Питание летного состава авиации

Летный состав обеспечивается горячей пищей 4 раза в сутки. Промежутки между приемами пищи во всех случаях, в том числе и в полете, не должны превышать 4 - 5 часов

Питание летного состава должно отвечать следующим требованиям:

а) суточные рационы должны включать продукты, ассортимент и количество которых предусмотрены летным пайком;

б) замена продуктов летного пайка может производиться в исключительных случаях с учетом климатогеографических особенностей района дислокации, санитарных условий или возможности приготовления пищи в соответствии с нормами разрешенных замен;

в) калорийность суточных рационов должна полностью покрывать энергетические затраты, а питательные вещества должны удовлетворять потребности в них организма в различных климатогеографических зонах;

г) продукты и готовые блюда подбираются с учетом влияния на организм неблагоприятных факторов полета и особенностей функционирования желудочно-кишечного тракта в полете;

д) готовая пища должна обладать хорошими вкусовыми качествами, быть достаточно разнообразной и безопасной в санитарно-эпидемиологическом отношении;

е) режим питания и распределение суточного рациона должны соответствовать распорядку дня и характеру полетов.


Предполетное питание летного состава организуется за сутки до начала полетов.

В зависимости от распорядка дня и особенностей летной работы пища может выдаваться в летной столовой, на аэродроме во время полетов, на борту самолета в полете и должна полностью удовлетворять гигиеническим требованиям. Готовая пища должна быть употреблена не позднее 2 часов с момента ее приготовления.

Предполетная пища принимается в летной столовой и непосредственно на аэродроме. В летной столовой организуются основные приемы пищи: завтрак, обед, ужин, а на аэродроме - вторые завтраки или ужины.

В предполетном питании используются простокваша, кефир, ацидофилин, лук, чеснок, укроп, которые угнетают газообразующую флору кишечника.

В предполетное меню не планируются богатые жиром продукты, особенно жирная свинина и баранина, а также жирные сорта рыбы и птицы.

Во время летной смены непосредственно на аэродроме через 4 часа после предполетного приема пищи дополнительно выдается второй завтрак (второй ужин) калорийностью около 700 ккал, содержащий преимущественно легко перевариваемые и усвояемые питательные вещества: углеводы, жиры и белки. Во второй завтрак не планируются белый хлеб, масло, сахар, сыр, яйца, колбаса, простокваша, шоколад, горячий чай и кофе.

6

Второй завтрак и ужин выдаются на аэродроме в перерыве между полетами.

В условиях жаркого климата при высоких дневных температурах воздуха калорийность пищи, принимаемой в наиболее жаркие часы, которые совпадают с интенсивной летной нагрузкой, не должна превышать 20 - 35 процентов общей суточной калорийности. Во время ужина в конце рабочего дня ее можно увеличить до 36 - 40 процентов.

При трехразовом режиме питания на завтрак должно приходиться около 30 процентов, на обед 50 процентов, на ужин 20 процентов общей суточной калорийности рациона.

Суточный рацион по приемам пищи распределяется (в % от общей калорийности летного пайка):

 

Прием пищи

Дневные полеты

Ночные полеты

С 15 до 17 часов С 8 до 9 часов и с 14 до 15 часов
Первый завтрак 10-15 20-25 20-25
Второй завтрак 20-25 10-15 -
Обед 35-40 35-40 35-40
Первый ужин 25-30 25-30 25-30
Второй ужин - - 10-15

 

Питание экипажей воздушного судна в отрыве от мест постоянной дислокации осуществляется суточным рационом, предназначенным для питания на необорудованных аэродромах. Продукты рациона распределены по приемам пищи, количество которых увеличено до четырех (введен вечерний чай).

Питьевая вода и вода для приготовления пищи должна доставляться только из проверенных водоисточников и удовлетворять предъявляемым к ней требованиям.

Медицинский контроль обеспечения экипажей воздушного судна аварийными запасами пищи и воды включает:

а) контроль доброкачественности пищевых продуктов и воды, предназначенных для комплектации аварийных запасов;

б) контроль правильности комплектации пищевых групп аварийных запасов;

в) контроль своевременности освежения аварийных запасов пищи и воды.

 

Комплекты наборов продуктов должны храниться в двух местах: на продовольственном складе авиационной воинской части и в специально отведенном помещении на аэродроме. Наборы должны быть готовы к выдаче в любое время суток. Вылет экипажей без предполетного приема пищи не допускается.

 

7


Питание на необорудованных аэродромах

 

В целях обеспечения рационального питания, предупреждения пищевых отравлений и токсикоинфекций при базировании на аэродромах, не оборудованных стационарными пищеблоками, необходим усиленный медицинский контроль санитарного состояния полевых кухонь-столовых, доброкачественности продуктов и воды, условий хранения, приготовления и приема пищи, а также состояния здоровья персонала полевых кухонь-столовых.

