Определение методов и организация исследования

 

Целью данной эмпирической работы являлось изучение взаимосвязи психологических защит и копнг-стратегий и у будущих психологов.

Исследование проводилось в Крымском федеральном университете им.В.И.Вернадского. Выборку составили студенты-психологи 1 и 4 курсов в количестве 34 человек.

Исследование направлено на решение следующих задач:

1. Подготовить и провести диагностику на определение копнг-стратегий и психологических защит у будущих педагогов психологов

2. Обработать полученные данные

Исследование предусматривало:

1. Диагностику копнг-стратегий и психологических защит у будущих педагогов психологов

2. Обработку полученных результатов.

3. Формулировка психологических рекомендаций

Использовались следующие методики:

1. Диагностика типологий психологической защиты (Р.Плутчик в адаптации Л..И.Вассермана, О.Ф.Ерышева, Е.Б.Клубовой и др.) предназначена для определения основных типов эго-защиты.

2. Методика Копинг-тест Лазаруса (в адаптации Т. Л.Крюковой, Е. В. Куфтяк, М.С.Замышляевой) предназначена для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий.


 

1. Диагностика типологий психологической защиты (Р.Плутчик в адаптации Л..И.Вассермана, О.Ф.Ерышева, Е.Б.Клубовой и др.)

Цель: Определение основных типов эго-защиты.

Материалы и оборудование: бланки с протоколами, ручки.

Инструкция: «Прочтите следующие утверждения. Эти утверждения описывают чувства, которые человек обычно испытывает. Если утверждение вам не соответствует, поставьте знак «х» в разделе, обозначенном «нет». Если утверждение вам соответствует, поставьте знак «х» в разделе «да», в месте, обозначенном круглыми скобками».

Обработка и интерпретация результатов. Подсчитывается количество положительных ответов по каждой из восьми шкал в соответствии с ключом. Затем «сырые» баллы переводятся в проценты. На основе процентных показателей составляется профиль эго-защит.

Отрицание. Механизм психологической защиты, посредством которого личность либо отрицает некоторые фрустрирующие, вызывающие тревогу обстоятельства, либо какой-либо внутренний импульс или сторона отрицает самое себя. Как правило, действие этого механизма проявляется в отрицании тех аспектов внешней реальности, которые, будучи очевидными для окружающих, тем не менее не принимаются, не признаются самой личностью. 

Вытеснение. З.Фрейд считал этот механизм (его аналогом служит подавление) главным способом защиты инфантильного «Я», неспособного сопротивляться соблазну. Другими словами, вытеснение – механизм защиты, посредством которого неприемлемые для личности импульсы: желания, мысли, чувства, вызывающие тревогу, – становятся бессознательными. Вытесненные (подавленные) импульсы, не находя разрешения в поведении, тем не менее сохраняют свои эмоциональные и психовегетативные компоненты. Следует подчеркнуть, что психотравмирующие обстоятельства или нежелательная информация действительно вытесняются из сознания человека, хотя внешне это может выглядеть как активное противодействие воспоминаниям и самоанализу.

Регрессия. В классических представлениях регрессия рассматривается как механизм психологической защиты, посредством которого личность в своих поведенческих реакциях стремится избежать тревоги путем перехода на более ранние стадии развития либидо. При этой форме защитной реакции личность, подвергающаяся действию фрустрирующих факторов, заменяет решение субъективно более сложных задач на относительно более простые и доступные в сложившихся ситуациях. 

Компенсация. Этот механизм проявляется в попытках найти подходящую замену реального или воображаемого недостатка, дефекта нестерпимого чувства другим качеством, чаще всего с помощью фантазирования или присвоения себе свойств, достоинств, ценностей, поведенческих характеристик другой личности. Часто это происходит при необходимости избежать конфликта с этой личностью и повышения чувства самодостаточности. При этом заимствованные ценности, установки или мысли принимаются без анализа и переструктурирования и поэтому не становятся частью самой личности.

Проекция. В основе проекции лежит процесс, посредством которого неосознаваемые и неприемлемые для личности чувства, и мысли локализуются вовне, приписывается другим людям и таким образом становятся как бы вторичными.

Замещение. Действие этого защитного механизма проявляется в разрядке подавленных эмоций (как правило, враждебности, гнева), которые направляются на объекты, представляющие меньшую опасность или более доступные, чем те, что вызвали отрицательные эмоции и чувства. В большинстве случаев замещение разрешает эмоциональное напряжение, возникшее под влиянием фрустрирующей ситуации, но не приводит к облегчению или достижению поставленной цели.

Интеллектуализация. Действие интеллектуализации проявляется в основанном на фактах чрезмерно «умственном» способе преодоления конфликтной или фрустрирующей ситуации без переживаний. Иными словами, личность пресекает переживания, вызванные неприятной или субъективно неприемлемой ситуацией при помощи логических установок и манипуляций даже при наличии убедительных доказательств в пользу противоположного.

Реактивное образование. Этот вид психологической защиты нередко отождествляют с гиперкомпенсацией. Личность предотвращает выражение неприятных или неприемлемых для нее мыслей, чувств или поступков путем преувеличенного развития противоположных стремлений. Иными словами, происходит как бы трансформация внутренних импульсов в субъективно понимаемую их противоположность.


2. Методика Копинг-тест Лазаруса (в адаптации Т. Л.Крюковой, Е. В. Куфтяк, М.С.Замышляевой)

Цель: Методика предназначена для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий.

Материалы и оборудование: бланки с протоколами, ручки.

Инструкция: «Ниже приводятся утверждения, касающиеся поведения человека в трудной жизненной ситуации. Оцените, насколько часто данные варианты поведения проявляются у Вас. Отметьте свой ответ в одной из четырёх колонок, приведённых в правой части бланка, обведя соответствующую цифру».

Ключ к тесту:

Конфронтационный копинг – пункты: 2, 3, 13, 21, 26, 37.

Дистанцирование – пункты: 8, 9, 11, 16, 32, 35.

Самоконтроль – пункты: 6, 10, 27, 34, 44, 49, 50.

Поиск социальной поддержки – пункты: 4, 14, 17, 24, 33, 36.

Принятие ответственности – пункты: 5, 19, 22, 42.

Бегство-избегание – пункты: 7, 12, 25, 31, 38, 41, 46, 47.

Планирование решения проблемы – пункты: 1, 20, 30, 39, 40, 43.

Положительная переоценка – пункты: 15, 18, 23, 28, 29, 45, 48.

Обработка результатов

1. Подсчитайте баллы, суммируя по каждой субшкале:

никогда – 0 баллов;

редко – 1 балл;

иногда – 2 балла;

часто – 3 балла.

2. Вычислите по формуле: X = сумма баллов / max балл × 100.

3. Можно определить проще, по суммарному баллу:

0–6 – низкий уровень напряженности, говорит об адаптивном варианте копинга;

7–12 – средний, адаптационный потенциал личности в пограничном состоянии;

13–18 – высокая напряженность копинга, свидетельствует о выраженной дезадаптации.

Интерпретация результата

1. Конфронтационный копинг. Агрессивные усилия по изменению ситуации. Предполагает определенную степень враждебности и готовности к риску.

2. Дистанцирование. Когнитивные усилия отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость.

3. Самоконтроль. Усилия по регулированию своих чувств и действий.

4. Поиск социальной поддержки. Усилия в поиске информационной, действенной и эмоциональной поддержки.

5. Принятие ответственности. Признание своей роли в проблеме с сопутствующей темой попыток ее решения.

6. Бегство-избегание. Мысленное стремление и поведенческие усилия, направленные к бегству или избеганию проблемы.

7. Планирование решения проблемы. Произвольные проблемно-фокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к проблеме.

8. Положительная переоценка. Усилия по созданию положительного значения с фокусированием на росте собственной личности.


 

2.2 Результаты эмпирического исследования

 

В результате исследования психологических защит у студентов первого и четвертого курса обучения, мы произвели анализ полученных данных. На графике 2.1 и 2.2 представлены результаты студентов первого и четвертого курсов соответственно по методике «Диагностика типологий психологической защиты» Р.Плутчик в адаптации Л.И.Вассермана, О.Ф.Ерышева, Е.Б.Клубовой.

График 2.1 «показатели доминирования психологических защитных механизмов будущих психологов у студентов 1 курса в %».

График 2.2 «показатели доминирования психологических защитных механизмов будущих психологов у студентов 4 курса в %».

Таблица 2.1. «Средние показатели доминирования психологических защитных механизмов будущих психологов 1 и 4 курса %».

 

Механизмы психологической защиты 1 курс 4 курс р
Отрицание 71,9 85,3 0,05
Вытеснение 32 37,3 -
Регрессия 61,2 66 -
Компенсация 67,3 72 -
Проекция 50 43 -
Замещение 68,5 53,9 -
Интеллектуализация 53 56 -
Реактивные образования 69 54 -

Проводя анализ данной таблицы, выделился лишь один фактор, по которому имеются значимые различия (t ≤ 0,05 по критерию Стьюдента) - отрицание.

Отрицание - это механизм отвержения мыслей, чувств, желаний, потребностей или реальности, которые неприемлемы на сознательном уровне. Поведение таково, словно проблемы не существует. У студентов как 1 курса так и 4 курса этот механизм психологической защиты является доминирующим. Но, возможно, у студентов-выпускников этот механизм действует как страх перед неизвестностью, неудачей, когда выпускник стремится не оказаться в ситуации, в которой он может потерпеть поражение, особенно в тех ситуациях, которых он не силен, особенно по сравнению с другими.

Так как информация о реальной действительности, жизни и о себе, расширяет сознание студентов психологического факультета, то для студентов-первокурсников отрицание, отказ – это наиболее благоприятный вид защиты, потому что он помогает наиболее благоприятно адаптироваться школьникам к студенческой жизни и к иному восприятию жизни вообще. И поэтому студент-первокурсник старается о чем-то не думать, отогнать мысли о неприятном.

В результате исследования копинг-стратегий у студентов первого и четвертого курса обучения, мы произвели анализ полученных данных. На графике 2.3 и 2.4 представлены результаты студентов первого и четвертого курсов соответственно по методике «Копинг-тест Лазаруса» (в адаптации Т. Л.Крюковой, Е. В. Куфтяк, М.С.Замышляевой).

 

График 2.3 «показатели напряженности копинг-стратегий у будущих психологов 1 курса %».

 

График 2.4 «показатели напряженности копинг-стратегий у будущих психологов 4 курса %»

Таблица 2.2. «Средние показатели напряженности копинг-стратегий у будущих психологов 1 и 4 курса в %»

Копинг-стратегии 1 курс 4 курс р
Конфронтационный копинг 44,8 56,4 -
Дистанцирование 42,8 51,9 -
Самоконтроль 55,2 64,1 -
Поиск социальной поддержки 52,3 67,7 0,05
Принятие ответственности 50,2 58,2 -
Бегство-избегание 38,6 49,3 -
Планирование решение проблемы 67,4 71,4 -
Положительная переоценка 62,5 65,7 -

 

При анализе данной таблицы выделились значимые различия (t ≤ 0,05 по критерию Стьюдента) по шкале поиск социальной поддержки.

Интересно, что студенты 1 курса в меньшей степени склонны прибегать к этой стратегии, нежели студенты 4 курса. Возможно, первокурсники еще не научились обращаться за помощью к своим сокурсникам, преподавателям или старшекурсникам, в отличие от студентов 4 курса, которые за 4 года обучения выработали данную стратегию, что позволяет при помощи мысленных, эмоциональных и поведенческих ответов успешно справляться со стрессовой ситуацией.

В целом, можно сказать, что будущим психологам свойственны конструктивные копинг-стратегии, такие как планирование решение проблемы, самоконтроль, положительная переоценка, обладающие, на наш взгляд, большим адаптационным потенциалом, в то же время минимизируя дистанцирование, бегство-избегание, конфронтацию.

Для выявления соотношения исследуемых параметров мы использовали корреляционный анализ данных по К. Пирсону. Он позволяет выявить наличие значимых взаимосвязей между типами психологической защиты и копинг-стратегиями будущих психологов.

По результатам корреляционного анализа нами были составлены корреляционные матрицы, наглядно показывающие взаимосвязь между исследуемыми параметрами.

Корреляционный анализ показал, что существуют определенные связи между типами психологической защиты и копинг-стратегиями будущих психологов. Статистически значимые корреляционные взаимосвязи по данным студентов психологов отражены на рис.1.


 

Таблица 2.3. Корреляционный анализ результатов методик «Диагностика типологий психологической защиты Р.Плутчик» в адаптации Л.И. Вессермана, О.Ф.Ерышева, Е.Б.Клубовой и др. и опросник «Копинг-тест Лазаруса» в адаптации Т. Л.Крюковой, Е. В. Куфтяк, М.С.Замышляевой.


 

 


 

 


Рисунок 1. «Корреляционная плеяда типов психологической защиты с копинг-стратегиями у будущих психологов».

Показатель «компенсация» положительно коррелирует с показателем «поиск социальной поддержки». Это значит, что чем чаще в поведении студента проявляются попытки найти подходящую замену реального или воображаемого недостатка, дефекта, нестерпимого чувства другим качеством, тем быстрее он ориентируется на поиск социальной поддержки со стороны однокурсников, преподавателей, семьи.

Показатель «проекция» отрицательно коррелирует с показателем «планирование решение проблемы». Это говорит о том, что чем чаще студент приписывает кому-то или чему-то свои собственные мысли, чувства, мотивы, черты характера полагая, что он воспринял что-то приходящее извне, а не изнутри него самого, тем реже он прилагает целенаправленные усилия к изменению ситуации, включая аналитический подход к проблеме.

Показатель «замещение» положительно коррелирует с показателями «конфронтационный копинг», «принятие ответственности», «положительная переоценка». Это свидетельствует о том, что студент переносит агрессию с недоступного объекта на доступный, разряжая напряжение, созданное нереализуемой потребностью, недостижимой целью, он прилагает агрессивные усилия к изменению ситуации, но в тоже время он стремится увидеть в любой сложившейся ситуации положительные стороны и принять все свои ошибки, решить их и получить из этого определённый урок.

Показатель «интеллектуализация» положительно коррелирует с показателями «самоконтроль» и «принятие ответственности». Это говорит о том, что студент приписывает логические и благовидные основания поведению, и контролирует свои эмоции и импульсы путем размышлений и рассуждений по их поводу, вместо непосредственного переживания, поэтому он прилагает усилия к регулированию своих чувств и действий, и его поведение направлено на разрешение проблемных ситуаций, при этом признавая свою роль в проблеме, принимая все свои ошибки.

Показатель «реактивные образования» отрицательно коррелирует с показателями «планирование решение проблемы» и «положительная переоценка». Это свидетельствует о том, что студент подменяет неприемлемые для осознания побуждения, желания и чувства путем развития и акцентирования противоположного по смыслу отношения или поведения, поэтому, он прилагает целенаправленные усилия к изменению ситуации, включая аналитический подход к проблеме стараясь видеть во всем положительное.

Таким образом, можно сказать, что при исследовании соотношения типов психологической защиты и копинг-стратеий нами было получено девять (три отрицательных и шесть положительных) значимых корреляционных связей у будущих психологов.

Мы придерживаемся мнения, что психологические защиты при умеренном их использовании выполняют адаптирующую функцию, в то время как чрезмерное применение психологической защиты приводит к дезадаптации.

Возвращаясь к результатам сравнения взаимосвязей, мы предполагаем, что наличие в основном положительных корреляционных связей между типами психологической защиты и копинг-стратегиями у будущих психологов является совокупностью стратегий, обеспечивающих адаптацию к окружающей среде, следовательно, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.

Анализ соотношения типов психологической защиты и копинг-стратегий будущих психологов позволяет выделить следующие рекомендации:

Преподавателям:

1.  необходимо провести диагностику типов психологической защиты и копинг-стратегий с целью дальнейшей коррекционной и формирующей работы;

2. необходимо создавать условия для развития копинг-ресурсов, помогающих справиться со стрессогенными ситуациями, к ним относятся: ресурсы личности (Я-концепция; интернальный локус контроля; ресурсы когнитивной сферы; аффилиация; эмпатия; ценностная мотивационная структура личности) и ресурсы социальной среды(окружение, в котором живет человек);

3. необходима специально организованная работа со студентами (например, в форме семинара-тренинга) по осознанию ими стиля совладеющего поведения, с целью его коррекции;

4. с начала обучения стимулировать деятельность студентов, направленную на личностное и профессиональное самосовершенствование.

Студентам:

1. стараться в процессе обучения как можно глубже познать себя, свои сильные и слабые стороны, причины успешной или неуспешной деятельности, причину тех или иных психических состояний;

2. быть активными в своем развитии и самосовершенствовании;

3. если нет возможности изменить ситуацию, то необходимо изменить отношение к ней.

 


 









Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: