Сравнительный анализ типологических особенностей стрессоустойчивости студентов-психологов на примере медлительных, точных и спешащих типов

Результаты методики «Тип поведенческой активности» Л.И. Вассермана и Н.В. Гуменюка предоставлены в приложении 5.

В результате проведения диагностики с использованием данной методики получены следующие результаты: спешащий тип показали 23 испытуемых студента, для таких студентов характерна гиперболизированная потребность в деятельности – сверхвовлеченность в работу, инициативность, неумение отвлечься от работы, расслабиться; нехватка времени для отдыха и развлечений, неизменное напряжение духовных и физических сил в борьбе за фуррор, высочайшая мотивация заслуги при неудовлетворенности достигнутым, упорство и сверхактивность в достижении цели, часто сходу в нескольких областях жизнедеятельности, нежелание отрешиться от заслуги цели, невзирая на «поражение».

Смешанный тип был показан 9 испытуемыми, что говорит о том, что для них характерно рвение сбалансировать бизнес активность, напряженную работу со сменой занятий и искусно организованным отдыхом; моторика и речевая экспрессия равномерно выражены. Лица этого типа не демонстрируют очевидной склонности к преобладанию, но в определенных ситуациях и обстоятельствах уверенно берут на себя роль фаворита; для их свойственна чувственная стабильность в поведении, относительная устойчивость к действию стрессогенных причин, отменная приспособляемость к разным видам деятельности.

Медлительный тип был показан 8 испытуемыми студентами, что говорит о том, что для них свойственна рациональность.

 

Таблица 1. Результаты применения методики «Тип поведенческой активности» Л.И. Вассермана и Н.В. Гуменюка в диагностике-студентов-психологов

№ п/п тип Количество человек
1 Спешащий 23
2 Смешанный 9
3 Медлительный 8

 

Таким образом, в результате проведения данной методики нами было проведено разделение группы на подгруппы по каждому типу поведенческой активности. На основании данного разделения был проведен анализ типологических особенностей стрессоустойчивости в студентов-психологовом возрасте. Анализ проводился при помощи сравнения средних результатов по всем методикам.

Сначала нами был проведен анализ результатов по методике для определения вероятности развития стресса Т. А. Немчина. Результаты предоставлены в приложении 6.

В результате проведения данной методики были получены следующие результаты:

Высокую стрессоустойчивость показали 10 испытуемых студентов-психологов, что говорит о том, что для данной категории характерна хорошая эмоциональная устойчивость к стрессовым ситуациям: они могут оставаться хладнокровными в самых сложных ситуациях.

Среднюю стрессоустойчивость показали 9 испытуемых студентов-психологов.

Низкую стрессоустойчивость показали 21 испытуемых студентов-психологов, что указывает на то, что они весьма подвержены стрессу – для них характерна потеря контроля, формирование тревожности в самых сложных жизненных ситуациях.

 

Таблица 2. Результаты по методике для определения вероятности развития стресса Т. А. Немчина

№ п/п Стрессоустойчивость Количество человек
1 Низкая 21
2 Средняя 9
3 Высокая 10

 

Для сравнения результатов по группам типов поведенческой активности нами были рассчитаны средние показатели в каждой группе.

 

Таблица 3. Средние показатели в каждой группе

Тип поведенческой активности Спешащий тип Смешанный тип Медлительный тип
Средний балл по стрессоустойчивости 41,9 16,5 19,7

 

Более наглядно результаты предоставлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Средние показатели по каждой группе по уровню стрессоустойчивости студентов-психологов

 

Из таблицы и рисунка видим, что наблюдается определенная закономерность.

Спешаший тип характеризуется более низким уровнем стрессоустойчивости, чем смешанный и медлительный тип (показатели первого типа повыщена на 112%, по сравнению с медлительным и на 153% по сравнению со смешанным типом).

Таким образом,  результаты исследования показывают, что рациональность медлительных типов обуславливает их высокую стрессоустойчивость, в то время как спешащие типы по причине своего обостренного отношения к происходящим событиям, наоборот, более подвержены стрессу.

Чтобы подтвердить вышесказанное была проведена статистическая обработка данных с использованием коэффициента ранговой корреляйии Спирмена.

Результаты расчета критерия Спирмена для этой методики предоставлены в таблице 4.

Получили наличие значимой связи между исследуемыми параметрами, что говорит о том, что уровень стрессоустойчивости связан с типом поведенческой активности.

 

 

Таблица 4. Результаты расчета критерия Спирмена для методики определения вероятности развития стресса Т. А. Немчина

Тип Значение коэффициента ранговой корреляции Спирмена Значимость связи между исследуемыми параметрами
Спешащий -0,71 Связь между признаком Y и фактором X сильная и обратная
Смешанный -0,54 Связь между признаком Y и фактором X умеренная и обратная
Медлительный -0,68 Связь между признаком Y и фактором X сильная и обратная

 

Далее нами был проведен анализ результатов шкалы нервно-психического напряжения (Т.А. Немчин). Результаты предоставлены в приложении 7.

В результате проведения данной методики были получены следующие результаты:

Чрезмерное нервно-психическое напряжение показали 8 испытуемых студентов-психологов, что говорит о том, что для данной категории характерно состояние нервного напряжения, постоянных переживаний и эмоциональной нестабильности.

