Страницы жизни и творчества М.Ю.Лермонтова

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…...3

1.Глава 1.   Творческий путь М.Ю.Лермонтова………….…………….......…....4

1.1Страницы жизни и творчества М.Ю.Лермонтова…………………………..3

1.2.Основные мотивы лирики М. Ю. Лермонтова……………………………15

2.Глава 2. Темы поэзии в творчестве М.Ю.Лермонтого……………………….......16

2.1.Историческая тема в поэзии М. Ю. Лермонтова………………………..16

2.2.Тема лю бви в лир ике М. Ю. Лермо нтова……………………………...20

2.3.Тема по эта и поэ зии М. Ю. Лермо нтова……………………………….21

2.4. Те ма одиночества в творч естве М.Ю.Лермонтова…………………….22

2.5. Одиночество лирич еского героя……………………………………….26

2.6.Тема войны 1812г в поэзии М.Ю. Лермонтова………………………….27

Заключение………………………………………………………………………33

Список используемой литературы……………………………………………..35

 

 

,

 

 

                                          

                                                         Введение

М. Ю. Лермонтов –поэт, драматург, художник, русский офицер. Он за очень короткую жизнь оставил немного произведений, но они стали русским шедевром классики. В его творчестве показывается жизнь молодежи второй половины 19 века, их поиски  жизненного смысла, отношение к  любви, истории Отечества и дружбе.

Изучение творчества и жизни Лермонтова, как и других классиков русской литературы, актуально всегда.

Практически все стихи поэта его творчестве прослеживается тема одиночества. Она непосредственно проходит через всю его поэзию. Лермонтов является также создателем трагического представления человека.

Как уже было сказано, тема одиночества пронизывает все творчество писателя. Для Лермонтова была она актуальна на протяжении всей жизни, и сейчас актуальна. В одних произведениях о ней открыто не говорится, в других,- напротив, он доносит до нас именно то, что хочет. Но как бы Лермонтов не пытался выразить свое одиночество: замаскировать его или о нем кричать, оно остается главенствующим, для поэта значимым.

Целью этой работы является подробное знакомство с биографией поэта, чтобы понять его творчество.

Задачи: рассмотреть несколько основных тем творчества, в том числе его отношение к истории Родины и отечества.

                               

Глава 1. Творческий путь М.Ю.Лермонтова

Страницы жизни и творчества М.Ю.Лермонтова

Род Лермонтовых, по распространённому предположению, происходил из Шотландии и восходил к полумифическому барду-пророку Томасу Лерманту. Однако эта гипотеза до настоящего времени ни была не подтверждена, ни опровергнута. Своим шотландским предполагаемым корням Лермонтов посвятил стихотворение «Желание». Предок Лермонтова, поручик польской армии шотландского происхождения Юрий (Джордж) Лермонт, в 1613 году попал в плен и перешел на русскую службу. В чине русского ротмистра рейтарского строя он погиб при осаде Смоленска в 1633 году. Отец поэта, Юрий Петрович Лермонтов (1787—1831) «был среднего роста, редкий красавец и прекрасно сложен, его можно назвать в полном смысле слова изящным мужчиной; он был добр, но ужасно вспыльчив». Перед женитьбой на Марии Михайловне Арсеньевой, матери поэта, Юрий Петрович вышел в отставку в чине пехотного капитана. У Юрия Петровича Лермонтова были сёстры, проживавшие в Москве.

Дед поэта по материнской линии, Михаил Васильевич Арсеньев (1768—1810), отставной гвардии поручик, женился в конце 1794 или начале 1795 года в Москве на Елизавете Алексеевне Столыпиной (1773—1845), после чего купил «почти за бесценок» у Нарышкина в Чембарском уезде Пензенской губернии село Тарханы, где и поселился со своей женой. Михаил Васильевич Арсеньев «был среднего роста, красавец, статный собой, крепкого телосложения; он происходил из хорошей старинной дворянской фамилии». Любил развлечения и отличался некоторой экзальтированностью: себе выписал в имение из Москвы карлика, любил устраивать разносторонние развлечения.

Елизавета Алексеевна, бабушка поэта, была «не особенно красива, роста высокого, сурова и до некоторой степени неуклюжа». Обладала недюжинным умом, силой воли и деловой хваткой. Происходила из знаменитого рода Столыпиных.Отец её несколько лет избирался предводителем дворянства Пензенской губернии. В семье его было 11 детей. Елизавета Алексеевна была первым ребёнком. После рождения единственной дочери Марии, Елизавета Алексеевна заболела женской болезнью. Вследствие этого Михаил Васильевич сошёлся с соседкой по имению, помещицей Мансыревой, муж длительное время находился за границей в действующей армии. 2 января 1810 года (по старому стилю), узнав во время рождественской ёлки, устроенной им для дочери, о возвращении мужа Мансыревой домой, Михаил Васильевич принял яд. Елизавета Алексеевна, заявив: «собаке собачья смерть», вместе с дочерью на время похорон уехала в Пензу.

Поместье Юрия Петровича Лермонтова — Кропотовка, Ефремовского уезда Тульской губернии(в настоящее время — село Кропотово-Лермонтово Становлянского района Липецкой области) — находилось по соседству с селом Васильевским, принадлежавшим роду Арсеньевых. Замуж за Юрия Петровича вышла Марья Михайловна, которой не было ещё и 17 лет, как тогда говорили, «выскочила по горячке». Для Юрия Петровича это партия была блестящая.

После свадьбы семья Лермонтовых поселилась в Тарханах. Однако рожать свою, не отличавшуюся крепким здоровьем, молодую жену Юрий Петрович повёз в Москву, где можно было рассчитывать на помощь опытных врачей. Там в ночь с 2 на 3 октября 1814 года в доме напротив Красных ворот на свет появился великий русский поэт.

23 октября в церкви  Трёх святителей у ворот крестили новорождённого Михаила Лермонтова. Крёстной матерью стала бабушка — Елизавета Алексеевна Арсеньева. Она же, не очень любившая зятя, настояла на том, чтобы мальчика назвали не Петром, как хотел отец, а Михаилом.

После рождения внука бабушка Арсеньева в 7 верстах от Тархан основала новое село, которое назвала в его честь — Михайловским. Село Тарханы с деревней Михайловской после смерти Елизаветы Алексеевны Арсеньевой перешло по духовному завещанию к её брату Афанасию Алексеевичу Столыпину, а затем к сыну последнего Алексею Афанасьевичу.

В 1970-е годы недалеко от часовни Арсеньевых, благодаря стараниям советского известного лермонтоведа Ираклия Андронникова, был перезахоронен и отец поэта, Юрий Петрович Лермонтов.

В это время обучения в Московском Университете в 1830—1832 М. Ю. Лермонтов проживал в доме своей бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. Москва, Малая Молчановка, 2. Здесь сейчас находится его музей.

Бабушка поэта, Елизавета Алексеевна Арсеньева, любила страстно внука, который в детстве не отличался сильным здоровьем. Энергичная и настойчивая, она прилагала все усилия, чтобы дать ему всё, на что только может претендовать продолжатель рода Лермонтовых. Лермонтов-отец не в состоянии был воспитывать сына, как этого хотелось аристократической родне, — и Арсеньева, имея возможность тратить на внука «по четыре тысячи в год на обучение разным языкам», взяла его к себе с уговором воспитывать его до 16 лет и во всём советоваться с отцом. Последнее условие не выполнялось; даже свидания отца с сыном встречали непреодолимые препятствия со стороны Арсеньевой.

Детство его протекало в поместье бабушки, Тарханах, Пензенской губернии; его окружали любовь и забота — но светлых впечатлений, свойственных возрасту, у него не было.

Мальчиком десяти лет бабушка повезла его на Кавказ, на воды; здесь он встретил девочку лет девяти — и в первый раз у него проснулось небывалое глубокое чувство, оставившее память на всю жизнь, но сначала для него неразгаданное и неясное. Два года спустя поэт рассказывает о новом увлечении, посвящает ему стихотворение: к Гению.

Первая любовь слилась неразрывно с подавляющими впечатлениями Кавказа. «Горы кавказские для меня священны», — писал Лермонтов; они объединили всё дорогое, что жило в душе поэта-ребёнка. С осени 1825 года начинаются учебные более постоянные занятия Лермонтова. Пятнадцатилетним мальчиком он сожалеет, что не слыхал в детстве русских народных сказок: «в них, верно, больше поэзии, чем во всей французской словесности». Его пленяют загадочные, но мужественные образы отверженных человеческим обществом — «корсаров», «преступников», «пленников», «узников».

Спустя два года после возвращения с Кавказа бабушка повезла Лермонтова в Москву, где его стали готовить к поступлению в университетский благородный пансион. Учителями его были Зиновьев А. З., преподаватель латинского и русского языка в пансионе, и француз Gondrot, бывший полковник  гвардии Наполеона; сменил его в 1829 году англичанин Виндсон, его познакомивший с английской литературой.

В пансионе Лермонтов оставался около двух лет. Так под руководством Мерзлякова и Зиновьева вкус прививался к литературе: происходили «заседания по словесности», молодые люди пробовали свои силы в самостоятельном творчестве, даже существовал какой-то журнал при главном участии Лермонтова.

Срок воспитания его под руководством бабушки приходил к концу; отец часто навещал сына в пансионе, и отношения его к тёще обострились до крайней степени. Борьба развивалась на глазах Михаила Юрьевича; она изображена подробно в его юношеской драме. Бабушка, ссылаясь на свою одинокую старость, взывая к чувству благодарности внука, его отвоевала у зятя, пригрозив, как и раньше, отписать своё всё недвижимое и движимое имущество в род Столыпиных, если внук по настоянию отца уедет от неё. Юрию Петровичу пришлось отступить, хотя сын и отец были привязаны друг к другу и отец, по-видимому, как никто другой понимал, насколько одарён его сын. Во всяком случае, именно об этом свидетельствует его предсмертное письмо сыну.

К 1829 году относятся первый очерк «Демона» и стихотворение «Монолог», предвещающее «Думу». Поэт отказывается от своих вдохновений, свою жизнь сравнивая с осенним днём, и рисует «измученную душу» Демона, живущего без веры, с равнодушием  и презрением ко «всему на свете». Спустя немного, оплакивая отца, он себя и его называет «жертвами жребия земного»: «ты дал мне жизнь, но счастья не дано!..»

Весной 1830 года благородный пансион преобразован был в гимназию, и Лермонтов оставил его. Провёл лето он в Середникове, подмосковном поместье брата бабушки, Столыпина. Недалеко от Средниково жили другие родственники Лермонтова — Верещагины. В это же лето 1830 г. внимание Лермонтова сосредоточилось на личности и поэзии Байрона; он сравнивает впервые себя с английским поэтом, сознаёт сходство своего нравственного мира с байроновским, посвящает несколько стихотворений польской революции. В 1830 году Лермонтов написал стихотворение «Предсказание» («Настанет год, / России чёрный год, / Когда царей корона упадёт…»).

К 1830 году знакомство происходит поэта с Натальей Фёдоровной Ивановой, — таинственной незнакомкой Н. Ф. И. Ей посвящён цикл из приблизительно тридцати стихов. Отношения с Ивановой знакомство первоначально иначе, чем с Сушковой — Лермонтов впервые почувствовал взаимное чувство. Однако вскоре в их отношениях наступает непонятная перемена, пылкому, молодому поэту предпочитают более опытного и состоятельного соперника. К лету 1831 года в творчестве Лермонтова становится ключевой тема измены, неверности. Из «ивановского» цикла стихов явствует, насколько переживал мучительно поэт это чувство. В стихах, обращённых к Н. Ф. Ивановой, не содержится никаких прямых указаний на причины драмы  сердечной двух людей, лишь на первом месте лишь само чувство неразделённой любви, перемежающееся раздумьями о поэта его горькой судьбе. Это чувство усложняется по сравнению с чувством, описанным в цикле к Сушковой: поэта угнетает не столько отсутствие взаимности, сколько нежелание оценить духовный насыщенный мир поэта.

Вместе с этим отверженный герой благодарен своей возлюбленной за ту возвышающую любовь, которая помогла ему полнее осознать своё призвание поэта. Муки сердечные сопровождаются упрёками к своей неверной избраннице за то, что она крадёт его у Поэзии. Любовь поэта становится помехой поэтическому вдохновению и творческой свободе. Таким образом Лирического героя переполняет противоречивая гамма чувств: страстность и нежность борются в нём с вольнолюбием и врождённой гордостью.

С сентября 1830 года Лермонтов числится студентом Московского университета сначала на «нравственно-политическом отделении», потом на «словесном».

За стенами университета серьёзная умственная жизнь развивалась, в студенческих кружках, но Лермонтов не сходится ни с одним из них. У него несомненно больше наклонности к светскому обществу, чем к отвлечённым товарищеским беседам: он наблюдатель по природе действительной жизни. Исчезло чувство юной, ничем не омрачённой доверчивости, способность охладела отзываться на чувство дружбы, на проблески проблески симпатии. Его нравственный мир был склада другого, чем у его товарищей, восторженных гегельянцев и эстетиков.

Для поэтической деятельности Лермонтова оказались университетские годы в высшей степени плодотворны. Талант его зрел быстро, духовный мир определялся резко. Лермонтов усердно посещает московские салоны, балы, маскарады. Он знает цену действительную этих развлечений, но умеет быть весёлым, разделять удовольствия других. Поверхностным наблюдателям казалась совершенно неестественной бурная и гордая поэзия Лермонтова при его светских талантах.

Таким образом Лермонтов не пробыл в университете и двух лет; выданное ему свидетельство говорит об увольнении «по прошению» — но прошение, по преданию, было вынуждено студенческой историей с одним из наименее почтенных профессоров Маловым. С 18 июня 1832 года Лермонтов более не числился студентом.Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.

Он направился в Санкт-Петербург с намерением снова поступить в университет, но ему отказали засчитать два года, проведённых в Московском университете, предложив снова поступить на 1 курс. Лермонтова такое долгое студенчество не устраивало, и он под влиянием петербургских родственников, всего прежде Монго-Столыпина, наперекор собственным планам, поступает в Школу гвардейских кавалерийских юнкеров и подпрапорщиков. Эта перемена безусловно карьеры и желаниям бабушки.

Лермонтов оставался в школе два «злополучных года», как он сам выражается. Об умственном развитии учеников никто не думал; им «не позволялось читать книг чисто-литературного содержания». В школе издавался журнал, но характер его вполне очевиден из поэм Лермонтова, вошедших в этот орган: «Уланша», «Петергофский праздник»…

 Не задолго до  вступления в школу Лермонтов написал стихотворение «Парус». В 1832 году в манеже Школы гвардейских подпрапорщиков лошадь ударила Лермонтова в правую ногу, расшибив её до кости. Лермонтов долгое время  лежал в лазарете, его лечил известный врач Н. Ф. Арендт. Позже поэт был выписан из лазарета, но врач навещал его в доме Е. А. Арсеньевой.

Выйдя из школы корнетом в лейб-гвардии гусарский полк, Лермонтов по-прежнему живёт среди упрёков совести и увлечений, среди порывов страсти и сомнений, граничащих с отчаянием. О них он пишет к своему другу Марии Лопухиной, но напрягает все силы, чтобы его товарищи и «свет» не заподозрили его «гамлетовских»настроений.

Совершенно равнодушный к службе, неистощимый в проказах, Лермонтов пишет застольные песни самого что ни на есть, непринуждённого жанра — и в то же время такие произведения, как «Я, матерь Божия, ныне с молитвою»…

До тех пор поэтический талант Лермонтова был известен лишь в офицерских и светских кружках. Первое его произведение, появившееся в печати, — «Хаджи Абрек», попало в «Библиотеку для чтения» без его уведомления, и после этого невольного, но удачного дебюта, Лермонтов долго не хотел печатать своих стихов. Смерть Пушкина явила Лермонтова русской публике во всей силе поэтического таланта. Лермонтов был болен, когда совершилось страшное событие. До него доходили разноречивые толки; «многие», рассказывает он, «особенно дамы, оправдывали противника Пушкина», потому что Пушкин был дурён собой и ревнив и не имел права требовать любви от своей жены.

В конце января тот же врач Н. Ф. Арендт побывав у заболевшего Лермонтова, рассказал ему подробности дуэли и смерти Пушкина. Об особенном отношении врача к происходившим событиям рассказывал другой литератор П. А. Вяземский. Последовал судебное разбирательство  и арест, за которым наблюдал сам император; за Лермонтова вступились пушкинские друзья, прежде всего Жуковский, близкий императорской семье, кроме этого бабушка, имевшая светские связи, сделала всё, чтобы смягчить участь единственногои либимого внука. Некоторое время спустя корнет Лермонтов был переведён «тем же чином», т. е. прапорщиком, в Нижегородский драгунский полк, действовавший на Кавказе. Поэт отправлялся в изгнание, сопровождаемый общим вниманием: здесь были и  сочувствие, и затаённая вражда.Первое пребывание на Кавказе и его влияние на творчество.

Первое пребывание же Лермонтова на Кавказе длилось всего несколько месяцев. Благодаря хлопотам бабушки он был сначала переведён с возвращённым чином корнета в лейб-гвардии Гродненский гусарский полк, расположенный в Новгородской губернии, а потом — в апреле1838 года — переведён в Лейб-гвардии Гусарской Его Величества полк. С полком Лермонтов проехал также по территории Азербайджана(Шуша (Нуха?), Куба, Шемаха). Несмотря на кратковременность службы на Кавказе, Лермонтов успел сильно измениться в нравственном отношении. Впечатления от природы Кавказа, жизни горцев и кавказский фольклор легли в основу многочисленных произведений Лермонтова.

Природа приковала всё его внимание; он готов «целую жизнь» сидеть и любоваться её красотой; общество будто утратило для него всяческую привлекательность, юношеская веселье исчезло и даже светские дамы замечали «чёрную меланхолию» на его лице. Инстинкт поэта-психолога влёк его, однако, в среду людей. Его здесь мало ценили, ещё меньше понимали, но злость и горечь закипали в нём, и на бумагу ложились новые пламенные речи поэта, в воображении складывались бессмертные образы героев и сюжетов.

Лермонтов возвращается в петербургский «свет», снова играет роль «льва», тем более, что за ним теперь ухаживают все любительницы знаменитостей и героев; но одновременно он обдумывает могучий образ, ещё в юности волновавший его,бурное воображение. Кавказ обновил давнишние грёзы; создаются «Демон» и «Мцыри».

В Лермонтове безусловно было чувство дара, которое выражалось не только в поэзии но и в живописи, музыке. На многих черновиках к стихам, и не только, можно найти зарисовки поэта. Это могли быть как люди которые вдохновляли его на написание произведений. Также поэт во многом вдохновляла природа. В особенности на Лермонтова влиял колорит Кавказа.

И та, и другая поэма задуманы были давно. О «Демоне» поэт думал ещё в Москве, до поступления в университет, позже несколько раз начинал и переделывал свои знаменитые поэму; зарождение «Мцыри», несомненно, скрывается в юношеской заметке Лермонтова, тоже из московского периода: «написать записки молодого монаха: 17 лет. С детства он в монастыре, кроме священных книг не читал… Страстная душа томится. Идеалы».

В основе «Демона» лежит сознание одиночества среди всего мироздания. Черты демонизма в творчестве Лермонтова: гордая душа, презрение и отчуждение от мира  к мелким страстям и малодушию. Демону мир тесен и жалок; для Мцыри — мир ненавистен, потому что в нём нет воли, нет воплощения идеалов, воспитанных страстным воображением сына природы, нет исхода могучему пламени, с юных лет живущему в груди. «Мцыри» и «Демон» дополняют друг друга. Поэма «Демон» была частично опубликована только после смерти поэта, в 1842 году в журнале «Отечественные записки».

Белинский говорит о недостатках «Мцыри» и сравнивает с произведением Байрона «Шельонский узник». Так же мы можем прослетить схожесть произведения не только у Лермонтого с произведениями Байрана, тот же «Шельонский узник» нам напоминает картину стихов А.С.Пушкина «Узник».

Будучи в Тифлисе, Лермонтов принялся учить азербайджанский(«татарский», по еще тогдашней терминологии) язык. Азербайджанскому Лермонтова учил известный азербайджанский просветитель Мирза Фатали Ахундов, служивший в то время переводчиком в канцелярии кавказского наместника.

Вернувшись из первой ссылки на Кавказ, Лермонтов привёз массу новых поэтических произведений. После «Смерти поэта» он стал одним из самых популярных писателей в ту эпоху в России, да и в свете его теперь воспринимают совсем иначе чем ранее. Лермонтов вошёл в круг пушкинских друзей и наконец-то начинает печататься, почти каждый номер журнала Краевского «Отечественные записки» выходит с новыми стихотворениями великого поэта.

16 февраля 1840 года в доме графини Лаваль в разгар бала словно невзначай вспыхнула ссора Лермонтова с сыном французского посла де Баранта — Эрнестом. Молодому французу сообщили эпиграмму Лермонтова, писанную ещё в юнкерской школе по адресу совершенно другого лица, и уверили, что поэт оскорбил в этом четверостишии именно его и никого другого, да ещё будто бы дурно отзывался о нём в разговоре с одной дамой. На балу Барант подошел к Лермонтову и потребовал от него объяснений. Дуэль состоялась 18 февраля рано утром на Парголовской дороге, за Чёрной речкой, недалеко от того места, где Пушкин стрелялся с Дантесом. Дуэль окончилась бескровно: одна шпага переломилась, перешли на пистолеты, и Барант, хотя и целился, промахнулся, а Лермонтов уже после этого разрядил пистолет, выстрелив в сторону. Противники помирились и разъехались.

Но тайными путями о дуэли стало известно начальству. Лермонтова арестовали и предали военному суду за «недонесение» о дуэли. А молодому Баранту, чтобы не привлекать его к судебному следствию, министр иностранных дел граф Нессельроде в частной беседе посоветовал выехать на некоторое время за границу. Наконец приговор был вынесен и утверждён и царь распорядился снова сослать Лермонтова на Кавказ, в армейский полк.

В 1840 году вышло единственное прижизненное издание стихотворений Лермонтова, в которое он включил около 28 стихотворений.

Зимой 1841 года, оказавшись в отпуске в Петербурге, Лермонтов пытался выйти в отставку, мечтая о том чтобы полностью посвятить себя литературе, но не решился сделать это, так как бабушка была против, она надеялась, что её внук сможет сделать себе карьеру и не разделяла его увлечение литературой. Поэтому весной 1841 года он был вынужден возвратиться в свой полк на Кавказ. По пути на Кавказ Лермонтов свернул на Землянск. Он встретил бывшего однополчанина А. Г. Реми, с которым был давно знаком — ему подарил как-то свой портсигар с изображением охотничьей собаки (ныне этот экспонат находится в музее-заповеднике «Тарханы»). Вместе с Реми, получившим назначение в Новочеркасск, Лермонтов и заехал в гости к офицеру лейб-гвардии Гусарского полка А. Л. Потапову, в его воронежское имение Семидубравное — 50 километров от Воронежа и 10 километров к юго-западу от Землянска.

Уезжал из Петербурга он с тяжёлыми предчувствиями — сначала в Ставрополь, где стоял тенгинский полк, потом в Пятигорск. В Пятигорске произошла его ссора с майором в отставке Николаем Соломоновичем Мартыновым. Впервые Лермонтов познакомился с Мартыновым в Школе гвардейских подпрапорщиков, которую Мартынов закончил на год позже Лермонтова. В 1837 году Лермонтов, переведённый из гвардии в Нижегородский полк за стихи «На смерть поэта», и Мартынов, отправляющийся на Кавказ, две недели провели в Москве, часто завтракая вместе у Яра. Лермонтов посещал московский дом родителей Мартынова. Впоследствии современники считали, что прототипом княжны Мери была Наталья Соломоновна — сестра Мартынова.

Дуэль произошла 15 июля. Лермонтов выстрелил вверх. Мартынов — прямо в грудь поэту.

Похороны Лермонтова не могли быть совершены по церковному обряду, несмотря на все хлопоты его друзей. Официальное известие об его смерти гласило: «15-го июля, около 5 часов вечера, разразилась ужасная буря с громом и молнией; в это самое время между горами Машуком и Бештау скончался лечившийся в Пятигорске М. Ю. Лермонтов. Спустя несколько месяцев Арсеньева перевезла прах внука в Тарханы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: