкономической деятельности Финляндии в регионах Большой Евразии в контексте взаимоотношений ЕС и России. 75
Противоречия между ЕС и Россией как фактор, снижающий потенциал сотрудничества России и Финляндии в Евразии. 77
Негативный опыт российско-финского сотрудничества как фактор, снижающий потенциал сотрудничества России и Финляндии в Евразии. 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 93
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 94
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 127
ВВЕДЕНИЕ
Формирование многополярного мира и развитие рынка Евразии открыло перед развитыми государствами новые возможности по установлению выгодных торговых отношений с развивающимися странами, что, наряду с кризисом Европейского союза, трансформацией мирового технологического уклада, замедлением экономического развития Европейского союза, увеличением конкуренции товаропроизводителей на европейском рынке и изменением конъектуры европейского рынка, обусловило меры финского Правительства по продвижению интересов финских экспортеров на рынках Евразии.
В ходе официального визита в Финляндию в год столетия независимости Финляндии председатель КНР Си Цзиньпинь и Президент Финляндии С.Ниистё подписали декларацию о создании и продвижении нового типа партнерских отношений между странами и выступили с заявлением об интенсификации сотрудничества в рамках инициативы «Один пояс и один путь» в сфере освоения Арктики, торговли и экономики, инновации и науки, защиты окружающей среды и экологии, туризма, развития зимних видов спорта.
Тема курсовой работы обладает актуальностью в связи с разработкой Правительством Финляндии ряда административных и иных мер в целях продвижения интересов финских предпринимателей зарубежом, улучшения экспортных возможностей финских производителей на пространстве Большой Евразии.
Целью данной работы является исследование внешнеэкономических и логистических возможностей Финляндии по интенсификации сотрудничества со странами Большой Евразии в условиях развития евразийских транспортных коридоров, увеличения объема внешней торговли стран Евразии и ЕС, роста рынков сбыта азиатских стран.
Объектом данной курсовой работы является внешнеэкономическая деятельность Финляндии на пространстве Большой Евразии в условиях развития евразийских экономических процессов, формирования нового экономического пространства в Евразии и изменения транспортно-логистического ландшафта Евразии.
Предметом исследования являются внешнеэкономическая активность Финляндии в странах Евразии и развитие транспортно-логистических возможностей Финляндии.
На основании анализа текста различных международных договоров, данных статистики, отчетов министерств и ведомств Финляндии, данных европейских агентства и ведомств, Евразийского банка развития, статей зарубежных и российских периодических изданий, аналитических справок, интервью, опросов и экспертных мнений было проведено всеобщее исследование перспектив увеличения присутствия финских компаний на рынках регионов Евразии.
Таким образом, задачей работы является оценка перспективы увеличения присутствия финских компаний на рынках регионов Евразии.
В рамках решения задачи работы решаются две подзадачи
1. Анализ и оценка внешнеэкономической деятельности Финляндии на пространстве Евразии
2. Анализ и оценка возможностей Финляндии как транспортно-логистического хаба Европы
Структура и логика решения задач работы в целом соответствует плану работы:
Во второй части работы проводится:
1) анализ и оценка внешнеэкономической деятельности Финляндии на пространстве Евразии:
- характеристика и анализ финской внешнеэкономической деятельности по отраслям, странам и ключевым компаниям,
- характеристика внешнеэкономических отношений Финляндии и стран ЕАЭС.
2) анализ и оценка возможностей Финляндии как транспортно-логистического хаба Европы:
- характеристика транзитных потоков, проходящих через Финляндию в Евразию,
- анализ проектов транспортных коридоров в Евразии,
- оценка перспектив формирования транспортно-логистического хаба Европы в Финляндии,
- оценка реэкспорта в структуре внешнеторговой деятельности Финляндии.
- дана оценка перспективам осуществления реэкспорта из Финляндии в Россию.
3) В третье части работы решается основная задача работы – проводится оценка перспектив присутствия предпринимателей евроориентированной Финляндии на рынках Евразии:
- оценка рынка евразийских регионов,
- оценка влияния тренда по формированию открытого и транспортно-доступного рынка Евразии на характер внешнеэкономической деятельности Финляндии,
- анализ особенностей присутствия предпринимателей евроориентированной Финляндии на рынках Большой Евразии,
- Анализ противоречий между ЕС и Россией как факторов, снижающих потенциал сотрудничества России и Финляндии в Евразии
- оценка влияния европейской интеграции на формирование внешнеторговой политики Финляндии на пространстве Большой Евразии,
- оценка перспектив внешнеэкономической деятельности Финляндии в различных зонах свободной торговли в Евразии, как участника европейского таможенного союза,
- оценка перспектив увеличения экономического сотрудничества Финляндии со странами, не входящими в зону свободной торговли Европейского союза.
Часть I. Теоретическая часть
В структуре курсовой работы можно выделить несколько составных частей: теоретическую, информационную и аналитическую части.
В теоретической части курсовой работы приведены теоретико-методологические и нормативные основы исследования. Также в этой части исследования содержится идейная база работы.
В информационной части исследования приведен краткий обзор и характеристика внешнеэкономических связей Финляндии (экспорт, в общем, по отраслям; место Финляндии в международном движении капитала; транзитные потоки через страну; реэкспорт). В этой части работы также даны: характеристика Финляндии как внешнеторгового субъекта мировой экономики и характеристика страны как транспортного узла (хаба) Европы.
В аналитической части работы дана оценка перспектив финской внешнеэкономической деятельности на пространстве Большой Евразии. Эта часть работы содержит анализ оценочных данных о емкости евразийских рынков, характеристики транзитных коридоров Евразии, политики финского правительства и Европейского союза в отношении России и стран Евразии.
Кроме того, в аналитической части работы смоделирован сценарий развития внешнеэкономической активности Финляндии в Евразии на основе абстрагирования от сложившейся конъектуры русско-финских отношений гипотетический; дана политико-правовая оценка перспектив двусторонних отношений России и Финляндии, оценка совместимости национальных интересов стран на долгосрочный период, оценка перспектив внешнеэкономической активности Финляндии в Евразии в различных геополитических условиях.
Исследование проведено на основе анализа эмпирических данных о внешнеэкономической деятельности Финляндии, их обобщении и формировании оценочных суждений на основе метода индукции.
Идейная база работы
Каждая часть и каждая микротема исследования будет рассмотрена и проанализирована автором с идейно-мировоззренческой позиции, что национальные интересы России имеют преимущественное значение во внешнеполитических контактах России с другими странами.
В аналитической части работы будет проведен анализ гипотетического сценария увеличения внешнеэкономической активности Финляндии в Большой Евразии с точки зрения национальных интересов России.
Автор будет рассматривать национальные интересы России, исходя из положений текста Конституции РФ, стратегии национальной безопасности РФ, майских указов Президента РФ В.В.Путина, национальных программ и стратегий развития Правительства РФ, а также анализа сложившейся международной внешнеполитической обстановки.
При проведении исследования автором было принято во внимание внесение поправок в Конституцию РФ в апреле 2020 года, проводимое с целью закрепления в основном законе РФ основополагающих национальных интересов России и прав граждан, а также изменение геополитической ситуации в мире, происходящее вследствие заката эпохи постмодерна и либерального миропорядка.
Понятийный аппарат.
Емкость рынка - потенциально возможный объем продаж определенного товара на рынке в течение заданного периода, зависящий от спроса на товар, уровня цен, общей конъюнктуры рынка, доходов населения, деловой активности. Емкость рынка изменяется во времени[1]
Инвестирование - вложение средств, капитала в программы, проекты, предпринимательское дело, имущественные объекты, ценные бумаги.[2]
Инвестиции прямые - 1) вложения непосредственно в материальное производство и сбыт определенного вида продукции; 2) вложения, в том числе в уставный капитал, обеспечивающие обладание контрольным пакетом акций компании.[3]
Инвестиции реальные - долгосрочные вложения средств в материальное производство, в материально-вещественные виды деятельности.
Инвестиции фактические - объем реально осуществленных за определенный период инвестиций государства и частных лиц (как плановых, так и внеплановых).
Инвестиции чистые - вложения в прирост основного капитала; инвестиции за вычетом амортизации на возмещение износа основных средств.
Инвестиционная компания - организация в виде кредитно-финансового института (учреждения), аккумулирующая денежные средства частных инвесторов, привлекаемые посредством продажи им выпускаемых собственных ценных бумаг. Привлеченные денежные средства инвестиционная компания размещает в своей стране и за рубежом путем покупки акций и облигаций предприятий. Различают инвестиционные компании закрытого типа, имеющие фиксированную структуру капитала, и открытого типа, изменяющие структуру капитала за счет периодического выпуска акций. См. также банк инвестиционный.
Инвестиционная политика - составная часть экономической политики, проводимой государством и предприятиями в виде установления структуры и масштабов инвестиций, направлений их использования, источников получения с учетом необходимости обновления основных средств и повышения их технического уровня.
Инвестиционная среда - 1) типы инвестиционных инструментов, обращающихся на рынке; условия их покупки и продажи; 2) создаваемые государством и компаниями условия вложения капитала, гарантированности и привлекательности вложений.
Инвестиционное сотрудничество - совместное участие в инвестировании, вид международных экономических отношений, целью которых является рациональное распределение ресурсов, достижение государствами более высоких результатов в экономике за счет использования преимуществ участия в международном разделении труда, обновлении технологической структуры производства.
Инвестиционный институт - юридическое лицо (компания), осуществляющее посредническую или консультационную деятельность исключительно с ценными бумагами. Различают следующие институты: инвестиционные брокеры, консультанты, компании, фонды; в качестве инвестиционного института часто выступает коммерческий банк.
Инвестиционный климат (англ. investment climate) - экономические, политические, финансовые условия, оказывающие влияние на приток внутренних и внешних инвестиций в экономику страны. Благоприятный климат характеризуется политической устойчивостью, наличием законодательной базы, умеренными налогами, льготами, представляемыми инвесторам.[4]
Национальное богатство – совокупность произведённых и непроизведённых, материальных и нематериальных ресурсов страны, составляющих необходимые условия производства товаров, оказания услуг и обеспечения жизни людей. Оценка национального имущества производится в стоимостном выражении в текущих и постоянных ценах, а оценка природных ресурсов – в натуральном выражении. В общей интегрированной системе национальных счетов показатель национального богатства отражается в таблице национального богатства для страны в целом и для секторов экономики.[5]
Производственный потенциал народного хозяйства формируется в результате взаимодействия природных и трудовых ресурсов, основного капитала, научно-технического прогресса.[6]
Международный транспортный коридор (МТК) – совокупность установленных Сторонами магистральных транспортных коммуникаций различных видов транспорта (за исключением воздушного), как имеющихся, так и вновь создаваемых, с соответствующим обустройством, обеспечивающих перевозки пассажиров и грузов на направлениях, связывающих территории государств-участников СНГ.[7]
Объекты торгового оборота – это ценности, по поводу которых возникают отношения, регулируемые коммерческим правом. Таковыми являются товары и товарораспорядительные документы (складские свидетельства, коносаменты, накладные), поскольку продажа последних влечет и переход права на эти товары. [8]
Показатель транспортной проницаемости вовне – число пересечений границы района дорогами и водными путями, отнесенными к длине периметра границы всего района. [9]
Показатель транспортной проницаемости местности – отношение периметра к числу транспортных пересечений его границ (к числу дорог, пересекающих эти границы). [10]
Покупательная способность населения - количество товаров и услуг, которое население способно приобрести в соответствии с имеющимися у людей денежными средствами и при уровне цен на товары и тарифов на услуги, сложившемся в стране. Покупательная способность зависит от уровня доходов населения и той их части, которая может быть выделена на покупки, но не в меньшей степени обусловлена величиной цен и тарифов на услуги. Динамика покупательной способности обратна динамике индексов цен.[11]
Признаки географического рынка:
1) возможность перемещения спроса между территориями, предположительно входящими в единый географический рынок, то есть:
а) доступность транспортных средств для перемещения покупателя к продавцу,
б) незначительность (в пределах 5% от цены товара) транспортных расходов на перемещение покупателя к продавцу.
2) возможность перемещения товара между территориями, предположительно входящими в единый географический рынок, то есть:
а) незначительность дополнительных издержек (в пределах 5% от цены товара) на транспортировку товара от продавца к покупателю,
б) сохранность уровня качества и потребительских свойств товара в процессе его транспортировки,
в) отсутствие на данной территории административных ограничений на ввоз или вывоз товаров,
г) сопоставимый уровень цен на соответствующие товары внутри границ этого рынка. [12]
Регионализм – взаимозависимость стран и выход интересов национальных субъектов за их границы, но в национальных рамках.[13]
Регионализм – формирование экономических сообществ близкорасположенных государств посредством торговых соглашений преференциального типа.[14]
Реэкспорт – иностранные товары, экспортируемые в том же состоянии, в котором они ранее были импортированы.[15]
Свободная экономическая зона – ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории государства.[16]
Таможенная блокада - экономическая изоляция одних государств другими посредством установления высоких таможенных пошлин, создания таможенных барьеров.[17]
Таможенная война - конкурентная война между странами на мировом рынке, основным оружием которой служит введение или изменение величины таможенных тарифов.[18]
Таможенная конвенция - международный договор, устанавливающий принципы таможенного режима присоединившихся к конвенции стран, общие правила осуществления таможенного контроля и взимания таможенных пошлин.[19]
Таможенная пошлина возвратная - сумма ввозных таможенных пошлин, подлежащая возврату при вывозе продукции, полученной в результате переработки ввезенного товара; применяется как способ повышения конкурентоспособности экспорта.[20]
Таможенная пошлина дифференциальная - вид пошлины, предусматривающий различные ставки на один и тот же товар, например, импортируемый из разных стран либо экспортируемый в разное время года.[21]
Таможенная процедура реэкспорта - таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров и товаров Союза, в соответствии с которой иностранные товары вывозятся с таможенной территории Союза без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и (или) с возвратом (зачетом) сумм таких пошлин и налогов в соответствии со статьей 242 настоящего Кодекса, а товары Союза - без уплаты вывозных таможенных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру.[22]
Таможенная система - совокупность методов, средств и органов государственного регулирования ввоза и вывоза товаров из страны.[23]
Таможенная стоимость товаров - денежная стоимость товара, на основе величины которой начисляются таможенные пошлины, сборы и платежи на ввозимый в страну товар; определяется декларантом согласно правилам и методам таможенной оценки.[24]
Таможенная зона - территория, на которой хранятся, маркируются, сортируются, обрабатываются, комплектуются, реализуются грузы, ввозимые или вывозимые из страны либо транзитные.[25]
Таможенный кодекс - сборник законодательных актов, положений, регулирующих организацию и деятельность таможенных органов.[26]
Таможенный протекционизм - государственная экономическая стратегия защиты отечественных производителей от иностранной конкуренции с помощью высоких ввозных таможенных пошлин и лицензирование ввоза товаров.[27]
Таможенный союз – соглашение двух или нескольких государств об упразднении таможенных границ между ними и образовании территорий с единым таможенным тарифом. Товары каждого государства, входящего в таможенный союз, ввозятся на территории др. членов таможенного союза беспошлинно.[28]
Таможенные льготы - преимущества в виде снижения или отмены таможенных пошлин и ограничений, предоставляемые отдельным юридическим и физическим лицам.[29]
Таможенные формальности - выполняемые таможней действия при ввозе и вывозе товаров, личных вещей и других грузов. [30]
Таможенный режим - совокупность положений, определяющих статус товаров, перемещаемых через таможенную границу. В РФ действуют следующие виды таможенных режимов: 1) выпуск для свободного обращения; 2) реимпорт; 3) транзит; 4) таможенный склад; 5) магазин беспошлинной торговли; 6) переработка на таможенной территории; 7) переработка под таможенным контролем; 8) временный ввоз (вывоз); 9) свободная таможенная зона; 10) свободный склад; 11) переработка вне таможенной территории; 12) экспорт; 13) реэкспорт, 14) уничтожение; 15) отказ в пользу государства.[31]
Таможенный тариф - перечень товаров, с которых взимаются пошлины, с указанием ставок таможенного налога на единицу данного товара.[32]
Территория опережающего развития – территория опережающего социально-экономического развития - часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, и (или) акватории водных объектов, на которых в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения. [33]
Торговый баланс - часть платежного баланса, характеризующая торговые связи страны с другими странами. Его составляющими являются экспорт и импорт товаров. Баланс рассчитывается как разница экспорта и импорта товаров, характеризует степень развитости национального товарного рынка.[34]
Торговый барьер - искусственное ограничение свободной торговли между странами в виде высоких таможенных пошлин, квот и других ограничений импорта и экспорта, введения жесткого валютного контроля.[35]
Транзит (от лат. transitus - прохождение) - перевозка грузов, пассажиров через пункт, который является промежуточным, перевалочным, пересадочным между пунктами отправления и назначения.[36]
Транзитная зона - портовая зона в прибрежном государстве, используемая в качестве склада соседней страной, не имеющей выхода к морю; транзитные товары в такой зоне не облагаются пошлинами.[37]
Транзитная норма - минимальное количество продукции, товара, отгружаемое поставщиком одному грузополучателю; устанавливается в целях лучшего использования транспортных средств.[38]
Транзитные пошлины - пошлины, взимаемые страной, через которую груз следует транзитом в другую страну.[39]
Транзитный товарооборот - форма оптового товарооборота, при которой оптовая фирма продает товар, отгружая его от поставщика непосредственно товарополучателю, минуя свои склады.[40]
Трансакционные издержки - операционные издержки сверх основных затрат на производство и обращение; косвенные, сопряженные затраты, расходы, связанные с организацией дела, получением информации, ведением переговоров, поиском поставщиков, заключением и оформлением контрактов, лицензий, обеспечением получения прав, юридической защиты, преодолением барьеров входа на рынок.[41]
Трансакционные издержки покупателя на рынке - затраты, которые несет покупатель в дополнение к уплаченной цене в виде издержек на осуществление самой операции покупки (поиск товара, оформление покупки).[42]
Транспарентность (от франц. trans-parent - прозрачный) - прозрачность экономических процессов, отношений, планов, проектов, программ, сделок, поддержанная законодательно; в них всех содержательных элементов.[43]
Транспорт (от лат. transporto - перемещаю) - 1) отрасль экономики, хозяйства, предназначенная для перевозки пассажиров и грузов; 2) письменный приказ банка своему корреспонденту о выдаче денежной суммы лицу, указанному в приказе[44]
Транспортная проницаемость местности – это оценка местности по степени контактности ее участков между собой.[45]
Транспортное освоение территории – уровень транспортной освоенности, степень внутренней связности и внешней проницаемости территории. [46]
Транспортный узел (хаб) – место схождения (расхождения) нескольких транспортных путей (дорог), где осуществляется перевалка грузов или пересадка пассажиров, а также сортировка транспортных средств. Узлы различаются по величине обрабатываемого ими (или проходящего через них) транспортного потока (числу транспортных средств, грузов, пассажиров), функциям, числу входящих дорог (путей), модальности (числу видов транспорта: одномодальные – одновидовые; бимодальные – двухвидовые; мультимодальные – многовидовые; интермодальные – межвидовые). [47]
ЭГП – это отношение данного пункта или ареала к каким-либо данностям, взятым вне этого пункта или ареала.[48]
ЭГП – отношение какого-либо места, района или города к вне его лежащим данностям, имеющим то или иное экономическое значение, - все равно, будут ли эти данности природного порядка или созданные в процессе истории.[49]
Экспорт капитала - вывоз, размещение капитала за рубежом в денежной или товарной форме с целью его более эффективного использования, приобретения собственности в других странах, вложения денег в производственные объекты, здания, сооружения, ценные бумаги, обещающие принести высокие доходы.[50]
Экспортер - страна, физическое или юридическое лицо, занимающееся экспортом.[51]
Экспортная квота - количество товара, которое государственные органы разрешают экспортировать предприятиям, фирмам в условиях, когда экспорт ограничен.[52]
Экспортные ресурсы - ресурсные возможности экспорта, виды и объемы экономических продуктов (продукции, товаров, услуг, работ), финансовых ресурсов, предназначенных для продажи на внешних рынках, часть экспортного потенциала (фонда) страны, предназначенная для текущей реализации.[53]
Экономический потенциал - совокупная способность экономики страны, ее отраслей, предприятий, хозяйств осуществлять производственно-экономическую деятельность, выпускать продукцию, товары, услуги, удовлетворять запросы населения, общественные потребности, обеспечивать развитие производства и потребления. Экономический потенциал страны определяется ее природными ресурсами, средствами производства, трудовым и научно-техническим потенциалом, накопленным национальным богатством.[54]
Экономический потенциал страны — это способность наличных ресурсов страны обеспечить максимально возможный объем производства продукции и услуг. При определении состава экономического потенциала предлагаются два методологических подхода:
а) оценка ресурсов, которыми располагает национальная экономика;
б) определение вероятного экономического результата в процессе применения всей массы ресурсов, вовлекаемых в хозяйственный оборот. [55]
Насыщение рынка – ситуация на рынке, когда рост реализации товара отсутствует.[56]
Экономическое пространство – это насыщенная территория, вмещающая множество объектов и связей между ними: населенные пункты, промышленные предприятия, хозяйственно освоенные и рекреационные площади, транспортные и инженерные сети и т.д.[57]
Экономический потенциал – ресурсы страны, которые при полном использовании позволяют произвести максимальный объём ВНП. Осн. синтетическим показателем, характеризующим на определённый момент времени возможности экономического развития страны, является национальное богатство.[58]
Экономический рост - 1) увеличение масштабов совокупного производства и потребления в стране, характеризуемое прежде всего такими макроэкономическими показателями, как валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт, национальный доход. Экономический рост измеряется темпами роста или прироста этих показателей за определенный период времени (отношение показателей в конце и в начале периода или отношение прироста показателя к его начальному значению); 2) наблюдаемое на графике (кривой роста) увеличение объемных показателей экономической деятельности в результате увеличения количества используемых факторов производства или совершенствования техники и технологии.[59]
Экономический союз - сообщество стран, устанавливающих общие внешние таможенные тарифы, проводящих общую торговую политику, устанавливающих торговые ограничения.[60]