Умеренное нервно-психическое напряжение показали 17 испытуемых студентов-психологов.

Слабое нервно-психическое напряжение показали 15 испытуемых студентов-психологов, что указывает на то, что для них характерна постоянная эмоциональная стабильность, уровень переживаний минимален.

 

Таблица 5. Результаты шкалы нервно-психического напряжения (Т.А. Немчин)

№ п/п Нервно-психическое напряжение Количество человек
1 Чрезмерное 8
2 Умеренное 17
3 Слабое 15

 

Для сравнения результатов по группам типов поведенческой активности нами были рассчитаны средние показатели в каждой группе.

 

Таблица 6. Средние показатели в каждой группе

Тип поведенческой активности Спешащий тип Смешанный тип Медлительный тип
Средний балл по нервно-психическому напряжению 63,3 48,4 45,8

 

Более наглядно результаты предоставлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Средние показатели по каждой группе по уровню нервно-психического напряжения

 

Из таблицы и рисунка видим, что наблюдается определенная закономерность.

Для спешащего типа характерен более высокий уровень нервно-психического напряжения, чем для смешанного и медлительного типа (показатели спешащего типа оказались выше на 38%, чем показатели медлительного и выше на 31%, чем показатели смешанного типов).

При этом, показатели смешанного и медлительного типов отличаются незначительно (на 6%), однако, показатель медлительного типа несколько ниже, что указывает на то, что для медлительного типа характерен более низкий уровень нервно-психического напряжения, что, скорее всего, объясняется высокой эмоциональной устойчивостью.

Таким образом, в результате проведенного исследования можно сделать вывод о том, что рациональность медлительных типов позволяет им быть крайне стрессоустойчивыми, в то время как спешащие типы в следствие своего образа жизни, наоборот, подвержены воздействию стресса и теряются при любой сложной ситуации.

Для подтверждения всего вышесказанного нами была проведена статистическая обработка данных при помощи критерия ранговой корреляции Спирмена.

Результаты расчета критерия Спирмена для этой методики предоставлены в таблице 7.

Получили наличие значимой связи между исследуемыми параметрами, что говорит о том, что уровень нервно-психического напряжения связан с типом поведенческой активности.

 

Таблица 7. Результаты расчета критерия Спирмена для шкалы нервно-психического напряжения (Т.А. Немчин).

Тип Значение коэффициента ранговой корреляции Спирмена Значимость связи между исследуемыми параметрами
Спешащий -0,43 Связь между признаком Y и фактором X умеренная и обратная
Смешанный -0,36 Связь между признаком Y и фактором X слабая и обратная
Медлительный -0,48 Связь между признаком Y и фактором X умеренная и обратная

 

Далее нами был проведен анализ результатов теста жизнестойкости (Методика С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева). Результаты предоставлены в приложении 8.

В результате проведения данной методики были получены следующие результаты:

 

 

Таблица 6. Средние показатели в каждой группе

Тип поведенческой активности Спешащий тип Смешанный тип Медлительный тип
Средний балл по вовлеченности 31,6 36 39
Средний балл по контролю 25,9 29,9 32,7
Средний балл по принятию риска 11,6 12,1 14,8
Средний балл по жизнестойкости 69,2 78 86,4

 

Результаты наглядно предоставлены на рисунке 3.

Рисунок 3. Средние показатели по каждой группе по уровню жизнестойкости

 

Из таблицы и рисунка видим, что наблюдается определенная закономерность.

Для спешащего типа оказался характерен более низкий уровень по вовлеченности, чем для других типов. При этом самый высокий уровень вовлеченности оказался наиболее характерен для медлительного типа, что говорит о том, что для этого типа наиболее характерна убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности. При этом для смешанного типа оказалось более характерным промежуточное состояние.

Для подтверждения всего вышесказанного нами была проведена статистическая обработка данных при помощи критерия ранговой корреляции Спирмена.

Результаты расчета критерия Спирмена для этой методики предоставлены в таблице 7.

Получили наличие значимой связи между исследуемыми параметрами, что говорит о том, что уровень жизнестойкости связан с типом поведенческой активности.

Таким образом, в результате проведенного исследования можно сделать вывод о том, что рациональность медлительных типов позволяет им быть крайне стрессоустойчивыми, в то время как спешащие типы в следствие своего образа жизни, наоборот, подвержены воздействию стресса и теряются при любой сложной ситуации.

Дополнительно нами была отражена корреляционная связь между исследуемыми параметрами графически (рис. 4).

Рисунок 4. Корреляционные связи

 

На рисунке видно графическое изображение корреляционных связей, из котором следует, чо практически по всем параметрам наблюдается сильная обратная связь: стрессоустойчивость имеет устойчивую взаимосвязь со спешащим и медлительным типом, жизнестойкость имеет устойчивую взаимосвязь со спешащим и медлительным типом.

Так же наблюдается умеренная связь в некоторых парах: между стрессоустойчивостью и смешанным типом, между жизнестойкостью и смешанным типом, между нервно-психическим напряжением и спешащим и медлительным типами.

Не наблюдается связи только между нервно-психическим напряжением и смешанным типом.

Следовательно, можем констатировать подтверждение гипотезы исследования - стрессоустойчивость личности в студентов-психологовом возрасте имеет определенные типовые особенности, обусловленные типом поведенческой активности.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: