Возникновение стрессовых ситуаций в студенческой жизни определяется наличием стрессогенных факторов в студенческой среде, таких как ситуации экзаменов, периоды социальной адаптации, необходимость личностного самоопределения в будущей профессиональной деятельности. Таким образом, постоянное состояние стресса и его последствия составляют серьезную угрозу психическому здоровью студентов.
Юность – это период, когда формируется личность будущего специалиста, когда молодые люди подтверждают свою профессиональную состоятельность, уровень стрессоустойчивости оказывает сильное влияние на успешность обучения и личные достижения.
Развитие стрессоустойчивости личности будущего психолога занимает важное место в системе подготовки высококвалифицированных и конкурентоспособных кадров в области психологии. Особенностью профессии психолога является специфический инструмент деятельности — собственная личность. Поэтому профессия психолога требует личностной работы: решение собственных субъективных проблем, овладение культурой саморефлексии, осознание своих личностных, моральных, культурных и когнитивных ценностей, развитие умения контролировать собственные эмоциональные реакции и адекватно реагировать на действие стрессогенных факторов.
|
|
Повышенное внимание к подготовке специалиста в области практической психологии связана с потребностью современного общества продуктивно решать проблемы в многих отраслях повседневной жизни. Социальная значимость деятельности практического психолога вызывает необходимость детального изучения уровня социально-психологического стресса, стрессоустойчивости личности будущего профессионала в области практической психологии.
Можно выделить следующие основные виды профессионального стресса, которые возникают в процессе обучения студентов психологов:
- информационный стресс возникает в условиях ограниченного времени и усиливается в условиях высокой ответственности выполняемых учебных заданий. Информационный стресс может сопровождаться ситуацией неопределенности, когда у студента недостаточно информации или знаний для выполнения задания;
- эмоциональный стресс возникает из-за реальной или предполагаемой опасности (чувство вины за невыполненные учебные задания, боязнь подвести одногруппников и др.).
- комуникативный стресс связан с реальными проблемами общения в студенческой среде, или общения с преподавателем. Признаками такого стресса является повышенная конфликтность, плохой самоконтроль в процессе общения, неумение найти правильные слова в процессе общения, сложность понять собеседника;
|
|
- профессиональный стресс достижения проявляется при несоответствии уровня ожиданий реальным возможностям человека. Например, возможности студента могут быть переоценены и ему приходится соответствовать повышенной оценке, в результате чего он испытывает стресс. Либо наоборот, студент достоин большей оценке, чем та, которую он получил, что также вызывает значительный стресс;
- стресс, который сопровождается страхом сделать ошибку. Он возникает, если у студента есть очень сильная внутренняя установка только на успех, либо есть запрет или предусмотрены карательные санкции в случае ошибки. Например, некоторые студенты боятся неодобрения родителей, если будут недостаточно успешны в учебе;
- стресс конкуренции – стресс, который нередко возникает в условиях конкуренции в профессиональных достижениях между одногруппниками;
- стресс успеха. У студента-психолога может возникнуть стресс, когда он достигает крупного успеха.
Характеризуя стрессоустойчивость человека в студенческом возрасте, можно отметить, что к возрасту 18 лет, у человека уже выработаны основные механизмы преодоления стрессовых ситуаций. Многие студенты могут контролировать свои эмоции и действия, предвидеть наступление тех или иных негативных или позитивных событий, морально подготовиться к ним. Вместе с тем, студенты по-разному реагируют на стрессовые ситуации, поэтому важно исследовать особенности стрессоустойчивости студентов и выработать рекомендации по повышению управления студентами своего внутреннего состояния в условиях стресса.
Выводы по первой главе
На основании теоретической главы работы можно сделать следующие выводы:
Стресс – это функциональное состояние организма и психики, которое характеризуется существенными нарушениями биохимического, физиологического, психического статуса человека и его поведения в результате воздействия экстремальных факторов психогенной и физической природы.
Механизмы стресса связаны с нашей гормональной, нервной, сосудистой системами. Сильный стресс негативно влияет на здоровье - он снижает иммунитет и является причиной многих заболеваний (желудочно-кишечных сердечнососудистых, и др.).
Стрессоустойчивость – это общее качество личности, которое характеризуется способностью противостоять стрессовым факторам за период времени, необходимого для организации новых условий, в которых данный стрессор не будет угрожающим. Стрессоустойчивость обеспечивает высокую эффективность деятельности и сохраняет здоровье человека. В ситуациях возможного возникновения стресса надо определять дополнительные пути выхода из стрессовых ситуаций.
Возникновение стрессовых ситуаций в студенческой жизни определяется наличием стрессогенных факторов в студенческой среде, таких как ситуации экзаменов, периоды социальной адаптации, необходимость личностного самоопределения в будущей профессиональной деятельности. Таким образом, постоянное состояние стресса и его последствия составляют серьезную угрозу психическому здоровью студентов.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ –ПСИХОЛОГОВ