При отсутствии возможности приготовить пищу из продуктов летного пайка могут применяться консервированные и концентрированные продукты, имеющие питательную ценность, аналогичную летному пайку. В этих случаях предусматривается трехразовое питание.

Питание экипажей воздушного судна в отрыве от мест постоянной дислокации может также осуществляться специальным рационом, предназначенным для питания на необорудованных аэродромах. Продукты рациона распределены по приемам пищи, количество которых увеличено до четырех (введен вечерний чай).

Суточные рационы продуктов взамен летного пайка комплектуются авиационно-техническими частями за счет продуктов, поступающих на текущее довольствие. Заявку на необходимое количество суточных рационов подает штаб авиационной части в авиационно-техническую часть.

Питьевая вода и вода для приготовления пищи должна доставляться только из проверенных водоисточников и удовлетворять предъявляемым к ней требованиям.

 

8

Питание в полете

 

При выполнении длительных беспосадочных полетов (более 4 часов) летный состав обеспечивается бортовыми пайками.

В целях обеспечения полноценным бортовым питанием членов экипажей самолетов и вертолетов разработано 4 варианта бортового пайка, и комплектация бортового рациона конкретными пайками зависит от продолжительности полета.

Бортовые пайки комплектуют в летной столовой специально выделенные и проинструктированные лица. Продукты бортового пайка на один прием пищи после внешнего осмотра укладываются в пакеты из пленки отдельно на каждого члена экипажа. Укладка продуктов в один пакет для двух человек и более не разрешается. В бортовых пайках запрещается использовать черствый хлеб, продукты с истекшими сроками хранения, негерметичные, деформированные, загрязненные консервы и банки с признаками бомбажа.

В летной столовой готовятся также горячие чай и кофе, которые разливаются в индивидуальные или групповые термосы, выдаваемые экипажу в полет. Заготавливать горячие напитки следует из расчета не менее 100 мл на час полета на человека.

Бортовые сумки с пайками и термосы доставляются на аэродром к указанному в заявке времени и сдаются под расписку члену экипажа, ответственному за организацию питания в полете.

Для обеспечения экипажа бортовым питанием и водой воздушное судно оборудуется контейнерами для хранения бортовых пайков, столовых принадлежностей и кружек, а также подогревателями для мясных консервов и устройствами для приготовления горячих напитков (кофе или чай). В кабине должен быть бачок для хранения питьевой воды, а также контейнер для сбора и хранения пищевых отходов, тары и гигиенических салфеток.

Емкости для питьевой воды на борту воздушного судна должны наполняться преимущественно из централизованных водопроводов и только питьевого качества.

Бортовые пайки в полете расходуются с соблюдением режима питания из расчета: первый прием пищи - через 4 ч после последнего предполетного приема пищи в столовой или на аэродроме, а последующие приемы пищи - через каждые 4 ч полета. При беспрерывных полетах продолжительностью 4 - 5 ч каждому члену экипажа воздушного судна выдается один бортовой паек и экипаж в этом случае с довольствия в столовой не снимается.

В полетах на больших высотах, когда избыточное давление в герметической кабине не ниже барометрического давления на высоте 5000 м и экипаж пользуется кислородом, перед приемом пищи и питья включается непрерывная подача кислорода и ослабляется крепление кислородной маски справа. Затем маска сдвигается левой рукой, а правой в рот вкладывается пища или подносится ко рту кружка с чаем (водой, соком).

 

9

По окончании приема пищи и питья маска возвращается на место, подтягивается ее крепление и выключается непрерывная подача кислорода.

За лицом, принимающим пищу, должен наблюдать один из членов экипажа, чтобы в случае необходимости оказать помощь. При внезапной разгерметизации кабины следует немедленно прекратить прием пищи, возвратить маску в исходное положение и восстановить герметичность ее прилегания к лицу.

При полетах на больших высотах, когда избыточное давление в герметической кабине равно фактическому барометрическому давлению на высоте 5000 м или ниже его, экипаж должен принимать пищу и питье только при надетой кислородной маске (гермошлеме), имеющей клапан для питания (кислородная маска КМ-32П). В такие полеты должен выдаваться специальный высотный бортовой паек, состоящий из консервированных пюреобразных и жидких продуктов, упакованных в алюминиевые тубы.

Перед приемом пищи из тубы необходимо отвинтить бушон (колпачок), вскрыть защитную фольгу на горловине тубы и навинтить на нее мундштук из парафинированного картона или оргстекла. Затем, держа подготовленную указанным образом тубу, правой рукой ввести мундштук через клапан в маске в рот. Во избежание загрязнения маски и подмасочного пространства не следует сильно надавливать на тубу рукой.

После полета маска и дыхательные клапаны должны быть очищены от остатков пищи, а маска проверена на герметичность.


10



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: